Урок по рассказу Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок по рассказу Пришвина "Кладовая солнца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_prishvina_kladovaya_solntsa.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы: Лысова Лилия Леонидовна
Класс : 6
Тема урока: У каждого своя тропа. (по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»).
Цели урока:
- Образовательные: осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину;
- Развивающие: роль описания природы, её одухотворённость, участие в судьбе героев;
- Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения во время спора, умение просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, уметь выслушать другого
Результаты:
- Предметные: на основе прочитанного текста научиться анализировать, раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора.
- Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .
Метапредметные: воспитывать любовь к природе, развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям Тип урока: Урок открытия новых знаний. Методы: беседа, самостоятельная работа. Оборудование: презентация, видеофрагмент, корзина для дидактической игры.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует, проверяет готовность к уроку. Установление контакта с детьми. Создание эмоционального настроя учащихся. Слово о произведении «Кладовая солнца». О чем мы говорили на предыдущем уроке? С каким произведением познакомились? Прием «Ассоциации». ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНОЕ ЛУКОШКО» Я сегодня принесла на урок лукошко. Почему?Что в нем может лежать Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном лукошке»? | Подготовка класса к работе. Мы познакомились с удивительным произведением о детях, сказкой – былью «Кладовая солнца» М.М. Пришвина. В лукошке могут лежать вещи, которые взяли с собой Настя и Митраша, отправляясь за клюквой (картошка, хлеб, компас). | Личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. познавательные (логические): решение проблемы творческого характера. личностные: формирование потребности в самовыражении коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли, готовность к обсуждению разных точек зрения. |
II. | 1 Актуализация знаний. | Сегодня на уроке мы будем говорить о «Кладовой солнца» М. Пришвина. И чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете данное произведение, я предлагаю небольшой блиц-опрос. БЛИЦ-ОПРОС: 1.В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? 2. Имена героев произведения ? 3. Название болота, возле которого жили дети? 4. Назание самого топкого и опасного места в болоте? 5. Что случилось с родителями Насти и Митраши? 6.О какой Отечественной войне идёт здесь речь? 7.Какое хозяйство досталось детям после родителей? 8. Почему автор называет это хозяйство «богатством» . Итак, мы познакомились с замечательным произведением, героями которого являются дети, Настя и Митраша. Несмотря на все заботы и трудности, которые выпали на их долю, они живут дружно. пока не собрались в лес… | 1.В 1945 году 2 Настя и Митраша. 3. Блудово болото. 4. Слепая Елань. 5. Мать умерла то болезни , а отец погиб на Отечественной войне. 6. О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 7. Изба пятистенная , корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен. 8. Во время ВОвойны сохранилось крестьянское хозяйство. | Регулятивные: самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: формирование познавательного интереса учащихся к чтению; Познавательные: изложение содержания прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; умение строить рассуждения. |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. | Сейчас мы с вами посмотрим маленький видеофрагмент и сформулируем тему и цели нашего урока. Просмотр видеофрагмента. | Выполняют задание. | Познавательные:активизация мышления при просмотре видеофрагмента. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
3. Постановка учебной задачи. | О чем этот фрагмент? О чем спорят Настя с Митрашей у Лежачего камня? Почему поссорились Настя с Митрашей? О чем мы будем говорить на уроке? Мы сегодня проведем урок –расследование: почему поссорились Настя с Митрашей? Кто из них прав? Как избежать ссоры? | Активно участвуют в целеполагании. Отвечая на вопросы учителя, они высказывают разные предположения. Формулируют тему урока. и цели: Ссора главных героев. Цель: осмыслить причину ссоры и ее последствия. | Познавательные: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать . Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). | Тема нашего урока: У каждого своя тропа. Ссора Насти и Митраши. Кто из них прав? Цель нашего урока: осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину. Чтобы разобраться в причине конфликта, мы проведем небольшое расследование, сопоставим характеры героев, их поступки и причины таких поступков. Для этого мы должны ответить на ряд вопросов. | Отвечают на вопросы. | Познавательные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать. Регулятивные: формулирование и аргументирование своих мыслей; привлечение нового и изученного материала; Коммуникативные :создание устных монологических высказываний разного типа; умение вести диалог. | |
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Анализ произведения с применением приема: «Таксономия Блума». Отвечая на вопросы, мы будем собирать лепестки ромашки. Когда соберем все лепестки, сделаем выводы. Простые вопросы. Опишите внешность Насти и ее внутренние качества. Митраши. Уточняющие. Если я правильно поняла, автор с симпатией относится к героям? Какие слова передают это отношение? Приведите примеры из текста. Автор описывает детей с большой любовью и нежностью. Настя -«золотая курочка на высоких ножках», Митраша- «мужичок в мешочке». Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему всегда дружные Настя и Митраша поссорились, когда отправились за клюквой? (Каждый хотел идти по своей тропе, каждый считал, что прав, никто не хотел уступать). Почему 4 глава, в которой рассказывается о ссоре Насти и Митраши, начинается с описания сосны и ели? Почему Настя, идя «по общей тропе» забыла о брате? Почему даже лесные обитатели перестают ее замечать? Почему Митраше, попавшему в беду, удалось спастись.? Почему собака пришла ему на помощь? Творческие вопросы. Как вы думаете, что бы было, если бы дети не ссорились, а пошли вместе? Хотели бы вы изменить сюжет произведения? Где именно? Оценочные вопросы. Как вы считаете, кто из них прав? На чьей стороне автор? Практические вопросы. Как бы поступили вы, оказавшись в такой ситуации? Что бы взяли с собой, отправляясь в лес? | Отвечают на вопросы. Настя. Внешний портрет. Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком). Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Внутренний портрет. Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца… хлопотала по хозяйству до ночи. Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку. Митраша. Внешний портрет. Возраст: десять лет с хвостиком. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Внутренний. Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду. Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы. Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос. Каждый из них считал, что прав. В начале главы мы встречаем описание ели и сосны, «их корни с малолетства сплелись», и они постоянно борются за самоутверждение, но их нельзя разделять, потому что они умрут друг без друга. Через описание сосны и ели автор хочет предупредить героев, что может с ними произойти, если они разойдутся в пути. Деревья, как будто хотят предупредить их об опасности. С самого начала девочку занимала только мысль о том. Как бы собрать побольше клюквы. Она проявила такое плохое качество, как жадность. Ничего не видя, кроме своей клюквы, она ползает, передвигает корзинку, вся грязная, даже лось перестает узнавать в ней человека. Она уподобилась лесному обитателю, ищущему пропитание. Он вспомнил все, что знал о болоте и о том, как надо вести себя в случае беды. Мальчик не впадает в панику, собирает все свое мужество и начинает думать о том, как выбраться из болота. Травка признала в нем настоящего охотника, своего хозяина Антипыча. (Варианты ответов: Мирташа, потому что шел, ориентируясь по компасу. Настя, потому что она нашла эту палестинку. Автор ни на чьей стороне, потому что и Настя, и Митраша повели себя в данной ситуации неправильно. Следуя за Настей, автор не раз с огорчением вздыхает, что нужно было бы вспомнить ей о брате. И о Митрашиных действиях он говорит с неодобрением из-за того , что он, не зная тропы точно, пошел один. Автор как бы предупреждает детей, потому что ссора могла привести к трагедии). | Познавательные: формирование умения извлекать информацию из учебной литературы; формирование умения выявлять особенности текста; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; формирование умения работать самостоятельно. Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | |
6. Самостоятельное применение знаний. | Итак, мы с вами проанализировали сказку-быль «Кладовая солнца» и давайте сделаем вывод : Чему учит нас история Насти и Митраши? Учитель предлагает составить синквейн: девочки про Настю, мальчики –про Митрашу.: | История Насти и Митраши учит тому, что главными в человеческих отношениях являются взаимопонимание, любовь, умение уступить, прийти друг другу на помощь. Составляют синквейн, читают, анализируют. | Познавательные: использование символических средств для решения задач; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к событиям. | |
III. Итог урока.(стадия рефлексии) | Выставляет оценки. Дает дифференцированное дом.задание. | Подводят итоги урока, выбирают домашнее задани | Познавательные: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные:формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 5 класс «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»
Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды. Солнце- ближайшая к нам звезда"...
Урок "Япония - страна восходящего солнца" (11 класс)
На примере Японии дается характеристика азиатско-тихоокеанской модели развития экономики в условиях рыночных отношений в сравнении с ранее изученными странами Китаем, Индией....
Раздел 2. Вселенная Тема 4. Земля и Солнце. урок на тему "Энергия Солнца"
познакомить школьников с понятием «энергия»; выяснить природу и многообразие энергии; рассмотреть природу солнечных лучей....
Конспект урока на тему: "Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?".
Конспект для 1 класса по окружающему миру....
Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер»
Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер» в 5 классе.Учебник Т.А.Ладыженской...
Разработка урока МХК "Страна восходящего солнца"
Бинарный урок-концерт...