Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 76.71 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ лицей №2 Бугульминского муниципального района РТ
Галлямова Наталья Владимировна, первая квалификационная категория
Ф.И.О. педагога, квалификационная категория
_литература, 5 класс________
Предмет, класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №__1_ от «29» августа 2012 года
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для учащихся 5 класса
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов, на основе Примерной программы по литературе , 5-9 классы ( М.: Просвещение, 2011.), подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения» под руководством А.А.Кузнецова, М.В.Рыжакова, А.М.Кондакова. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. В лицее в 5 классе программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа).
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать стремлением каждого ученика. Это зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета «Литература»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которыми должны овладеть обучающиеся 5 класса
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение | 1+1(вн.чт.) |
Мифология | 2 |
Устное народное творчество | 5 + 1 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из басен народов мира | 5 + 1 |
Из литературы XIX века. | 23 + 4 |
Из литературы XX века. | 16 + 1 |
Из зарубежной литературы. | 7+1 |
ИТОГО | 70 ч. |
№ | Раздел программы, тема урока | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерите- ли | Планируемые результаты освоения матери ала | Домашнее задание | Дата проведе ния План | Дата про-ведения Факт |
1. | Введение – 2 часа Книга – твой друг. Литература как искусство слова. | 1)чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; 3)излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; 4)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации | Устные высказывания, выразительное чтение | Тест по выявлению читательского интереса | Составление опорного конспекта статьи, выразительное чтение | Пересказ и анализ выбранной книги | 4.09 | |
2. | Вн.чт. Конкурс - викторина . «Любимые книги, герои, авторы» | Организация книжной выставки, устные ответы на вопросы | Викторина на проверку | Четко, логично, обоснованно отвечать на вопросы, выразительно читать, пересказывать | Стр. 8 – 10 пересказ; с.13-14 ответы на вопросы | 6.09 | ||
3. | Мифология – 2 часа Античный миф. Происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп». Представление древних греков о сотворении богов, Вселенной, героев. | 1)чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 2)самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; 3)пользоваться разными видами чтения; 4)уметь формулировать собственное мнение и позицию; 5)осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; 6)выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания» | Устные высказывания, осознанное творческое чтение, ответы на вопросы учебника | Составление плана пересказа | Четко, логично, обоснованно отвечать на вопросы, выразительно читать, пересказывать | Стр. 14 – 19 пересказ, составить план произведения | 11.09 | |
4. | Рассказ о Гомере. «Одиссея». Эпизод «Одиссей на острове циклопов. Полифем.». Сюжет мифа. Образы. | Выделение смысловых частей художественного текста, сравнение героев | Сравнительная характеристика героев | Развивать навыки характеристики художественных образов, развивать монологическую речь | Стр.24-25 пересказ; с.26 ответы на вопросы; инд.сообщения. | 13.09 | ||
5. | Устное народное творчество – 6 часов Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. | 1) работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 2) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; 3)пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; 4)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); 5)перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 6)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 7)пользоваться словарями, справочниками; 8) формулировать собственное мнение и позицию; 9)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 10)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 11)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; 12)задавать вопросы; Предметные результаты: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения; использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; выделять нравственную проблематику фольклорных текстов; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок; выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказок; сочинять сказку (в том числе и по пословице) | Коллективная; | Работа над вопросами, коллективное обсуждение | Выделять главное в тексте, развитие монологической речи. Углубление представления учащихся о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора | Записать 5 известных пословиц и поговорок, объяснить их значение | 18.09 | |
6. | Пословицы и поговорки. | Работа с иллюстрациями, со словарями (групповая работа) | Фронтальный опрос | Давать аргументированные ответы | Стр. 27, 31 чтение, составить вопросы и задания к статьям | 20.09 | ||
7. | Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет. Сказочные образы. Нравственная проблематика. | Устные высказывания, осознанное творческое чтение, ответы на вопросы учебника | Составление плана пересказа | Четко, логично, обоснованно отвечать на вопросы, выразительно читать, пересказывать | Заполнить таблицу, составить план сказки, инд.(викторина по сказке) | 25.09 | ||
8. | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | Выделение смысловых частей художественного текста, сравнение героев | Сравнительная характеристика женского образа в сказках разных народов | Развивать навыки характеристики художественных образов, развивать монологическую речь | Сочинить сказку ( инд.), прочитать сказку «Падчерица» | 27.09 | ||
9. | Вн. чт. Сказки народов мира. «Падчерица» | Подробный пересказ, с использованием старинных слов и выражений, выявление авторской позиции (индивидуальная и групповая работа) | Фронтальный опрос, выборочный пересказ | Составление плана, осмысление содержания материала | Чтение сказок народов мира (по выбору) | 2.10 | ||
10. | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение сказки. | Создание письменного связного рассказа о любимой сказке | Индивидуальная, коллективная, групповая | Активизация мыслительных способностей учащихся | Сочинить сказку | 4.10 | ||
11. | Древнерусская литература – 2 часа Понятие о древнерусской литературе. Летопись «Повесть временных лет» (отрывки). | 1)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 2) формулировать собственное мнение и позицию; 3)осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; 4)выделять нравственную проблематику древнерусских текстов; 5)видеть черты русского национального характера в героях древнерусской литературы | Пересказ статьи учебника, ответы на вопросы учебника | Проверка письменного задания | Чтение и анализ фрагментов | Стр. 59 – 60 пересказ, вопросы и задания | 9.10 | |
12. | Отражение истории в древнерусской литературе. Нравственная позиция автора. | Подробный пересказ, с использованием старинных слов и выражений, выявление авторской позиции | Фронтальный опрос, выборочный пересказ | Составление плана, осмысление содержания материала | Стр. 64 – 66 вопросы и задания | 11.10 | ||
13. | Басни народов мира – 6 часов Басни народов мира. Понятие о басне. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворон и Лисица». Лафонтен «Лисица и виноград». | 1)самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; 2)пользоваться разными видами чтения; 3)уметь формулировать собственное мнение и позицию; 4)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно; 5)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; 6) задавать вопросы; 7)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | Составление словаря басни (работа в парах) | Выразительное чтение, инсценировка | Составление опорного конспекта, выразительное чтение басен | Биография М.Ломоносова | 16.10 | |
14. | Русские басни. Русские баснописцы XVIII в. Нравственная проблематика басен , злободневность. Основные темы басен. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника | Хронологическая таблица | Выразительное чтение стихотворения, приемы юмористического изображения | Выучить стихотворение | 18.10 | ||
15. | И.А. Крылов. Детство писателя. Тематика басен. «Волк и Ягненок». | 8)осознанно воспринимать басни в единстве формы и содержания; 9)адекватно понимать художественный текст басен и давать его смысловой анализ; 10)выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; 11)определять актуальность басен для читателей | Знакомство с судьбой великого баснописца. Определение морали басен | Викторина на распознавание басен Крылова и на определение морали басен | Учиться выделять главное в произведении | Выучить басню, презентации | 23.10 | |
16. | И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». Сатирическое и нравственное в баснях. | Работа с выражениями, характеризующими поведение персонажей. Определение морали басен | Письменная работа- раскрыть смысл аллегории в басне | Учиться определять мораль в басне, сформулировать основную идею произведения | Выучить басню, презентации, рисунки к басням | 25.10 | ||
17. | Р.р. Игра «Что? Где? Когда?» Образный мир басен. | Конкурс на лучшую инсценировку басен (групповая, индивидуальная | Инсценировка басен | Развитие навыка сопоставительного анализа, художественного пересказа с элементами повествования, описания и рассуждения | Биография Пушкина, презентации | 30.10 | ||
18. | Контрольная работа по творчеству великих баснописцев. | Индивидуальная | Письменные ответы на вопросы или тестирование | Написание творческой работы по произведению, выражение своего отношения к прочитанному | С.93-102 пересказ | 1.11 | ||
19. | Русская литература 19 века – 27 часов А.С. Пушкин. Детство поэта. Пушкин и книги. Поэт и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няня». | 1) работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 2) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; 3)самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; | Составление плана статьи учебника об А. С. Пушкине, выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, поиск дополнительной информации о жизни и творчестве поэта | Художественный пересказ с элементами повествования и описания | Составление плана основных этапов жизни и творчества А. С. Пушкина | Наизусть | 13.11 | |
20. | Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи «Сказки…» | 4)пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; 5)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); 6)перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 7)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 8)пользоваться словарями, справочниками; 9)формулировать собственное мнение и позицию; 10)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 11)осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; | Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника | Индивидуальные задания о поэте и сказке | Составлять характеристику героя, выразительное чтение сказки | С.123 ответы на вопросы | 15.11 | |
21. | Добро и зло в сказках А.С. Пушкина. Отношение автора к героям. | Чтение, пересказ ,анализ фрагментов сказки | Выразительное чтение и изображение героев сказки | Выделять главное в произведении | С 125 инд.задания | 20.11 | ||
22. | Р.р. В мире художественного слова А.С. Пушкина. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет. | Составление словаря, отличия стихотворной речи от прозаической, определение функций эпитетов | Выявление особенностей стихотворного и прозаического текста | Формулировать выводы урока, проводить аналогии | С.129-132 чтение | 22.11 | ||
23. | Литературная сказка и её отличие от фольклорной. | Сопоставительный анализ (групповая, индивидуальная) | Характеристика персонажей,сопоставительный анализ сказок | Иллюстрировать свои ответы примерами | «Руслан и Людмила» ( чтение) | 27.11 | ||
24. | Вн.чт. Сказочный характер поэмы «Руслан и Людмила» (избранные главы). | Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, тестирование | Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения | Составлять характеристику героя, выразительное чтение сказки | Характеристика героев | 29.11 | ||
25. | «Руслан и Людмила». Богатство и выразительность средств. | Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному , составление цитатного плана, сравнительный анализ эпизодов, героев | Составление цитатного плана | Составлять цитатный план к работе; выполнять сравнительный анализ эпизодов, героев | Вопросы и задания по произведению | 4.12 | ||
26. | Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога». | 12)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 13)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 14)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; 15)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 16)задавать вопросы. Предметные результаты: 1)воспринимать текст литературного произведения; 2)читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 19 века; | Обучение анализу литературного произведения (работа в парах) | Оценка ответов учащихся по вопросам домашнего задания | Давать логичные и последовательные ответы, анализировать стихотворение | Наизусть | 6.12 | |
27. | Вн.чт. Час поэзии. «Поэзия XIX века о родной природе» | Различные виды чтения, работа с иллюстрациями, обучение анализу литературного произведения (работа в парах) | Фронтальный опрос, оценка ответов учащихся | Давать логичные и последовательные ответы, анализировать стихотворение | Наизусть, презентация о Лермонтове | 11.12 | ||
28. | М.Ю. Лермонтов. Детские годы. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | Творческая работа «На Бородинском поле» | Рефераты, творческая работа | Находить нужные цитаты в тексте, составлять план, грамотно выражать свои мысли | Пересказ биографии Лермонтова | 13.12 | ||
29. | «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. | Коллективная: комментированное чтение, беседа по прочитанному ; работа в тетрадях; составление плана | Фронтальный опрос, проверка цитатного плана, беседа по вопросам | Анализировать поэтический текст, развитие представления о звукописи, метафоре, аллитерации | Выучить стихотворение, выписать выразительно-изобразительные средства из стихотворения | 18.12 | ||
30. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд. | 3)характеризовать героев русской литературы 19 века; 4)характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; 5)составлять план литературного произведения, в том числе цитатный; 6)подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; 7)определять роль портретной характеристики героя; 8)рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции; 9) относить произведение к жанру рассказа, повести по его признакам; 10)различать в произведении автора и рассказчика; 11)называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму); 12)писать сочинение-эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое | Коллективная; | Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения | Сопоставлять факты жизни и творчества писателя, характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов. | Ответить на вопросы и выполнить задания учебника, подготовить пересказ фрагментов повести по плану | 20.12 | |
31. | Образы и события повести. | Коллективная; | Письменные ответы на вопросы | Понимать художественное своеобразие повести; понятие «художественная деталь» в произ-нии, выполнять анализ фрагментов произведения | Сотавление цитатного плана | 25.12 | ||
32. | Суеверие, злая сила, добро и зло в повести. | Коллективная; | Фронтальный опрос, оценка ответов учащихся | Выразительно читать текст, анализировать произведение | Составить характеристики главных героев (по вариантам) | 27.12 | ||
33. | Р.р. Словесное рисование героев. | Устное словесное рисование, словарная работа в группах | Анализ прозаического текста, характеристики героев | Давать логичные и последовательные ответы, анализировать произведение | Чтение рассказа «Муму» | 15.01 | ||
34. | И.С. Тургенев. Детские годы. История создания рассказа «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа. | Выборочный пересказ эпизодов, формулировка первых впечатлений от встречи с героями | Вопросно-ответная работа | Совершенствовать технику чтения, анализировать произведение и делать выводы | Подготовить чтение по ролям диалогов Гаврилы и Капитона, Гаврилы и Татьяны, подготовить характеристики Татьяны, Гаврилы, Капитона | 17.01 | ||
35. | Вн.чт. Образы центральные и второстепенные. Образ Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. | Сопоставление героев, ответы на вопросы учебника, Характеристика образа-персонажа с опорой на средства создания образа | Фронтальный опрос, оценка ответов учащихся на вопросы домашнего задания | Анализ образов героев и центральных эпизодов произведения | Подготовиться к сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» | 22.01 | ||
36. | Р.р. Контрольное сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | Написание сочинения | Создание письменного связного рассказа | Высказывать свою точку зрения, написание сочинения | Чтение стихотворений | 24.01 | ||
37. | И.С.Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Воробей», «Два богача». | Ответы на вопросы, индивидуальные задания | Фронтальный опрос, оценка ответов учащихся | Обобщать и систематизировать полученные знания, сравнивать факты, события, явления | Наизусть, анализ стихотворения | 29.01 | ||
38. | Н.А.Некрасов – поэт для детей. «Крестьянские дети». Основная тема и способы её развития. | Комментированное чтение, определение завязки, кульминации, развязки | Ответы на вопросы | Выразительно читать, анализировать текст | Рассказать о детских и юношеских годах Н. А. Некрасова, прочесть стихотворение | 31.01 | ||
39. | «Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения. Композиции. | Сопоставительная характеристика героев, выявление через анализ речи персонажей особенностей их характеров | Вопросно-ответная работа | Давать характеристику герою, сравнивать героев | Письменно ответить на вопросы учебника | 5.02 | ||
40. | Н.А.Некрасов. «Тройка». Народная песня. Строфа. | Чтение по ролям, пересказ, анализ пересказа, составление словаря | Ответы на вопросы | Совершенствовать технику чтения, анализировать произведение и делать выводы | Анализ стихотворения | 7.02 | ||
41. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». История создания произведения. Быль как литературный жанр. | Комментированное чтение, определение завязки, кульминации, развязки | Устные ответы на вопросы | Формулировать выводы урока, проводить аналогии | Характеристика героев | 12.02 | ||
42. | Тема и основные проблемы повести: смысл жизни, справедливость, свобода и неволя. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. | Чтение по ролям, пересказ, анализ пересказа, составление словаря | Оценка ответов учащихся по вопросам домашнего задания | Составлять сравнительную характеристику героев | Составить цитатный план рассказа, сделать вывод о значении фамилий героев | 14.02 | ||
43. | Р.р. Контрольное сочинение по рассказу Л.Н.Толстого. | Написание сочинения | Создание письменного связного рассказа | Написание творческой работы по произведению, выражение своего отношения к прочитанному | Прочитать статью в учебнике об А. П. Чехове, чтение рассказа по ролям | 19.02 | ||
44. | А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. «Злоумышленник»: тема рассказа. Комизм ситуации. Приёмы создания характера и ситуаций. Отношение автора к персонажам. | Самостоятельное чтение рассказа, вопросы учителя на первичное восприятие | Ответы на вопросы учебника, выступления обучающихся | Сопоставлять факты жизни и творчества писателя, характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов. | Чтение рассказов по ролям, инсценировка | 21.02 | ||
45. | Вн.чт. Юмористические рассказы А.П.Чехова («Пересолил») | Групповая: инсценировка рассказов, чтение по ролям, беседа по вопросам | Творческая работа «О чем заставил меня задуматься рассказ Чехова?» | Понимать значение понятий «анекдот», «притча», «юмор», «сатира», «комическое»; приёмы изображения комического, характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текстов | «Над чем смеется Чехов в рассказах?» (рассуждение) | 26.02 | ||
46. | Русская литература 20 века – 17 часов И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой зелёный ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации. Художественное богатство стихотворения. | 1) работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 2) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; | Самостоятельное чтение стихотворений, вопросы учителя на первичное восприятие | Работа по средствам выразительности | Выразительно читать, анализировать текст | Наизусть | 28.02 | |
47. | «В деревне». Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа. | 3)самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; 4)пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; 5)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); 6)перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 7)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 8)пользоваться словарями, справочниками; 9)формулировать собственное мнение и позицию; | Анализ произведения, основной смысл | Оценка устных ответов учащихся | Выразительно читать, анализировать текст | Анализ стихотворения | 5.03 | |
48. | Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика писателя. Контраст. | Комментированное чтение, определение идейно-художественного своеобразия произведения | Цитатный план по рассказу | Находить нужные цитаты в тексте, составлять план, грамотно выражать свои мысли | Пересказ биографии писателя | 7.03 | ||
49. | Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика. Значение финала. | Размышления о взаимосвязи человека и природы | Оценка ответов учащихся, анализ эпизода | Совершенствовать технику чтения, анализировать произведение и делать выводы | С 45-46 вопросы и задания | 12.03 | ||
50. | Л.Н.Андреев. «Кусака». Гуманизм писателя. | Использование дополнительных сведений о писателе, устное словесное рисование | Оценка индивидуальных сообщений, вопросы на первичное восприятие | Воспринимать авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе, анализировать внутренний мир героев, их чувства и поступки | С.47 пересказ | 14.03 | ||
51. | А.И.Куприн. Слово о писателе. «Золотой петух». Особенности создания образа в рассказе. | 10)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 11)осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; 12)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 13)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 14)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; 15)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 16)задавать вопросы. Предметные результаты: 1)воспринимать текст литературного произведения; 2)читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 20 века; | Анализ произведения, основной смысл | Фронтальный опрос | Анализ образов героев и центральных эпизодов произведения | С.55 ответы на вопросы, задания | 19.03 | |
52. | А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворений. | Чтение наизусть, анализ и оценка лирических произведений | Оценка устных ответов учащихся | Анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности | Наизусть | 21.03 | ||
53. | С.А.Есенин. Детские годы поэта. «Поёт зима – аукает…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Единство человека и природы. Малая и большая родина. Олицетворение. | Размышления о взаимосвязи человека и природы | Оценка устных ответов учащихся | Анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности | Сообщение о А. П. Платонове, рассказ «Никита». Наизусть | 2.04 | ||
54. | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка. Образ Никиты. | Рассказ о писателе, художественный пересказ, выявление авторской позиции | Оценка устных и письменных ответов | Совершенствовать технику пересказа, анализировать произведение и делать выводы | С . 99 ответы на вопросы | 4.04 | ||
55. | Вн.чт. А.П.Платонов. «Цветок на земле». Основная мысль произведения. | Коллективная: работа по учебнику, комментированное чтение, беседа по вопросам; групповая: составление сравнительных характеристик героев | Оценка индивидуальных сообщений, вопросы на первичное восприятие | Воспринимать авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе, анализировать внутренний мир героев, их чувства и поступки | «Каменный цветок» | 9.04 | ||
56. | П.П.Бажов. Путь писателя к сказу. Особенности сказа. «Каменный цветок». | 3)характеризовать героев русской литературы 20 века; 4)характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; 5)составлять план литературного произведения, в том числе цитатный; 6)подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; 7)определять роль портретной характеристики героя; 8)рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции; 9) относить произведение к жанру рассказа, повести по его признакам; 10)различать в произведении автора и рассказчика; 11)называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму); 12)писать сочинение-эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое | Работа по учебнику, защита кластеров, пересказ эпизодов, ответы на вопросы | Оценка домашней работы учащихся | Понимать отличительные особенности сказа, составлять характеристику героя | Сопоставить жанры сказ и сказки, нарисовать иллюстрации | 11.04 | |
57. | Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приёмы создания художественного образа. Отличие сказа от сказки. | Характеристика образов, языковой анализ произведения | Оценка выступлений учащихся | Обобщать и систематизировать полученные знания | Сообщение о Н.Носове, викторина по рассказам | 16.04 | ||
58. | Н.Н.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три охотника». Правда и вымысел. | Письменные ответы на вопросы | Оценка выступлений учащихся | Давать логичные и последовательные ответы, анализировать поступки героев | В. П. Астафьев«Васюткино озеро» | 18.04 | ||
59. | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | Выборочный пересказ эпизодов, характеристика главного героя | Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения | Воспринимать авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе, анализировать внутренний мир героев, их чувства и поступки | Составить цитатный план, ответить на вопросы учебника | 23.04 | ||
60. | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. | Ответы на вопросы учителя | Оценка выступлений учащихся | Обобщать и систематизировать полученные знания | Сочинение-миниатюра «Какие черты характера героя привлекают меня?» | 25.04 | ||
61. | Е.И.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и зло. Мир глазами ребёнка. | Рассказ о писателе, художественный пересказ, выявление авторской позиции | Оценка устных ответов учащихся | Давать логичные и последовательные ответы, анализировать произведение | Наизусть стихотворения о природе | 30.04 | ||
62. | Р.р. Час поэзии. «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.Ф.Боков, Е.М.Рубцов, Р.Г.Гамзатов В.И.Белов. В.Г.Распутин. | Чтение наизусть, анализ и оценка лирических произведений | Оценка выступлений учащихся | Давать логичные и последовательные ответы, анализировать стихотворение | Подготовиться к контрольной работе | 2.05 | ||
63. | Контрольная работа по произведениям русских писателей 19 – 20 вв. | Индивидуальная | Письменные ответы на вопросы или тестирование | Обобщать и систематизировать полученные знания | «Робинзон Крузо» | 7.05 | ||
64. | Зарубежная литература – 8 часов Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей, характеристика жанра. | 1) работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 2) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; 3)самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; 4)пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; | Коллективная: работа по учебнику, комментированное чтение, беседа по вопросам; групповая: составление сравнительных характеристик героев | Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения | Анализ образов героев и центральных эпизодов произведения | Сочинение-рассуждение «Что бы вы взяли с разбитого корабля, окажись вы на месте Робинзона?» | 9.05 | |
65. | Х.К.Андерсен. Детство писателя. Сказка «Соловей». Истинные и мнимые ценности. Литературные приёмы создания сказочной ситуации. | Работа по учебнику, защита кластеров, пересказ, ответы на вопросы | Оценка выступлений учащихся | Анализ образов героев и центральных эпизодов произведения | «Приключения Тома Сойера» | 14.05 | ||
66. | Вн.чт. М.Твен. Слово о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Мир детства и мир взрослых. | 5)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); 6)перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 7)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 8)пользоваться словарями, справочниками; 9)формулировать собственное мнение и позицию; 10)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 11)осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; 12)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 13)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 14)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; 15)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 16)задавать вопросы. Предметные результаты: 1)воспринимать текст литературного произведения; 2)читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы; 3)характеризовать героев зарубежной литературы; | Различные виды пересказа, нахождение сюжетных линий, устное словесное рисование | Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения | Написание творческой работы по произведению, выражение своего отношения к прочитанному | «Борьба за огонь» (главы из повести) | 16.05 | |
67. | Ж. Роно – Старший. Слово о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | Различные виды пересказа, роль портрета героя в характеристике образа | Составление цитатного плана | Воспринимать авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе, анализировать внутренний мир героев, их чувства и поступки | Д. Лондон «Сказание о Кише» | 21.05 | ||
68. | Дж. Лондон. Детские годы писателя. «Сказание о Кише». Обычаи, быт, верование, нравы северных народов. | Рассказ о писателе, художественный пересказ, выявление авторской позиции | Оценка устных ответов учащихся | Давать логичные и последовательные ответы, анализировать произведение | «Приключения Эмиля из Лённеберге» | 23.05 | ||
69. | А.Линдгрен. Слово о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберге». Отношение писательницы к своему герою. Тонкий юмор. | Коллективная: работа по учебнику, комментированное чтение, беседа по вопросам; групповая: составление сравнительных характеристик героев | Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения | Анализ образов героев и центральных эпизодов произведения | Индивидуальные и групповые творческие задания | 28.05 | ||
70. | Р.р. Литературный час «Я хочу рассказать вам…» | 4)характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; 5)подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; 6)определять роль портретной характеристики героя; 7)рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции; 8)различать в произведении автора и рассказчика | Коллективная, групповая, индивидуальная: беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа. | Оценка выступлений учащихся | Обобщать и систематизировать полученные знания | Задание для летнего чтения. | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева
Настоящая программа составлена на основе федерального компонента. Она рассчитана на 3 учебных часа в неделю. В программе указаны требования к знаниям и умениям обучающихся, типы уроков, методы обучени...
Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику Г.С Меркина (ФГОС)
Данная рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы Г.С.Меркина и соответствует требованиям ФГОС второго поколения....
Рабочая программа по литературе для 5 класса. Автор учебника Г.С.Меркин
рассчитана на 105 часов...
Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику Меркина
Рабочая программа по учебнику Меркина содержит нормативную базу, пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематический план и контрольно-измерительные материалы по изученным ...
рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Г.С.Меркина
В рабочую программу по литературе для 7 класса входит паспорт, пояснительная записка, требования к уровню подготовки, основное содержание курса и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе для 6 класса по учебнику Меркина Г. С.
Пояснительная записка, учебный план и календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 7 класса к учебнику Г.С. Меркина, С.А. Зинина.
Планирование составлено для работы с учебником: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ...