Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса на 102 часа по учебнику Г.С.Меркина
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему
Планирование составлено в соответствии с ФГОС для 6 класса, рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю). Предназначено для обучения по учебнику Г.С.Меркина, Москва "Русское слово", 2016. Программа курса "Литература" 5-9 классы. Авторы-составители Г.С.Меркин, С.А. Зинин, Москва "Русское слово", 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_6_kl._lit-ra.docx | 43.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Г.С.Меркина
№ урока | дата | Основное содержание программного материала | Кол-во часов | Основные знания, умения, навыки | Теория литературы | Методические приёмы | Домашнее задание | |||
Введение – 1 час | ||||||||||
1 | Введение. О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека. | 1 | кратко повторить изученное в 5 классе; Развивать умение работать с учебником литературы; Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще. | Форзац, репродукция, литература | Беседа, викторина, работа с учебником | Составить тезисный план статьи учебника, посвященной Гомеру с. 15-19 | ||||
Из греческой мифологии – 3 часа | ||||||||||
2 | Миф «Пять веков» | 1 | Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника | Миф, мифология, мотив | Беседа, пересказ, тезисный план | Прочитать миф о Прометее с. 26-37, составить цитатный план мифа о Прометее. | ||||
3 | «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | 1 | Вспомнить известные древнегреческие мифы; Уметь передавать их содержание; Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии | Мотив Мифологический сюжет | чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения, беседа | Прочитать подвиги Геракла. | ||||
4 | «Яблоки Гесперид» | 1 | Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана | Беседа, пересказ, цитатный план | С. 43 вопросы 9-12 С. 26 вопросы | |||||
Из устного народного творчества – 3 часа | ||||||||||
5 | Легенда «Солдат и смерть» | 1 | Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды, формирование исследовательских навыков учащихся | Легенда, классификация легенд | Пересказ, анализ легенды, исследовательская работа | Вопрос № 2 после уроков с. 57-58, перечитать «Одиссей на острове Циклопов» | ||||
6 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1 | Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее | Предание, нартский эпос | Беседа, работа с учебником, сопоставительный анализ | Прочитать сказку о молодильных яблоках и живой воде» с. 66-83, вопрос 6 стр 84 | ||||
7 | Сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности | 1 | Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции; Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной); Выявить художественные черты и условности волшебной сказки | структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. | сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки. | Тезисный план статьи с. 86-87, художественный пересказ «сказание о белгородских колодцах» | ||||
Из древнерусской литературы – 3 часа | ||||||||||
8 | «Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | 1 | показать особенности древнерусской литературы, | житие, сказание, автор и герой. | различные виды пересказа, | Вопросы с. 103 | ||||
9 | «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1 | развивать творческие способности учеников. | древнерусская повесть; | простой план. | Вопросы с. 103 | ||||
10 | «Поучение Владимира Мономаха» | 1 | Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения | поучение | Исследовательская работа с текстом | Вопрос 2 с. 108 | ||||
Из русской литературы 18 века – 2 часа | ||||||||||
11 | М.В. Ломоносов Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | 1 | Познакомить с биографией и литературным творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…; Рассмотреть особенности композиции и сюжета; | иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение | выразительное чтение. | Подготовить наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | ||||
12 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий | 1 | Проверить выразительное чтение стихотворения наизусть. | Ода, рифма | Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа | Подготовить пересказ статьи о Жуковском с. 126- 131 | ||||
Из литературы XIX века - 23 часа. | ||||||||||
13 | В.А. Жуковский Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | 1 | Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»; | реальное, фантастическое; фабула; баллада. | выразительное чтение, экскурсия | Прочитать балладу «Светлана» Вопросы с. 143 - 144 | ||||
14 | «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. | 1 | Рассмотреть особенности композиции и сюжета | элегия | Анализ произведения, исследовательская работа | С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149 | ||||
15 | Новое явление в русской поэзии. | 1 | Рассмотреть особенности композиции и сюжета | элегия | Анализ произведения, исследовательская работа | С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149 | ||||
16 | Вн.чт. «Кубок» | 1 | ||||||||
17 | А.С. Пушкин Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга | 1 | Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей | Литературно-музыкальная композиция | Подготовить пересказ с. 145-147. Вопросы с. 149 | |||||
18 | А.С. Пушкин «Деревня» | 1 | Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста | элегия | Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа | Письменный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» | ||||
19 | А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда». «Зимнее утро» Конкурс выразительного чтения. | 1 | Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений | Силлабо-тоническое стихосложение Стих стопа, двусложные размеры стиха | Анализ стихотворения, самостоятельная работа | Выучить наизусть стихотворение «зимнее утро» | ||||
20 | Вн.чт. «Выстрел» | 1 | ||||||||
21 | А. С. Пушкин «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. | 1 | Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа | роман | различные виды пересказа, цитатный план, | Вопрос 3 с 241 письменно в форме таблицы | ||||
22 | «Дубровский» . Нравственные и социальные проблемы. | 1 | Рассмотреть систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», | авторское отношение к героям. | :выразительное чтение, | Вопрос 3 10 с. 241 письменно вопрос № 3 с 242 | ||||
23 | Основной конфликт романа. | 1 | помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе; | различные виды пересказа | Составить цитатный план 6 главы; | |||||
24 | Центральные персонажи в романе. | 1 | помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе; | ,цитатный план, | Составить план устного рассказа: | |||||
25 | Авторское отношение к героям. | 1 | Вызвать интерес к творчеству поэта | вопрос 2 с 141; | ||||||
26 | Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | ||||||||
27 | Р. Р. Мастерская творческого письма. | 1 | изложение с элементами рассуждения. | |||||||
28 | сочинение | 1 | ||||||||
29 | М.Ю. Лермонтов Годы учения.Ссылка на Кавказ.
| 1 | Познакомить учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю.Лермонтова; | выразительное чтение наизусть, | 1.пересказ биографии М.Ю.Лермонтова | |||||
30 | «Тучи», «Парус», «Листок». | 1 | Отработать отличия стиха от прозы; | трехсложные размеры стиха | подбор эпиграфов. | 2. Вопросы на стр. 219. | ||||
31 | Многозначность художественного образа. | 1 | Отработать отличия стиха от прозы; | стопа, типы стоп; | письменный отзыв о прочитанном, | 3. Наизусть по выбору. | ||||
32 | Конкурс творческих работ. | 1 | метафора, инверсия. | |||||||
33 | Вн.чт. «Пленный рыцарь» | 1 | ||||||||
34 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Героическая повесть. | 1 | Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя; Познакомить с повестью, её своеобразием; | героическая повесть; | различные виды чтения и устного пересказа; | Исследовательская работа с текстом. | ||||
35 | Тематика и проблематика повести. | 1 | Учиться давать описание внешности героев; | типы речи и разнообразие лексических пластов; | изложение с заменой лица; | Составить план рассказа о жизни Остапа, | ||||
36 | Центральные образы и приёмы их создания. | 1 | Выявить особенность героев повести; | тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, | Рассказ об Андрии и Остапе. | |||||
37 | Лирическое и эпическое в содержании повести. | 1 | метафора, риторические фигуры) | |||||||
38 | Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. | 1 | Учиться давать описание внешности героев; | метафора, риторические фигуры) | выписать из текста имена казаков. | |||||
39 | Связь повести с героическим эпосом. | 1 | Выявить особенность героев повести; | тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, | ||||||
40 | Своеобразие стиля. | 1 | типы речи и разнообразие лексических пластов; | Написать небольшой рассказ. | ||||||
41 | Творческая работа. | 1 | метафора, риторические фигуры) | письменный отзыв на эпизод. | Письменный ответ | |||||
42 | Вн.чт. «Заколдованное место» | 1 | ||||||||
43 | И.С. Тургенев Тема любви в лирике. «В дороге». Рассказ «Бирюк» | 1 | расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева; | своеобразие характера, образ рассказчика; | сложный план, | Прочитать рассказ «Бурмистр»; | ||||
44 | Внеклассное чтение. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. «Бурмистр», «Малиновая вода» | 1 | показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; | идея произведения и авторский замысел; | цитатный план. | Составить цитатный план. | ||||
45 | Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева | 1 | развивать навыки выразительного чтения. | тропы и фигуры в рассказе | Вопросы с. 328 | |||||
46 | Н.А. Некрасов - Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. «Великое чувство! у каждых дверей...». | 1 | расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; | трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; | различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, | 1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…» | ||||
47 | Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», | 1 | развивать навыки работы со стихотворным текстом, | коллективный портрет. | творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом). | |||||
48 | Вн.чт. «Мороз, Красный нос» | 1 | ||||||||
49 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести): «Матап», | 1 | Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика; | автобиографическая проза. | различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана | 1.Подготовить рассказы на основе 1-4 глав: об отце, о матери, о Карле Ивановиче. | ||||
50 | «Что за человек был мой отец?», | 1 | Показать учащимся душевную красоту русской женщины, | автобиографическая проза. | различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана | .Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны. | ||||
51 | Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди» | 1 | Художественные пересказ. Сочинение «Спешите делать добро | Стр 22 живое слово. | ||||||
52 | В.Г. Короленко Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: | 1 | начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; | повесть, | различные виды пересказа;. | 1 вопросы с. 64-65 | ||||
53 | Проблемы доверия и взаимопонимания. | 1 | попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его произведения; | художественная деталь, | план характеристики эпизода, персонажа | 2. живое слово с. 66 в. 1 | ||||
54 | Доброта, справедливость, милосердие. | 1 | портрет и характер. | подготовка вопросов для обсуждения; | ||||||
55 | Дети и взрослые в повести. | 1 | попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его произведения; | художественная деталь, | подготовка вопросов для обсуждения; | |||||
56 | Система образов. | 1 | попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его произведения; | портрет и характер. | план характеристики эпизода, персонажа | 3. сочинить рассказ о встрече повзрослевшихВалека и Васи | ||||
57 | Р/Р Письменный ответ на вопрос. | 1 | ||||||||
58 | А.П.Чехов Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» | 1 | Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова; | юмор, юмористическая ситуация, | выразительное чтение, различные виды пересказа, | Стр 92 вопрос 6; живое слово вопрос 1; | ||||
59 | «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе | 1 | Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности | конфликт в юмористическом произведении (; деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. | подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; | с 93 после уроков вопрос 1 | ||||
60 | Вн.чт. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия». | 1 | Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности | |||||||
61 | Мастерская творческого письма.
| 1 | Заинтересовать учащихся творчеством А.П.Чехова | Инсценировка одного из рассказов А.П. Чехова | Написать юмористический рассказ о случае из жизни | |||||
62 | Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни» | 1 | ||||||||
Из литературы ХХ века – 16 часов | ||||||||||
63 | И.А.Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». | 1 | Дать краткую характеристику творчества И. Бунина; Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием; | стили речи и их роль в создании художественного образа. | составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, | Наизусть «Не видно птиц», прочитать | ||||
64 | Душевный мир крестьянина в изображении писателя. | 1 | Выявить особенность героев рассказа; | письменный отзыв об эпизоде. | рассказ «Белый пудель» озаглавить части. | |||||
65 | А.И. Куприн Детские годы писателя. «Белый пудель». | 1 | Познакомить с творчеством А.И.Куприна; | Найти в сборниках С.Есенина стихи о животных. прочитать рассказ «Тапер»; | ||||||
66 | Основные темы и характеристика образов. | 1 | выявление художественной идеи рассказа | выписать ключевые слова характеризующие героев | ||||||
67 | Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия. | 1 | выявление художественной идеи рассказа | Вопросы с. 142 – 143; | ||||||
68 | «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия. | 1 | Познакомить с творчеством А.И.Куприна; Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр» | различные виды пересказа, | Стр.101-102 | |||||
69 | Язык героя как средство создания образа. | 1 | Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр» | различные виды пересказа, | , задания 1-5. | |||||
70 | Р\Р Письменный отзыв об эпизоде. | 1 | письменный отзыв об эпизоде. | |||||||
71 | Вн.чт. «Чудесный доктор» | 1 | ||||||||
72 | С.А.Есенин Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. | 1 | поэтический образ (развитие представлений о понятии), | поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. | Наизусть по выбору А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег даснег...»;Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Поростравой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица. ..», «Что в жизни мне всего милей...»; | Чтение наизусть | ||||
73 | Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. | 1 | цветообраз, эпитет, метафора. | А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;Б.Л. Пастернак. «После дождя»;Н.А.Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...»,Я иду и радуюсь | ||||||
74 | М.М. Пришвин Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» сказка-быль. | 1 | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина, | сказочные и мифологические мотивы | различные виды пересказа. | Вопрос 12 с 206; | ||||
75 | Родная природа в изображении писателя; | 1 | совершенствовать навыки анализа художественного произведения; | (развитие представлений). | вопросы с 2204 205; | |||||
76 | Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. | 1 | совершенствовать навыки анализа художественного произведения; | вопросы с 2204 205; | ||||||
77 | Конфликт в рассказе. | 1 | совершенствовать навыки анализа художественного произведения; | (развитие представлений). | цитатный план. | |||||
78 | Классное сочинение по рассказу «Кладовая солнца» | 1 | сочинение-зарисовка, | |||||||
79 | Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей». | 1 | Показать отношение человека к родным местам. | творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету | ||||||
80 | «Тихая моя родина». Человек и природа. | 1 | Показать отношение человека к родным местам. | |||||||
81 | А.Ахматова. Краткие сведения о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Тема духовной свободы народа. | 1 | ||||||||
82 | Вн.чт. В.Катаев «Сын полка» | 1 | ||||||||
83 | Из поэзии о Великой Отечественной войне.Изображение войны; | 1 | показать значение стихотворений о ВО в; | Наизусть о Великой Отечественной войне, | ||||||
84 | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: | 1 | развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны. | стр. 224 вопросы | ||||||
85 | Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; | 1 | развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны. | стр. 224 вопросы | ||||||
86 | К.Симонов «Жди меня», Р.Гамзатов «Журавли». Чтение наизусть. | 1 | ||||||||
87 | Вн.чт. Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке». | 1 | ||||||||
88 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. | 1 | Выявление мотивов поступков героя, смысл названия | Вопросы с 243-244 | ||||||
89 | «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | 1 | Пересказ с. 247-251 | |||||||
90 | Р\Р Письменный ответ на вопрос. | 1 | ||||||||
91 | Вн.чт. В.Железников. «Чудак из 6Б». | 1 | ||||||||
Из зарубежной литературы – 11 часов | ||||||||||
92 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» | 1 | Знакомство с историей создания книги. Тематика и проблематика сказок | Составить план статьи учебника о братьях Гримм | ||||||
93 | Народная и литературная сказка. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка». | 1 | Исследовательская работа в группах | менталитет | Прочитать рассказ «Вождь краснокожих» | |||||
94 | О.Генри Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: | 1 | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством О.Генри, | рассказ от другого лица. | Живое слово с. 281 | |||||
95 | О детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). | 1 | совершенствовать навыки анализа художественного произведения; | |||||||
96 | «Дары волхвов». Тема бедности, любви и счастья. | 1 | совершенствовать навыки анализа художественного произведения; | рассказ от другого лица. | ||||||
97 | Вн.чт. Д.Дефо. «Робинзон Крузо» | 1 | Необходимые человеческие качества в экстремальных условиях. | Реальность и вымысел | подробный пересказ, изложение с элементами рассуждения. | Подготовиться к изложению | ||||
98 | Дж. Лондон Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни» | 1 | Раскрыть воспитательный смысл произведения | |||||||
99 | Жизнеутверждающий пафос рассказа. | 1 | краткий план | |||||||
100 | Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы | 1 | Раскрыть воспитательный смысл произведения | |||||||
101 | М. Твен «Приключения Геккельберри Финна» | 1 | ||||||||
102 | Итоговый урок | 1 | Урок- викторина. Рекомендации для летнего чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс – 102 часа
Календарно - тематическое планирование составлено по литературе 11 класса по программе КоровеннойВ.Я. - 102 часа, 3 часа в неделю...
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 10 класс ( 2 часа) (авторы учебника: Каменский А.А., Пасечник В.В.)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс 102 часа
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией Г.И.Бе...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. 3 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. 3 часа в неделю....