Литературный марафон по сказке Ершова "Конек-горбунок"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Литературный марафон включает в себя несколько этапов: игра "Битва знатоков", интеллектуальный-разгадывание кроссвордов, творческий - рисуем героев сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра по сказке | 73 КБ |
prilozhenie_1.doc | 24 КБ |
prilozhenie_2.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный марафон по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»
Автор: Евстратова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Павлодарского филиала МБОУ М-Алабушской сош, Уваровский район, Тамбовская область.
Форма: игра-путешествие
Описание: данное мероприятие предназначено для учащихся 1-6 классов.
Цель: способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала.
Задачи:
- развитие познавательного интереса, коммуникативных способностей, творческого мышления;
- формирование читательского интереса;
- воспитание уважения и любви к своей истории, литературе.
Оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация, карточки с числами 100 - 500 для подсчета баллов, «смайлики» разных цветов, изготовленные из картона для игроков, вопросы игры с ответами для ведущего, цветные карандаши, краски, листы бумаги А4, грамоты и призы.
Предварительная работа: просмотр сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок»
Ход игры
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Приветствую вас на игре «Литературный марафон»! (слайд)
Наш марафон будет состоять из нескольких этапов. И все они будут посвящены сказке Петра Ершова «Конек – Горбунок». Почему? Замечательному поэту 6 марта 2015 года исполнилось 200 лет со дня рождения. Его сказка знаменита на всю нашу страну: ее знают «от мала до велика».
Есть русская народная сказка «Сивка – Бурка», по ее мотивам создана сказка Ершовым, да непросто создана, а написана в стихах!
(Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька-Горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.)
Конкурс оценивает жюри . (представить членов жюри).
Система оценки: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за творческие конкурсы-5 баллов.
Начнем мы наш литературный марафон с «Битвы знатоков»
(выступление детей)
1-ый ученик (мальчик)
Здесь собрались великие умы.
Они, наверное, все учат, изучают,
Сидят за книжками, читают все подряд
И в «Битве знатоков» выступают!
2-ой ученик (девочка)
Сегодня здесь начнутся состязанья.
Потребуют они упорства и вниманья.
Покажут знания все умные ребята,
А остальным у них учиться надо.
Учитель:
Мы вам желаем творческих успехов.
Заданья трудные не будут пусть помехой.
Ну что ж, желаем всем «Ни пуха - ни пера!»
Ведь «Битва знатоков» сложная игра!
Учитель:
Начинаем игру (слайд). Суть игры заключается в том, что участники отвечают на вопросы различной стоимости. Игра содержит 25 вопросов по 5 темам.
Первая тема – «Биография». Здесь вы должны ответить на вопросы по биографии П.П.Ершова.
Вторая тема – « Сказочная арифметика». Здесь ваши ответы должны быть числами.
Третья тема - «Чьи это слова». Вам предлагается угадать кому из героев сказки принадлежат слова.
4 тема - «Сказочный словарь». Здесь вам встретятся устаревшие слова, т.е. слова, которые не употребляются в современном русском языке, но они встретились вам в сказке П.П.Ершова. Вы должны дать правильное толкование.
И 5 тема - «Хитрые вопросики». Вы должны правильно ответить на вопросы из сказки «Конек-горбунок».
Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — она варьируется от 100 до 500 очков. Чем больше цена вопроса, тем он сложнее. Основная цель игроков — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Сегодня в игре принимают участие 2 команды:
команда «Книголюбы» и её капитан –….;
команда «Литературоведы» и капитан команды …..
Право первой выбирать категорию и вопрос принадлежит команде «Книголюбы».
Вы выбираете тему и стоимость вопроса, читаете вопрос, обсуждаете всей командой ответ, а капитан команды решает, кто из вас будет отвечать. Если вы правильно отвечаете на вопрос – зарабатываете очки, если неправильно – отвечает другая команда и у неё появляется возможность заработать очки.
Игра продолжается до тех пор, пока в ней не будут разыграны все вопросы.
Победителем будет считаться та команда, которая набрала большее количество очков.
Вопросы для проведения игры.
Биография | Сказочная арифметика | Чьи это слова | Сказочный словарь | Хитрые вопросики |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
200 | 200 | 200 | 200 | 200 |
300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Биография
100 - Где и когда родился Пётр Павлович Ершов? (6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии)
200 - В каком году была напечатана сказка? (В 1834г)
300 - Где и кем работал Ершов после окончания университета? (Много лет был учителем гимназии города Тобольска).
400 - Сколько лет было Петру Павловичу, когда к нему пришла слава? (19 лет)
500 - Когда умер и где похоронен Ершов? (Умер 30 августа 1869 г. Похоронен на Тобольском Завальном кладбище).
Сказочная арифметика
100 - Сколько лет царю?(70)
200 - Сколько лет Царь – девице?(15)
300- Сколько лет страдает Чудо - юдо рыба-кит? (10)
400 - Какой срок дал царь Ивану, чтобы он достал Жар – птицу?(3 недели)
500 - Сколько раз выручал Конек – Горбунок Ивана? (4)
Интеллектуальный конкурс для болельщиков. Приложение 1
Чьи это слова
100-«Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю…» (Конек – Горбунок)
200-«Молви ласковое слово!
Чем тебя я огорчил?
Али тем, что полюбил?» (Царь)
300 - «Так нельзя ль, отцы родные,
Вам у солнышка спросить:
Долго ль мне в опале быть
И за кои прегрешенья
Я терплю беды-мученья?»
(Рыба Кит)
400- «Ах, злодей!
Вздумал в семьдесят жениться
На молоденькой девице!»
(Месяц Месяцович)
500 - «Как по моречку, по морю,
По широкому раздолью,
Что по самый край земли,
Выбегают корабли...»
(Гребцы)
Сказочный словарь
100 Малахай- тёплая меховая шапка
200 Плошка- плоский и круглый сосуд со свечой, применявшийся в старину для освещения
300 Стремянный - конюх - слуга
400 Басурман - иноземец
500 Налой – столик или подставка в церкви, где лежат крест и Евангелие
Хитрые вопросики
100 -На каком музыкальном инструменте играла Царь – девица? (На гуслях)
200- Где прятался Иван, когда поджидал Жар – птицу? (Под корытом)
300- Кто был братом Царь – девицы? (Солнце)
400- Кто выполнил приказ кита и достал перстень Царь – девицы? (Ерш)
500- Кто строил козни Ивану – дураку? (Спальник)
Игра «Битва знатоков» закончена.
А мы с вами приступаем к следующему этапу нашего марафона – это интеллектуальный этап. Здесь нашим командам предстоит разгадать кроссворды по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»
Приложение 2
Итак, сейчас у нас начнется заключительный этап нашего литературного марафона «Творческий». Командам предстоит нарисовать героев сказки.
Слово учителя: вот и подошел к концу наш литературный марафон по сказке П.П.Ершова «Конек - Горбунок». Давайте вспомним последние слова сказки:
Сердцу любо! Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Вот и марафону конец! А кто принял в нем участие, тот молодец!!!
Подведение итогов. Награждение победителей
Список литературы
- Ершов П.П. Конек – Горбунок. – М: Терра – Книжный клуб, 2004 г.
- Чеботарева Н.Н. Литературная игра «Кто хочет стать знатоком сказки?» по сказке П.П. Ершова. Ж. «Читаем, учимся, играем», №10, 2007 г.
- http://pandia.ru/text/79/159/2010.php
- http://citaty.su/kratkaya-biografiya-petra-pavlovicha-ershova
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Интеллектуальный конкурс для болельщиков.
- Чем кобылица отблагодарила Ивана?
- Родила ему двух златогривых коней и Конька - Горбунка. - По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?
- Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю. - Что за чудо-огонёк увидели братья в поле?
- Перо Жар - птицы. - Как звали братьев Ивана?
- Данила и Гаврила. - За какую цену Иван продал златогривых коней?
- 10 шапок серебра и ещё 5 рублей. - Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?
- Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место. - За что был наказан рыба-кит?
- За то, что проглотил 3 десятка кораблей. - Где лежал перстень Царь-девицы?
- На дне морском в красном сундучке. - Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь?
- Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
По горизонтали По вертикали |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биолого-литературный марафон по произведениям Виталия Бианки.
В школе в феврале месяце традиционно проходит биолого-литературный марафон по произведениям Виталия Бианки.Почему марафон? Мероприятия спланированы на 5 учебных дней.Желающие принять участие получают ...
Литературный марафон. 5класс. Программа Г. С. Меркина.
Очень яркая презентация к уроку литературы по первой части учебника Г.С. меркина. 5 класс. можно использовать для внеклассного мероприятия....
"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.
Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...
Литературный марафон
Представлена игровая форма внеклассного мероприятия по литературе для обучающихся 7-9 классов. Основная цель марафона - пробудить и развить интерес школьников к поэзии разных эпох, стилей, жанров....
Литературный марафон "Ах, Пушкин, Пушкин"
Литературный марафон- игра по творчеству А.С.Пушкина...
Литературный марафон
Разработка внеклассного мероприятия "Литературный марафон"...
Литературный марафон."Путешествие по роману Лермонтова М.Ю.
Урок-Путешествие.Командная игра....