Урок литературы с элементами исследовательской работы (ТРКМ, Смысловое чтение).
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Открытый урок литературы в 8 классе с элементами исследовательской работы (ТРКМ. Смысловое чтение). Учитель: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Надежда Тэффи. Проблематика сатирического рассказа «Свои и чужие»

Слайд 2

НАДЕЖДА ЛЕКСАНДРОВНА ТЭФФИ (1872-1952) , русская писательница. Излюбленный жанр Тэффи – миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия. О себе она говорила: "...у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее".

Слайд 3

«Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия. И моя жизнь- это сплошной анекдот, то есть трагедия», - утверждала Н. Тэффи

Слайд 4

Назовите виды комического. Укажите отличие юмора от сатиры и иронии Юмор – осмеяние «частного»; сатира, как правило, - осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков. «Лирическая сатира»?

Слайд 5

«Лирическая сатира» 1) Странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность. 2) Элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.

Слайд 6

- На чем построен сюжет рассказа? - Чем отличается отношение «своих» от «чужих»? Близкие о нас беспокоятся. Но почему это беспокойство так обидно для нас? - Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?

Слайд 7

 Исследовательская работа с текстом Свои Чужие Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини Обсуждение легкого недомогания героини В гостях Обсуждение жизненных планов героини

Слайд 8

Исследовательская работа: выявление особенностей «лирической сатиры» Тэффи Особенности «лирической сатиры» Тэффи Примеры 1. Самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю, которого он постоянно имеет в виду. «Встретите вы, например, на улице чужого человека. Все это для вас приятно...» 2. Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается пре­имущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки (индивидуальные и социальные) живой разговорной речи «Уж он и в постель завалился!» «Подбодрись — стыдно так раскисать!» 3. Фрагментарность и мозаичность — основной композиционный принцип. Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в каче­стве примеров-доказательств или примеров — отправных точек рассуждения, монологи-рассуждения. Рассказ о случае в вагоне. «Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих». «И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».

Слайд 9

Группа воображаемых портретов. Художник Н.П. Ульянов. 1921 г.

Слайд 10

Проблематика рассказа? Я «Свои» ? «Чужие»

Слайд 11

1) Биография М. Зощенко. 2) Стр. 198-199 – подготовить вопросы. 3) Прочитать стр. 200-205.



Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Н. Тэффи. Проблематика сатирического рассказа «Свои и чужие».

Цели: познакомиться с биографией Тэффи, выявить особенности построения сюжета и композиции лирической сатиры Тэффи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

- Биография

- Ответить на вопросы на стр. 193 (учебник).

II. Актуализация знаний учащихся

Слово учителя: к первому сборнику «Юмористических рассказов» Тэффи взяла эпиграфом изречение Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе - благо».

С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX века. Современники назвали его «лирической сатирой».

- Назовите виды комического. Укажите отличие юмора от сатиры и иронии.

- Юмор – осмеяние «частного»; сатира, как правило, - осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.

Слово учителя: природа направления «лирическая сатира» двойственна: с одной стороны, это странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность, и вместе с тем – элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.

III. Работа над темой.

- На чем построен сюжет рассказа?

- Сюжет рассказа построен на доказательстве тезиса «чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете».

- Чем отличается отношение «своих» от «чужих»? Близкие о нас беспокоятся. Но почему это беспокойство так обидно для нас?

- Знают о нас все, не церемонятся, не хотят казаться лучше, тактичнее…

- Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?

- Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» приема, жизненных планов героини.

 Исследовательская работа с текстом

- Найдите фразы, передающие отношение «своих» и «чужих».

Свои

Чужие

Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини

«Свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку».

«Посмотрит на вас презрительно»

«Чужие должны деликатно привирать».

«Улыбнется вам приветливо»

Обсуждение легкого недомогания героини

«Начнет допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнет укорять, зачем вы простудились». Будет долго издеваться над вами

«От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»

В гостях

«Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями...»

«Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моложавы, разговоры веселые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут  для вас приятные»

Обсуждение жизненных планов героини

«Заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают...» «И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два — четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи»

«По отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все предприятия вам, наверное, великолепно удадутся. С вашим-то умом, да с вашей выдержкой, да с вашей обаятельностью»

- Подберите существительные, воссоздающие черты характера своих и чужих

- Эгоизм, равнодушие, лицемерие.

* - Почему эти понятия мы можем отнести и к своим и к чужим?

- Свои режут правду-матку, чужие деликатно привирают, при этом и свои и чужие обнаруживают эгоизм, равнодушие, лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти качества скрываются под маской заботы о ближнем.

 Исследовательская работа: выявление особенностей «лирической сатиры» Тэффи.

Особенности «лирической сатиры» Тэффи

Примеры

1. Самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю, которого он постоянно имеет в виду.

«Встретите вы, например, на улице чужого человека. Все это для вас приятно...»

2. Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки (индивидуальные и социальные) живой разговорной речи

«Уж он и в постель завалился!»

«Подбодрись — стыдно так раскисать!»

3. Фрагментарность   и мозаичность   — основной   композиционный   принцип. Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров-доказательств или примеров — отправных точек рассуждения, монологи-рассуждения.

Рассказ о случае в вагоне.

«Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».

«И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».

* - Вывод исследовательской работы о «лирической сатире»?

- О…Для лирической сатиры Тэффи характерно самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю.

IV. ИТОГ

ВЫВОД: В рассказах происходит формирование диалога между автором и читателем, в ходе которого обнаруживается внутренняя несостоятельность не только героев, но и общества, неспособного дорожить собственными чувствами и искренностью.

Художественные средства и способы группировки образов способствуют ироническому осмыслению событий, которые представляются автору (и читателю вслед за ним) как абсурдные.

- Что, на ваш взгляд, объединяет рассказ Тэффи «Свои и чужие» (1923) и изображенное на картине «Группа воображаемых портретов» художника Н. П. Ульянова?

- не прорисован интерьер, множество образов, которые мы не запоминаем, все они равнодушно притворны…

- О каких общественных пороках идет речь в рассказе?

- О невнимании  друг к другу…

- Какова художественная идея рассказа?

- Автор, на мой взгляд, призывает увидеть драматизм жизни, указывает на незыблемую ценность любви, чуткости и сострадания к ближним, умение прощать.

* - Какова проблематика рассказа?

- Проблема одиночества в современном мире; проблема понимания…

V. Домашнее задание

1) Биография М. Зощенко.

2) Стр. 198-199 – подготовить вопросы.

3) Прочитать стр. 200-205.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.

Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока. Учитель: Шапинская И. А...

Урок по литературе. ТРКМ (Смысловое чтение).

Учитель: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5...

ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.

"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...

Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению по родной (русской) литературе. 8 класс

Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению проводится с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса «Родная (русская) литература» в соответствии с тр...