Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений автора Коровиной В.Я. (2010 года). ). На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Из них: уроки внеклассного чтения – 10 ч., уроки развития речи – 9 ч
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_8_klass_mikhaylova.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г.Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №113 имени Сергея Семенова»
Согласовано Утверждаю
МО Директор Л.В. Иванова
протокол № от Приказ № от
Рабочая программа
по литературе
для учащихся 8 класса
Составлена на основе:
1.Федерального компонента Государственного стандарта
2.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень), под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. – «Просвещение», 2010 г.
3. Литература: 8 кл.: Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. Ч.1 / авт-сост. Коровина В. Я. И др.-4 изд.- М.: Просвещение, 2010
4.Литература: 8 кл.: Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. Ч.2 / авт-сост. Коровина В. Я. И др.-5 изд.- М.: Просвещение, 2010 г
Составитель: Михайлова М.Н., учитель русского языка и литературы
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса литературы для 8А,Б классов МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №113 имени Сергея Семенова» составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений автора Коровиной В.Я. (2010 года). ). На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Из них: уроки внеклассного чтения – 10 ч., уроки развития речи – 9 ч
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
1.Рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
2.Соответствует стандарту основного общего образования по литературе;
3.Построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
4.Способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
5. Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает в себя произведения русской и зарубежной классики, поднимающие вечные проблемы. Курс литературы 8 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в 8 классе способствует решению следующих задач:
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Формы, методы, технологии обучения
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- обучение умению обоснованно развёртывать суждения, давать определения на самостоятельно подобранных конкретных примерах публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
- учить понимать язык художественного произведения;
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценирование произведения;
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста на всех этапах изучения литературы;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с изменением лица рассказчика), ответов на вопросы;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной учебной программе:
- написание сочинений по литературным произведениям;
- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);
- составление планов будущего сочинения;
- написание отзывов о произведениях;
- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;
- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…)
- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- тестирование;
- контрольные вопросы;
- самостоятельные работы
Планируемые результаты
Знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей классиков 19-20 веков, этапы их творческой эволюции;
- основные теоретико-литературные понятия
Уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
При разработке программы учитывалась специфичность контингента класса.
Ребята 8 класса отличаются сильным воображением, эмоциональной активностью, свойственной этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их.
Задача учителя - открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей восьмиклассников.
Авторская программа разработана на 68 часов ,так как учебный год составляет 35 учебных недель, появилась возможность 2 часа распределить на уроки повторения в конце года ( резервные уроки)
3. Тематическое планирование уроков литературы
в 8 А, Б классах на 2014– 2015 учебный год
70 часов, 2 часа в неделю при 35 уч. неделях
№ п\п | Тема | Из них | ||||
Кол-во часов | Практи ческие работы (р/р) | Контроль ные и диагности ческие работы | Экскурсии | примечание | ||
1 | Введение | 1 | ||||
1.1 | Введение. Литература и история | 1 | ||||
2 | Устное народное творчество | 2 | ||||
2.1 | Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка…» Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр | 1 | ||||
2.2 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | ||||
3 | Из древнерусской литературы | 2 | ||||
3.1 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. « Житие Александра Невского»(фрагменты) | 1 | ||||
3.2 | Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века | 1 | ||||
4 | Из русской литературы 18 века | 3 | ||||
4.1 | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». Понятие о классицизме | 1 | ||||
4.2 | Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения | 1 | ||||
4.3 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» | 1 | ||||
5 | Из русской литературы 19 века | 33 | ||||
5.1 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа | 1 | ||||
5.2 | Вн.чт. И.А. Крылов- поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца | 1 | ||||
5.3 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | 1 | ||||
5.4 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К**» («Я помню чудное мгновенье»), «19 октября». Их основные темы и мотивы | 1 | ||||
5.5 | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина | 1 | ||||
5.6 | А.С. Пушкин. «История Пугачёва». (отрывки) | 1 | ||||
5.7 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы | 1 | ||||
5.8 | Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич | 1 | ||||
5.9 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | 1 | ||||
5.10 | Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина | 1 | ||||
5.11 | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».Р.р. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | ||||
5.12 | А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы | 1 | ||||
5.13 | Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина | 1 | ||||
5.14 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова | 1 | ||||
5.15 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой | 1 | ||||
5.16 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы. Анализ эпизода из поэмы | 1 | ||||
5.17 | Р.р. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | ||||
5.18 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Историческая тема в художественном творчестве Н.В. Гоголя | 1 | ||||
5.19 | «Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия | 1 | ||||
5.20 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | 1 | ||||
5.21 | Хлестаков и хлестаковщина | 1 | ||||
5.22 | Особенности композиционной структуры комедии Р.р. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | ||||
5.23 | Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе | 1 | ||||
5.24 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | 1 | ||||
5.25 | М.Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок) | 1 | ||||
5.26 | Р.р. Анализ эпизода (По роману «История одного города») | 1 | ||||
5.27 | Обобщающий урок по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 | ||||
5.28 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | ||||
5.29 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» | 1 | ||||
5.30 | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции | 1 | ||||
5.31 | Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | 1 | ||||
5.32 | Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева. Анализ лирического произведения | 1 | ||||
5.33 | А. П.Чехов. Слово о писателе. «О любви»: как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | 1 | ||||
6 | Из литературы XX века. | 20 | ||||
6.1 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» | 1 | ||||
6.2 | А. И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени»: утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье | 1 | ||||
6.3 | Р.р. Урок-диспут « Что значит быть счастливым?» | 1 | ||||
6.4 | А.А Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве | 1 | ||||
6.5 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме | 1 | ||||
6.6 | Р.р. Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина | 1 | ||||
6.7 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | ||||
6.8 | И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | 1 | ||||
6.9 | Вн.чт. Журнал «Сатирикон» и его авторы. Тэффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни» | 1 | ||||
6.10 | М.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | ||||
6.11 | Обобщающий урок по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А. Бунина, М.Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина | 1 | ||||
6.12 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».Картины фронтовой жизни в поэме | 1 | ||||
6.13 | Василий Тёркин- защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского | 1 | ||||
6.14 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы | 1 | ||||
6.15 | Вн.чт. А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мира в рассказе «Возвращение» | 1 | ||||
6.16 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.Исаковский, Б.Окуджава и др. | 1 | ||||
6.17 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | 1 | ||||
6.18 | Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» | 1 | ||||
6.19 | Вн.чт. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе | 1 | ||||
6.20 | Вн.чт. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине | 1 | ||||
7 | Из зарубежной литературы | 6 | ||||
7.1 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» | 1 | ||||
7.2 | Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии. | 1 | ||||
7.3 | Ж.-Б.- Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа | 1 | ||||
7.4 | Ж.-Б.- Мольер. «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии | 1 | ||||
7.5 | Вн.чт. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 1 | ||||
7.6 | Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман | 1 | ||||
Повторение, резервные уроки | 3 | |||||
7.7 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето | 1 | ||||
7.8 | Резервный урок | 1 | ||||
7.9 | Резервный урок | 1 | ||||
70 |
ТСО и другие средства обучения
№ п/п | ТСО | Количество |
3 | Компьютер | 1 |
4 | Проектор | 1 |
3 | Портреты писателей | 3 комплекта |
4 | Раздаточный материал | 3 комплекта |
Используемая литература для составления рабочей программы:
1.Федеральный компонент Государственного стандарта
2.Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень), под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. – «Просвещение», 2010 г.
3.Литература: 8 кл.: Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. Ч.1 / авт-сост. Коровина В. Я. И др.-4 изд.- М.: Просвещение, 2010
4. Литература: 8 кл.: Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. Ч.2 / авт-сост. Коровина В. Я. И др.-4 изд.- М.: Просвещение, 2010
Используемая литература для учителя:
1.Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М, Просвещение, 2009
2.Литература. Тесты. 5-8 классы. М, Дрофа, 2006.
3.Н.В.Егорова.Поурочные разработки по литературе.- М.: «Вако»,2012
Литература для учащихся:
1. Литература: 8 кл.: Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. Ч.1 / авт-сост. Коровина В. Я. И др.-4 изд.- М.: Просвещение, 2010
2. Литература: 8 кл.: Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. Ч.2 / авт-сост. Коровина В. Я. И др.-4 изд.- М.: Просвещение, 2010
3.Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008.
4.Справочники и словари.
Произведения для заучивания наизусть в 8 классе
1. Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
2. А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
3. М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывок).
4. Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
5. Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
6. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
7. Стихотворение о ВОВ.
8. Стихотворения о родине и родной природе (2 – 3 стихотворения на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса
Рабочая программа для учащихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса
Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебно - тематическое планирование составлено по учебнику литературы Г.С.Меркина...