Таблица "Средства выразительности речи"
учебно-методический материал по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Средства выразительности.
ТРОПЫ - употребление слова в переносном значении. | Примеры |
Сравнение- сопоставление явления или понятия с другим явлением по сходству.Сравнение выражается: Творит. Пад., сравнит. Союзами как,точно,словно,будто ,при помощи слов подобный, похожий и т.д. сравн. отрицательное,формой сравнит. степени прилаг. или наречия | Озеро как зеркало. Лес,точно терем расписной. Снежная пыль столбом стоит …. Ее любовь к сыну была подобна безумию То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, - в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене. Ты всех милее, всех дороже… |
Эпитет- образное,красочное определение Эпитетом называются не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол.Постоянный эпитет. Часто встречающийся в народном творчестве, переходящий из одного произведения в другое. | Зеркальная поверхность озера(метафорич.эпитет),голубое озеро, Мороз – воевода; бродяга – ветер. Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено. /Море синее, поле чистое, тучи черные, добрый молодец, красна девица и др. |
Олицетворение- оживление,неодуш. предметы говорят, мыслят ,чувствуют. | О чём ты воешь, ветр Ночной…Озеро смотрит в небо. Луна хохотала,как клоун. |
Метафора-скрытое сравнение., перенос значения, основанный на сходстве предметов, явлений и т.д. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство". Развернутая метафора – это метафора , последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. | Золотое сердце,золотые руки,золотая осень. Зеркало озера.Лишь бы озеро вашей души не мутилось. В саду горит костёр рябины красной… Деревья в зимнем серебре.(деревья в снегу,похожем на серебро) Она очищается , душа – то , и чудится мне , весь мир затаил дыхание , задумался этот клокочущий , грозный наш мир , готовый вместе со мною пасть на колени , покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра …. И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу |
Метонимия-переименование,замещение понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения | Озеро кишит,дышать озером . Ну, скушай еще тарелочку, сынок. Пушкина читали все… Город шумел. Зима . Мороз . Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В . Шукшин ) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора ( В. Астафьев ). Черные фраки носились врось и кучами там и там. Кремль принял решение. Весь пароход сбежался. |
Синекдоха-количественное замещение: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым | Озеро (т.е.озёра) всегда отличалось чистотой водой.Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напалеоны. К нему и птица не летит, И тигр нейдет... |
Аллегория -иносказание. Изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. | В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. |
Гипербола-преувеличение | Озеро поднимало свои волны до самого неба. |
Литота-преуменьшение | Талии никак не толще бутылочной шейки. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных |
Оксюморон-взаимоисключение,сочетание несочетаемого. | Звонкая тишина Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, ,свободные рабы,наедине с толпой. |
Ирония- скрытая насмешка.Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. | Откуда, умная, бредёшь ты,голова? (И. Крылов.) |
Перифраз (или перифраза) - описательный оборот, позволяющий легко узнать предмет или явление, не называя его.Название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. | Царь зверей (вместо лев) Голубые глаза земли (озёра) ,туманный Альбион (вместо Англия). Братья наши меньшие (животные), Блистающая сталь(собли), Солнце русской поэзии (Пушкин) Весна человеческой жизни (юность) ,Голубая планета(Земля), Бессмертный творец «Илиады» (Гомер) |
ФИГУРЫ РЕЧИ
Фигуры речи- они не вносят ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Их главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным | Примеры |
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
Антитеза-противопоставление,контраст Часто основана на употреблении антонимов | А новое так отрицает старое!.. |
Ряды однородных членов предложения. | Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою способность относиться критически … |
Градация- постепенное усиление или уменьшение значения. | Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь) Не жалею, не зову, не плачу, .Градация нисходящая. Расположение слов в порядке убывания (уменьшающегося значения).Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла |
Инверсия -перестановка.Нарушение прямого порядка слов. Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой): для главных членов1) подлежащее + сказуемое | Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. Белеет парус одинокий. Тамара в театр пошла. Роняет лес багряный свой убор. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение( адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию). Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. | Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? |
Синтаксический параллелизм- сходное построение предложений, строк или строф | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской..\.Он над тучами смеется, он от радости рыдает! .\ Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет |
Умолчание- фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. | Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. |
Парцелляция – Намеренное нарушение границ предл., дробление предложения на значимые смысловые части. | Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. \ Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал. |
Эллипсис - пропуск одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.Это неполные предложения. | Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) |
Бессоюзие (или асиндетон) – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. | Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить. |
Многосоюзие ( или полисиндетон )– повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. | Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. |
Эпифора- повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания, противоположна анафоре. | Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.) |
Вопросно-ответная форма изложения (диалогичность) Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. | — Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой? — Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку... — Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив? Многие считают ,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится -это задача нас всех. |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Лексический повтор-Повторение в тексте одного и того же слова . | - Эти люди – ваши родственники? -Да, - сказал он . - Все эти люди – родственники? -Безусловно, - сказал он . -Люди всего мира ? Всех национальностей? Люди всех эпох? |
Антонимы- слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. | Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной,Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной,Упоительной и безотрадной. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколоть его на тысячу частей. |
Синонимы- слова, близкие по значению Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется | Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать Предо мною появились два ангела..два гения. Я говорю: ангелы..гении-потому что у обоих на нажженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого взымались сильные длинные крылья. |
Омонимы-слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения | Язык(орган )-язык(средство общения),норка(животное)-норка(жилище) |
Омографы -разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению | Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт) |
Паронимы-близкие по звучанию, но различные по значению слова. | Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный |
Диалектизмы- Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности | Шанежки, буряки,качка,увалы,пимы. Бурак – свёкла, няша –болото, кочет – петух, козюли – змеи. |
Жаргонизмы-— разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий | Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква... Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача |
Профессионализмы- Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. | Камбуз, боцман, акварель, мольберт |
Окказионализмы-индивидуально- авторские неологизмы. | Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других .(А. Солженицын ) |
Термины- слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч. | Грамматика, хирургический, оптика |
Книжная лексика- слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску | Бессмертие, стимул, превалировать... |
Просторечные слова- слова, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера | Болван, вертихвостка, вихлять. Грязнуля, крикун, бородач(разговорная лексика)
|
Устаревшие слова (архаизмы) -слова,вышедшие из употребления (историзмы) или заменены другим названием того же предмета (архаизмы) | Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец,холоп,кушачок,ямщик… |
Эмоционально окрашенные слова- Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. | Прелестный, чудный, отвратительный, злодей Слова с суффиксами эмоциональной оценки:Миленький, зайчонок, умишко, детищеа)Слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой:торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый;возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный;одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный;ласкательные: солнышко, голубчик, доченька б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой:неодобрительные: домысел, препираться, околесица;пренебрежительные: выскочка, деляга;презрительные: балбес, зубрила, писанина;бранные… |
Заимствованные слова - слова из других языков | Парламент,сенат, депутат, консенсус |
Фразеологизмы - Устойчивые сочетания слов | Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...
Определение. Эпитет как средство выразительной речи.
Урок по литературе в 8 классе....
Средства выразительности речи
Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку....
Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности
этот проект мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...
Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Урок русского языка в 10 классе...