Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Кружок "Скорочтение"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Рабочая программа курса "Скорочтение", адаптированного для детей среднего школьного звена (5-8 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Скорочтение" | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. ЗВЕНИГОРОДА
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 1 г.о.Звенигород Н.В.Шарина _______________________ « » _____________ ___ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _______________________ _______________________ « » _____________ ___ г. | «Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № ____ от « » _____________ ___ г. Руководитель ШМО: _______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
МОУ СОШ № 1 г.о.Звенигород
наименование ОУ
Фещенко Надежды Евгеньевны, учителя русского языка и литературы
ФИО педагога, категория
по _________ литературе «Кружок «Скорочтение»_______5, 8 классы
предмет, класс и т.п.
2016-2017 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе «Кружок «Скорочтение» рассчитана на 5, 8 классы и является программой общеинтеллектуального направления развития учащихся. Документ составлен в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Уставом МОУ СОШ № 1 г.о.Звенигород.
Рабочая программа кружка «Скорочтение» основана на учебно-методическом пособии Ш.Т. Ахмадуллина «Скорочтение для детей: как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное», М.: Билингва, 2016, а также на дидактических материалах — приложении к данному пособию. Сертификат соответствия № РОСС RU. И1052.04ЖЖХ0081: Методика обучения скорочтению детей от 6 до 16 лет соответствует требованиям методическим, педагогическим, эргономическим, устанавливаемым в НД МТБ РАО 3 — 2006 «Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения. Часть III. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения». ГРНТИ — 14.07.09: Общая методика обучения.
Программа рассчитана на 34 часа, по 2 занятия по 20 минут в неделю.
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться в школьный период образования. Чтение — одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой — средством обучения. Из книг, в том числе учебных по различным предметам, школьник получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений, выполняющее познавательную, эстетическую и воспитательную функции, является практическим знакомством с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни и формирует эмоциональную сферу, нравственно-эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.
Скорочтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее наиболее полное усвоение прочитанного материала. Это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объемы информации. Главное, что это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе становится оправданным. Педагогами выделено пять основных причин, тормозящих скорость чтения: 1) артикуляция, 2) регрессии, 3) малое пятно ясного видения, 4) слабое внимание, 5) отсутствие плана, цели, стратегий чтения. Программа курса построена таким образом, чтобы вышеперечисленные причины нивелировать и преобразовать их в факторы, помогающие увеличить скорость чтения и понимания текста, улучшить внимание, память, мышление.
Таким образом, цель курса состоит в следующем:
- овладение навыком скорочтения;
- улучшение степени понимания текста;
- пробуждение интереса к чтению;
- оптимизация учебной деятельности в целом.
Задачи курса:
- устранение недостатков традиционного чтения:
уменьшение числа остановок на строке;
подавление сплошной артикуляции;
устранение регрессий;
- развитие внимания:
концентрируемость;
устойчивость;
распределяемость;
переключаемость;
- формирование навыка структурного анализа и интерпретации текста.
На базе овладения детьми навыками оптимального чтения можно более эффективно строить дальнейший образовательный процесс, в частности — в старшем школьном звене; открываются новые перспективы для развития интеллектуальной культуры школьников.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- осознание своего места в жизни общества, принятие социокультурных ценностей;
- развитие нравственной стороны личности учащегося через привитие ему любви к чтению.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение максимально эффективно работать с текстом, используя ресурсы внимания, памяти и навыка скорочтения;
- умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Предметные результаты:
- увеличение скорости чтения и степени понимания текста;
- осмысленное чтение и адекватное восприятие произведений;
- понимание ключевых проблем и внимание к деталям прочитанных текстов;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- привитие интереса к литературе как к школьному предмету и как явлению словесного искусства.
- Содержание курса скорочтения
Кружок «Скорочтение» включает в себя следующие темы:
I. Теоретическая часть:
- Престижность чтения и преимущества скорочтения.
- Пять врагов быстрого чтения.
- Гимнастика для глаз.
II. Практическая часть:
- Входящий контроль.
- Чтение с указкой.
- Упражнения на внимание.
- Упражнения на расширение поля зрения.
- Упражнения на синхронизацию обоих полушарий.
- Итоговый контроль.
Каждое занятие практической части сочетает в себе определенную комбинацию всех видов упражнений. Принципы построения занятий:
- от простого к сложному;
- дифференциация уровня сложности заданий в зависимости от возраста;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности;
- применение здоровьесберегающих технологий.
- Тематическое планирование
№ п/п | наименование разделов и тем | всего часов | в том числе на | |
занятия | проверочные работы | |||
1. | Престижность чтения и преимущества скорочтения | 1 | 1 | |
2. | Пять врагов быстрого чтения | 1 | 1 | |
3. | Гимнастика для глаз | 1 | 1 | |
4. | Входящий контроль | 1 | 1 | |
5. | Чтение с указкой | 29 | 29 | |
6. | Упражнения на внимание | |||
7. | Упражнения на расширение поля зрения | |||
8. | Упражнения на синхронизацию обоих полушарий | |||
9. | Итоговый контроль | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 32 | 2 |
Приложение № 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. ЗВЕНИГОРОДА
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 1 г.о.Звенигород Н.В.Шарина _______________________ « » _____________ ___ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _______________________ _______________________ « » _____________ ___ г. | «Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № ____ от « » _____________ ___ г. Руководитель ШМО: _______________________ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочных занятий по литературе ___________кружок «Скорочтение»______________
предмет
Классы _________5, 8________________________________________________________
Учитель _Фещенко Надежда Евгеньевна________________________________________
Количество часов на год:
всего __34____ час.; в неделю: ____1____ час.
Плановых контрольных уроков __2__ , лабораторных _____ , практических _____ ,
зачетов _____ , тестов ______ ч.;
административных контрольных уроков _______ ч.
Планирование составлено на основе Рабочей программы внеурочной деятельности_____ Кружок «Скорочтение», составитель Фещенко Н.Е._________________________________
указать документ
Учебно-методическое пособие:
Ахмадуллин Ш.Т. «Скорочтение для детей: как научить ребенка правильно читать и____ понимать прочитанное», М.: Билингва, 2016______________________________________
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература:
1. Демирчоглян Г.Г., Янкулин В.И. Гимнастика для глаз. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Зиганов М.А. Скорочтение. — М.: Эксмо, 2012.__________________________________
3. Палагин П. Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать______ прочитанное. — М.: МИФ, 2015.________________________________________________
название, автор, издательство, год издания
№ п/п | Фактическая дата | Планируемая дата | Тема занятия | Дом. задание | Примечание/ формы контроля |
1. | 05.09.2016 | Престижность чтения и преимущества скорочтения | |||
2. | 07.09.2016 | Пять врагов быстрого чтения | |||
3. | 12.09.2016 | Гимнастика для глаз | |||
4. | 14.09.2016 | Входящий контроль | Проверка скорости чтения | ||
5. | 19.09.2016 | Чтение с указкой. Струп-тесты | |||
6. | 21.09.2016 | Чтение с указкой. Лабиринты 1 уровня | |||
7. | 26.09.2016 | Чтение с указкой. Лабиринты 2 уровня | |||
8. | 28.09.2016 | Чтение с указкой, пересказ. Лабиринты 3 уровня | |||
9. | 03.10.2016 | Струп-тесты. Большие и малые числа | |||
10. | 05.10.2016 | Лабиринты 1 уровня. Большие и малые числа | |||
11. | 17.10.2016 | Лабиринты 2 уровня. Разноцветные числа | |||
12. | 19.10.2016 | Лабиринты 3 уровня. Большие и малые числа | |||
13. | 24.10.2016 | Разноцветные числа. Таблицы Шульте 3х3 | |||
14. | 26.10.2016 | Большие и малые числа. Таблицы Шульты 4х4 | |||
15. | 31.10.2016 | Струп-тесты. Таблицы Шульте 5х5 | |||
16. | 02.11.2016 | Чтение с указкой, пересказ. Клиновидные таблицы | |||
17. | 07.11.2016 | Лабиринты 3 уровня. Клиновидные таблицы | |||
18. | 09.11.2016 | Большие и малые числа. Клиновидные таблицы | |||
19. | 14.11.2016 | Разноцветные числа. Рисование двумя руками | |||
20. | 16.11.2016 | Таблицы Шульте 3х3. Рисование двумя руками | |||
21. | 28.11.2016 | Таблицы Шульте 4х4. Упражнение «Алфавит» | |||
22. | 30.11.2016 | Таблицы Шульте 5х5. Упражнение «Алфавит» | |||
23. | 05.12.2016 | Рисование двумя руками. Упражнение «Устный счет» | |||
24. | 07.12.2016 | Чтение с указкой, пересказ. Упражнение «Устный счет» | |||
25. | 12.12.2016 | Струп-тесты. Лабиринты 3 уровня | |||
26. | 14.12.2016 | Большие и малые числа. Скороговорки | |||
27. | 19.12.2016 | Разноцветные числа. Скороговорки | |||
28. | 21.12.2016 | Таблицы Шульте 5х5. «Зеленая точка» | |||
29. | 26.12.2016 | Клиновидные таблицы. «Зеленая точка» | |||
30. | 28.12.2016 | Рисование двумя руками. Анаграммы | |||
31. | 02.01.2017 | Упражнение «Алфавит». Анаграммы | |||
32. | 04.01.2017 | Упражнение «Устный счет». Алфавит-поиск | |||
33. | 09.01.2017 | Скороговорки. Алфавит-поиск | |||
34. | 11.01.2017 | «Зеленая точка». Бегающие буквы | |||
35. | 16.01.2017 | Анаграммы. Бегающие буквы | |||
36. | 18.01.2017 | Чтение с указкой, пересказ. Таблицы Федоренко | |||
37. | 23.01.2017 | Струп-тесты. Таблицы Федоренко | |||
38. | 25.01.2017 | Большие и малые числа. Лабиринты 3 уровня | |||
39. | 06.02.2017 | Разноцветные числа. Чтение с указкой, пересказ. | |||
40. | 08.02.2017 | Таблицы Шульте 5х5. Упражнение «Прятки» | |||
41. | 13.02.2017 | Клиновидные таблицы. Упражнение «Прятки» | |||
42. | 15.02.2017 | Рисование двумя руками. Анаграммы | |||
43. | 20.02.2017 | Упражнение «Алфавит». Большие и малые числа | |||
44. | 22.02.2017 | Упражнение «Устный счет». Клиновидные таблицы | |||
45. | 27.02.2017 | Скороговорки. Лабиринты 3 уровня | |||
46. | 01.03.2017 | «Зеленая точка». Струп-тесты | |||
47. | 06.03.2017 | Анаграммы. Таблицы Шульте 5х5 | |||
48. | 08.03.2017 | Алфавит-поиск. Рисование двумя руками | |||
49. | 20.03.2017 | Бегающие буквы. Упражнение «Алфавит» | |||
50. | 22.03.2017 | Таблицы Федоренко. Клиновидные таблицы | |||
51. | 27.03.2017 | Упражнение «Прятки». Чтение с указкой, пересказ. | |||
52. | 29.03.2017 | Скороговорки. Разноцветные числа | |||
53. | 03.04.2017 | Рисование двумя руками. Большие и малые числа | |||
54. | 05.04.2017 | Таблицы Шульте 5х5. Лабиринты 3 уровня | |||
55. | 10.04.2017 | Струп-тесты. Упражнение «Устный счет» | |||
56. | 12.04.2017 | Клиновидные таблицы. Анаграммы | |||
57. | 17.04.2017 | Упражнение «Алфавит». Бегающие буквы | |||
58. | 19.04.2017 | Чтение с указкой, пересказ. «Зеленая точка» | |||
59. | 01.05.2017 | Упражнение «Прятки». Рисование двумя руками | |||
60. | 03.05.2017 | Таблицы Федоренко. Алфавит-поиск | |||
61. | 08.05.2017 | Скороговорки. Таблицы Шульте 5х5 | |||
62. | 10.05.2017 | Большие и малые числа. Анаграммы | |||
63. | 15.05.2017 | Чтение с указкой, пересказ. Лабиринты 3 уровня | |||
64. | 17.05.2017 | Бегающие буквы. Упражнение «Устный счет» | |||
65. | 22.05.2017 | Разноцветные числа. Рисование двумя руками | |||
66. | 24.05.2017 | Клиновидные таблицы. Упражнение «Прятки» | |||
67. | 29.05.2017 | Таблицы Шульте 5х5. Чтение с указкой, пересказ | |||
68. | 31.05.2017 | Итоговый контроль | Проверка скорости чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...