Литературный марафон."Путешествие по роману Лермонтова М.Ю.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Каюпова Бибигуль Саиновна

Урок-Путешествие.Командная игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_vneklassnoe_meropriyatie.rar417.29 КБ

Предварительный просмотр:

                 Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству

                          М.Ю. Лермонтова

              Тема урока:  литературный марафон

                        для учащихся 9-х классов  

                                                                                                                                                           

              Ф.И.О. Каюпова Бибигуль Саиновна

              МОУ СОШ № 9


ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Станция «БЭЛА»  3 группы работают над тестами.

  1.  Станция «МАКСИМ  МАКСИМЫЧ»  3 группы класса отгадывают кроссворды  по роману М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»

  1. Станция  «ТАМАНЬ» 3 группы класса работают с иллюстрациями. По иллюстрации отгадывают художников.

Закрепление показ презентации.

  1. Станция «Фаталист» каждая группа  отгадывает героев по описанию. Тесты на столах. Создают синквейны.

  1. Станция  «Княжна МЕРИ» каждая группа  класса создают ментальные карты по роману М.Ю. Лермонтова                         «Герой нашего времени».

На столах у каждой группы ватман, фломастеры и роман       «Герой нашего времени»


СТАНЦИЯ  « БЭЛА»

  Тест № 1

  1. В каком ряду названы герои только повести «Бэла»

  1. Печорин, Максим Максимыч, Вернер,
  2. Печорин, Бэла, Грушницкий,
  3. Печорин, Максим Максимыч, княжна Мери,
  4. Печорин, Максим Максимыч, Азамат.

  1. Действия повести «Бэла» происходят:

  1. в Пятигорске,
  2. в Крыму,
  3. на Кавказе,
  4. в Персии.

  1. В каком звании служил Максим Максимыч?

  1. полковник,
  2. штабс-капитан,
  3. ротмистр,
  4. поручик.

  1. Какого цвета были волосы Печорина?

  1. черные,
  2. светлые,
  3. русые,
  4. рыжие.

  1. Укажите, кому принадлежат следующие слова: «Если б у меня был

табун в тысячу кобыл, то отдал бы тебе весь табун  за твоего Карагеза»

  1. Печорину,
  2. Максиму Максимычу,
  3. Азамату,
  4. Казбичу.

  1. От чьего имени идет повествование о Печорине в повести «Бэла»?

  1. Автора,
  2. Максима Максимыча,
  3. Печорина,
  4. Бэлы.

  1. Укажите вариант, в котором содержится полный ответ на вопрос:

« Как Максим Максимыч относится к Печорину?»

  1. Герой осуждает Печорина за отношение к Бэле;
  2. Штабс-капитан не понимает многих поступков своего приятеля;
  3. М.Максимыч искренне привязан к Печорину, однако не понимает

мотивов его поступков, особенностей характер;

  1. М.Максимыч симпатизирует Печорину.

  1. В данной повести нет авторского отношения к Печорину. Почему?

             1. Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные

                 выводы о герое;

              2. М.Ю. Лермонтов считает, что достаточно мнение М.Максимыча;

              3. Главное в этой повести не мнение о Печорине, а события,

                  произошедшие с ним;

              4. Отношение М.Максимыча к Печорину – это и есть авторское

                   отношение.

  1. Кто рассказывает историю Бэлы?

  1. Печорин,
  2. автор,
  3. сама героиня,
  4. Максим Максимыч.

  1. Печорина звали:

  1. Максим Максимыч,
  2. Григорий Александрович,
  3. Александр Григорьевич,
  4. Евгений Александрович

  1. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым?

  1. «Парус»
  2. «Герой нашего времени»
  3. «Маскарад»
  4. «Смерть поэта»

           Ответы: 1-4; 2-3; 3-2; 4-2; 5- 3; 6-2; 7-3; 8-1; 9-4; 10-2; 11-4.


Тест 2

  1. Кого Печорин называет «водяным обществом»?

  1. всех отдыхающих на водах,
  2. людей, отдыхающих на водах,
  3. высший свет, приехавший на воды, отдавая дань моде.

  1. Кто такой Грушницкий и какова его цель приезда?

  1. юнкер, приехавший на Кавказ из романтического фанатизма,
  2. офицер, сосланный на Кавказ за дуэль,
  3. представитель высшего света, приехавший лечиться.

  1. Чья цель в жизни – «сделаться героем романа»?

             1. автора,

             2. Печорина,

             3. Грушницкого.

  1. Почему Грушницкий хочет добиться любви Мери?

  1. он её действительно любит,
  2. женитьба на Мери открыла бы ему дорогу в свет,
  3. назло Печорину.

  1. О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то страданием»?

  1. Грушницкий,
  2. Печорин,
  3. Максим Максимыч.

  1. Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

  1. это его солдатская форма,
  2. чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности,
  3. ему так удобно.

  1. Чьё это мнение: «Из двух  друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся;- рабом я быть не могу, повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

  1. Печорина,
  2. Грушницкого,
  3. Вернера.

  1. Кто из женщин заставил биться сердце Печорина?

  1. Мери,
  2. Вера,
  3. княгиня Лиговская.

  1. Какой добрый поступок совершает Печорин на балу?

  1. спасает Мери от позора,
  2. ставит на место Грушницкого
  3. признается Мери в любви.

  1.  Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

  1. Грушницкий,
  2. Печорин,
  3. Вернер.

  1. Что явилось причинной дуэли между Печориным и Грушницким?

  1. ревность Грушницкого,
  2. клевета Грушницкого,
  3. месть Печорина Грушницкому.

Ответы: 1-3; 2-2; 3-3; 4-2; 5-2; 6-2; 7-1; 8-2; 9-1; 10-2; 11-2.

 


Тест 3

1.Продолжите цитату: «Я  бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

  1. счастья,
  2. страданий,
  3. любви.

2.Кто был «единственной женщиной в мире, которую не в силах был бы обмануть»?

               1. Вера,

               2. Бэла,

               3.мери.

3.Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

  1. он ничем не жертвовал для тех, кого любил,
  2. он никого не любил
  3. он всех считал ниже себя, недостойным его любви.

4. Что двигало Печориным, когда он поехал вслед за Верой?

  1. чувство долга,
  2. он хотел вернуть ей письмо,
  3. он понял, что Вера была единственной женщиной, которую он любил по-настоящему.

5.Кто такой Вернер?

  1. муж Веры,
  2. друг Печорина,
  3. друг Грушницкого.

6.  Кто является автором иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова?

               1.А Перов,

               2. Б.Тропинин,

               3. В. Врубель.

7. За что держал пари Печорин с Вуличем?

  1. судьба есть…
  2. судьбы нет…
  3. никто не знает, есть судьба…

8. От чего погиб Вулич?

  1. застрелился,
  2. зарублен пьяным казаком,
  3. на дуэли.

9. Ундина Печорина пыталась…

               1.задушить,

               2. утопить,

               3. застрелить.

10. Кем были люди, встретившиеся Печорину в Тамани?

  1. благородными разбойниками,
  2. честными контрабандистами,
  3. профессиональными нищими.

11.Тамань-это…

  1. городишко,
  2. деревня,
  3. область.

Ответ: 1-2; 2-1; 3-1; 4-3; 5-2; 6-3; 7-1; 8-2; 9-2; 10-2; 11-1.


СТАНЦИЯ   «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»

  1. Каждый класс делится на 3 группы,  и отгадывают  кроссворды.

2

 

5

7

 

 

6

 

 

 

 

 

8

1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Кто погиб от рук Казбича?

2.  Какое общество в романе является собирательным образом?

3. Куда Максим Максимыч передаёт попутчику «печоринские бумаги»?

4.Кто влюбляется в Печорина?

5. Где происходит действие в повести «Княжна Мери»?

6. Кого Печорин вызывает на дуэль?

7. Как звали брата Бэлы?

8. Фамилия героя нашего времени

9. Кто в повести  «Фаталист» ведет опасную игру со смертью?


Ответы:

2

в

5

7

о

п

6

а

д

я

г

з

8

1

я

т

р

а

п

б

н

3

и

у

м

е

э

о

г

4

г

ш

а

ч

9

л

е

р

м

о

н

т

о

в

а

у

э

р

и

р

у

з

р

с

ц

и

л

и

и

к

к

н

и

я

и

ч

й

1. Кто погиб от рук Казбича  (Бэла)

2. Какое общество в романе является собирательным образом?

 (водяное)

3. Куда Максим Максимыч передаёт попутчику «печоринские бумаги»?(Грузия)

4. Кто влюбляется в Печорина?(Мэри)

5. Где происходит действие в повести «Княжна Мери»?(Пятигорск)

6. Кого Печорин вызывает на дуэль? (Грушницкий)

7. Как звали брата Бэлы? (Азамат)

8. Фамилия героя нашего времени (Печорин)

9. Кто в повести  «Фаталист» ведет опасную игру со смертью? (Вулич)



10

3

9

1

2

5

4

6

8

7

  По вертикали:                                                                                                                                                                    1. О ком идёт речь? Светская дама, давняя любовница Печорина.                                                                                                   3. Имя лошади Казбича?                                                                                                                                                       5. Фамилия Мери?                                                                                                                                                                  6. Кого описывает автор? «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».                                                                                                   10. Назовите героя, которого Лермонтов называет «героем нашего времени»?

По горизонтали:                                                                                                                                                     2. Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя?                                                                                                                   4. О ком идёт речь? Молод, ему всего двадцать один год. Он — юнкер, однако уже имеет георгиевский крест.                                                                                                                                                   7. Самый скверный городишка из всех приморских городов России?                                                                                                             8. О ком идёт речь? Он должен был выстрелить себе в висок, тем самым, проверив судьбу.                                                                                                                                                      9. Увы! моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал, — подарок приятеля, — всё исчезло. Тут-то я догадался, какие вещи тащил проклятый…? Кто это был?


Ответы:

10П

3К

9С

Л

Е

П

О

Й

1

А

Ч

2В

Е

Р

Н

Е

Р

О

Е

А

5Л

Р

Р

4Г

Р

У

Ш

Н

И

Ц

К

И

Й

А

Е

Г

Н

З

О

6Б

8В

У

Л

И

Ч

Э

С

Л

К

7Т

А

М

А

Н

Ь

Я

  По вертикали:                                                                                                                                                                    1. О ком идёт речь? Светская дама, давняя любовница Печорина.                                                                                                   3. Имя лошади Казбича?                                                                                                                                                       5. Фамилия Мери?                                                                                                                                                                  6. Кого описывает автор? «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».                                                                                                   10. Назовите героя, которого Лермонтов называет «героем нашего времени»?

По горизонтали:                                                                                                                                                     2. Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя?                                                                                                                   4. О ком идёт речь? Молод, ему всего двадцать один год. Он — юнкер, однако уже имеет георгиевский крест.                                                                                                                                                   7. Самый скверный городишка из всех приморских городов России?                                                                                                             8. О ком идёт речь? Он должен был выстрелить себе в висок, тем самым, проверив судьбу.                                                                                                                                                      9. Увы! моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал, — подарок приятеля, — всё исчезло. Тут-то я догадался, какие вещи тащил проклятый…? Кто это был?


1) Куда отправлялся Печорин после встречи с Максимом Максимычем? (Персия)

 2)Назовите жанр произведения «Герой нашего времени». (роман)

3)Кто был влюблён в княжну Мери? (Грушницкий)

4) К какому направлению в литературе принадлежит роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»? (реализм)

5) Какое средство изобразительности автор использовал в  предложении: "Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие..." (Сравнение)

6) «Двойник» Печорина в романе, духовно и интеллектуально близкий ему, эгоист и скептик: (Вернер)

7) Кому принадлежит следующее классическое высказывание о Печорине:"Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду, горько обвиняет он себя в своих заблуждениях".(Белинский)

8) «Я люблю врагов, хотя не по-христиански.

Они меня забавляют, волнуют во мне кровь…»

- кому принадлежат  эти слова?

(Печорин)

9) «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу…»-чей описан портрет? (Бэла)

10) В какой главе Печорин встретился

с местной «шайкой»?

(Тамань)


СТАНЦИЯ  « ТАМАНЬ»


СТАНЦИЯ  «ФАТАЛИСТ»

  1. Узнайте  героя по описанию  и составьте  синквейн.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Составлять синквейн очень просто и интересно и к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

«А уж какой был головорез, проворный на что  хочешь: шапку ли

поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем

нехорошо: ужасно падок был на деньги»      ( Азамат)

« На нем был офицерский сюртук без эполет и черкасская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».  ( Грушницкий)

« Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».              (Вернер)

« … на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка.»  (Ундина-русалка в образе красивой молодой женщины)

«…вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож»  (Янко»)

« Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждающая на губах его, - …»        (Вулич)

«Он  хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год»              (Грушницкий)

«…был маар ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку…его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли.»       (Вернер)

«…в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанной черной шалью, опустив голову на грудь;…»                (Вера)    

     

« …две дамы: одна пожилая, другая молоденькая, стройная. Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего.»

    ( княгиня Лиговская и княжна Мери)

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его широкие плечи доказывали крепкое сложение, …»             (Печорин)

«…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».             ( Бэла)


СТАНЦИЯ  « КНЯЖНА  МЕРИ»

    Ментальная карта – это способ свободной визуализации мыслей.

Результат может быть как похожим на обычные  логические

схемы, так и представлять собой весьма замысловатые красочные

рисунки – кому как удобней.

Ментальная карта

    Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми»,

гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы

 полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит

движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых,

 монотонных объектов.

     Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово

содержит тысячи возможных ассоциации, поэтому «склеивание» слов

 уменьшает  свободу мышления. Раздельное написание  слов может

привести к новым идеям.

     Обязательно используйте рисунки и символы, в принципе,

ментальная карта может целиком состоять из рисунков.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе. Роман Лермонтова "Герой нашего времени"

Тестовая работа для учащихся 9 класса по роману М.Ю.Лермонтова....

Тест по роману Лермонтова "Герой нашего времени"

Контрольный тест на знание романа Лермонтова "Герой нашего времени"....

ЗАОЧНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ КВЕСТ-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОМАНУ А.Н. РАДИЩЕВА «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»

Квест-путешествие –  новая форма изучения или закрепления материала- даёт возможность совместить путешествие и игру, решить задания, связанные с историей, литературой и культурой, повы...

Конспект урока по роману Лермонтова " Герой нашего времени"

Конспект урока и презентация  по роману Лермонтова " Герой нашего времени" : «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе."...

Тест по роману Лермонтова М.Ю. "Герой нашего времени"

Тест по роману "Герой нашего времени"...