Рабочая программа по литературе в 9 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Швабова Елена Геннадьевна

КРО (VIII вид)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_b_l-ra.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Хандальская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по предмету «Литература»

в 9б классе для детей с ограниченными возможностями здоровья

на 2015-2016 учебный год

                                                                                    Автор-составитель: Швабова Е.Г.,

учитель русского языка и литературы

                                                                       

                                                                                                                                             

Хандальск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению и развитию речи  для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе базовой авторской программы по  чтению и развитию речи В.В. Воронковой «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Под редакцией В.В.  Воронковой: сборник 1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010», а также в соответствии с Образовательной программой МКОУ Хандальской СОШ.

ЦЕЛЬ:  развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения  и понимание, осмысление  и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

  • формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
  • развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
  • развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Чтение: учебник для 9 класса  специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  VIII вида. / А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2006, допущен Министерством образования Российской Федерации.

Программа рассчитана на 105 ч. в год (3 часа в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение: контрольных работ – в виде проверки техники чтения  – 4 ч. в год, уроков развития речи – 10 ч., уроков внеклассного чтения – 9 ч.

Данная программа составлена для реализации курса чтение и развитие речи, который является разделом образовательной программы русский (родной) язык.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты,  задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Методы и приёмы обучения:

  • Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  • наглядный (наблюдение, демонстрация),
  • практический.

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.

Виды и формы контроля:

  • текущий контроль (беседы по вопросам составление плана, озаглавливание частей рассказа, выборочное чтение, чтение по ролям, рассказ по ключевым словам, рассказ от лица героя, чтение наизусть, пересказ текста по частям);
  • тематический контроль (чтение наизусть стихотворений, тест, проверочные работы);
  • обобщающий контроль (проверка техники чтения).

Промежуточная аттестация проводится в  форме проведения  проверки техники чтения.   Промежуточные  итоговые оценки в баллах в соответствии с уставом образовательного учреждения выставляются за каждую четверть. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Количество

часов

1

Устное народное творчество

10

2

Из произведений русской литературы ХIХ века

46

3

Из произведений русской литературы ХХ века

39

4

Из произведений зарубежной литературы

10

Итого:

105 часов

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Итоговый урок за I четверть. Проверка техники чтения

1

29.10

2

Итоговый урок за II четверть. Проверка техники чтения

1

24.12

3

Итоговый урок за III четверть. Проверка техники чтения

1

17.03

4

Итоговый урок за IV четверть. Проверка техники чтения

1

2.06

ИТОГО: 4

ПЕРЕЧЕНЬ СОЧИНЕНИЙ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Р/р. Сочинение по картине  В.М. Васнецова «Богатыри»

1

14.09

2

Р/р. Изложение «Осень»

1

22.09

3

Р/р. Отзыв на выбранную сказку по плану

1

1.10

4

Р/р. Работа по картине И. Левитана «Золотая осень»

1

27.10

5

Р/р. Работа по картине А.И. Куинджи    «Украинская ночь»

1

7.12

6

Р/р. Отзыв на рассказ (по выбору) А.П. Чехова

1

26.01

7

Р/р. Сочинение по данному началу (по картине В.Д.  Поленова  «Ранний  снег»)

1

15.03

8

Р/р. Изложение «Побег из плена»

1

7.04

9

Р/р. Отзыв на рассказ «Трудный хлеб»

1

18.04

10

Р/р. Сочинение по рассказу «Приключения Васи Куролесова»

1

10.05

ИТОГО: 10

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ С ПРИМЕРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ

Устное народное творчество  (10 ч)

Устное народное творчество.

Пословицы и поговорки.

Русские народные песни. Колыбельная. «За  морем  синичка  не  пышно  жила…».

Былины. «На заставе богатырской» (В сокращении).

Сказки. «Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении). «Лиса и тетерев».

Из произведений русской литературы ХIХ века (46 ч)

Василий АндреевичЖуковский. Три пояса (В сокращении).

Иван Андреевич Крылов. Кот и повар (В сокращении).

Александр Сергеевич Пушкин. Руслан и Людмила (В сокращении). Барышня-крестьянка (В сокращении).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Тучи. Баллада. Морская царевна (В сокращении).

Николай Васильевич Гоголь. Майская ночь, или Утопленница (Отрывки в сокращении).

Николай Алексеевич Некрасов. Рыцарь на час (Отрывок). Саша (Отрывок).

Афанасий Афанасьевич Фет. «На заре ты её не буди…». «Помню я: старушка няня…». «Это утро, радость эта…».

Антон Павлович Чехов. Злоумышленник (В сокращении). Пересолил.

Из произведений русской литературы ХХ века (39 ч)

Максим Горький. Песня о Соколе (В сокращении).

Владимир Владимирович Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче (В сокращении).

Марина Ивановна Цветаева. «Красной кистью…». «Вчера ещё в глаза глядел…».

Константин Георгиевич Паустовский. Стекольный мастер.

Сергей Александрович Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Собаке Качалова.

Михаил Александрович Шолохов. Судьба человека (Отрывки в сокращении).

Евгений Иванович Носов. Трудный хлеб.

Николай Михайлович Рубцов. Тихая моя родина (В сокращении). Русский огонёк (В сокращении). Зимняя песня.

Юрий Иосифович Коваль. Приключения Васи Куролесова (Отрывок).

Из произведений зарубежной литературы (10 ч)

Роберт Луис Стивенсон. Вересковый мёд (В сокращении).

Эрнест Сетон-Томпсон. Снап (Отрывок в сокращении).

Джеральд Даррелл. Живописный жираф (Отрывок в сокращении).

Для внеклассного чтения

Рекомендуемая литература (на выбор)

Ахматова А.А. Стихотворения.

Беляев А.Р. «Человек-амфибия».

Богомолов В.О. «Иван».

Бондарев Ю.В «Последние залпы, «Горячий снег».

Быков В.В. «Альпийская баллада», «Обелиск».

Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».

Жюль Верн «Таинственный остров».

Воскресенская З. «Сердце матери».

Горький А.М. «В людях», «Мои университеты».

Есенин С.А. Стихотворения.

Зощенко М.М. Рассказы.

Искандер Ф.А. «Сандро из Чегема».

Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».

Сурков А.А. Стихотворения.

Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» (выборочно).

Цветаева М.Н. Стихотворения.

Шукшин В.М. «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературы в 9б классе

п/п

№ урока

Тема раздела, урока

Количество часов

Дата

Приме-чание

По плану

По факту

Устное народное творчество

10

1

1

Устное народное творчество

1

1.09

2

2

Пословицы и поговорки

1

3.09

3

3

Русские народные песни. Колыбельные песни

1

7.09

4

4

«За  морем  синичка  не  пышно  жила…» - русская  народная  песня

1

8.09

5

5

Былина  «На заставе богатырской»                                                                                        

1

10.09

6

6

Р/р. Сочинение по картине  В.М. Васнецова «Богатыри»

1

14.09

7

7

«Сказка про Василису Премудрую»

1

15.09

8

8

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

1

17.09

9

9

Вн. чт. «Сказки народов мира»

1

21.09

10

10

Р/р. Изложение «Осень»

1

22.09

Из произведений русской литературы ХIХ века

46

11

1

В.А. Жуковский. Биография и творчество

1

24.09

12

2

Сказка «Три пояса»

1

28.09

13

3

Характеристика главных героев сказки «Три пояса»

1

29.09

14

4

Р/р. Отзыв на выбранную сказку по плану

1

1.10

15

5

И.А. Крылов. Биография и творчество

1

5.10

16

6

Жанр басни. Басня И.А. Крылова «Кот и Повар»

1

6.10

17

7

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество

1

8.10

18

8

Поэма «Руслан и Людмила» (песнь первая). Претенденты на руку и сердце Людмилы

1

12.10

19

9

«Руслан и Людмила» (песнь вторая). Замок Черномора

1

13.10

20

10

«Руслан и Людмила» (песнь третья). Образ автора в поэме

1

15.10

21

11

Вн. чт. Паустовский К.Г.

«Телеграмма»

1

19.10

22

12

Повесть «Барышня-крестьянка»

1

20.10

23

13

Первая встреча Лизы-Акулины и Алексея

1

22.10

24

14

Два отца: Берестов и Муромский

1

26.10

25

15

Р/р. Работа по картине И. Левитана «Золотая осень»

1

27.10

26

16

Итоговый урок за I четверть. Проверка техники чтения

1

29.10

27

17

Викторина по произведениям А.С. Пушкина

1

9.11

28

18

Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина

1

10.11

29

19

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

1

12.11

30

20

Тема одиночества в стихотворении «Тучи»

1

16.11

31

21

Тема любви в стихотворении «Баллада»

1

17.11

32

22

Протест против хвастовства в стихотворении «Морская царевна»

1

19.11

33

23

Обобщающий урок по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

23.11

34

24

Вн. чт. Горький А.М. «В людях»

1

24.11

35

25

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество

1

26.11

36

26

«Майская  ночь,  или  Утопленница».  Ч.1 - Ганна

1

30.11

37

27

«Майская  ночь,  или  Утопленница».  Ч.5 - Утопленница

1

1.12

38

28

«Майская  ночь,  или  Утопленница».  Ч.6 - Пробуждение

1

3.12

39

29

Р/р. Работа по картине А.И. Куинджи    «Украинская ночь»

1

7.12

40

30

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество

1

8.12

41

31

Образ матери в стихотворении «Рыцарь на час»

1

10.12

42

32

Вн. чт. Н.А. Некрасов «Родина», поэма «Мать»

1

14.12

43

33

Тема природы в поэме «Саша»

1

15.12

44

34

Обобщающий урок по творчеству Н.А. Некрасова

1

17.12

45

35

А.А. Фет. Жизнь и творчество

1

21.12

46

36

А.А. Фет «На заре ты её не   буди»

1

22.12

47

37

Итоговый урок за II четверть. Проверка техники чтения

1

24.12

48

38

А.А. Фет «Помню я: старушка няня…»

1

11.01

49

39

Внеклассное занятие «Гадания»

1

12.01

50

40

А.А. Фет Это утро, радость эта…»

1

14.01

51

41

А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества

1

18.01

52

42

«Злоумышленник»

1

19.01

53

43

Смешное и грустное в рассказе «Пересолил»

1

21.01

54

44

Вн. чт. Рассказы А.П. Чехова

1

25.01

55

45

Р/р. Отзыв на рассказ (по выбору) А.П. Чехова

1

26.01

56

46

Обобщающий урок по творчеству А.П. Чехова

1

28.01

Из произведений русской литературы ХХ века

39

57

1

М. Горький. Жизнь и творчество

1

1.02

58

2

«Песня о Соколе» (В сокращении)

1

2.02

59

3

Черты сказки и басни в произведении

1

4.02

60

4

В.В. Маяковский. Страницы жизни и творчества

1

8.02

61

5

«Необычайное приключение, бывшее с В.В.Маяковским летом на даче»

1

9.02

62

6

Жанр произведения. Своеобразие стиха поэта

1

11.02

63

7

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество

1

15.02

64

8

М.И. Цветаева «Красной    кистью»

1

16.02

65

9

М.И. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел»

1

18.02

66

10

Стихотворения М.И. Цветаевой

1

22.02

67

11

Вн. чт. А.А. Ахматова. Стихотворения

1

25.02

68

12

К.Г.Паустовский. Страницы жизни и творчества

1

29.02

69

13

«Стекольный мастер». Основная идея рассказа

1

1.03

70

14

«Стекольный мастер». Образ автора в рассказе

1

3.03

71

15

Обобщающий урок по творчеству К.Г. Паустовского

1

7.03

72

16

С.А. Есенин. Страницы жизни и творчества

1

10.03

73

17

С.А.  Есенин  «Нивы  сжаты,  рощи  голы…»

1

14.03

74

18

Р/р. Сочинение по данному началу (по картине В.Д.  Поленова  «Ранний  снег»)

1

15.03

75

19

Итоговый урок за III четверть. Проверка техники чтения

1

17.03

76

20

С.А.  Есенин  «Собаке  Качалова»

1

28.03

77

21

М.А. Шолохов. Страницы жизни и творчества

1

29.03

78

22

Вн. чт. Бондарев Ю.В «Последние залпы»

1

31.03

79

23

«Судьба человека» (Отрывки в сокращении). Черты характера Андрея Соколова

1

4.04

80

24

«Судьба человека». Побег из плена

1

5.04

81

25

Р/р. Изложение «Побег из плена»

1

7.04

82

26

Е.И. Носов. Жизнь и творчество

1

11.04

83

27

«Трудный хлеб». «Мы в ответе за тех, кого приручили»

1

12.04

84

28

Характеристика главных героев рассказа

1

14.04

85

29

Р/р. Отзыв на рассказ «Трудный хлеб»

1

18.04

86

30

Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество

1

19.04

87

31

Воспоминания детства в стихотворении «Тихая моя родина»

1

21.04

88

32

«Русский огонёк» (В сокращении). Одиночество путника в заснеженном лесу

1

25.04

89

33

Трудности жизни в стихотворении «Зимняя песня»

1

26.04

90

34

Вн. чт. Шукшин В.М. «Кляуза»

1

28.04

91

35

Ю.И. Коваль. Жизнь и творчество

1

2.05

92

36

«Приключения Васи Куролесова» (отрывок). Гл. 1-4. Характеристика главного героя рассказа

1

3.05

93

37

«Приключения Васи Куролесова». Гл. 5-7. Смешное в рассказе

1

5.05

94

38

Р/р. Сочинение по рассказу «Приключения Васи Куролесова»

1

10.05

95

39

Обобщающий урок по литературе ХХ века

1

12.05

Из произведений зарубежной литературы

10

96

1

Р. Л. Стивенсон. Жизнь и творчество

1

16.05

97

2

«Вересковый мёд». Жанр баллады

1

17.05

98

3

Э. Сетон-Томпсон. Страницы жизни и творчества

1

19.05

99

4

«Снап» (Отрывок в сокращении). Гл. 1-2. Система воспитания Снапа

1

23.05

100

5

«Снап». Гл. 3. Победа над волком

1

24.05

101

6

Вн. чт. Жюль Верн «Таинственный остров»

1

26.05

102

7

Дж. Даррелл. Жизнь и творчество

1

30.05

103

8

«Живописный жираф» (Отрывок в сокращении). Сравнительная характеристика Питера и Билли

1

31.05

104

9

Итоговый урок за IV четверть. Проверка техники чтения

1

2.06

105

10

Итоговый урок за год. Задание на лето

1

6.06

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
  • читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
  • пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Воронкова В.В. «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Под редакцией В.В.  Воронковой: сборник 1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010»;
  2. Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2006.

Оборудование и приборы:

- Портреты писателей и поэтов;

- Репродукции картин-иллюстраций к произведениям художественной литературы;

- Фонохрестоматия;

- Интерактивная доска;

- Ноутбук;

- Принтер;

- Ксерокс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по кружку «Народные танцы» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной танцевальной музыки, является в настоя...

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа по математике 6 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья. По учебнику Н.Я.Виленкин

Рабочая программа 6 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата)...

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью по математике 5 класс

Пояснительная   записка          Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программы для детей с умственной ...

Программа по геометрии 9 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по геометрии 9 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный год....