Микрофоны.Советы звукорежиссера.
статья по теме

Шабельник  Евгений  Николаевич

В  статье  рассматриваются  вопросы  выбора  микрофонов для  разных задач и для  различного бюджета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mikrofony.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Шабельник Евгений Николаевич

Советы  звукорежиссера и педагога по вокалу.

           Детское и юношеское творчество становится на новую ступень своего развития. Открываются новые Центры и клубы, в общеобразовательных учреждениях организовываются вокальные, хореографические и театральные кружки. Современные тенденции таковы, что зрители хотят видеть достаточно высокий уровень творческой отдачи и организованности артистов, соизмеримой, пожалуй, с концертами, идущими по телевизионным каналам. Эти задачи невозможно решить без применения современной техники. Для вокалистов  -  это, прежде всего, микрофоны.

          Микрофон, как известно, второе основное оружие вокалиста, разумеется после его голоса. Профессионалам это оружие подбирает и  дает на сцене звукорежиссер. В любительских условиях подбор и приобретение подходящего микрофона, да еще при ограниченном бюджете, становится настоящей  проблемой. Однако существуют способы получения вполне приличного результата за небольшие деньги и при относительно невысокой технической образованности педагогов по вокалу и режиссеров. Об этом пойдет речь в данной статье.

         Микрофон – это устройство, которое преобразовывает звуковые колебания воздуха в электрический сигнал. По своему функциональному назначению микрофоны делятся на вокальные, инструментальные, студийные. Существуют так же измерительные, петличные и другие специальные микрофоны. Для озвучивания вокала используются, преимущественно,  вокальные микрофоны. По типу исполнения они бывают проводные, которые подключаются к звукоусилительной  аппаратуре с помощью кабеля, и беспроводные (радиосистемы).

          Все микрофоны делятся  на  динамические и конденсаторные. Последние требуют внешнего источника питания. Это либо электрическая батарея (от 1,5 до 9 Вольт), либо подводимое по кабелю так называемое «фантомное питание» + 48 Вольт. Этой функцией обладают на сегодня большинство микшерных  пультов.

         Микрофон имеет следующие основные характеристики.

1. Диаграмма направленности. Это  однонаправленные  (кардиода и гиперкардиоида), двусторонне  направленные (восьмерка) и всесторонне направленные (круговая).

2. Чувствительность (Способность микрофона воспроизводить тихие звуки).

3. Диапазон воспроизводимых частот. (Чем он шире, тем выше качество звука).

4. Сопротивление звуковой катушки (Учитывается для согласования с системами звукоусиления)

           При выборе микрофона следует обращать на них внимание.

           Прежде чем отправиться на поиски микрофонов, следует четко знать, какие задачи будут решаться с их помощью. При ограниченном бюджете

это особенно важно.

           Если микрофоны нужны для постоянных репетиционных занятий, то нет смысла приобретать дорогой, пускай даже высококачественный микрофон.Особенно это касается конденсаторных или электретных (питание от батареи)  моделей.

           Известно, что во время массовых репетиций, особенно с детьми, не исключены падения микрофонов. Динамическому микрофону это может принести гораздо меньше вреда, чем конденсаторному. Последний может

просто выйти из строя.

          Динамические микрофоны широко и успешно эксплуатируются как любителями, так и профессионалами  в силу их простоты и неприхотливости.

Причем, в модельном ряду мировых производителей можно найти экземпля-

ры, не  уступающие по своим характеристикам недорогим конденсаторным

моделям.

          Итак, если у вас вокальная группа из 2-х, 5-ти человек, вы часто репетируете в вокальном или хоровом классе и не планируете использование тренировочных микрофонов на серьезных выступлениях, то смело можете выбирать среди таких моделей как PRO-Audio UB-44, UB-55, BEHRINGER XM 1800 S 3-PACK (комплект из 3-х микрофонов в кейсе), SHURE PG 48, SV-200-A, SENHEIZER E-825, AKG D 44S. Неплохо зарекомендовали себя китайские NADY и INVOTONE. Цена на эти микрофоны колеблется в пределах 1500-2300 рублей. Если границы их применения выходят за стены репетиционных классов,  и вы используете микрофоны для выступлений, то стоит  присмотреться к таким моделям, как SHURE PG 58, AKG D 770, D 88S, PRO-AUDIO UB 77, ELECTRO-VOICE PL 44 S, SENNHEIZER E-835 S, 840, 845. Кстати, микрофоны SENNHEI ZER отлично подходят для женского вокала, делая его нежным и ньюансированным. Цена на приведенные модели колеблется от 3500 до 4500 рублей.

            Ну и, наконец, для тех, кто предъявляет высокие требования к звучанию вокала можно предложить микрофоны в ценовой категории от 5000 до 8000 рублей. Это легендарный  SHURE SM 58. Обладая чистотой и высокой перегрузочной способностью он  отлично подойдет для мощного вокала с переменной амплитудой. AKG D5S и   D7S, наряду с высокой «прозрачностью», обладают хорошей  вибро- и ветрозащитой. Отлично подчеркивают мужской низкий голос. SENNHEIZER E-935 отлично передает голос, даже при очень высоких его уровнях на сцене. ELECTRO-VOICE PL 80 C хорошо передает тембральную окраску вокала, особенно на верхних частотах.

          Что касается конденсаторных микрофонов, то они больше применяются в студии для записи инструментов. Для «жесткой» сценической работы они мало пригодны, так как, обладая высокой чувствительностью к акустической обратной связи (визг и вой при приближении к звуковым колонкам), они еще и требуют бережного обращения. Но если вы все же решились обзавестись таким микрофоном, следует рассмотреть SHURE SM 86, SM 87A, BETA 87A. Это любимые микрофоны мировых звезд. Качество их бесспорно. Цена от 11000 рублей.

                                                     Радиосистемы.

          Радиосистемы (беспроводные микрофоны) хорошо зарекомендовали себя на сцене в силу их неоспоримого удобства. Они позволяют солисту беспрепятственно передвигаться на сцене и в зале. Для детского и юношеского творчества они особенно незаменимы, позволяя создавать самые

разнообразные шоу-номера.

        При выборе радиосистем обязательно нужно четко знать: «Сколько одновременно включенных   радиомикрофонов будет на сцене?»Для чего это нужно.

       Каждый радиомикрофон занимает свою определенную частоту (канал).

Очень важно, чтобы эти каналы не пересекались, т. е. не дублировались.

Если вы планируете приобрести одноканальные радиосистемы (имеется в виду не количество ручных передатчиков), то подбирать их следует одно-

временно все, следя, чтобы их рабочие частоты не совпадали. Следует от-

метить, что этот путь хотя и более дешевый, но и опасный. Когда  материальный рост вашей организации улучшится, вы захотите

приобрести новые радиосистемы, например, головные для комбинированных

сценических постановок (вокалисты - театрализованное представление).

Вероятность того, что дешевые радиосистемы будут «мешать» друг - другу

велика. Гораздо удобнее и перспективнее использовать многоканальные

радиосистемы, в которых можно самостоятельно осуществить выбор рабочего канала и тем самым значительно расширить количество микрофонов на сцене без каких-либо проблем. Цена на них немного выше, но это целиком и полностью оправдывается. Среди  одно- и двухканальных радиосистем хорошо зарекомендовали себя AKG WMS 40 Mini Vocal Set Band, ALTO AU 800 H, ALTO MOD 16 H, NADY UHF 4, UHF 10. Цена на них от 5500 до 8 000 рублей.

       Для ощутимой экономии бюджета стоит присмотреться к радиосистемам с двумя и более передатчиками и приемниками, объединенными в о одном корпусе с одним блоком питания. Они так же удобны, когда возникает дефицит места для размещения приемников возле микшерного пульта. Вполне приемлемым качеством обладают многоканальные SHURE PG 288/PG 58, AKG WMS 40 Mini 2 Vocal Set Dual, INVOTONE WM 250 с двумя ручными передатчиками, ARTHUR FOTY AF – 104, NADY 401 X QUARD HT с четырьмя ручными передатчиками. Цена на приведенные устройства варьируется в пределах 10 000 – 19 000 рублей

          Если вы предъявляете  к звуку высокие требования, и бюджет позволяет, то можно смело выбирать среди SHURE PG 24/SM 58, SHURE PG 24/ Beta 58, AKG WMS 450 Vocal Set D 5, SENNHEIZER EW 135 G-2 B. Это «рабочие лошадки» на большинстве сцен. Цена 18 500 – 20 000 рублей.

         При проведении театрализованных представлений, мюзиклов и других

постановок озвучивание артистов на сцене нередко вызывает определенные

трудности. Эффективным является применение головных радиосистем, ко-

торые позволяют добиться максимальной свободы для артистов. Способ

этот, несомненно,  недешев, так как предполагает наличие количества радио-

систем равных числу исполнителей на сцене. Но если к качеству звука не

предъявляются высокие требования, можно втиснуться в очень ограниченный бюджет. Выбирать можно среди INVOTONE WM 220 H , PROAUDIO DWS 212 PT, ARTHUR FORTY  AF 200 B. Эти устройства содержат по два поясных передатчика и оголовья. Цена от 4500 до 7000 рублей.

         Существует так же довольно устаревший способ озвучивания спектаклей путем расстановки микрофонов на стойках по всей сцене. Но он таит в себе целый ряд недостатков. Первый - это ограничение видимости происходящего на сцене. Второй – относительно низкая звукопередача, так как микрофоны, особенно динамические, эффективны при расположении в 5-15 см от источника звука. Звукорежиссер будет вынужден добавлять громкость, а это приведет к возникновению акустической обратной связи между микрофонами и звуковыми колонками. Кроме того, шаги на сцене, передающиеся через стойку на корпус микрофона, будут так же усиливаться и отвлекать от действия. Конечно, если в зрительном зале будет абсолютная тишина, то можно обойтись и малой громкостью, но на детских и юношеских спектаклях  зрителями часто являются сами дети, всегда бурно реагирующие на происходящее на сцене. Кроме того, театрализованное представление, как правило, сопровождается музыкальным фоном, громкость которого должна быть соизмеримо ниже голосов артистов. Существуют так называемые микрофоны – «пушки», способные передать звук от удаленных источников, но и они не лишены приведенных выше недостатков. Кроме того, стоимость их достаточно высока, поэтому головные радиосистемы все же эффективнее,

универсальнее  и удобнее.

                                     РАБОТА С МИКРОФОНАМИ.

          Микрофон требует бережного обращения. Оберегайте его от механических повреждений, влаги и пыли. При работе даже на репетициях всегда оставляйте микрофон на стойке. Если нет стоек, не кладите микрофон на стол, стул или другую ровную поверхность, с которой он может скатиться на пол.

         Обязательно приучите детей к этому правилу, прививайте им чувство ответственности за оборудование, которым они пользуются. Не стоит

наматывать шнур вокруг руки, без надобности щелкать выключателем

микрофона. Это ведет к преждевременному их износу. Если радиомикрофоны  долго не используются, выньте элементы питания. Многие модели продолжают потреблять энергию даже в выключенном состоянии. Перед выступлением проверьте источник питания. После окончания выступления обязательно убедитесь, выключен ли микрофон. В противном случае рискуете разрядить батарею.

         При работе на сцене приучите детей самостоятельно включать микрофоны, не приближаться близко к звуковым колонкам, правильно держать микрофон (оптимально 3-7 см от лица), самостоятельно поправлять головные гарнитуры при работе с радиосистемами.

       

          Эти  советы  помогут  Вам  добиться  высоких результатов  в  творчестве ваших детей, сэкономив  при  этом  бюджетные  средства.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Микрофоны.Советы звукорежиссера.

В  статье  рассматриваются  вопросы выбора микрофонов для  различных задач и для  разного  бюджета....