Рабочая программа по литературе для учащихся 8-классов.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
с.Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края
Рассмотрено | Согласовано Заместитель директора по УВР Спиридонова О.Ж. 29 августа 2016 года | |
на заседании МО учителей ОО | ||
« Филология:русский язык и литература» | ||
Протокол №1 | ||
от 28 августа 2016 года | ||
Руководитель МО: Антелава И.Г. |
Рабочая программа
По предмету | Литература | в 8 «Ф» классе |
(название учебного предмета, курса) | ||
на 2016/2017 учебный год | ||
Ткачевой Татьяны Борисовны | ||
(Ф.И.О. учителя-разработчика ) | ||
Учитель русского языка и литературы |
(должность учителя-разработчика )
Казьминское, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для 8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-9 классов. Издательство «Просвещение», 2011. Под редакцией В.Я. Коровиной.
Основная цель курс: воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Задачи курса :
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики;
- уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств связи и языковых систем ( текст,таблица,схема) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Новизна учебной программы:
дополнен перечень изучаемых тем в разделе «Из литературы 20 века».
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты). В представленной программе учтены возрастные особенности учащихся, техника их чтения, возможность анализировать прочитанное, поэтому изучение литературы построено с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника.
Место учебного предмета(курса) в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных организаций РФ на изучение ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» в 8 классов отводится 68 часов.
Тип программы | Авторская составительская модифицированная | |
Количество часов | всего | в неделю |
68 | 2 | |
Контрольных работ | 3 | |
Творческих работ | 3 | |
Практических работ | 3 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета(курса)
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения ОП НОО.
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств | • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
| |
Регулятивные УУД: | Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - Удерживать цель деятельности до получения её результата. - Анализу достижения цели. Ученик получит возможность научиться: - Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи. |
Познавательные УУД: | Ученик научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). Ученик получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия текста; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
Коммуникативные УУД: | Ученик научится: - Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. - Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Ученик получит возможность научиться: - Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей. - Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. |
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений(ученик научится/получит возможность научиться): Устное народное творчество Ученик научится: - осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); - выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; - определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; - выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; Ученик получит возможность научиться: - сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); - рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор; Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература Ученик научится: - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Ученик получит возможность научиться: - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный (собеседование) опросы.
Содержание учебного предмета(курса)
Содержание рабочей программы направлено на формирование умений и качеств на базовом уровне
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Введение | 1 | |
Устное народное творчество | 2 | |
Из древнерусской литературы | 3 | |
Из литературы 18 века. | 3 | |
Из литературы 19 века. | 36 | |
Из литературы 20 века | 18 | |
Русские поэты о родной природе | 3 | |
Из зарубежной литературы | 2 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
Автор(ы) | Название | Издательство, год издания | класс | |
Учебник | В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин | Литература,8 класс | Москва,2012,«Просвещение». | 8 |
Методическое пособие | 1.О.А. Ерёмина. | Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В, Я.Коровиной, 8 класс | Москва,2012-«Экзамен». | 8 |
2. И.В. Золотарёва, Т.А .Крысова. | Поурочные разработки по литературе, 8 класс | Москва,2012 -« Вако». | 8 | |
Пособие для подготовки к ГИА, К(Р)ПР | Е.С.Ершова | Контрольно-измерительные материалы. Литература 8 класс | Москва,2012 -« Вако». | 8, |
ЭОРы | Электронная библиотека по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. http://www.drevne.ru |
Учитель: | Ткачева Т.Б. | ||
Часов | Название темы/урока | ||
План | Дата | ||
1 | Введение | ||
03.09 | Литература и история.Литература как искусство слова.Литература и другие виды искусства. | ||
2 | Устное народное творчество | ||
07.09 | Отражение жизни народа в народных песнях. | ||
10.09 | РК Предания как исторический жанр русской народной прозы. "О Пугачёве"."О покорении Сибири Ермаком". | ||
3 | Из древнерусской литературы | ||
14.09 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. "Житие А.Невского". | ||
17.09 | "Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века | ||
21.09 | Стартовая контрольная работа(тест) | ||
3 | Из литературы 18 века. Д.И.Фонвизин | ||
24.09 | Д.И.Фонвизин "Недоросль"(сцены). Сатирическая направленность комедии. | ||
28.09 | Д.И.Фонвизин "Недоросль". Анализ эпизода. | ||
01.10 | РР Подготовка к домашнему сочинению по произведению "Недоросль". | ||
36 | Из литературы 19 века. И.А.Крылов | ||
05.10 |
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. | |
08.10 |
| Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз". Выразительное чтение. | |
12.10 |
| К.Ф.Рылеев.Слово о поэте. Думы Рылеева. Дума "Смерть Ермака". | |
15.10 |
| РК А.С.Пушкин. Слово о поэте.Стихотворения "Туча", "К", "19 октября" | |
19.10 |
| А.С.Пушкин и история.Историческая тема в творчестве Пушкина. | |
22.10 |
| А.С.Пушкин. История Пугачёва" (отрывки). | |
26.10 |
| А.С.Пушкин "Капитанская дочка".История создания, герои, их прототипы | |
29.10 |
| Гринёв: жизненный путь героя.Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. | |
09.11 |
| Семья капитана Миронова.Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина. | |
12.11 |
| Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. | |
16.11 |
| Пугачев и Гринев. Проблема чести и долга | |
19.11 |
| А.С.Пушкин "Пиковая дама"(обзор) | |
23.11 |
| РР Подготовка к сочинению по роману "Капитанская дочка" | |
26.11 |
| Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина | |
30.11 |
| РК М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Лермонтова. | |
03.12 |
| РК М.Ю.Лермонтов."Мцыри". Мцыри как романтический герой. М.Ю.Лермонтов на Кавказе. | |
07.12 |
| Композиция поэмы "Мцыри", роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. Жанр романтической поэмы. | |
10.12 |
| РР Обучение сочинению по поэме Лермонтова "Мцыри".Подготовка к домашнему сочинению. | |
14.12 |
| Н.В.Гоголь.Слово о писателе.Исторические произведения в творчестве Гоголя. | |
17.12 |
| Контрольная работа за 1 полугодие | |
21.12 |
| Н.В.Гоголь. "Ревизор". История создания.Комедия в оценке современников. | |
24.12 |
| Приёмы сатирического изображения чиновников.Работа с текстом. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | |
28.12 |
| Хлестаков. Понятие о "миражной интриге". Хлестаковщина как нравственное явление. | |
11.01 |
| РР Особенности композиции комедии. Подготовка к сочинению | |
14.01 |
| РР Классное сочинение по комедии "Ревизор" | |
18.01 |
| Н.В.Гоголь."Шинель".Образ"маленького человека" в литературе. | |
21.01 |
| Мечта и реальность в повести "Шинель". Образ Петербурга. | |
25.01 |
| М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе."История одного города"(отрывок). Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пароди | |
28.01 |
| Город Глупов и его градоначальники | |
01.02 |
| Проверочная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя , Салтыкова-Щедрина (тест). | |
04.02 |
| Н.С.Лесков.Рассказ "Старый гений". Художественная деталь как средство создания художественного образа. | |
15.02 |
| Л.Н.Толстой. Рассказ "После бала". Образ рассказчика. Главные герои. | |
18.02 |
| Особенности композиции.Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | |
22.02 |
| Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. Тест по творчеству Л.Н.Толстого. | |
25.02 |
| РР Сочинение-рассуждение по рассказу "После бала". | |
01.03 |
| А.П.Чехов. Слово о писателе.Рассказ "О.любви" как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | |
18 | Из литературы 20 века. И.А.Бунин | ||
04.03 |
| РК И.А.Бунин. Проблема рассказа "Кавказ". Мастерство Бунина-прозаика. | |
08.03 |
| А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени". | |
11.03 |
| РР "Что значит быть счастливым?". Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Чехова, Бунина, Куприна. | |
15.03 |
| А.Б лок "Россия". Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению. | |
18.03 |
| Образ Родины в лирическом цикле А.Блока "На поле Куликовом".Обучение выразительному чтению. | |
22.03 |
| С.А.Есенин. "Пугачёв"-поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме. | |
25.03 |
| Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. | |
05.04 |
| М.А.Осоргин.Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне". | |
08.04 |
| И.С.Шмелёв "Как я стал писателем". | |
12.04 |
| Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.Тэффи. "Жизнь и воротник". М.М.Зощенко "История болезни". | |
15.04 |
| Контрольный тест по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина,А.А.Блока, С.А.Есенина | |
19.04 |
| А.Т.Твардовский. Поэма "Василий Тёркин". | |
22.04 |
| Василий Тёркин-защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского. | |
26.04 |
| Композиция и язык поэмы "Василий Тёркин".Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. | |
29.04 |
| А.П.Платонов.Картины войны и мирной жизни в рассказе "Возвращение" | |
03.05 |
| РК Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | |
06.05 |
| В.П.Астафьев. Проблемы рассказа "Фотография, на которой меня нет". Развитие представлений о герое-повествователе. | |
10.05 |
| РР Классное сочинение "Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века". | |
3 | Русские поэты о родной природе | ||
13.05 |
| РК Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты ставрополья о своей малой родине. | |
17.05 |
| РР Классное сочинение "Какой видят свою Родину поэты 20 века". | |
20.05 |
| Годовая контрольная работа | |
3 | Из зарубежной литературы | ||
|
| Дж.Свифт. "Путешествия Гулливера" как сатира на государственное устройство общества. | |
24.05 |
| У.Шекспир. "Ромео и Джульетта". Анализ эпизода из трагедии. | |
27.05 |
| Ж.Б.Мольер. "Мещанин во дворянстве"(сцены). Общечеловеческий смысл комедии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса
Рабочая программа для учащихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса
Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса
Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебно - тематическое планирование составлено по учебнику литературы Г.С.Меркина...