Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Представлен подробный конспект урока литературы с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инновационных педагогических и управленческих идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы "Японское хокку. Своеобразие, идеи".doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи»
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный
Московской области
Волошко Любовь Игоревна
Цель урока:
- дать представление о японской поэзии хокку;
- совершенствовать исследовательские способности учащихся,
- углублять умения и навыки, необходимые для самостоятельного творчества,
- воспитывать интерес к поэзии;
- развивать культуру общения и речи
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ-технологии.
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, фотографии видов Японии, самурая, икебаны, кимоно, оригами, сакуры и др., веер, чашки для чайной церемонии, белая хризантема, плакаты, коврики.
Ход урока:
- Оргмомент. Работа с оформлением рабочих тетрадей.
- Стадия вызова.
1)-Лингвистическая задачка: отгадайте запрятанное слово.
...............в привычное – и вы увидите неожиданное;
............... в некрасивое – и вы увидите красивое;
............... в простое – и вы увидите сложное;
............... в малое – и вы увидите великое.
- Как вы догадались, что это за слово? ("Всматривайтесь")
-Что создает интонацию настойчивости в высказывании? (повтор, 5 раз повторяется слово). Почему так настойчив восточный мудрец? Зачем это нужно? - на этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока начнем всматриваться …хотя бы в тему нашего урока.
Объявление темы урока.
2)-Все слова в теме - ключевые. Что они значат?(идея - главная мысль, своеобразие – то, чем отличается от другого, японский - относительное прилагательное. К чему относится? к Японии)
3)- Какие ассоциации вызывает слово Япония? (работает со слайдом вместе с учениками)
4)-Выскажите свою гипотезу: о чем пойдет речь на уроке? (о хокку, это литературное произведение)
5)-Зафиксируйте этот этап урока в таблице Знаю/Хочу узнать/
-Обсудите с соседом по парте.
-Проверка. Какие цели урока поставили?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, искусство, культура. Япония славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.
Цель урока: познакомиться с хокку, сделать вывод об их своеобразии, научиться читать и понимать хокку.
- Стадия осмысления.
- Прочитаем хокку японского поэта Кобаяси Исса
Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же…
-Почему мы назовем это стихотворением?
-Какие образы увидели?
-Какая росинка, нарисуйте словами.
-Замечаем ли мы такую мелочь? А между тем она - как жизнь. Почему?
-О чем стихотворение?
-Что еще необычного для стихотворения увидели?
- Японский поэт не дает подробного рассказа о предмете или явлении, он только будит мысль читателя. Хокку является для читателя намеком, импульсом, посланным поэтом. Японский поэт ждет, что читатель станет соавтором: что-то додумает, что-то дочувствует, о чем-то догадается. Образы, которые заключены в этих стихах, должны вызвать у читателя какие-то ассоциации, чувства, настроения. Эти стихи нельзя читать быстро, нужно вдумываться.
2) Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела…
О, с какой неохотой!
Басё
-Что представили?
-Какой пион? Нарисуйте (словами).
-Какая пчела? Нарисуйте.
-О чем стихотворение? (написал, когда покидал гостеприимный дом)
3) Самостоятельная работа. Поработайте с хокку. Прочитайте, заполните таблицу. Обсудите в парах. Подготовьте понравившееся хокку к выразительному чтению.
Хокку | Что я себе представил | Ассоциации | О чем я подумал, прочитав хокку |
Обсудите в парах.
Проверка.
-Читаем, обмениваемся мыслями.
III. РЕФЛЕКСИЯ.
1)-Подведем итог. Что лежит в основе хокку? - образ-картинка. Он философски переосмысливается. Автор приглашает читателя к соавторству, недоговаривает. Объем маленький, а смысла много.
4) Игра. Додумайте последнюю строчку хокку.
В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
____________ (Бабочки родились!)Исса
Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах (схема классического хокку: 5-7-5 слогов)
Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определённый способ мышления, видение мира.
- Мозговой штурм: Мацуо Басё в конце своей жизни написал : «Моя поэзия - вещь бесполезная…» Вы согласны с этим высказыванием?
- К чему так настойчиво призывал восточный мудрец?
- Заполните таблицу «Узнал».
- Итог урока:
-Чем сегодня занимались на уроке?
-Удалось ли достичь целей, которые вы поставили перед собой?
-Что понравилось/не понравилось на уроке?
IV. Домашнее задание: написать сочинение на тему «О чем рассказало мне хокку?»
Волошко Л.И., МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный Московской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)
«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...
Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы
Данная работа может быть полезна не только педагогам, работающим по этой технологиии, но и всем (родителям учеников, молодым педагогам), кто заинтересован в "качестве" уроков литературы...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...
Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка и литературы
Статья о применении элементов данной технологии на конкретных примерах....
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.
Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....