Урок литературы с элементами исследовательской работы (ТРКМ, Смысловое чтение).
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Открытый урок литературы в 8 классе с элементами исследовательской работы (ТРКМ. Смысловое чтение). Учитель: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия. И моя жизнь- это сплошной анекдот, то есть трагедия», - утверждала Н. Тэффи
«Лирическая сатира» 1) Странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность. 2) Элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.
Проблематика рассказа? Я «Свои» ? «Чужие»
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: Н. Тэффи. Проблематика сатирического рассказа «Свои и чужие».
Цели: познакомиться с биографией Тэффи, выявить особенности построения сюжета и композиции лирической сатиры Тэффи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Биография
- Ответить на вопросы на стр. 193 (учебник).
II. Актуализация знаний учащихся
Слово учителя: к первому сборнику «Юмористических рассказов» Тэффи взяла эпиграфом изречение Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе - благо».
С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX века. Современники назвали его «лирической сатирой».
- Назовите виды комического. Укажите отличие юмора от сатиры и иронии.
- Юмор – осмеяние «частного»; сатира, как правило, - осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.
Слово учителя: природа направления «лирическая сатира» двойственна: с одной стороны, это странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность, и вместе с тем – элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.
III. Работа над темой.
- На чем построен сюжет рассказа?
- Сюжет рассказа построен на доказательстве тезиса «чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете».
- Чем отличается отношение «своих» от «чужих»? Близкие о нас беспокоятся. Но почему это беспокойство так обидно для нас?
- Знают о нас все, не церемонятся, не хотят казаться лучше, тактичнее…
- Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?
- Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» приема, жизненных планов героини.
• Исследовательская работа с текстом
- Найдите фразы, передающие отношение «своих» и «чужих».
Свои | Чужие | |||
Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини | ||||
«Свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку». «Посмотрит на вас презрительно» | «Чужие должны деликатно привирать». «Улыбнется вам приветливо» | |||
Обсуждение легкого недомогания героини | ||||
«Начнет допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнет укорять, зачем вы простудились». Будет долго издеваться над вами | «От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы» | |||
В гостях | ||||
«Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями...» | «Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моложавы, разговоры веселые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут для вас приятные» | |||
Обсуждение жизненных планов героини | ||||
«Заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают...» «И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два — четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи» | «По отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все предприятия вам, наверное, великолепно удадутся. С вашим-то умом, да с вашей выдержкой, да с вашей обаятельностью» |
- Подберите существительные, воссоздающие черты характера своих и чужих
- Эгоизм, равнодушие, лицемерие.
* - Почему эти понятия мы можем отнести и к своим и к чужим?
- Свои режут правду-матку, чужие деликатно привирают, при этом и свои и чужие обнаруживают эгоизм, равнодушие, лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти качества скрываются под маской заботы о ближнем.
• Исследовательская работа: выявление особенностей «лирической сатиры» Тэффи.
Особенности «лирической сатиры» Тэффи | Примеры |
1. Самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю, которого он постоянно имеет в виду. | «Встретите вы, например, на улице чужого человека. Все это для вас приятно...» |
2. Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки (индивидуальные и социальные) живой разговорной речи | «Уж он и в постель завалился!» «Подбодрись — стыдно так раскисать!» |
3. Фрагментарность и мозаичность — основной композиционный принцип. Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров-доказательств или примеров — отправных точек рассуждения, монологи-рассуждения. | Рассказ о случае в вагоне. «Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих». «И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я». |
* - Вывод исследовательской работы о «лирической сатире»?
- О…Для лирической сатиры Тэффи характерно самовыражение автора в форме монолога, обращенного к читателю.
IV. ИТОГ
ВЫВОД: В рассказах происходит формирование диалога между автором и читателем, в ходе которого обнаруживается внутренняя несостоятельность не только героев, но и общества, неспособного дорожить собственными чувствами и искренностью.
Художественные средства и способы группировки образов способствуют ироническому осмыслению событий, которые представляются автору (и читателю вслед за ним) как абсурдные.
- Что, на ваш взгляд, объединяет рассказ Тэффи «Свои и чужие» (1923) и изображенное на картине «Группа воображаемых портретов» художника Н. П. Ульянова?
- не прорисован интерьер, множество образов, которые мы не запоминаем, все они равнодушно притворны…
- О каких общественных пороках идет речь в рассказе?
- О невнимании друг к другу…
- Какова художественная идея рассказа?
- Автор, на мой взгляд, призывает увидеть драматизм жизни, указывает на незыблемую ценность любви, чуткости и сострадания к ближним, умение прощать.
* - Какова проблематика рассказа?
- Проблема одиночества в современном мире; проблема понимания…
V. Домашнее задание
1) Биография М. Зощенко.
2) Стр. 198-199 – подготовить вопросы.
3) Прочитать стр. 200-205.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.
Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока. Учитель: Шапинская И. А...
Урок по литературе. ТРКМ (Смысловое чтение).
Учитель: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5...
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.
"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...
ТРКМ. Смысловое чтение. Роман Д. Дефо "Робинзон Крузо". Сюжетные линии. Характеры персонажей. Характеристика жанра
План-конспект урока литературы в 5 классе...
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Двойники и антиподы Раскольникова.
Урок литературы в 10 классе....
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы (по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).
Образы Макара Девушкина и Варвары Доброселовой в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»...
Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению по родной (русской) литературе. 8 класс
Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению проводится с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса «Родная (русская) литература» в соответствии с тр...
- Мне нравится (1)