Открытый урок на тему : "Работа с микрофоном в младших классах
методическая разработка по теме
Основные этапы работы с микрофоном по предмету "эстрадное пение для обучающихся первого класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rabota_s_mikrofonom_v_mladshih_klassah.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей детская музыкальная школа
города Белореченска
Открытый урок
Работа с микрофоном
в младших классах
преподавателя
по классу эстрадного пения
Клям Ирины Юрьевны
г. Белореченск, 2012 год.
План урока:
1. Вступление - 1 мин,
2. Упражнения на дыхание - 4 мин,
3. Распевка - 10 мин,
4. Кантиленное пение - 5 мин,
5. Работа над дикцией - 4 мин,
6. Исполнение музыкального материала - 13 мин,
7. Обобщение урока - 1 мин,
8. Домашнее задание - 2 мин
Оборудование: Музыкальный инструмент - фортепиано.
Технические средства – колонки, ноутбук, фонограммы, микрофон.
Ход урока:
- Открытый урок преподаватель проводит с обучающейся 1-го года обучения Алексанян Эммой (эстрадное пение, как предмет по выбору). Эмме 7 лет, она имеет крепкий голос, широкий диапазон, яркое звучание, иногда наблюдается не очень чистое интонирование в связи недостаточной координацией между слухом и голосом. Ученица и родители заинтересованы в обучении этому предмету, прикладывают совместные усилия в обучении ребенка, в его общем уровне развития.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Основные задачи упражнений: освоение и тренировка певческого дыхания, развитие певучести, гибкости, подвижности голоса, выработка точной интонации, четкой дикции, свободное владение голосом forte и piano, филировка звука, staccato, обогащение тембра голоса и т.п. Сегодня мы возьмем упражнения для развития дыхания, выработки кантилены, четкой дикции.
- Упражнения на дыхание «Искусство пения - Искусство дыхания». Пользоваться носовым дыханием полезно для сохранения здоровья и предупреждения расстройства голоса. Преподаватель использует упражнения по системе А.Н. Стрельниковой, для вокалистов наиболее приемлемы 3 упражнения: «Насос», «Обними плечи», «Восьмерочки».
Вдох при пении должен быть беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка». В момент «зевка» поднимается «мягкое небо».
Выдох в пении должен быть продолжительным, экономным и плавным (без толчков).
Почувствуем продолжительный выдох в упражнении «Назойливый комар». Вдох глубокий, бесшумный, на выдох со звуком 3-3 медленно соединяем руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит перед вами 3-3 ( тренируем навык выдоха).
Между вдохом и выдохом фиксируется еще одно действие - секундная задержка дыхания - «опора дыхания». Преподаватель просит представить ученицу, что у нее в руках роза. Вдруг на наших глазах роза раскрывается, становится пышной и большой. Мы удивляемся (задержка дыхания от удивления) и тихо говорим «Ах!». Лицо выражает радость, удивление, восхищение ( тренируем навыки вдоха и выдоха).
Все упражнения проделываются с ученицей, обращается внимание на правильность выполнения упражнений.
- Исполнение упражнений не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Надо обращать внимание на точное воспроизведение
интонационного и ритмического рисунка. Поем немым звуком (мычание) - звук тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания».
Поем гласные И, Е, А, О, У - следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (ученица закрепляет навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте).
- Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него.
Ученица исполняет упражнение в нисходящем движении сверху вниз с опорой на дыхание. Начальный звук необходимо брать сверху. Петь связно.
Основная задача в песне А. Гросу «В ритме танца» - добиваться кантиленного пения. Ученица поет песню плавным звуковедением на легато.
- Четкое, ясное произношение зависит от активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки). Вот поэтому нам необходимо тренировать артикуляционный аппарат в упражнениях: «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка», «Надулись - улыбнулись», а так же мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мышцы глотки К-Г, нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду и т.д. Сегодня мы возьмем упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, кис-кис-кис и т.д.
- А теперь закрепляем навыки диафрагматического дыхания в пении. Вокальный педагог А. Умберто Мазетти, часто говорил своим ученикам: «Радуйтесь в пении. Лицо должно быть во время пения счастливым. Пение - это радость. Следите за выражением глаз - они выражают внутреннее состояние. Глаза должны улыбаться, расцветать». «Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».
Ученица исполняет песню И. Дунаевского на стихи В. Лебедева-Кумача «Веселый ветер» сначала без микрофона. Затем преподаватель объясняет ученице, что для больших залов и открытых концертных площадок необходимо усиление звука. Это осуществляется с помощью акустических средств: колонок, пульта, микрофона. Микрофон – это специальное приспособление, которое усиливает звучание голоса певца и позволяет зрителям свободно слышать его на расстоянии многих метров. Микрофоны бывают разные: узконаправленные, широконаправленные, высокочастотные, низкочастотные. Выбор микрофона зависит от индивидуального темра голоса, его обертонов. Любой микрофон можно настроить под голос поющего с максимальной выгодой для певца. Это уже задача звукооператора, у которого должен быть очень хороший слух. Но, чтобы эффективно использовать микрофон, необходимо научиться им правильно пользоваться. Микрофон держится обычно в правой руке, параллельно полу. Локоть не прижимается близко к себе, а держится на расстоянии от корпуса.
При эмоциональном исполнении произведения в работу включаются мимика лица, жестикуляция свободной рукой, повороты головы. При этом нужно не забывать, что микрофон в этом случае нужно воспринимать, как часть своего организма, как продолжение звуковой волны и поворачивать его строго вслед за головой. Одним словом, куда голова – туда и микрофон.
Еще одно необходимое правило: при исполнении низких звуков – держи микрофон возле самого рта, при исполнении высоких звуков – немного удаляй от себя микрофон, чтобы не «резало» ухо высокими частотами голоса. Это необходимо для более естественного звучания голоса через аппаратуру, для создания впечатления ровности звучания.
Ученица пробует исполнять песню «Веселый ветер» с микрофоном. Преподаватель указывает на распространенные ошибки (держит микрофон не параллельно полу, не воспринимает микрофон как часть себя и забывает поворачивать его за головой). После этого просит еще раз исполнить песню и обратить внимание на недочеты в работе с микрофоном.
- Подводя итог уроку, нужно отметить, что сегодня ученица работала на уроке активно, с интересом. Грамотно отвечала на вопросы и исполняла произведения. Показала свои знания и навыки на «отлично».
- Упражнения для укрепления мускулов диафрагмы: вдыхать и выдыхать с возрастающим и убывающим ритмом (вдох через нос, выдох через рот); по достижении задержки дыхания поочередно сжимать и разжимать мышцы живота в меняющемся ритме, тренируя диафрагму; лежа на спине, положить на живот достаточное количество книг, так, чтобы дыхание оставалось максимально гибким, непринужденным.
Дома закреплять навыки работы с микрофоном на любых предметах, напоминающих микрофон.
25.04.2012 года
Подготовила и провела преподаватель
по классу эстрадного пения
Клям Ирина Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....
Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".
Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - ...
Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"
В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...
Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"
Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....
Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"
Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....
Открытый урок на тему "Работа над этюдами в младших классах"
Конспект открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над этюдами в младших классах"....
Конспект Открытого урока по теме «Работа над качеством звукоизвлечения в классе фортепиано»
С первых уроков для меня важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук полный, мягкий, сочный, и привить потребность в таком звучании....