Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок" + презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literatury_v_6_klasse_po_skazke.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
Тема урока: А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.
Цели урока:
- Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.
- Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы, продолжить работу над навыкам выразительного чтения.
- Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как сострадание, любовь ко всему живому и жизни, трудолюбия, воспитание читательского вкуса.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийные средства.
Методические приемы: слово учителя, чтение по ролям, работа над закреплением литературоведческих понятий, работа с текстом, беседа по вопросам, цитирование, выразительное чтение, обобщение, выводы.
Ход урока.
Организационный момент.
Цель: создать рабочую настроенность. Приветствие.
Здравствуйте, ребята. (слайд 1)
Введение в тему, целеполагание.
Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание. ( слайд 2)
В 5 классе мы читали рассказ «Никита»
-Вы помните этот рассказ?
-Что удивило Никиту в цветке?
Работа над закреплением литературоведческих понятий.
-Какой приём использовал А.Платонов, наделяя неодушевленные предметы человеческими качествами? (олицетворение). ( слайд3)
Подготовка к восприятию сказки.
Слово учителя.
Перед нами другая сказка. Сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание. (слайд 4)
Беседа по вопросам.
-что такое «завещание»? (наказ на будущее).(слайд5)
Создание проблемной ситуации.
Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок». Мы должны понять, что хотел сказать нам писатель. Тема нашего урока: «Уроки доброты Платонова». (слайд 6)
-Что значит «неизвестный»? подберите синонимы к слову. (неведомый, незнакомый).
-Где мог появиться цветок, чтобы быть неизвестным? (Там, где никого нет).
Выборочное чтение, беседа по тексту.
Открываем учебник стр. 33
Читаем 1 абзац до конца.
Читаем 2 абзац и 1 предложение 3.
-легко ли было семечку? (очень трудно).
Читаем 3,4,5 абзац. Жизнь цветка не только борьба, но и радость.
Постановка проблемного вопроса.
-каким вы представляете себе цветок? (слабым, нежным, но сильным духом).
А вот каким его рисует автор: читаем 6 абзац.
-найдите в тексте: чем был обделен цветок? Почему он не видел себя? (был слепой).
Читаем 7 абзац.
-с чем сравнивает его автор? (со звездой) как называется это средство выразительности? (метафора - образное сравнение). (слайд7)
Постановка проблемного вопроса.
Как вы думаете, он так и проживет неизвестным? Для чего тогда он мерцал и благоухал? (быть полезным другим).
Читаем 8 абзац.
-что заинтересовало девочку? (благоухание).
Читаем 9 абзац. Почему девочка пошла на пустырь? (вспомнила сказку.)
Как Даша увидела цветок?
Выразительное чтение по ролям.
Диалог по ролям.
Постановка проблемного вопроса.
Какие чувства вызывают у вас слова: один- никто- маленький ?
-Почему Даша поцеловала цветок? (пожалела, проявила чувство сострадания).
-Для чего девочка привела ребят? Что её поразило в цветке, чем она хотела поделиться с друзьями?
Читаем 10 абзац и дальше до конца.
Лексическая работа.
-Что значит «удобрить»? (сделать доброй)
Постановка проблемного вопроса.
Могла ли Даша забыть о цветке?
Читаем следующий абзац до конца.
- Как земля отблагодарила ребят? (пустырь покрылся цветами)
-А что же случилось с прежним цветком? (он повторился в своем сыне)
-Чем сын был не похож на отца?
Работа с текстом.
- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в этом.
Работа над закреплением литературоведческих понятий.
- Что сказочного в произведении? (живой цветок). Как называется этот вид тропа? (олицетворение).
Рефлексия.
-А что же является былью, только ли о цветке идет речь в произведении? Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. В чем заключается урок Платонова?
Что завещал Платонов, Какими нам надо быть?
Многие известные люди размышляли о смысле жизни. Каким афоризмом можно выразить вывод урока? (слайд 8)
«Жить- значить действовать». А. Франс.
«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций
«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали
«Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.
Ребята, помогите мне оценить вашу работу, кто на ваш взгляд хорошо работал? Оценки.
Домашнее задание: прочитайте статью об авторе сказки стр. 30-32, нарисуйте, каким вы представляете себе цветок, дайте ему имя. (слайд 9)
Как бы вы поступили, встретив такой цветок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; ...
Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Данный конспект содержит два урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...
Урок литературы "Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Интегрированный урок литературы в 6 классе...
Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".
Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....
Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок
Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...
Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
Конспект по литературе для подготовки к уроку по теме "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК"...
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок» Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» ...