Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект по литературе для подготовки к уроку по теме "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literatury_v_6_klasse_po_skazke.docx | 140.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по сказке-были
А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
Тема урока: А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок».
Уроки доброты Платонова.
Учитель: Салихова А.С.
ОУ: МОБУ СОШ №7, ГО Сибай, РБ
Цели урока:
- Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.
- Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы, продолжить работу над навыкам выразительного чтения.
- Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как сострадание, любовь ко всему живому и жизни, трудолюбия, воспитание читательского вкуса.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийные средства.
Методические приемы: слово учителя, чтение по ролям, работа над закреплением литературоведческих понятий, работа с текстом, беседа по вопросам, цитирование, выразительное чтение, обобщение, выводы.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. | Цель: создать рабочую настроенность. Приветствие. Здравствуйте, ребята. | Настрой на урок |
Введение в тему, целеполагание. | Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание. | Оформление записей в тетради. |
Актуализация опорных знаний | В 5 классе мы читали рассказ «Никита» -Вы помните этот рассказ? -Что удивило Никиту в цветке? | Обсуждение |
Работа над закреплением литературоведческих понятий. | Какой приём использовал А.Платонов, наделяя неодушевленные предметы человеческими качествами? | (олицетворение). |
Подготовка к восприятию сказки. | Перед нами другая сказка. Сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание. | |
Словарная работа | Что такое «завещание»? Что значит «неизвестный»? подберите синонимы к слову. -Где мог появиться цветок, чтобы быть неизвестным? | (наказ на будущее) (неведомый, незнакомый) (Там, где никого нет) |
Создание проблемной ситуации. | Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок». Мы должны понять, что хотел сказать нам писатель. Тема нашего урока: «Уроки доброты Платонова» | |
Выборочное чтение, беседа по тексту | Читаем 1 абзац до конца. Читаем 2 абзац и 1 предложение 3. -легко ли было семечку? (очень трудно). Читаем 3,4,5 абзац. Жизнь цветка не только борьба, но и радость. | Открывают учебник стр. 33 |
Постановка проблемного вопроса. | Каким вы представляете себе цветок? А вот каким его рисует автор: читаем 6 абзац. Найдите в тексте: чем был обделен цветок? Почему он не видел себя? С чем сравнивает его автор? как называется это средство выразительности? | (слабым, нежным, но сильным духом) (был слепой). (со звездой) (метафора - образное сравнение). |
Постановка проблемного вопроса. | Как вы думаете, он так и проживет неизвестным? Для чего тогда он мерцал и благоухал? Что заинтересовало девочку? Почему девочка пошла на пустырь? Как Даша увидела цветок? Какие чувства вызывают у вас слова: один- никто- маленький ? -Почему Даша поцеловала цветок? (пожалела, проявила чувство сострадания). -Для чего девочка привела ребят? Что её поразило в цветке, чем она хотела поделиться с друзьями? Читаем 10 абзац и дальше до конца. | (быть полезным другим). (благоухание). (вспомнила сказку.) Выразительное чтение по ролям. |
Лексическая работа. | Что значит «удобрить»? | (сделать доброй) |
Постановка проблемного вопроса. | Могла ли Даша забыть о цветке? Читаем следующий абзац до конца. Как земля отблагодарила ребят? -А что же случилось с прежним цветком? -Чем сын был не похож на отца? | (пустырь покрылся цветами) (он повторился в своем сыне) |
Работа с текстом. | Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в этом | |
Работа над закреплением литературоведческих понятий. | Что сказочного в произведении? Как называется этот вид тропа? | (живой цветок) (олицетворение). |
Рефлексия. | А что же является былью, только ли о цветке идет речь в произведении? Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. В чем заключается урок Платонова? Что завещал Платонов, Какими нам надо быть? Многие известные люди размышляли о смысле жизни. Каким афоризмом можно выразить вывод урока? (слайд 8) «Жить- значить действовать». А. Франс. «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций «Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали «Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. Ребята, помогите мне оценить вашу работу, кто на ваш взгляд хорошо работал? Оценки. | Беседа-размышление, выводы учеников. |
Домашнее задание | 1.Прочитайте статью об авторе сказки стр. 30-32, 2.Нарисуйте, каким вы представляете себе цветок, дайте ему имя. 3.Как бы вы поступили, встретив такой цветок? | Запись в дневниках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова."Неизвестный цветок".
Цель урока: обучать грамотному чтению художественного текста, воспитывать любовь к языку произведения Платонова. Слайды презентации фиксируют внимание на художественном своеобразии автора....
Урок литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Конспект урока по технологии развития критического мышления....
Урок литературы "Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Интегрированный урок литературы в 6 классе...
Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок
Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...
Разработка урока по литературе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок"
Разработка урока + рабочий лист по сказке-были "Неизвестный цветок"...
Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок" + презентация к уроку....
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок» Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» ...