Разработка урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». М. М.Пришвин. "Кладовая солнца"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Макарова Ольга Николаевна

Разработка урока. М.М. Пришвин. "Кладовая солнца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.m._prishvin.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока              М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

Нравственная суть  взаимоотношений Насти и Митраши.

Цели     1.   научить анализировать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора;

              2.развивать мышление, речь, пополнять словарный запас,  умение  анализировать текст, мотивировать свои суждения;  

              3. воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе.

        Повторить теорию литературы (портрет);                                                                            Оборудование: презентация, портрет М. Пришвина, плейсмэт консенсус.

Тип урока: закрепление материала.

                                 Ход урока.

 «Я ведь, друзья мои,  пишу о природе,    сам же только о людях  и думаю».  М. Пришвин

I. Организационный момент.                                                 -60 c .                                                          

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.                  

Опрос.                                                                                       - 2 мин.

Краткое содержание сказки – были «Кладовая солнца» - 1 ученик.                                                      В одном селе, возле Блудова болота, осиротели двое детей.  Двенадцатилетнюю девочку звали Настя, а её десятилетнего брата — Митраша.   Соседи помогали  им, чем  могли.   После родителей все хозяйство досталось детям: изба, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.

Однажды они пошли на Блудово болото за клюквой. По дороге дети поссорились. Брат пошел по слабенькой тропке, а сестра — по более плотной. Митраша попал в беду. Его спасла собака Травка и нашла себе хозяина.

 Дети благополучно, с полной корзиной клюквы, вернулись домой.

III. Продолжение  работы над содержанием произведения.

     Блиц – опрос.  М.М.Пришвин  «Кладовая солнца».            - 2 мин                                       1. Автор произведения «Кладовая солнца».

2. «Кладовая солнца» - это рассказ, повесть, сказка - быль?

3. Имена главных героев?

4. Кто такой Антипыч?

5. Какие два дерева боролись за жизнь?

6. Название болота, возле которого жили дети?

7. Топкое место в болоте, всё равно, что прорубь на льду.

8. Кто спас от смерти Митрашу на болоте?

9.Как называется ягода?

IV. Работа в группах.  Плейсмэт консенсус.                       -     3 мин.                                                          О чём произведение? (Отвечают дети)

-О детях, о природе,  о животных, о милосердии…

Проблемы:   (Обобщает учитель)

1.Взаимоотношение детей.

2.Послевоенное время.

3.Проблема отцов и детей.

4.Человек и природа.

5.Богатство природы. Кладовая.

6.Благотворительность.

7.Доброта, любовь, ответственность.

8.Смелость.

9. Трудолюбие.

Воспитательный момент.

Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. Быть смелым, трудолюбивым.

 А вы, ребята, трудолюбивые?

V. «Я ведь, друзья мои,  пишу о природе,    сам же только о людях  и думаю».                                                   М. Пришвин.   Исследовательская работа                                                    -7 мин                                                                               С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей.

 Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды).

 –запись в тетрадь.                                                                     - 1мин

1. вариант.    Характеристика Насти.  Найдите в тексте портрет Насти.

 Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни темные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки крупные, как золотые монетки.

 Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо .Не ложась уже больше спать,  она растопляла печь,  чистила  картошку,  заправляла обед  и  так  хлопотала  по хозяйству до ночи».

Трудолюбивая, умелая в работе. Хозяйственная: растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед. Уступчивая и благоразумная,  любит родителей.

2. вариант.    Характеристика Митраши. Найдите в тексте портрет Митраши.  Стр. 34.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с    хвостиком.  Он  был  коротенький,  но  очень плотный,  лобастый,  затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный».    "Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх». Был трудолюбивым. Митраша ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Митраша, попав в беду, уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Становится героем.

        Учитель обобщает.

        Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость).

Дополнительный материал.        Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.

«Они были очень милые…»

 «Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»

 «Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.                                 «Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»

«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

-А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»

«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»

VI. Вывод. Рефлексия.        1 мин                            Ребята, понравилась ли вам сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»? Посмотрите, вам письмо: «Дорогие ребята! Я думаю, что вы разобрались в моей сказке-были. Поверьте, все, что вы узнали сегодня, не выдумка. Все это я взял из жизни, из своих наблюдений за детьми, природой, за повадками и жизнью животных и растений. Берегите себя, родителей, проявляйте заботу о близких. Охраняйте природу и все живое, иначе вам будет неинтересно жить.                          С уважением к вам, писатель М.М.Пришвин».

 Выставление оценок.                                                                  -1 мин                              VII. Домашнее задание:                                                                                                                    1.Завершить исследовательскую работу по сказке – были  М.Пришвина «Кладовая солнца» «Литературный  портрет  Насти и  Митраши»                                                                            2.         Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 6 классе по рассказу М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок-исследование по тексту рассказа М.М.Пришвина "Кладовая солнца" с использованием презентации PowerPoint. Тема урока: "Настя и Митраша. Их приключения. Причины их бедствий в пути". Учебник: Литерат...

Урок-игра "Кто хочет стать миллионером?" по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца"

Разработка построена по принципу телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?". Предлагаемая форма работы поможет расширить круг знаний учащихся, привить любовь к родной литературе и к культуре в ...

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

Интегрированный урок по произведению Михаила Пришвина "Кладовая солнца" с применением ИКТ....

Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца». Нелёгкая судьба детей войны.

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой1), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать...