Литературный марафон
методическая разработка по литературе по теме

Никитина Вера Ивановна

Разработка внеклассного мероприятия "Литературный марафон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литературный марафон47.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Литературный марафон

                                     I Тур

  1. Где находится могила Лермонтова?                        

    /Тарханы/

  1. Какое образование получил Пушкин?                    

     /Лицей, высшее/

  1. Дика, печальна, молчалива,                                            

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…

Чей портрет рисует Пушкин?

/Татьяна/

  1. Сколько лет длится  действие романа «Евгений Онегин»?  

  /4 года/

  1. «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…                

Где оскорбленному есть чувству уголок…

Кому принадлежат эти слова?

/Чацкий/

  1. Сколько лет было Грибоедову, когда он поступил в Московский  

университет?  

/11 лет/

  1. Назовите имя и отчество Чехова                    

   /Антон Павлович/

  1. Кому подарил Жуковский свой портрет  

с надписью «Победителю – ученику от побежденного  учителя» ?  

/Пушкину/

  1. Кто из русских поэтов и в каком произведении использовал фамилию

Скотинина из комедии «Недоросль» .                

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов

/Пушкин  «Евгений Онегин»  Гости Лариных/

  1. Кому посвящены  следующие стихотворные строки?    

Скоро сам узнаешь в школе,                                                       

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик

/в стихотворении «Школьник», Некрасов  о Ломоносове/        

  1. Сюжеты каких произведений были                    

подсказаны  Гоголю Пушкиным?

/ «Ревизор», «Мертвые души»/

  1. Чей это портрет?                                                    

«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро,

с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц,

которые плачутся на не урожай»

/Коробочка/

  1. Молодой человек, сирота, Его семья состоит, кроме него, еще из одного человека – его сестры. Живут они из милости из у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся им наследство ! Его имя…?

/Борис «Гроза»/

  1. Странница, которая кормится подаянием, зато других угощает небылицами

 /Феклуша/

  1. Этот предмет имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств:  

он мягок, он, как послушный раб, покоряется  самомалейшему движению тела.

 Что это за вещь  

/Халат/

  1. Какое имя Илья Ильич дал своему сыну? Почему?    

/Андрей, Штольц/

  1. Между кем состоялась дуэль в романе Пушкина «Евгений Онегин»

/Онегин и Ленский/

  1. Между кем состоялась дуэль в романе «Герой нашего времени»

  /Печорин и Грушницкий/

  1. Как звали сыновей Николая Петровича Кирсанова в романе

И.С. Тургенева «Отцы и дети»

/Аркадий и Митя/

  1. Как звали любимых женщин Обломова?

/Ольга Ильинская, Агафья Матвеевна Пшеницына

                             II Тур – развернутый ответ

  1. Вам предстоит выступить в роли прокуроров и адвокатов, подготовив обвинительную и защитную речь в адрес Марфы Игнатьевны Кабановой.  /По пьесе Островского «Гроза»/
  2.  Анализ стихов, выявление художественно - выразительных средств стихов

Тютчева,  Фета.

                         Что ты клонишь над водами,

                                 Ива, макушку свою?

                        И дрожащими  листами,

                        Словно жадными устами,

                        Ловишь беглую струю?..

                        Хоть томится, хоть трепещет

                        Каждый лист твой над струей…

                        Но струя бежит и плещет,

                        И смеется над тобой…

                                                              Ф.И. Тютчев

                                                 Цветы

                        С полей несется голос стада,

                        В кустах малиновки звенят,

                        И с побелевших яблонь сада

                        Струится сладкий аромат.

                        Цветы глядят с тоской влюбленной,

                        Безгрешно чисты, как весна,

                        Роняя с пылью благовонной

                        Плодов румяных семена.

                        Сестра цветов, подруга розы,

                        Очами в очи мне взгляни,

                        Навей живительные грезы

                        И в сердце песню зарони.

                              III Тур - творческий

                                        Заглавие к рассказу

Ведущий читает игрокам какой-либо рассказ (Чехова, Зощенко, Шукшина, Мопассана) или очерк в газете. Надо подобрать к рассказу как можно больше различных названий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными, или формальными, т.е. по сути верными, но не схватывающими главного, или образными, яркими, эмоциональными.

       В конце игры  ведущий делает подробный разбор предложенных названий, сравнивая с авторским. Побеждает игрок, придумавший наибольшее число оригинальных наименований к рассказу или к заметке в газете.

                             Сочини рассказ по заголовкам газет

Ведущий дает каждому игроку по три газеты и ножницы. Определяет время игры. Надо из газетных заголовков составить маленький рассказ (чтобы было удобно составлять рассказ, заголовки вырезают ножницами). Побеждает игрок, быстрее всех составивший интересную историю.

                                  Найти сходство и различие

Это была любимая игра поэта В.А. Жуковского. Каждый из участников записывает два предмета, не сходных между собой, например: дом – самолет, лодка –роза. Ведущий перемешивает записки, и соревнующиеся по очереди вынимают их. Предлагая в стихотворной, а можно и в прозаичной форме объяснить, в чем сходны, чем различаются названные предметы. Ответы могут быть стандартными (например: дом – самолет – изделия человеческих рук), но ведущий должен особенно оценить необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете.

       Побеждает тот, у кого список признаков сходства и различия длиннее. за оригинальность можно также начислять дополнительные баллы.

                             Что ответил великий?

 Английский писатель – фантаст Герберт Уэллс начал свою литературную карьеру без особого успеха. Он и его друг основали журнал, у которого было только четыре подписчика…

   Как-то друзья увидели в окно похоронную процессию. Взволнованный Уэллс сказал своему другу:

        - Только бы это был не наш подписчик. (Ответ)

Однажды Сергей Есенин сказал Маяковскому:

  - Ваши стихи как будто из чугуна – ну что можно из чугуна сделать?

  - Из чугуна сделают нам памятники, - ответил Маяковский.

Однажды Дениса Ивановича Фонвизина спросили:

  - Какая разница между человеком и скотом?

  - Огромная! – ответил сатирик. – Ведь скотина никогда человеком быть не может, а человек, особливо богатый и чванливый, весьма часто скотиной становится. (Ответ)

Древнегреческий драматург Софокл сказал однажды, что три стиха стоили ему трех дней труда.

  - Трех дней!–воскликнул посредственный поэт, услышавший эти слова -Да я в это время написал бы сто.

  - Да, - ответил Софокл, -  но они существовали бы только три дня. (Ответ)

Однажды мальчишки спросили Аркадия Петровича Гайдара:

  - Аркадий Петрович, почему вы такой знаменитый, а чемодан у вас так себе?

  Гайдар, улыбнулся и ответил:

  - Это не беда. Было бы хуже, если бы чемодан у меня был знаменитый, а сам я – так себе.( Ответ)

Однажды английский писатель Джонатан Свифт спросил своего слугу:

  - Том. что это значит? Мои сапоги не вычищены?

  - Нет, сэр, – ответил Том. – Вы собрались идти гулять, так я подумал: они все равно станут грязными.

  - Хорошо, - сказал Свифт, - собирайся, ты пойдешь со мной.

  - Но я еще не завтракал.

  - Не беда, все рано ты опять проголодаешься.

                           

                           

                          Что ты клонишь над водами,

                                Ива, макушку свою?

                        И дрожащими  листами,

                        Словно жадными устами,

                        Ловишь беглую струю?..

                        Хоть томится, хоть трепещет

                        Каждый лист твой над струей…

                        Но струя бежит и плещет,

                        И, на солнце нежась, блещет,

                        И смеется над тобой…

                                                              Ф.И. Тютчев

 

                                             Цветы

                        С полей несется голос стада,

                        В кустах малиновки звенят,

                        И с побелевших яблонь сада

                        Струится сладкий аромат.

                        Цветы глядят с тоской влюбленной,

                        Безгрешно чисты, как весна,

                        Роняя с пылью благовонной

                        Плодов румяных семена.

                        Сестра цветов, подруга розы,

                        Очами в очи мне взгляни,

                        Навей живительные грезы

                        И в сердце песню зарони.

                                                А.А. Фет

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биолого-литературный марафон по произведениям Виталия Бианки.

В школе в феврале месяце традиционно проходит биолого-литературный марафон по произведениям Виталия Бианки.Почему марафон? Мероприятия спланированы на 5 учебных дней.Желающие принять участие получают ...

Литературный марафон. 5класс. Программа Г. С. Меркина.

Очень яркая презентация к уроку литературы по первой части учебника Г.С. меркина. 5 класс. можно использовать для внеклассного мероприятия....

Литературный марафон

Представлена игровая форма внеклассного мероприятия по литературе для обучающихся 7-9 классов. Основная цель марафона - пробудить и развить интерес школьников к поэзии разных эпох, стилей, жанров....

Литературный марафон "Ах, Пушкин, Пушкин"

Литературный марафон- игра по творчеству А.С.Пушкина...

Литературный марафон «Внеклассное чтение» (проект)

Проект , посвященный Году литературы. Документ содержит план уроков внеклассного чтения....

Литературный марафон по сказке Ершова "Конек-горбунок"

Литературный марафон включает в себя несколько этапов: игра "Битва знатоков", интеллектуальный-разгадывание кроссвордов, творческий - рисуем героев сказки....