Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений автора Коровиной В.Я. (2010 года). ). На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_5_klass_2.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г.Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №113 имени Сергея Семенова»
Согласовано Утверждаю МО Директор Л.В.Иванова протокол № от Приказ № от
Рабочая программа
по литературе
для учащихся 5 класса
Составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень), под редакцией В. Я. Коровиной, издательство М.- «Просвещение», 2010.-253 с.
- Учебника-хрестоматии для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 класс. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М,: Просвещение, 2010
Составитель: Михайлова М.Н.., учитель русского языка и литературы
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
( литература 5 класс)
Рабочая программа для учащихся 5 Г класса МБОУ «СОШ № 113 имени Сергея Семёнова» разработана на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по предмету и авторской Программы общеобразовательных учреждений . Литература. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
1. Рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
2. Соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;
3. Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
4. Способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
5. Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Цель курса литературы- воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и иметь собственное суждение о произведении и отраженных в нём жизненных явлениях.
Основные задачи курса литературы:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть;
- овладение видами устного пересказа (подробный, выборочный, сжатый, от другого лица ) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- приобретение навыков свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- овладение способами составления развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
- овладение способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций
Формы, методы и технологии обучения:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- построение развёрнутых суждений ;
- творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценирование произведений;
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста на всех этапах изучения литературы;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения осуществляется в виде разного типа пересказов ( близких к тексту, кратких, выборочных, с изменением лица рассказчика, ответов на вопросы)
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
- написание сочинений по литературным произведениям;
- творческие задания, различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные, письменные);
- написание отзывов на произведения;
- создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев;
- создание оригинального произведения
- чтение наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- тестирование;
- контрольные вопросы
Планируемые результаты
В результате изучения курса литературы 5 класса ученик должен
знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов литературных героев ( герой литературный, имя героя, портрет, поступки, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка);
понимать
образную природу словесного искусства
уметь:
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения;
- использовать различные формы пересказа ( с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
- выделять и формулировать тему;
- воспроизводить сюжет прочитанного произведения;
- отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении ( ритм, рифма, двусложные размеры стиха и др.);
- работать со справочным материалом;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- владеть различными видами пересказа
При разработке программы учитывалась специфичность контингента класса.
Многие дети данного класса плохо читают, а некоторые учащиеся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи. Особое внимание уделяется использованию на уроке ИКТ.
Авторская программа разработана на 102 часа, так как учебный год составляет 35 учебных недель, появилась возможность 3 часа распределить на уроки повторения в конце года(резервные уроки)
3.Тематическое планирование уроков литературы
в 5 «Г» классе на 2014-2015 учебный год
105 часов, 3часа в неделю при 35 уч. неделях
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лабораторные и практические работы | Контроль ные и диагностичес кие работы | Экскур сии | Примечание | |
1 | Введение | 1 ч | |||||
1.1 | Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | |||||
2 | Устное народное творчество | 10 ч | |||||
2.1 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни | 1 | |||||
2.2 | Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни | ||||||
2.3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Высокий нравственный облик волшебницы в сказке «Царевна-лягушка» | 1 | |||||
2. 4 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и проводники | 1 | |||||
2.5 | Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика | ||||||
2.6 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. | 1 | |||||
2.7 | Образ главного героя сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке народа. | 1 | |||||
2.8 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | 1 | |||||
2.9 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках | ||||||
2.10. | Р.р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению | 1 | |||||
3 | Древнерусская литература | 2 ч | |||||
3.1 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник | 1 | |||||
3.2 | Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Фольклор и летописи | 1 | |||||
4 | Из литературы 18 века | 2 ч | |||||
4.1 | Стихотворение М.В.Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение | 1 | |||||
4.2 | Роды и жанры литературы | 1 | |||||
5 | Из литературы 19 века | 40ч | |||||
5.1 | Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра | 1 | |||||
5.2 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок. Понятие об аллегории и морали | 1 | |||||
5.3 | Осмеяние пороков в баснях И.А.Крылова «Свинья под дубом», «Ворона и лисица» | 1 | |||||
5.4 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» И.А.Крылова как басня о войне 1812 года. | 1 | |||||
5.5 | Басня И.А.Крылова «Волк на псарне». Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни | ||||||
5.6 | В.А.Жуковский. Слово о поэте. Сюжет и герои сказки «Спящая царевна». | 1 | |||||
5.7 | «Спящая царевна» В.А.Жуковского. Черты литературной и народной сказки. | 1 | |||||
5.8 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады | 1 | |||||
5.9 | А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няне» - поэтизация образа няни | 1 | |||||
5.10 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | 1 | |||||
5.11 | Истоки рождения сюжета «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина | ||||||
5.12 | Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Система образов сказки | 1 | |||||
5.13 | Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки | 1 | |||||
5.14 | Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа | 1 | |||||
5.15 | Р.р. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению | 1 | |||||
5.16 | Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок | 1 | |||||
5.17 | Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители» | 1 | |||||
5.18 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители» | 1 | |||||
5.19 | Героическое и обыденное в сказке В.М.Гаршина «Attalea Princeps» | 1 | |||||
5.20 | М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино» | 1 | |||||
5.21 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» | 1 | |||||
5.22 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни в повести «Заколдованное место» | 1
| |||||
5.23 | Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».Понятие о фантастике. Юмор | 1 | |||||
5.24 | Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | |||||
5.25 | Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Картины природы и судьба народа в стихотворении «На Волге» | 1 | |||||
5.26 | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины | 1 | |||||
5.27 | Вн.чт. Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей | 1 | |||||
5.28 | И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. История создания рассказа «Муму». Жизнь в доме барыни | 1 | |||||
5.29 | Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | 1 | |||||
5.30 | Нравственный облик Герасима. | 1 | |||||
5.31 | Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества | 1 | |||||
5.32 | Р.р. Тургенев- мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» | 1 | |||||
5.33 | Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева | 1 | |||||
5.34 | А.А Фет. Краткий рассказ о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь» | 1 | |||||
5.35 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы | 1 | |||||
5.36 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев | 1 | |||||
5.37 | Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого «Кавказский пленник» | 1 | |||||
5.38 | А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Законы юмористического рассказа | 1 | |||||
5.39 | Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия» | 1 | |||||
5.40 | Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте | 1 | |||||
6. | Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе | 4 | |||||
6.1. | Русские поэты 19 века о Родине и родной природе | 1 | |||||
6.2. | Лирика Ф. И. Тютчева | 1 | |||||
6.3. | Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцовва | 1 |
| ||||
6.4. | Р.р. Обучение анализу лирического произведения (по русской поэзии XIX века) | 1 |
| ||||
7 | Из русской литературы 20 века | 22 | |||||
7.1. | Вн. чт. И. А. Бунин. Слово о писателе. Восприятие прекрасного героями рассказа «Косцы» | 1 | |||||
7.2. | В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений | 1 | |||||
7.3. | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей | 1 | |||||
7.4. | Портрет как средство изображения героев в повести В.Г. Короленко | 1 | |||||
7.5. | Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Композиция произведения | 1 | |||||
7.6. | Р.р. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» | 1 | |||||
7.7. | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями» | 1 | |||||
7.8. | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера | 1 | |||||
7.9. | Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе | 1 | |||||
7.10. | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | 1 | |||||
7.11. | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». | 1 | |||||
7.12. | Вн.чт. Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» | 1 | |||||
7.13. | С. Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса–сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы | 1 | |||||
7.14. | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев» | 1 | |||||
7.15. | Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | |||||
7.16. | Р. р. Традиции народных сказок в пьесе-сказке. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | |||||
7.17. | А. П. Платонов. Слово о писателе. Быль и фантастика в рассказе «Никита» | 1 | |||||
7.18. | Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита» | 1 | |||||
7.19. | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро». Черты характера героя рассказа и его поведение в лесу | 1 | |||||
7.20. | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | 1 | |||||
7.21. | Р.р. Классное сочинение «Как Васютка выжил в тайге» | 1 | |||||
7.22. | Обобщающий урок по произведениям русской литературы 20 века | 1 | |||||
8. | Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе | 3 | |||||
8.1. | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И. А.Бунин, Дон-Аминадо | 1 | |||||
8.2. | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н. М. Рубцов | 1 |
| ||||
8.3. | Р. речи. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения(на материале стихотворений русских поэтов XX века) | 1 | |||||
9. | Писатели улыбаются | 2 | |||||
9.1. | Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе Саши Черного «Кавказский пленник» | 1 | |||||
9.2. | Рассказ Саши Чёрного «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях писателя. Юмор в его рассказах | 1 | |||||
10. | Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) | 2 | |||||
10.1. | К. М. Симонов. Слово о поэте. Война и дети в стихотворении «Майор привёз мальчишку на лафете» | 1 | |||||
10.2. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста» | 1 | |||||
11. | Из зарубежной литературы | 12 | |||||
11.1. | Р. Стивенсон. Слово о писателе Бережное отношение к традициям предков в балладе «Вересковый мёд» | ||||||
11.2. | Вн.чт. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа | ||||||
11.3. | Вн.чт Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». | ||||||
11.4. | Х. К. Андерсен. Слово о писателе. Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева» | ||||||
11.5. | В поисках Кая. Друзья и враги Герды | ||||||
11.6. | Наши любимые сказки Х. К. Андерсена | ||||||
11.7. | Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х. К. Андерсена | ||||||
11.8. | Вн.чт. Спор героев о прекрасном в сказке Жорж Санд «О чем говорят цветы» | ||||||
11.9. | Вн.чт. Мир детства в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера» | ||||||
11.10. | Вн.чт. Том и Гек в романе М. Твена. Том и Бекки. | ||||||
11.11. | Вн.чт Дж. Лондон. Слово о писателе. Изображение жизни северного народа в произведении Дж. Лондона «Сказание о Кише» | ||||||
11.12. | Вн.чт. Нравственное взросление героя рассказа Дж. Лондона «Сказание о Кише». | 1 | |||||
12. | Уроки повторения , резервные уроки | 5 | |||||
12.1. | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | 1 | |||||
12.2 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | 1 | |||||
12.3 | Урок в резерве | 1 | |||||
12.4 | Урок в резерве | 1 | |||||
12.5 | Урок в резерве | ||||||
Итого | 105 ч |
ТСО и другие средства обучения
№ п/п | ТСО | Количество |
УНТ «УНТ» «Сказка» «Царевна лягушка» | 3 | |
Древнерусская литература «Подвиг отрока» | 1 | |
Литература 18 века «Ломоносов. Случились вместе…» | 1 | |
Литература 19 века «Басня Крылова» | 1 | |
Пушкин «Царскосельский лицей» «Сказка о мёртвой царевне» | 2 | |
Погорельский «Биография» | 1 | |
Лермонтов «Бородино» | 1 | |
Гоголь «Ночь перед Рождеством» | 1 | |
Некрасов «Биография» | 1 | |
Тургенев «Портрет литературного героя» | 1 | |
Фет «Целый мир от красоты» | 1 | |
Толстой «Биография» «Кавказский пленник» | 2 | |
Чехов «Очерк жизни и творчества» | 1 | |
Русские поэты 19 века «Поэзия. Теория» | 1 | |
Тютчев «Весна в природе» | 1 | |
Бунин «Биография» | 1 | |
Короленко «Дети подземелья» | 1 | |
Бажов «Сказы Бажова» | 1 | |
Маршак «Биография» | 1 | |
Платонов «Работа по рассказу Никита» | 1 | |
Астафьев «Как Васютка выжил в тайге» | 1 | |
«Писатели улыбаются» | 1 | |
ИТОГО | 26 |
Используемая литература для составления рабочей программы:
1 Программа общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение» 2010 г 2 Для реализации программы используется учебник в двух частях для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной
Используемая литература для учителя
- Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы ( Базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, переработанное и дополненное М.: Просвещение - 2010
- Коровина В. А. , Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 5 кл.учеб.в 2 ч.-М.: Просвещение, 2009
- Коровина В.Я.,Збарский И.С. Литература: 5 кл.: метод. советы.- М.: Просвещение
- Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе: кн. для учителя.- М.: Просвещение,2008
- Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ Н.В.Беляева.- М.: Просвещение, 2010.-79 с.
Используемая литература для обучающихся
- Коровина В. А. , Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 5 кл.учеб.в 2 ч.-М.: Просвещение, 2009
- Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 класс.-М.: Просвещение, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса
Рабочая программа для учащихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса
Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебно - тематическое планирование составлено по учебнику литературы Г.С.Меркина...