Я к микрофону встал, как к образам…
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Я к микрофону встал, как к образам…
Урок по творчеству
Владимира Семёновича Высоцкого
Я весь в свету, доступен всем глазам.
Я приступил к привычной процедуре:
Я к микрофону встал, как к образам…
Нет-нет, сегодня точно к амбразуре!
И к микрофону я не по нутру,
Да, голос мой любому опостылет.
Уверен, если где-то я совру –
Он ложь мою безжалостно усилит.
В.Высоцкий
Нам кажется, мы слышим чей-то зов –
Таинственные чёткие сигналы…
Не жажда славы, гонок и призов
Бросает нас на гребни и на скалы.
Изведать то, чего не ведал сроду,
Глазами, ртом и кожей пить простор…
Кто в океане видит только воду,
Тот на земле не замечает гор.
В.Высоцкий
Высоцкий…
Это имя и при жизни было легендой.
После смерти именем Высоцкого называют вершины гор, новую планету, театры.
Для всех это кумир, откровение, «охрипшая совесть» целого поколения.
Мне судьба – до последней черты, до креста,
Спорить до хрипоты, а за ней – немота,
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что ни то это всё, ни тот и ни та…
В.Высоцкий
Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец, Семён Владимирович Высоцкий — кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна — по специальности переводчик с немецкого. Жили в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его песне — «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!..»
1955 год – закончив среднюю школу № 186, Высоцкий по настоянию родителей поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева, но бросает его, проучившись полгода. С 1956 по 1960 годы учится на актерском отделении школы-студии МХАТ им. В.И.Немировича-Данченко. Затем Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром".
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."
Поэты чувствуют, мыслят и говорят стихами. Но поэт не тот, кто умеет писать стихи, и стихотворство ещё не поэзия, если оно лишено духовного содержания. Поэт – это состояние души, это особое мироощущение, способность сердца ощутить «трещину мира». Такой душой, восприимчивой и мыслящей, а также удивительным умением воздействовать на «душу живую» обладал Высоцкий.
Ему удалось добиться, пожалуй, самого редкого и завидного для художника результата – стать человеком близким, своим для многих людей, войти не только в дом, но и в душу каждого, кого он задел своим творчеством.
Сотни песен, баллад, стихов Высоцкого – это целая вселенная явлений, сюжетов, героев.
Манера общения Высоцкого – исповедальная. И потому в том, что он рассказывает, поверяет тебе, нельзя ничего изменить, поправить, как нельзя улучшить, сделать другой исповедь. Она заставляет задуматься над тем, какую миссию должна выполнять поэзия в наши дни и что значит быть художником, нужным людям.
Стихи, песни должны войти не в уши, а в душу, считал Высоцкий. Для этого нужно говорить о том, что людей действительно волнует, и говорить так, чтобы они восприняли твои слова и мысли как свои собственные. Высоцкий говорил о любви и ненависти, о времени и о борьбе, о рождении и смерти, поднимаясь в своих лирических произведениях до философского осмысления житейских, близких, узнаваемых проблем. Мужественно и нежно писал о «великой стране любви», лишающей покоя, отдыха и сна, но дающей человеку то, без чего жить нельзя.
«Дом хрустальный»
Если я богат, как царь морской,
Крикни только мне: "Лови блесну!" -
Мир подводный и надводный свой,
Не задумываясь, выплесну!
Дом хрустальный на горе - для нее,
Сам, как пес бы, так и рос - в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
Если беден я, как пес - один,
И в дому моем - шаром кати, -
Ведь поможешь ты мне, господи,
Не позволишь жизнь скомкати!
Дом хрустальный на горе - для нее,
Сам, как пес бы, так и рос - в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
Не сравнил бы я любую с тобой -
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой, -
Как мадонной Рафаэлевой!
Дом хрустальный на горе - для нее,
Сам, как пес бы, так и рос - в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
1967
Почти все стихи о любви Высоцкий посвятил Марине Влади, женщине всей его жизни. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать Высоцкий.
(Звучит песня в исполнении Высоцкого «Лирическая»
со слайдами «Высоцкий и Марина Влади»)
Жизнь - это нескончаемая борьба добра и зла, совсем не абстрактных, а вполне конкретных. Обращаясь к современникам, Высоцкий с криком в душе пишет стихи о настоящей дружбе.
«Песня о друге»
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и - сник,
Оступился - и в крик,-
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но - шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но - держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,-
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Много стихов написал Высоцкий о войне. Его спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал:
" Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к ней будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером... Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали.
«Звёзды»
Мне этот бой не забыть нипочем -
Смертью пропитан воздух, -
А с небосклона бесшумным дождем
Падали звезды.
Снова упала - и я загадал:
Выйти живым из боя, -
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.
Я уж решил: миновала беда
И удалось отвертеться, -
С неба упала шальная звезда -
Прямо под сердце.
Нам говорили: "Нужна высота!"
И "Не жалеть патроны!"...
Вон покатилась вторая звезда -
Вам на погоны.
Звезд этих в небе - как рыбы в прудах, -
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть, ходил бы тогда
Тоже - Героем.
Я бы Звезду эту сыну отдал,
Просто - на память...
В небе горит, пропадает звезда -
Некуда падать.
1964
Для Высоцкого запретных тем нет, он безбоязненно, с вызывающей у многих зависть, смело писал и пел обо всём, что его волновало. Нравственность, которую он сам исповедовал, одновременно проста и трудна. Ему нужно, чтобы человек при любых обстоятельствах был честным, правдивым, справедливым, готовым, как Робин Гуд, прийти на помощь, вступиться за слабых, обиженных.
«Я не люблю»
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда - наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или - когда все время против шерсти,
Или - когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой, -
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья -
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, -
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены -
Я это никогда не полюблю!
1968
Высоцкий – актёр
Посмотрите! Вот он
без страховки идет!
Чуть правее наклон -
упадет. Пропадет!
Чуть левее наклон -
все равно не спасти…
Но зачем – то ему
очень нужно пройти
Четыре четверти пути!
В.Высоцкий
В кино Высоцкий начал работать одновременно с театром. И снимался довольно много. Часто, приглашали сниматься, и предлагали ему спеть что–нибудь в фильме. Он соглашался. Гитара была его постоянным спутником, неотъемлемой частью. Он пел, как кричал, потому что что-то в нём кричало, потому что он так старался, чтобы его услышали.
Владимир Высоцкий снялся в 24 фильмах, в 12 исполнил главные роли, для 10 написал песни. Вспомним только такие известные картины, как «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Сказ про то, как царь Пётр Арапа женил», «Короткие встречи», «Служили два товарища», «Опасные гастроли», «Маленькие трагедии» и другие. Спектакли, сыгранные в театре на Таганке: «Гамлет», где Высоцкий играл главную роль, «Послушайте!», «Жизнь Галилея», «Пугачёв», «Вишнёвый сад», где он сыграл роль Лопахина, «Преступление и наказание» - роль Свидригайлова, Высоцкий и на экране, и в жизни с первого же раза производил на всех прекрасное впечатление. Интеллигентные мягкие манеры, внутреннее достоинство человека, знающего себе цену. Но в самых различных ситуациях он оставался самим собой.
(Показ слайдов «Высоцкий в кино и театре»
и песня «Он не вернулся из боя»)
Вывод.
… Немного прошу взамен бессмертия:
Широкий тракт, да друга, да коня.
Прошу, покорно голову склоня,
В тот день, когда отпустите меня,
Не плачьте в след, во имя милосердия!
В.Высоцкий
Высоцкий написал более шестисот песен. Это не слыханно много, и естественно, что, как в горном хребте есть вершины повыше и пониже, так и песни его есть пронзительные до боли, а есть забавные или горькие, нежные или едкие, и все – разные. Мы думаем, что с именем Высоцкого будет связана история русской песни. Вся Россия в его творчестве спрессовалась в ком любви и боли, веселья и отчаяния, горьких раздумий и пронзительных озарений.
В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами марса и Юпитера ВЛАДВЫСОЦКИЙ. Она значится под номером 2374 в Международном каталоге.
Когда вы будете смотреть на звёзды, помните, что среди этого множества планет в огромной галактике блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем Владимира Высоцкого
(Слайды «Памятники Высоцкому» с песней «К вершине»)
Посвящение Владимиру Высоцкому
Кто ушёл молодым, молодым и остался.
И Владимир Высоцкий средь тех молодых.
Людям голос его с хрипотцою достался...
Смерть великих сравнима с ударом под дых.
Не представлю его я седым или старым,
Мчится он чрез века на гнедом жеребце:
Все флажки нипочём, за спиною гитара,
Красота и улыбка цветут на лице.
Он звездой золотою упал с небосклона,
Как алмаз на стекле, прочертил жизни путь.
Очень жаль, что не издано нами Закона,
Чтоб Володю Высоцкого взять и вернуть…
Пока песня повсюду его раздаётся,
Он всегда путеводною будет звездой…
Он, как память с людьми навсегда остаётся
Голым нервом, и правдою, рвущейся в бой.
Гаврюшкин Александр
Наш урок нам хотелось бы закончить последним стихотворением В.Высоцкого, написанного им за 5 дней до смерти.
Лед надо мною - надломись и тресни!
Я весь в поту, хоть я не от сохи.
И снизу лед, и сверху - маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду!
А там - за дело в ожиданьи виз.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
В.Высоцкий
(Звучит песня «Корабли постоят» с заключительными слайдами)
Я к микрофону встал, как к образам…
Открытый урок по творчеству
Владимира Семёновича Высоцкого
2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техника работы с микрофоном
Полезный материал для преподавателей занимающихся эстрадным вокалом....
Микрофоны.Советы звукорежиссера.
В статье рассматриваются вопросы выбора микрофонов для различных задач и для разного бюджета....
Микрофоны.Советы звукорежиссера.
В статье рассматриваются вопросы выбора микрофонов для разных задач и для различного бюджета....
Открытый урок на тему : "Работа с микрофоном в младших классах
Основные этапы работы с микрофоном по предмету "эстрадное пение для обучающихся первого класса...
Стилістичні засоби (анафора, рефрени, постійні епітети, персоніфікація, символ, гіпербола). Робота з текстами УНТ. Пісні Марусі Чурай. «Віють вітри», «За світ встали козаченьки». Історичні пісні. «Ой Морозе, Морозенку», «Чи не той то Хміль».
Урок для підготовки до зовнішнього незалежного оцінювання. Матеріал дає змогу розібратися в стилістичних засобах літератури....
Проект "Лег - свернулся, встал - встрепенулся"
Работа была представена на конкурсе проектных работ...
Анализ стихотворений А. Блока «Фабрика» (1903 г.), «Барка жизни встала...» (1904 г.), «Сытые» (1905 г.)
В данном материале предлагается анализ трех стихотворений А.Блока ("Фабрика", "Барка жизни встала..." и "Сытые"). Материал может быть использован на уроках литературы в 1...