Вводный урок по литературе в 7 классе (по авторской программе Г. С. Меркина).
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Вводный урок по литературе по программе Меркина. 7 класс
. Учитель: Шапинская И. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.04 КБ |
![]() | 816.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 1.
Тема. Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).
Цель:
- познакомиться со структурой и содержанием учебника для 7 класса;
- повторить литературные роды;
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Анкетирование:
- перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;
- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;
- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.
III. Изучение нового материала.
- Выявление темы, цели.
2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса.
Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.
3.Беседа
- Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».
- Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?
- Какие справочные материалы содержатся в учебнике?
- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?
- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?
- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?
- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?
4. Слово учителя.
- Прочитайте фрагмент статьи Д.С.Лихачёва «Как писать?» СЛАЙД № 2
5. Обращение к фотографиям Д.С.Лихачёва и выставке его трудов.
6. Слово о Д.С.Лихачёве. СЛАЙД № 3
Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства.
На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
7. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Любите читать!». Ответы на вопросы 1-3.
8. Повторение сведений по теории литературы. Роды литературы. СЛАЙД № 4
Роды литературы – наиболее общее деление литературных произведений по способу изображения действительности.
Эпос – изображение событий.
Лирика – изображение переживаний и раздумий лирического героя.
Драма – изображение действия, происходящего на глазах у зрителя.
9. Различие лирики и эпоса
IV. Подведение итогов урока.
- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.
V. Практическая работа - Видеоролик.(Учащиеся отвечают на вопросы)
Ответы письменно
VI. Домашнее задание.
1.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».
2.Прочитать статью учебника «Былины», подготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике (стр. 6-8).
3.Индивидуальные задания:
- подготовить сообщение о Трофиме Григорьевиче Рябинине;
- подготовить сообщение о Святогоре и Микуле;
- подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу;
- подготовить выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова . Д.С.Лихачёв
Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
лирическое стихотворение, песня, послание, ода изображение переживаний и раздумий лирического героя роман, повесть, рассказ, поэма, басня, эпопея ЛИРИКА ЭПОС изображение событий трагедия, драма, комедия ДРАМА изображение действия, происходящего на глазах у зрителя способы изображения действительности Роды литературы
Различия эпоса и лирики Литературный род Эпос Лирика Какую роль играет художественное слово изображение событий и людей выражение чувств, переживаний, отношения автора к чему-нибудь, кому-нибудь Герой он, она, они я Жанры рассказ повесть роман эпопея эпическая поэма басня стихотворение, песня, лирическая поэма
В литературе, как в торте у мамы, Три слоя: лирика, эпос и драма!
Домашнее задание. 1.Выразительное чтение былины « Святогор и Микула Селянинович ». 2.Прочитать статью учебника «Былины», подготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике (стр. 6-8). 3.Индивидуальные задания: - подготовить сообщение о Трофиме Григорьевиче Рябинине; - подготовить сообщение о Святогоре и Микуле; - подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу ; - подготовить выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче , в котором Святогор погибает.
1. http :// interneturok.ru/teachers/160 2. Ф. Е. Соловьева. Уроки литературы. 7 класс. Методическое пособие Использованные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова)
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г. Кутузова....

Рабочая программа по литературе 7 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 7 класса и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 8 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 9 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 9 класса и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 10 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 11 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова
Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса и рассчитана на базовый уровень....
Рабочая программа по литературе, разработанная на основе авторской программы Г.С.Меркина. 6-9 классы.
Данная рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы Г.С.Меркина. Рассчитана на 6-9 классы. Разделы программы включают в себя пояснительную записку, требования к уровню под...