Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа для учащихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др. М., "Просвещение", 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_9_klass_.docx | 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г.Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №113 имени Сергея Семёнова»
Согласовано Утверждаю МО Директор протокол № от Приказ № от
Рабочая программа
по литературе
для учащихся 9 класса
Составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень),под редакцией В. Я. Коровиной, издательство М.- «Просвещение»,2010.-253 с.
- Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд. -М.: Просвещение, 2011.-368 с.
- Литература. 9 класс Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд..-М.: Просвещение, 2011.-369 с.
Составитель: Михайлова Марина Николаевна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
( литература 9 класс )
Рабочая программа для учащихся 9 класса МБОУ «СОШ № 113» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и другие.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
1.Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации
2.Соответствует стандарту основного общего образования по литературе
3.Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности
4.Способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
5.Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся
Цель курса :
- Осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
- Формирование эстетических и теоретико- литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Задачи обучения:
- Обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
- Формирование грамотного читателя, способного отличать художественный текст от других типов текста, целостно воспринимать литературное произведение и правильно понимать его.
Формы, методы и технологии обучения:
- Объяснительно-иллюстративный
- Проблемное изложение
- Частично- поисковый
- Исследовательский
Планируемые результаты:
В результате изучения литературы ученик должен
знать/ понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей- классиков
- основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;
- понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
- правильно, бегло и выразительно читать вслух;
- определять род и жанр произведения;
- писать развёрнутый ответ на вопрос;
- письменно составлять план сочинения;
- писать рассказ- характеристику;
- свободно владеть письменной речью
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста ( устного и письменного ) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе
- написание сочинений по литературным произведениям;
- творческие задания, различные виды пересказов, ответы на вопросы ( устные и письменные);
- написание отзывов на произведения;
- создание рассказа- характеристики одного из героев или группы героев;
- создание оригинального произведения;
- чтение наизусть стихотворных прозаических текстов;
- тестирование;
- контрольные вопросы;
- создание рефератов;
- участие в семинарах;
- исследовательские работы;
Тематическое планирование уроков литературы
в 9 А, Б классе на 2014– 2015 учебный год
№ п\п | Тема | Всего часов | Из них | |||
Практи ческие работы (р/р) | Контроль ные и диагности ческие работы | Экскурсии | примечание | |||
1 | Введение | 1 | ||||
1.1 | Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека | 1 | ||||
2 | Из древнерусской литературы | 2 | ||||
2.1 | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | ||||
2.2 | Художественные особенности «Слова…» | 1 | ||||
3 | Из русской литературы 18 века | 10 | ||||
3.1 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века | 1 | ||||
3.2 | М.В.Ломоносов– реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» | 1 | ||||
3.3 | М.В.Ломоносов. «Ода на восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 1 | ||||
3.4 | Вн.чт. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. «Властителям и судиям» | 1 | ||||
3.5 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина | 1 | ||||
3.6 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы) | 1 | ||||
3.7 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение | 1 | ||||
3.8 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Стихотворение «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека | 1 | ||||
3.9 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма | 1 | ||||
3.10 | Р.р..Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) | 1 | ||||
4 | Из русской литературы 19 века | 54 | ||||
4.1 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме | 1 | ||||
4.2 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Море».Обучение анализу лирического стихотворения | 1 | ||||
4.3 | В.А.Жуковский «Светлана ». Особенности жанра баллады. Язык баллады | 1 | ||||
4.4 | А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | ||||
4.5 | Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии. | 1 | ||||
4.6 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 1 | ||||
4.7 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 1 | ||||
4.8 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | ||||
4.9 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | ||||
4.10 | Р.р. Язык комедии А. С. Грибоедова. Обучение анализу эпизода драматического произведения | 1 | ||||
4.11 | И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» | 1 | ||||
4.12 | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 1 | ||||
4.13 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», К морю». «Анчар» | 1 | ||||
4.14 | Семинар. Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии». «Я вас любил» Адресаты любовной лирики. | 1 | ||||
4.15 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы | 1 | ||||
4.16 | Обобщающий урок по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | 1 | ||||
4.17 | «Цыганы» А.С.Пушкина как романтическая поэма | 1 | ||||
4.18 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».История создания. Композиция. Сюжет. Жанр. Онегинская строфа | 1 | ||||
4.19 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 | ||||
4.20 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | ||||
4.21 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | ||||
4.22 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 1 | ||||
4.23 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | ||||
4.24 | Пушкинский роман в зеркале критики. Р.р.Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | ||||
4.25 | Вн.чт. Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» | 1 | ||||
4.26 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | ||||
4.27 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | ||||
4.28 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним | 1 | ||||
4.29 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России и ее своеобразие | 1 | ||||
4.30 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции | 1 | ||||
4.31 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | ||||
4.32 | Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фа талист» | 1 | ||||
4.33 | Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фа талист» | 1 | ||||
4.34 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | ||||
4.35 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | ||||
4.36 | Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Р.р.Подготовка к сочинению | 1 | ||||
4.37 | Обобщающий урок по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | ||||
4.38 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. | 1 | ||||
4.39 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода | 1 | ||||
4.40 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода | 1 | ||||
4.41 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | ||||
4.42 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 | ||||
4.43 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души | 1 | ||||
4.44 | Поэма в оценках В.Г.Белинского. Р.Р. Подготовка к сочинению | 1 | ||||
4.45 | А.Н.Островский. Слово о писателе. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок». | 1 | ||||
4.46 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». | 1 | ||||
4.47 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. | 1 | ||||
4.48 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | 1 | ||||
4.49 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | 1 | ||||
4.50 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность» | 1 | ||||
4.51 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника» | 1 | ||||
4.52 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире | 1 | ||||
4.53 | Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» | 1 | ||||
4.54 | Вн.чт. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 | ||||
5 | Из русской литературы 20 века | 27 | ||||
5.1 | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений | 1 | ||||
5.2 | И.А.Бунин. Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе «Темные аллеи» | 1 | ||||
5.3 | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 | ||||
5.4 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество | 1 | ||||
5.5 | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». | 1 | ||||
5.6 | М.А. Шолохов. Слово о писателе. Судьба человека и судьба Родины в рассказе «Судьба человека» | 1 | ||||
5.7 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека» | 1 | ||||
5.8 | А. И. Солженицын. Слово о писателе. Картины послевоенной жизни в рассказе «Матрёнин двор» | 1 | ||||
5.9 | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». | 1 | ||||
5.10 | Обобщающий урок по произведениям второй половины 19 и 20 века | 1 | ||||
5.11 | Русская поэзия Серебряного века | 1 | ||||
5.12 | А.А.Блок. Своеобразие лирических интонаций Блока | 1 | ||||
5.13 | С.А.Есенин. Тема Родины в лирике С.А.Есенина | 1 | ||||
5.14 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина | 1 | ||||
5.15 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). | 1 | ||||
5.16 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии Маяковского | 1 | ||||
5.17 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. | 1 | ||||
5.18 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой | 1 | ||||
5.19 | Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, тема любви и смерти в лирике поэта. | 1 | ||||
5.20 | А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике | 1 | ||||
5.21 | Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики | 1 | ||||
5.22 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви | 1 | ||||
5.23 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. | 1 | ||||
5.24 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне | 1 | ||||
5.25 | Вн.чт.Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | 1 | ||||
5.26 | Вн.чт.Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | 1 | ||||
5.27 | Обобщающий урок по русской лирике 20 века | 1 | ||||
6 | Из зарубежной литературы | 6 | ||||
6.1 | Античная лирика. Катулл. Гораций. | 1 | ||||
6.2 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). | 1 | ||||
6.3 | У.Шекспир «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). | 1 | ||||
6.4 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. | 1 | ||||
6.5 | И.-В.Гете. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). | 1 | ||||
6.6 | Смысл сопоставлений Фауста и Вагнера | 1 | ||||
7 | Повторение | 2 | ||||
7.1 | Выявление уровня литературного развития учащихся .Итоги года и задания для летнего чтения | 1 | ||||
7.2 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения | 1 | ||||
102 |
ТСО и другие средства обучения
№ п/п | ТСО | |
Компьютер | ||
Проектор | ||
Раздаточный материал | ||
Фонохрестоматия | ||
Итого |
Используемая литература
- Используемая литература для составления рабочей программы
- Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень), [ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П.Полухина]; под ред. редакцией В.Я. Коровиной, издательство М.- «Просвещение», 2010.-253 с.
- Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд. -М.: Просвещение, 2011.-368 с.
- Литература. 9 класс Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд..-М.: Просвещение, 2011.-369 с.
Используемая литература для учителя
- Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень), [ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П.Полухина]; под ред. редакцией В.Я. Коровиной, издательство М.- «Просвещение», 2010.-253 с.
- Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд. -М.: Просвещение, 2011.-368 с.
- Литература. 9 класс Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд..-М.: Просвещение, 2011.-369 с.
- Коровина В. Я. , Збарский И. С., Коровин В. И. Литература: 9 кл: Метод. советы.-М.: Просвещение,2003.
- Беляева Н. В. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 9 классе. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2009
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.9 класс.4- изд., испр. и доп.- М.: ВАКО, 2005.-416 с.-( В помощь школьному учителю).
3. Используемая литература для ученика
- Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд. -М.: Просвещение, 2011.-368 с.
- Литература. 9 класс Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд..-М.: Просвещение, 2011.-369 с.
- Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Читаем, думаем, спорим…: 9 кл.- М.: Просвещение, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса
Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса
Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебно - тематическое планирование составлено по учебнику литературы Г.С.Меркина...