Программа внеурочной деятельности по литературе "Литературный кружок в школе" 5-6 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Образ времени года в литературном произведении. Урок литратуры в 5 классе по ФГОС.УМК В. Ф. Чертова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_vremeni_goda_v_liricheskom_proizvedenii.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 5
Предмет: литература
Тема: Образ времени года в литературном произведении (на примере стихотворений Ф.И.Тютчева)
Цель: научить определять способы создания образов природы в литературном произведении
Задачи:
- Познакомить
- с основными видами средств художественной выразительности;
- с творческим наследием и биографией Ф.И. Тютчева.
2. Научить
- формулировать учебные задачи, планировать достижение целей, прогнозировать и оценивать результат;
- способам освоения теоретического понятия;
- определять средства художественной выразительности. используемых автором для создания образа в лирическом произведении;
- находить средства художественной выразительности в предложенных текстах;
- первоначальным приемам анализа поэтического текста.
Критерии достижения цели урока: обучающиеся знают и понимают определение понятия «художественный образ»; умеют анализировать художественный образ времени года в литературном произведении; владеют приемами выявления смысла лирического произведения.
Условия обеспечения учебной деятельности: УМК: Чертов В.Ф. Литература. 5 класс.- М., «Просвещение», 2012., фонохрестоматия к учебнику В.Ф. Чертова, дидактические материалы.
Комментарий к уроку литературы в аспекте требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования
Результаты образования в соответствии с ФГОС ООО определяются в трех направлениях: предметные (достижения в предмете); метапредметные («горизонтальные» достижения, когда прирост умений в одном предмете обеспечивает их перенос в другой предмет); личностные (достижения как результат аксиологического и антропоцентрического подходов).
Личностные результаты обучающихся, формируемые при изучении предмета «Литература» направлены на:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет - ресурсы и др.).
Метапредметные результаты определяются:
- умением понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умением самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умением работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты систематизированы с учетом их достижения в различных сферах:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к литературному роду и жанру, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней.
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; творческих работ, рефератов, исследовательских работ.
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Прокомментируем урок литературы в 5 классе по теме «Заглавный образ»
Несомненно, для получения новых результатов обучения нужны обновленные подходы к преподаванию литературы.
Планируя урок, мы опирались на деятельностный, коммуникативный (« литература есть средство коммуникации») и текстоцентрический подходы к литературному образованию.
Основные принципы организации работы обучающихся на уроке следующие:
- системная организация учебной деятельности школьников;
- проблемный и развивающий характер заданий урока;
- учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. (В ходе урока школьники последовательно осваивают коммуникативные универсальные учебные действия);
- на уроке используются разнообразные организационные формы.
В организации учебной деятельности школьников учитываются пять основных компонентов: 1) учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо сформировать понятие о заглавном образе и научиться его характеризовать», 2) действие целеполагания («что я должен сделать, чтобы достичь цели урока»), постановка учебных задач. 3) выбор средств и методов ( использование разнообразных источников знания, работа по алгоритму или плану, преобразование схемы в текст, метод «Замены» и др.) , 4)планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу») 5)решение учебных задач и рефлексивно-оценочная деятельность.
Одной из важнейших задач урока является не только вооружение обучающихся знаниями из области теории и истории литературы, но и организация деятельности школьников, вооружение их различными алгоритмами постижения смысла художественного произведения.
Понятие о заглавном образе и способах его характеристики дается не в готовом виде, а школьники под руководством учителя конструируют свое знание: формулируют учебные задачи, актуализируют теоретические знания, анализируют заглавные образы по примерному плану, углубляют представление о смысле заглавного образа через использование приемов преобразования текста, проводят оценку результатов собственной читательской деятельности, планируют дальнейшую деятельность по освоению темы (выбирают один из вариантов домашнего задания).Учитель предоставляет обучающимся право выбора метода познания, того или иного способа действия.
В целом предложенная методика проведения урока литературы позволяет обеспечить формирование личности, обладающей информационной и читательской компетентностью, способной выстраивать взаимоотношения с другими людьми, самореализовываться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"
данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "Занимательный английский"
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ...
Программа внеурочной деятельности "Быт наших далеких предков" 6 класс
Предлагаемый курс внеурочной деятельности должен помочь обучающимся усвоить основные исторические события, ключевые понятия, расширяющие базовые для основной школы знания. Данный курс должен пом...
Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок"Занимательная информатика"
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования. У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Кружок "Скорочтение"
Рабочая программа курса "Скорочтение", адаптированного для детей среднего школьного звена (5-8 классы)...