Конспект внеурочного занятия по литературе "Ах, что за чудо, эти сказки!"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Данное занятие рассчитано на учащихся 4 - 5 классов в качестве обощения изученного материала по сказкам А. С. Пушкина. Занятие содержит теоретическую часть (повторение), игровую форму (творческие задания - инсценировки), видеоматериалы (отрывки из мультфильмов по сказкам Пушкина), тест для проверки знания содержания сказок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие в 5 - м классе "Сказки А.С. Пушкина"
- Катаева Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Основная школа
Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: урок-презентация
Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»
Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина.
Цели урока:
- Обучающие:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы “Сказки А.С.Пушкина”;
- создать условия для усвоения нравственных идей, в частности о границах между добром и злом, истиной и ложью, верой и безверием;
- обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
- Ориентированные на развитие личности учащегося:
- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные:
- содействовать развитию умения общаться между собой;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Задачи урока:
1. Учить выделять главное, обобщать.
2. Развивать память, мышление, внимание.
3. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, прививать любовь к
чтению.
4. Учить работать в группе и индивидуально.
5. Развивать творческие способности учащихся.
6. Воспитывать обучающихся через поступки героев: прививать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.
Оборудование урока:
- Портрет А.С. Пушкина
- Выставка книг - сказок Пушкина разных изданий.
- Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
- Материал для викторины.
- Реквизиты для разыгрывания сценок.
- Компьютер, мультимедийный проектор.
Применяемые технологии:
- Групповая технология.
- Игровая технология.
- Уровневая дифференциация.
Ход урока.
I.Организационный момент. Настрой на урок. Приветствие.
II.Сообщение темы урока.
Слайд №1
Давайте немного пофантазируем и отправимся в страну Лукоморье, где живут сказки А. С. Пушкина.
(Ученик читает отрывок «У Лукоморья»)
Чудесным образом мотивы русских сказок и фантазии Пушкина переплетаются, и вот из-под его пера появились литературные стихотворные сказки, в которых «русский дух» и «Русью пахнет!»
III.Повторение изученного.
- Что вы знаете о А.С. Пушкине? ( А.С. Пушкин – великий поэт. Он писал стихи, поэмы, сказки. Родился 6 июня 1799 г. Прожил всего 38 лет, погиб на дуэли. Специально для детей не писал, но сказки и стихи читают все: и взрослые, и дети. Пушкин написал 7 сказок, но одна из них осталась недописанной - это «Сказка о медведихе».)
Слайд № 2.
Александр Сергеевич Пушкин маленьким мальчиком слушал сказки Арины Родионовны и бабушки, простодушной Марии Алексеевны Ганнибал.
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Я трепетал – и тихо, наконец
Томленье сна на очи упадало.
Толпа толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.
Слайд № 3.
- Кто написал эти строчки?
( На доске: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»)
В длинные, зимние вечера в старом доме, в селе Михайловском, няня Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт брызгал пером, торопливо записывал нянины сказки и приговаривал: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!» Потом Александр Сергеевич Пушкин читал свой вариант литературной сказке своим друзьям, а няня тоже слушала и, наверное, гордилась своим гениальным воспитанником.
Слайд № 4
В годы ссылки в Михайловском поэт попросит Арину Родионовну вновь рассказать ему те детские сказки.
Арина Родионовна расскажет о мёртвой царевне, которая «заблудилась в лесу», а «мачеха приходит в лес под видом нищенки. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает…» Записывает Пушкин и про Балду, и про турецкого государя Султана Султановича, которому царица родила 33 сына, а 34-й уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц…»
Постановка проблемного вопроса.
Так если сказка – это фантазия и вымысел, то почему же мы любим сказки, с удовольствием читаем их и почему учимся у них? В чём сила сказок?
(Сказки – это чудеса. Сказки учат добру. Добро всегда побеждает зло.)
- Какое крылатое выражение есть у Пушкина про сказки?
(Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)
- Из какой сказки эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке»)
- Я предлагаю вам сейчас поработать со сказками Пушкина и доказать мудрость этих слов. Вы будете работать по группам.
Слайд № 5
Давайте вспомним сказки Александра Сергеевича Пушкина, которые ему подарила его няня.
Дальше мы работаем в группах.
IV.Творческая работа в группах.
Групповая работа с презентацией, осмысливание и выполнение предложенных заданий.
Инструктаж.
Чтобы узнать, над какой сказкой вы будете работать, надо составить фразу.
По ней вы догадаетесь, о какой сказке идёт речь. Слова – подсказки лежат в конверте с вопросом. Отгадывать будете всей группой. В конверте с номерами находятся карточки с заданиями. Задания разные по трудности. Вы сами решите в группе, кто за какое задание возьмётся.
Вспомним главные правила работы в группе:
- работаем дружно;
- работаем так, чтобы не мешать другим;
- если группа готова к ответу, поднимаем сигнальную карточку.
2. На подготовку даю 3 минуты. Приступаем к работе.
План работы:
1. Подготовьте короткую характеристику сказки:
правильное название; какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?).
2. Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям, рекламный плакат.
Задания по карточкам:
№ 1 – Классификация рисунков. Подобрать иллюстрации к своей сказке.
№ 2 – Выйти к доске, взять рисунок, подобрать подходящий отрывок из сказки и выразительно его прочитать вслух.
№ 3 – Объяснить значения слов из сказки.
№ 4 – Какой намёк (урок) даёт эта сказка?
№ 5 - Выбрать пословицу, наиболее подходящую к сказке.
3. Проверка. Группы прекращают работу. По очереди слушают выступления команд. Если есть ошибки, дети из других команд поднимают руки.
V.Физминутка.
VI.Викторина по сказкам .
Слайды № 7 – 12
Ученикам раздаются распечатки с тестовыми заданиями по сказкам. В процессе просмотра видео роликов с отрывками из сказок Пушкина ребята выполняют задания теста. Проверка выполнения. Выставление отметок.
VII.Итог урока.
Подведём итоги урока. В чем сила и ценность сказок?
( Сказка – это добрая фантазия и мечты людей. Сказка не только занимательна, но и поучительна.)
- Будем верить в сказки, в добро, мир. Спешите делать добро сами!
VIII.Домашнее задание.
Предлагаю вам прочитать сказку о медведихе. Эта сказка не дописана Пушкиным. Предлагаю вам подумать о том, какое может быть продолжение этой сказки. Не забудьте, ведь сказки творят чудеса и добро побеждает зло.
Приложение
Тест по просмотренным сказкам
«Сказка о царе Салтане, сыне его царевиче Гвидоне и прекрасной царевне Лебедь» - №……….
- Сколько сестёр было у матери царевича Гвидона?
2------- 3------- 1----------
- Как назывался остров в океане?
Салтан-------- Буян----------Боян---------
- Кто создал город на этом острове?
Дядька Черномор-------------------
Царевна Лебедь--------------------
Царевич Гвидон--------------------
«Сказка о попе и о работнике его Балде» - №……………..
- Зачем поп пошёл на базар?
За Балдой---------
За товаром---------
Погулять-----------
- Что Балда вернул попу?
Оброк------ мешок--------- долг-----------
- От чего поп подлетел под облака?
От кулака------- от тумака-------- от щелчка-------
«Сказка о золотом петушке» - №………………….
- Как звали царя?
Дадон ----- Наполеон ------- Гвидон----------
- Что должен был делать петушок?
Охранять -----------
Воевать -------------
Кукарекать ----------
- Кого убила шамаханская царица?-------------------------
«Сказка о рыбаке и рыбке» - №…………………..
- Что у старухи было разбито?
Посуда -------- Корыто ---------- Дом--------
- Сколько лет жили у моря старик и старуха?
25----------- 33----------- 70 -----------
- С чем осталась старуха?
С богатством------------
С разбитым корытом ---------------
С золотой рыбкой -----------------
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - №…………….
- Что умело делать волшебное зеркальце?
Петь ------------ Говорить ------------- Кричать --------------
- Что делали 7 братьев в лесу?
Жили ------------ Охотились ------------- Гуляли ------------
- Кто помог царевичу Елисею найти царевну?
Солнце ----------- Ветер ------------ Месяц --------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу» «Весенняя сказка»
Конспект логопедического занятия...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Конспект итогового занятия в младшей группе "В гости в сказку мы пойдем"
Открытое итоговое занятие для родителей....
Мини-спектакли на внеурочных занятиях по английскому языку: на примере инсценировки сказки-песни-стихотворения «This is the house that Jack built».
Материал представляет собой методическую разработку коллективного написания сценария и постановку мини-спектакля на английском языке “This is the house that Jack built”. Для спектакл...
Конспект внеурочного занятия "Цветочная композиция"Дерево счастья" 8-5 класс (фоамиран), технология, художественная направленность, открытое занятие
Конспект открытого внеурочного занятия по выполнению цветочной композиции "Дерево счастья". Занятие по закреплению знаний о фоамиране. День счастья....