Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению по родной (русской) литературе. 8 класс
методическая разработка (8 класс)
Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению проводится с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса «Родная (русская) литература» в соответствии с требованиями ФГОС и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговая диагностическая работа по смысловому чтению по родной (русской) литературе
Учени___ 8. ___кл. ___________________________________________________________
(1)Мы живем на берегу Москвы-реки, повыше Рублевского водохранилища, обеспечивающего Москву-столицу питьевой водой. (2)Чтобы не загрязнять воду, у нас в деревне запрещено держать водоплавающую птицу. (3)И я, хорошо натаскав Жульку по курам, совсем упустил из виду, что в селе на другой стороне реки один хозяин держит гусей.
(4)Вот и не могу сейчас я сказать, по какому это праву он их держит и почему никто не вступится за чистоту московской питьевой воды. (5)Ничего худого не подозревая, мы вышли в конце деревни в прогон к реке. (6) Не успел я ей крикнуть свое обычное «лежать!», как она вдруг сорвалась и бросилась со всех ног вниз по другой, невидимой мне, стороне холма. (7) Вскоре потом послышался всплеск воды и вслед за тем крик, шум, хлопанье по воде крыльев, будто бабы на помосте вальком лупили бельё
(8)Добежав до вершины холма, я увидал зрелище, потрясающее для учителя легавой собаки: Жулька плавала по воде, делая попытки схватить того или другого гуся.
(9)Но в этот момент выбежал из кустов Витька с ружьём, сын хозяина гусей, и прицелился в плавающую голову Жульки… (10)Грянул выстрел.
(11)Я успел увидеть, что чья-то рука из кустов толкнула Витьку в плечо и дробь всё-таки хлестнула по воде далеко от места побоища. (12)Витька хотел стрелять из второго ствола, но голос из кустов остановил его:
-(13)Что ты делаешь? (14)Собака законно гонит гусей: тут водоохранная зона, не собака, а гуси тут незаконные.
(15) Я не успел рассмотреть, кто же это был спаситель Жульки. (16) Оказалось, найти его не так-то легко. (17)Но только несомненно, что он был среди школьников. (18)И всё же мне удалось его найти. (19)Это был Вася Весёлкин, стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды.
-(20)Ну, спасибо тебе, мой друг, всегда за правду стой горой,-сказал я и подарил спасителю моей Жульки любимую в детстве книгу «Всадник без головы».
(По М. Пришвину)
1. Основная мысль текста. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2. Какой тип речи представлен в предложениях 5-7 текста? _______________________________
3. Что заставило Васю Весёлкина вступиться за собаку Жульку?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Выпишите из текста не менее 3 ключевых слова (словосочетаний), подтверждающих Ваш ответ. __________________________________________________________________________________
5. Определите и запишите лексическое значение слова «побоище» из предложения 11.
______________________________________________________________________________________
6.Нйдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4-5, выпишите это слово, подберите к нему синоним. _________________________________________________________________________
7. Объясните значение пословицы «За правду стой горой». _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
№ | Ответ | Баллы |
1 | Правду необходимо отстаивать всегда, даже если твой противник вооружён. Так и поступил Вася Весёлкин, защищая водоохранную зону, которую загрязняли гуси. Он не побоялся вступиться за собаку, отгонявшую птиц с водохранилища. (Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке) | |
Основная мысль определена верно, полно | 2 | |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно | 1 | |
Основная мысль не определена или определена неверно | 0 | |
2 | Повествование | 1 |
3 | Вася Весёлкин «стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды» не мог спокойно наблюдать, как гуси загрязняют водохранилище, и поэтому вступился за собаку, отгонявшую птиц с водохранилища. (Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке) | 2 |
4 | Водоохранная зона, незаконные гуси, законно гонит, спасатель Жульки, бесстрашный в отстаивании правды, застенчивый в добрых делах | |
Выписано 3 слова или словосочетания | 3 | |
Выписано 2 слова или словосочетания | 2 | |
Выписано 1 слово или словосочетание | 1 | |
Не выписаны слова или словосочетания | 0 | |
5 | Побоище- битва, сражение. | |
Верно объяснено значение слова | 1 | |
Неверно объяснено значение слова | 0 | |
6 | Худого | 1 |
Худого - плохого (Могут быть подобраны другие синонимы) | 1 | |
7 | Если веришь в свою правду, то необходимо отстаивать её любой ценой, никогда не отступая и не сдаваясь (Могут быть представлены другие формулировки) | |
Верно объяснено значение пословицы | 2 | |
В целом верно объяснено значение пословицы, но в объяснении есть неточность | 1 | |
Неверно объяснено значение пословицы ИЛИ объяснение не дано | 0 | |
Максимальный балл | 13 |
Отметка по пятибальной шкале | «5» | «4» | «3» | «2» |
Первичные баллы | 13-11 | 10-9 | 8-7 | 6-0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая диагностическая работа по истории России. IX - XVI вв. 6 класс
Данную диагностическую работу можно использовать в качестве итогового мониторинга по истории России в 6 классе. Она содержит задания на знание дат, терминов, фактов и исторических персоналий, на умени...
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
В своей статье я хочу поделиться опытом, как сформировать и повысить речевые навыки учащихся при работе с текстом. Главная мысль заключается в том, что текст является основным смысловым звеном в...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
тематическое планирование по родной русской литературе класс
календарно-тематическое планирование по родний литературе для 11 класса составлено на 1 час в неделю (33 часа год) с учетом рекомендаций НИРО...
Контрольная работа за первое полугодие по родной русской литературе для 11класса
Контрольно-измерительный материал по РРЛ...
Итоговая контрольная работа по родной русской литературе в 8 классе
Итоговая контрольная работа для проведения промежуточной аттестации в 8 классе общеобразовательной школы (учебник п/р О.М.Александровой, М.А.Аристовой...). Цель - определение уровня подготовки обучающ...
Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс
Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс...