Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

 

Рабочая программа для учащихся 9 класса  разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др. М., "Просвещение", 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9_klass_.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г.Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №113 имени Сергея Семёнова»

Согласовано                                                                      Утверждаю                                                                                                           МО                                                                                      Директор                                                                                                                                     протокол  №       от                                                            Приказ №           от                                                                                                                                       

Рабочая программа

по литературе

для учащихся  9  класса

Составлена  на  основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень),под редакцией В. Я. Коровиной, издательство М.- «Просвещение»,2010.-253 с.
  3. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд. -М.: Просвещение, 2011.-368 с.
  4. Литература. 9 класс Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд..-М.: Просвещение, 2011.-369 с.

       Составитель: Михайлова Марина Николаевна

                                   

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

( литература 9 класс )

Рабочая программа для учащихся 9 класса МБОУ «СОШ № 113» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и другие.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

1.Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации

2.Соответствует стандарту основного общего образования по литературе

3.Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности

4.Способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся

5.Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся

Цель курса :

  • Осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
  • Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
  • Формирование эстетических и теоретико- литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи обучения:

  • Обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  • Формирование грамотного читателя, способного отличать художественный текст от других типов текста, целостно воспринимать литературное произведение и правильно понимать его.

Формы, методы и технологии обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Проблемное изложение
  • Частично- поисковый
  • Исследовательский

Планируемые результаты:

В результате изучения литературы ученик должен

знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков
  • основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;
  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения

уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;
  • определять род и жанр произведения;
  • писать развёрнутый ответ на вопрос;
  • письменно составлять план сочинения;
  • писать рассказ- характеристику;
  • свободно владеть письменной речью

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста ( устного и письменного ) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе

  • написание сочинений по литературным произведениям;
  • творческие задания, различные виды пересказов, ответы на вопросы ( устные и письменные);
  • написание отзывов на произведения;
  • создание рассказа- характеристики одного из героев или группы героев;
  • создание оригинального произведения;
  • чтение наизусть стихотворных  прозаических текстов;
  • тестирование;
  • контрольные вопросы;
  • создание рефератов;
  • участие в семинарах;
  • исследовательские работы;

Тематическое планирование уроков литературы

в 9  А, Б  классе  на 2014– 2015 учебный год

№ п\п

Тема

Всего

часов

Из них

Практи

ческие работы

(р/р)

Контроль

ные и диагности

ческие работы

Экскурсии

примечание

1

Введение

1

1.1

Литература как искусство слова и ее роль в  жизни человека

1

2

Из древнерусской литературы

2

2.1

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

2.2

Художественные особенности «Слова…»

1

3

Из русской литературы 18 века

10

3.1

Классицизм в русском и мировом искусстве.  Общая характеристика русской литературы 18 века

1

3.2

М.В.Ломоносов– реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием  величестве при случае великого северного сияния»

1

3.3

М.В.Ломоносов. «Ода на восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»  

1

3.4

 Вн.чт. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. «Властителям и судиям»

1

3.5

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина  

1

3.6

А.Н.Радищев.  Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы)

1

3.7

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

1

3.8

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Стихотворение «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека

1

3.9

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

1

3.10

Р.р..Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

1

4

Из русской   литературы 19 века

54

4.1

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме

1

4.2

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Море».Обучение анализу лирического стихотворения

1

4.3

В.А.Жуковский «Светлана ». Особенности жанра баллады. Язык баллады

1

4.4

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

4.5

Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

1

4.6

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1

4.7

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1

4.8

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

4.9

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

4.10

Р.р. Язык комедии А. С. Грибоедова. Обучение анализу эпизода драматического произведения

1

4.11

И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

1

4.12

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

4.13

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», К морю». «Анчар»

1

4.14

Семинар. Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии». «Я вас любил» Адресаты любовной лирики.

1

4.15

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы

1

4.16

Обобщающий урок по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

1

4.17

 «Цыганы» А.С.Пушкина как романтическая поэма

1

4.18

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».История создания. Композиция. Сюжет. Жанр. Онегинская строфа

1

4.19

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

4.20

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.  Татьяна и Ольга

1

4.21

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

4.22

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1

4.23

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

4.24

Пушкинский роман в зеркале критики. Р.р.Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

4.25

Вн.чт.  Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

1

4.26

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

4.27

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

4.28

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним

1

4.29

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России и ее своеобразие

1

4.30

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции

1

4.31

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

4.32

Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фа талист»

1

4.33

Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фа талист»

1

4.34

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

4.35

Печорин в системе женских образов романа.  Любовь  в жизни Печорина

1

4.36

 Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Р.р.Подготовка к сочинению

1

4.37

Обобщающий  урок по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

4.38

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания.

1

4.39

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

1

4.40

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

1

4.41

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

4.42

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

4.43

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души

1

4.44

Поэма в оценках В.Г.Белинского. Р.Р. Подготовка к сочинению

1

4.45

А.Н.Островский. Слово о писателе. Особенности сюжета пьесы  «Бедность не порок».

1

4.46

Любовь  в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

1

4.47

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе.

1

4.48

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

1

4.49

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

1

4.50

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»

1

4.51

А.П.Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника»

1

4.52

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире

1

4.53

Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?»

1

4.54

Вн.чт.

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1

5

Из русской литературы 20 века

27

5.1

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений

1

5.2

И.А.Бунин. Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе «Темные аллеи»

1

5.3

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1

5.4

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

1

5.5

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

1

5.6

М.А. Шолохов. Слово о писателе. Судьба человека и судьба Родины в рассказе «Судьба человека»

1

5.7

Особенности авторского повествования  в рассказе «Судьба человека»

1

5.8

А. И. Солженицын. Слово о писателе. Картины послевоенной жизни в рассказе «Матрёнин двор»

1

5.9

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор».

1

5.10

Обобщающий  урок по произведениям второй половины 19 и 20 века

1

5.11

Русская поэзия Серебряного века

1

5.12

А.А.Блок. Своеобразие лирических интонаций Блока

1

5.13

С.А.Есенин.  Тема Родины в лирике С.А.Есенина

1

5.14

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина

1

5.15

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

1

5.16

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии Маяковского

1

5.17

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

1

5.18

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой

1

5.19

Н.А.Заболоцкий.  Тема гармонии с природой, тема любви и смерти в лирике поэта.

1

5.20

А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике

1

5.21

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

1

5.22

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви

1

5.23

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

1

5.24

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

1

5.25

Вн.чт.Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

1

5.26

Вн.чт.Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

1

5.27

Обобщающий урок по русской лирике 20 века

1

6

Из зарубежной литературы

6

6.1

Античная лирика.  Катулл. Гораций.

1

6.2

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).

1

6.3

У.Шекспир «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

1

6.4

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

1

6.5

И.-В.Гете. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

1

6.6

Смысл сопоставлений Фауста и Вагнера

1

7

Повторение

2

7.1

Выявление уровня литературного  развития учащихся .Итоги года и задания для летнего чтения

1

7.2

Выявление уровня литературного  развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения

1

102

ТСО и другие средства обучения

№ п/п

ТСО

Компьютер

Проектор

Раздаточный материал

Фонохрестоматия

Итого

Используемая литература

  1. Используемая литература для составления рабочей программы
  •  Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы         (базовый уровень), [ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П.Полухина]; под ред. редакцией В.Я. Коровиной, издательство М.- «Просвещение», 2010.-253 с.
  • Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд. -М.: Просвещение, 2011.-368 с.
  • Литература. 9 класс Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд..-М.: Просвещение, 2011.-369 с.

Используемая  литература для учителя

  •     Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы         (базовый уровень), [ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П.Полухина]; под ред. редакцией В.Я. Коровиной, издательство М.- «Просвещение», 2010.-253 с.
  • Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд. -М.: Просвещение, 2011.-368 с.
  • Литература. 9 класс Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд..-М.: Просвещение, 2011.-369 с.  
  • Коровина В. Я. , Збарский И. С., Коровин В. И. Литература: 9 кл: Метод. советы.-М.:    Просвещение,2003.
  • Беляева Н. В. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 9 классе. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2009
  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.9 класс.4- изд., испр. и доп.- М.: ВАКО, 2005.-416 с.-( В помощь школьному учителю).

       3. Используемая литература для ученика

  •        Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд. -М.: Просвещение, 2011.-368 с.
  • Литература. 9 класс Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ ( авт.- сост. В. Я. Коровина и др.); под ред В. Я. Коровиной.-18-е изд..-М.: Просвещение, 2011.-369 с.  
  • Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Читаем, думаем, спорим…: 9 кл.- М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса (ФГОС ООО)

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебно - тематическое планирование составлено по учебнику литературы Г.С.Меркина...