Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению по родной (русской) литературе. 8 класс
методическая разработка (8 класс)

Суздальницкая Валентина Григорьевна

Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению проводится с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса «Родная (русская) литература» в соответствии с требованиями ФГОС и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению по родной (русской) литературе

Учени___ 8. ___кл. ___________________________________________________________

         

(1)Мы живем на берегу Москвы-реки, повыше Рублевского водохранилища, обеспечивающего Москву-столицу питьевой водой. (2)Чтобы не загрязнять воду, у нас в деревне запрещено держать водоплавающую птицу. (3)И я, хорошо натаскав Жульку по курам, совсем упустил из виду, что в селе на другой стороне реки один хозяин держит гусей.

(4)Вот и не могу сейчас я сказать, по какому это праву он их держит и почему никто не вступится за чистоту московской питьевой воды. (5)Ничего худого не подозревая, мы вышли в конце деревни в прогон к реке. (6) Не успел я ей крикнуть свое обычное «лежать!», как она вдруг сорвалась и бросилась со всех ног вниз по другой, невидимой мне, стороне холма. (7) Вскоре потом послышался всплеск воды и вслед за тем крик, шум, хлопанье по воде крыльев, будто бабы на помосте вальком лупили бельё

(8)Добежав до вершины холма, я увидал зрелище, потрясающее для учителя легавой собаки: Жулька плавала по воде, делая попытки схватить того или другого гуся.

(9)Но в этот момент выбежал из кустов Витька с ружьём, сын хозяина гусей, и прицелился в плавающую голову Жульки… (10)Грянул выстрел.

(11)Я успел увидеть, что чья-то рука из кустов толкнула Витьку в плечо и дробь всё-таки хлестнула по воде далеко от места побоища. (12)Витька хотел стрелять из второго ствола, но голос из кустов остановил его:

-(13)Что ты делаешь? (14)Собака законно гонит гусей: тут водоохранная зона, не собака, а гуси тут незаконные.  

(15) Я не успел рассмотреть, кто же это был спаситель Жульки. (16) Оказалось, найти его не так-то легко. (17)Но только несомненно, что он был среди школьников. (18)И всё же мне удалось его найти. (19)Это был Вася Весёлкин, стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды.

-(20)Ну, спасибо тебе, мой друг, всегда за правду стой горой,-сказал я и подарил спасителю моей Жульки любимую в детстве книгу «Всадник без головы».

(По М. Пришвину)

1. Основная мысль текста. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Какой тип речи представлен в предложениях 5-7 текста? _______________________________

3. Что заставило Васю Весёлкина вступиться за собаку Жульку?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Выпишите из текста не менее 3 ключевых слова (словосочетаний), подтверждающих Ваш ответ. __________________________________________________________________________________

5. Определите и запишите лексическое значение слова «побоище» из предложения 11.

______________________________________________________________________________________

6.Нйдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4-5, выпишите это слово, подберите к нему синоним. _________________________________________________________________________

7. Объясните значение пословицы «За правду стой горой». _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Ответ

Баллы

1

Правду необходимо отстаивать всегда, даже если твой противник вооружён. Так и поступил Вася Весёлкин, защищая водоохранную зону, которую загрязняли гуси. Он не побоялся вступиться за собаку, отгонявшую птиц с водохранилища.

(Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке)

Основная мысль определена верно, полно

2

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно

1

Основная мысль не определена или определена неверно

0

2

Повествование

1

3

Вася Весёлкин «стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды» не мог спокойно наблюдать, как гуси загрязняют водохранилище, и поэтому вступился за собаку, отгонявшую птиц с водохранилища.

(Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке)

2

4

Водоохранная зона, незаконные гуси, законно гонит, спасатель Жульки, бесстрашный в отстаивании правды, застенчивый в добрых делах

Выписано 3 слова или словосочетания

3

Выписано 2 слова или словосочетания

2

Выписано 1 слово или словосочетание

1

Не выписаны слова или словосочетания

0

5

Побоище- битва, сражение.

Верно объяснено значение слова

1

Неверно объяснено значение слова

0

6

Худого

1

Худого - плохого

(Могут быть подобраны другие синонимы)

1

7

Если веришь в свою правду, то необходимо отстаивать её любой ценой, никогда не отступая и не сдаваясь

 (Могут быть представлены другие формулировки)

Верно объяснено значение пословицы

2

В целом верно объяснено значение пословицы, но в объяснении есть неточность

1

Неверно объяснено значение пословицы ИЛИ объяснение не дано

0

Максимальный балл

13

Отметка по пятибальной шкале

«5»

«4»

«3»

«2»

Первичные баллы

13-11

10-9

8-7

6-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая диагностическая работа по истории России. IX - XVI вв. 6 класс

Данную диагностическую работу можно использовать в качестве итогового мониторинга по истории России в 6 классе. Она содержит задания на знание дат, терминов, фактов и исторических персоналий, на умени...

Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В своей статье я хочу поделиться опытом, как сформировать и повысить речевые навыки учащихся при работе с текстом. Главная мысль заключается в том, что текст является основным смысловым  звеном в...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

тематическое планирование по родной русской литературе класс

календарно-тематическое планирование по родний литературе для 11 класса составлено на 1 час в неделю (33 часа год) с учетом рекомендаций НИРО...

Итоговая контрольная работа по родной русской литературе в 8 классе

Итоговая контрольная работа для проведения промежуточной аттестации в 8 классе общеобразовательной школы (учебник п/р О.М.Александровой, М.А.Аристовой...). Цель - определение уровня подготовки обучающ...

Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс

Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс...