«Чудо и сказка стиха в творчестве К. Д. Бальмонта («Фейные сказки», «У чудищ»)
план-конспект урока по литературе на тему
Урок литературного чтения в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Чудо и сказка стиха в творчестве К. Д. Бальмонта («Фейные сказки», «У чудищ»)
Литературное чтение, 4 класс, УМК «Начальная школа 21 века”
Тип урока: урок открытия новых знаний и формирование УУД.
Цель: создание условий для усвоения данного произведения, развитие творческого мышления, формирование гражданского самосознания.
Задачи:
воспитательные: формирование норм нравственно – этического поведения, личностного отношения к окружающей действительности, воспитание коммуникативности, умения давать оценку собственной деятельности,
метапредметные: развитие навыка работы с текстом, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи, расширение словарного запаса учащихся,
предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения.
Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.
Формирование УУД.
Регулятивные: целеполагание, самооценка.
Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.
Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.
Оборудование: мультимедийное сопровождение урока, выставка книг писателей – сказочников, исследовательские карты.
Технология проведения | Этапы урока | Задачи, УУД |
1. Организация класса на работу. | -Здравствуй, миленький дружок! Ты готов начать урок? Все ли у тебя в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно стоят, Все ли внимательно глядят? | Подготовить учащихся к работе, психологический настрой. |
2. Актуализация знаний. Подведение к теме урока. | Учитель предлагает детям отправиться в путешествие в страну Литературию, в одну из самых прекраснейших ее областей – поэтическую (слайд № 2,3, 4). Учитель предлагает подумать: -Что общего в произведениях изученных нами поэтов? - Почему поэты обращались к теме детства? - Поэт, о котором мы поведем разговор далее, так же черпал свое вдохновение, путешествуя мыслями, чувствами в эту страну. Я предлагаю вам послушать стихи, которые ребята подготовили в тайне от вас и попытаться почувствовать их, чтобы ответить на вопрос: кому принадлежат стихи? (Слайды № 5,6,7,8) - Чьи стихи? Как догадались? - Какое чудо в них? - А как назвать человека сумевшего привычные, обыденные вещи превратить в чудо? Рассказ учителя: - В 1905 г. выходит книга К. Бальмонта «Фейные сказки», одна из очаровательнейших книг в русской поэзии. (Слайд № 9) - Кому же поэт посвятил свои стихи? - Кто является героем его стихов? - Где встречаемся с ними? На что опирается поэт? - Какой литературный прием использует Бальмонт? -Что такое олицетворение? -Кто вдохновляет поэта?(слайд №10) -Кто такая Муза? -Когда же К. Бальмонт встречался с этими героями, когда он так хорошо изучил их? | Вовлечь учащихся в учебную деятельность, развитие логических операций. Подвести учащихся к формулировке темы урока. УУД: регулятивные, коммуникативные. |
3. Новая тема. | Учитель предлагает ребятам мысленно отправиться на историческую родину К. Бальмонта (Слайд № 11) Слушание рассказов учащихся о детстве маленького К.Бальмонта. - И вот однажды, сидя на берегу пруда мальчик увидел чудищ | Формирование мотивации к обучении, деятельностного подхода у учащихся. УУД: познавательные. |
1). Чтение и обсуждение произведения. | Учитель под музыку читает стихотворение « У чудищ» (слайд №12) - Какие мысли, чувства возникли во время слушания? - Смогли ли вы после первого прочтения понять смысл? - Какова же будет наша задача при открытии новых сторон творчества К. Бальмонта сказочника? Перечитайте шепотом стихи, постарайтесь вдуматься, чтобы понять смысл стихов и суть души самого поэта. - Каков характер произведения? -С какой строки понятен юмористический смысл стихотворения? - Откуда поэт знает, что там все как прежде? - Какие еще слова и выражения подчеркивают шуточный характер происходящего? - Кто же такой лирический герой: просто хулиган или поэт? - Для чего же он хочет пойти к Кощею? - Какие это песни? - Какая его цель? - Что скажете о стихах? - Почему? - Уберите их. Что изменилось? - Какова цель приближения к змею? - Какие? -Зачем же К. Бальмонт исследует сказочные дебри? -Какой мир автора мы раскрыли? - Справились ли мы с нашей задачей, поставленной перед анализом произведения? Закрепление умения читать выразительно, используя знания работы с поэтическим произведением. Учащиеся работают в паре по памятке (Слайд № 13). Конкурс на лучшего чтеца (2-3 человека) | Формирование познавательной активности, развитие мышления. УУД: коммуникативные, познавательные. |
2). Физминутка | «Избушка» | |
3). Работа в группах. ( у учащихся исследовательские карты и тексты произведений: К.Бальмонт «У чудищ», А.Пушкин «У лукоморья»
| Постановка учителем проблемы для исследовательской работы в группе.(слайд № 14) - Можно ли поставить К. Бальмонта рядом с гениальным А. Пушкиным? Вопросы исследования: -Есть ли в данных произведениях сходство героев и событий? -Какие отличия вы могли бы назвать, анализируя сказки А. Пушкина и К. Бальмонта? -Звучит отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Русский язык» | Развитие коммуникативности, мышления, подвести учащихся к выводу. УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. |
4. Рефлексия. | Предложить ответить на вопросы: -Понравился ли вам сегодняшний урок? -Какое чудо вы открыли в творчестве К. Бальмонта? -Как вам было на уроке? (слайды № 15,16) -Покажите свое настроение (смайлики) | Подвести итог проделанной работе на уроке. УУД: регулятивные. |
5. Домашнее задание. | Всем: выразительно прочитать в учебнике стр. 37; По желанию: 1)выучить стихотворение наизусть; 2) найти и прочитать другие стихи К. Бальмонта из цикла «Фейные сказки». Подготовить отзыв о прочитанном. |
Перечень используемых материалов:
- Базовый учебник Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч.2 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. - М.: Вентана-Граф, 2013
- Рабочая тетрадь № 2, 2 класс, авт. Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2013
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народное творчество о ткачестве: сказки, стихи, пословицы.
Волшебство преображения природного материала в привычную бытовую вещь поражает и завораживает Приведи, веретено,Жениха мне под окно. Челночок, ты мой проворный!Тки дружку ковер узорный!...
Народное творчество о ткачестве: сказки, стихи, пословицы.
Волшебство преображения природного материала в привычную бытовую вещь поражает и завораживает Приведи, веретено,Жениха мне под окно. Челночок, ты мой проворный!Тки дружку ковер узорный!...
Три чуда из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."
Данный урок проводился в 7 классе с учащимися коррекционной школы 8 вида. К нему имеется презентация, если кому она понадобится пишите valya99@mail.ru...
Методическая разработка "Жизнь и творчество К.Д.Бальмонта"
Методическая разработка «Жизнь и творчество К. Д. Бальмонта» рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях....
Учебно – методическое пособие: Ролево – игровой, творческий, долгосрочный проект: «Что за чудо эти сказки»
Актуальность проблемы: Важно донести до сознания дошкольников обра...
Разработка урока по литературе в 11 классе по теме «Поэт в художественном мире символизма. Творчество К.Д. Бальмонта»
Работа содержит поэтапную разработку ведения урока по литературе в 11 классе...
Конспект внеурочного занятия по литературе "Ах, что за чудо, эти сказки!"
Данное занятие рассчитано на учащихся 4 - 5 классов в качестве обощения изученного материала по сказкам А. С. Пушкина. Занятие содержит теоретическую часть (повторение), игровую форму (творческие зада...