Разработка урока по литературе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Разработка урока + рабочий лист по сказке-были "Неизвестный цветок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-_tsvetok.docx | 56.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были
А. А. Платонова «Неизвестный цветок»
Тема: Жить – значит действовать!
- Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
(Муз. Грига «Утро»)
На сегодняшнем уроке мы поговорим о творчестве А.П. Платонова и цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.
А ведь открытия бывают не только видимые, научные, и не только в окружающем мире, но и в себе, в своей душе. Вы уже знакомы с биографией А.П. Платонова и сказкой-былью «Неизвестный цветок». Сегодня мы заглянем в мир мудрой платоновской сказки, а в качестве эпиграфа к уроку как нельзя лучше подходит русская народная пословица «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться».
- Тема и задачи урока.
Вместо тетради у вас на столах рабочий лист.
Я предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока.
Вам нужно выбрать из предложенных и дописать в рабочем листе одно слово-глагол в незаконченном предложении.
(Обсудить и записать тему на доске)
Ещё раз обратитесь к эпиграфу, вспомните сказку и то, что всё хорошее в жизни достигается большим трудом. А что такое труд? Это действие, созидающее, активное.
Что нам предстоит на уроке сделать? Соотнесите действие и его содержание стрелочками в рабочем листе.
Цели урока:
1. Понять | содержание сказки | |
2. Проанализировать | жизненные ориентиры (нравственные заповеди) | |
3. Открыть | поведение, поступки героев |
- Попытаемся понять…содержание сказки-были А.П. Платонова.
- Для этого проанализируем…поведение и поступки главных героев.
- Откроем… для себя жизненные ориентиры.
Так вот какие мы открытия сегодня сделаем! Жизненные ориентиры – это нравственные заповеди, которые заключены в произведении. Думаю, в конце урока, сможете ответить на вопрос: «Что помогает выжить в трудных условиях?»
- Актуализация опорных знаний.
А теперь мне хочется узнать, насколько внимательно вы прочитали произведение. Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных со сказкой Платонова. Если они соответствуют действительности, хором отвечайте: «Да», если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет».
- Цветок рос на пустыре, куда часто заходили коровы и козы. (Нет)
- Одно семечко приютилось в ямке меж камнем и глиной. (Да)
- Чтобы смочить пылинки, цветок всю ночь сторожил росу. (Да)
- Даша написала письмо матери и понесла его на станцию. (Да)
- Даша и раньше видела такие цветы. (Нет)
- Пионеры любовались цветком, как героем. (Да)
- Четыре дня пионеры удобряли землю на пустыре. (Да)
- Зимой Даша забыла о цветке. (Нет)
- Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок. (Да)
- Работа с произведением.
- Как автор А.П. Платонов определил жанр своего произведения? (Сказка-быль)
-Правильно, значит, в этой сказке переплелись художественный вымысел и реальность.
-А что в описании цветка – от были, а что сказочное?
У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование. Однако цветок из сказки А. Платонова был существом, наделенным чувством, волей; он умел говорить. Цветок разговаривает, думает, грустит, ведёт себя как живое существо, борется как герой, даёт жизнь сильному потомству…)
- Вы сказали, что в сказке цветок показан как живое существо. Давайте перечитаем 3-4 абзацы и найдём ключевые слова в описании жизни цветка. Работаем в парах. (Запишем их в виде кластера в рабочем листе)
Ключевые слова: Жизнь цветка Сторожил росу Превозмогал боль Собирал росу Трудился день и ночь Старался расти Поднимал листья
- К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? (Олицетворение)
- Какими чертами характера человека наделён главный герой сказки? (В рабочем листе выберите и подчеркните те, которые относятся к цветку).
- Для чего трудился день и ночь цветок? Как в тексте об этом сказано? (4 абзац 2 предложение) Значит он трудился, действовал, чтобы жить. (Показать рукой на тему урока)
- Что важнее всего было для цветка? (Жить)
Это будет нашим первым открытием. Запишите слово «Жить» в сердцевину цветка.
- Лепесток. Трудиться.
(В руках горшок с комнатным цветком). Как вы считаете, легко ли жить этому цветку? (Да) А почему?
- А что должен был делать цветок в сказке, чтобы жить? Задание 1 смотрите. (Трудиться)
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? (Прочитайте 7 абзац)
- На что похож стал цветок? (На звезду)
- Какой худ. приём использует сейчас автор? (Сравнение)
- Так и в жизни тот достигает высот, кто много-много трудится. Давайте ещё раз прочитаем пословицу - эпиграф. (Читают)
- Какое важное открытие мы сделали! Чтобы жить, надо много…(Трудиться) Запишите этот жизненный ориентир на 1 лепесток в рабочем листе.
2. Лепесток. Сострадать.
Прочитайте 5 и 6 абзацы в сказке.
- Какие чувства вы испытали, читая эти строки? (Жалость, сочувствие, грусть……)
- Захотелось Вам помочь цветку? (Да)
- Что бы вы сами могли сделать для него? (Ответы)
- Помните, что мало только жалеть, заботиться в душе, нужно помогать, проявлять заботу реальными делами, т.е. действовать.
- Как нужно относиться, ребята, ко всем, кто страдает? (Помогать, заботиться, сострадать)
- Молодцы! Мы сделали ещё одно открытие, нравственную заповедь. Давайте запишем на второй лепесток – сострадать.
- Лепесток. Быть внимательным.
- Почему сказка называется «Неизвестный цветок»? (его никто не знал, не замечал до Даши).
Почему было нелегко заметить цветок на пустыре? (Посмотрите абзац 9).
Послушайте, как автор рисует встречу Даши с неизвестным цветком, подумайте, какие черты характера девочки проявились в этом эпизоде? Найдите 11 абзац…(учитель читает)
-Что вы можете сказать о Даше? (внимательная, наблюдательная и чуткая)
- Да, ребята, она была чуткая, добрая, сострадательная, но очень важно, что она была внимательная. Внимательным людям открываются многие тайны. Слово это многозначное: это и внимательность-чуткость, и внимательность-наблюдательность. Здесь проявились оба эти качества. Вспомните также, куда спешила девочка до встречи с цветком? (на станцию, чтобы отправить письмо маме, потому что мама тоже скучала по дочке)
Наше третье открытие – надо быть внимательным. Запишите в рабочем листе.
- Лепесток. Радоваться.
-Даша не просто была внимательной, она проявила сострадание к цветку, причём – деятельное сострадание – привела с собой ребят.
-Что сделали ребята? Какие результаты дали усилия детей? (пустырь зацвёл, неизвестный цветок дал множество деток, которые с радостью смотрели на мир и радовали всех вокруг). То есть ребята своим трудом принесли в мир радость.
-А что такое радость? Какие у вас возникают ассоциации со словом «радость».
(ассоциации)
-Как здорово, что у вас столько радости в жизни! А наш цветок только ли грустил в своей трудной жизни или всё же когда-то радовался?
(радовался лучу солнца)
-Он даже одному лучу радовался, хотя предстоял трудный день. Так и человек, если даже в самые трудные моменты жизни не падает духом и даже находит повод для радости, он помогает себе жить.
-Вы догадались, какое следующее открытие мы запишем на лепесток?
(Радоваться)
5. лепесток. Любить.
-Кто в сказке полюбил цветок?
-А другие ребята? (забыли о нём, «ходили путешествовать в другие поля и леса»), то есть их привязанность к цветку была неглубокой. Хотя и восхищались им как героем. То, что он помог хотя бы однажды, это тоже хорошо, но какое счастье для попавшего в беду, когда кто-то идёт с ним до конца, берёт на себя ответственность за его судьбу. Такое качество человека называется любовью к ближнему – это высшая нравственная заповедь.
Да, любить можно и нужно маму, папу, друзей, родину, близкого человека – без любви нет жизни, но, если твоя душа распахнута ко всему миру, – это великий дар.
Ребята, это важное качество для жизни? (Да). Причём - очень важное.
Итак, на последнем лепестке мы запишем ещё одно открытие нашего урока – жить – значит любить.
Я сегодня для себя тоже сделала открытие. Вы умеете трудиться, думать, радоваться, быть внимательными. Спасибо вам за помощь. Мне было приятно общаться с вами.
Подведение итогов:
Давайте вернёмся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Посмотрите в рабочий лист.
- Какие жизненные ориентиры открыли мы для себя в сказке Платонова?
Ребята, теперь вы сможете ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: Что помогает выжить в трудных условиях?
Смотрите на цветок
- Цветку трудно пришлось. Но благодаря своему трудолюбию, терпению, стремлению к жизни, благодаря помощи человека, он выжил и смог подарить свою красоту людям, смог дать жизнь более сильному и прекрасному растению.
Синквейн о цветке.
Домашнее задание
Я предлагаю вам выполнить творческое задание на выбор.
1. Напишите рассказ о таком человеке, девизом которого являются слова «Жить – значит действовать».
2. Напишите письмо маме от имени Даши после встречи с неизвестным цветком.
3. Напишите о самом важном для вас открытии после прочтения рассказа А. Платонова «Неизвестный цветок».
Рефлексия. Есть на свете цветок
- Мы побывали с вами в замечательной сказке о трудолюбии, доброте, любви. А теперь давайте нарисуем свою сказку, превратим пустырь в сад!
Дети неизвестные цветы приклеивают на общий лист «Наш сад»
- Посмотрите на наш пустырь – он ожил и зацвёл как в сказке-были А.П. Платонова. Мы с вами нарисовали сказку, проделали в своем сердце работу, которую проделал маленький цветок – подарили новую жизнь этому прекрасному миру. Именно с вами, ребята, автор связывает свои надежды. Вы должны жить достойно, принося пользу, а для этого надо всё время действовать!
Мир начинается с Тебя –
Об этом помни.
В тебе живет цветок Добра,
Его не скомкай.
Взрасти его сквозь ложь обид
И слез ненастья
И подари ему свои
Любовь и Счастье.
И это чудо ты отдашь
На благо людям,
Одаришь радостью сполна
Тех, кого любишь.
Все, что сегодня приобрел,
Возьмешь ты в Завтра.
Мир начинается с Тебя –
И это Правда!
Рабочий лист урока литературы
Ф.И. ________________________________________________
Тема урока: Жить – значит____________________________
(учиться, расти, действовать, видеть, понимать, говорить)
Эпиграф к уроку: «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться».
Цеди урока:
1. Понять | содержание сказки | |
2. Проанализировать | жизненные ориентиры (нравственные заповеди) | |
3. Открыть | поведение, поступки героев |
Цветок
Какими чертами характера человека наделён главный герой сказки? (В рабочем листе выберите и подчеркните те, которые относятся к цветку).
Храбрый, равнодушный, добрый, ленивый, стойкий, молчаливый, злой, трудолюбивый, спокойный, вежливый, завистливый, жадный
Радость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"
В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...
урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"
урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...
Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок
Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...
Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
Конспект по литературе для подготовки к уроку по теме "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК"...
Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок" + презентация к уроку....
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»
Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок» Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» ...