Разработка урока по литературе в 11 классе по теме «Поэт в художественном мире символизма. Творчество К.Д. Бальмонта»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Работа содержит поэтапную разработку ведения урока по литературе в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literature_v_11_klasse_po_teme.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе в 11 классе по теме
«Поэт в художественном мире символизма.
Творчество К.Д. Бальмонта»
Цели:
- образовательная: познакомить с творчеством поэта-символиста К.Бальмонта, формировать понятие о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира. Обобщить материал предыдущего урока.
- развивающая: совершенствовать умения анализировать стихотворный текст, развить умение видеть лексическую наполненность слов, формировать навык работы с различными источниками знаний, развивать творческие способности учащихся, сделать записи опорных положений в таблицу, написать синквейн.
- воспитательная: воспитывать общую культуру, учить «чувству поэзии», восприятию и постижению прекрасного.
Оборудование: портреты К.Бальмонта, тесты стихотворений поэта, статья К.Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии», репродукции картин художников-импрессионистов К.Монэ, Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуара, И.Левитана, Коровина, запись музыкальных произведения К.Дебюсси.
Тип урока: комбинированный, исследовательский.
Методы обучения: поисковая беседа, исследовательский, метод проблемного изложения.
Эпиграф к уроку:
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
***
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
1902 год.
Ход урока
- Сообщение темы и цели урока. Чтение эпиграфа. Повторение пройденного.
Учитель обращается к чтению отрывка из книги Н.Бердяева «Самопознание. Опыт философской автобиографии»:
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни».
- В сравнении с какой эпохой развития русской литературы эпоха конца девятнадцатого века и начала двадцатого века получила название «серебряного века»?
(в сравнении с «золотым веком»)
- Что эти эпохи сближает и отличает друг от друга?
(стремление к преображению – один из ключевых импульсов людей искусства «серебряного века», вылившийся в процессе жизнетворчества.)
Меняется тематический строй русской лирики:
Золотой век | Серебряный век |
Традиционная тема природы Социальные мотивы Историческая конкретика Повседневная реальность Гражданские и гуманистические принципы | Тема современного города Мотив творческого самоутверждения Темы жизни и смерти, любви и красоты Яркая экзотика, мифологических преданий, открытия географических и этнографических |
- В чем причины возникновения литературных направлений, открывших эпоху «серебряного века»? Назовите эти направления.
(сама эпоха меняла стиль мышления, отвергая рациональное, оперируя символами в искусстве, философии, жизни. Стремление преобразить жизнь внесоциальным путем объединило в творческие группы, которые опирались на общие основы- осмысление человеческих отношений и жизни. Поэтому «серебряный век» - не только время, но и отношение художника к этому времени. Поэты создали свою концепцию мира и человека в этом мире. Появились декадентские течения (символизм, акмеизм, футуризм).)
- Что вы можете сказать о символизме?
(Первыми ласточками символистского движения в России был трактат Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892) и сборник его стихов «Символ». С эти событием стали связывать начало истории символизма в России, более того, всей культурной эпохи «серебряного века». Символизм – выражение идей посредством символов, в поэзии – метафоричность, иносказательность.)
II. Основная тема урока.
Наша задача на уроке – увидеть черты символизма в творчестве К.Бальмонта. Современный читатель мало знает этого удивительного поэта. Но без его произведений картина литературной и общественной жизни была бы далеко не полной.
Поговорим о поэтической индивидуальности этого поэта –символиста. Послушаем высказывания о Бальмонте:
По словам Валерия Брюсова, лидера московских символистов: «…в течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большим усилием, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния».
Б.Зайцев: «…это великий шантеклер, приветствующий день, свет, жизнь».
М.Волошин: «Бальмонта вообще нельзя сравнивать, он весь – исключение, его можно любить только лично».
М.Цветаева: «В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя как в присутствии всевышнего. Бальмонт – олицетворение самой поэзии, на каждом бальмонтовском жесте, слово-клеймо-печать-звезда-поэта».
Вывод: все отмечают величественность поэта, незаурядность таланта. Этот удивительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом.
Создание проблемной ситуации:
- Кто же Бальмонт как поэт – символист: самовлюбленный, напыщенный, манерный или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов? В чем выражается его символическое начало?
(по ходу работы учащиеся заполняют таблицу – солнце)
Чтение и анализ стихов поэта:
А) «Я – изысканность русской медлительной речи….»
- Каково ваше отношение к многочисленным «Я» поэта?
(лирическое «Я» поэта многообразно, изменчиво. Символистами жизнь рассматривалась как путь поэта. «Я» стало в центре. У Бальмонта это принимало крайние формы. Эгоцентризм, восторженное отношение к самому себе, уверенность в своей неповторимости – это был своеобразный вызов обществу.)
Я хочу быть первым в мире на земле и на воде,
Я хочу цветов багряных, мною созданных везде.
- Какое значение имеет звукопись в этом стихотворении?
(Бальмонт видел в каждом звуке русского языка свой смысл, свой символ. Бальмонт считал, что в звуке и слове заключена заклинательно-магическая сила и даже физическое могущество.)
Существует теория Бальмонта о символах в буквах русского алфавита (обращаемся к плакату).
- Если знать теорию звуков Бальмонта, можно проанализировать стихотворение «Камыши» с этой точки зрения?
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Вывод: образ рождается из звука.
Б) «Я не знаю мудрости, годной для других…»
- Какое главное определение дает Бальмонт своей поэзии?
(поэзия мимолетности)
С легкой руки В.Брюсова всю лирику Бальмонта начали определять как поэзию «запечатленных мгновений».
Чтение отрывка размышлений Бальмонта «Из записной книжки»:
«В свете мгновений я создавал эти слова. Мгновения всегда единственны. Они слагались в свою музыку, и я был их частью, когда они звенели. Они отзвенели и навеки унесли в свою собственную тайну…»
Миг-символ, знак, намек на то, что есть вечность. Художник должен выхватить этот миг и запечатлеть его в слове. Стремление постичь миг и выхватить его из вечности сочеталось у Бальмонта с постоянной устремленностью за пределы предельного.
В) «Я мечтою ловил уходящие тени…»
- Назовите центральную тему стихотворения.
(тема постоянного движения-преодоления- о безмерности. Прием повтора выделяет и укрепляет в сознании писателя эту тему.)
- Глаголы какого вида употребляет поэт?
(глаголы несовершенного вида, что обеспечивает процесс движения к свету)
- Как стихотворение связано с индивидуальным мировосприятием Бальмонта?
(Вместить в каждый миг всю полноту бытия – вот цель поэта)
- Назовите ключевые слова стихотворения.
(мечта, тени, ловля теней. Мечта, мечтания – состояние человеческой души, которое открывает возможность постичь непостижимое. )
Определяя символическую поэзию, Бальмонт писал: «Эта поэзия, в которой органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…»
- Найдите эти этом стихотворении два содержания.
(конкретное содержание – восхождение на башню во время захода солнца, чтобы «задержать» исчезающий солнечный свет. Скрытое – символическое содержание – гимн восхождению, устремление человека от тьмы к свету.)
Чтение отрывка из статьи Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии»:
«Символическая поэзия говорит особым языком, трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти открытый путь творчества: от картины к душе ее, от непосредственных образов к скрытой в них духовной идеальности…»
Вывод: Игра воображения, меняющийся поток образов, световые и звуковые ощущения – все это характерно для поэзии Бальмонта.
У Бальмонта есть любимый прием – перенос ощущений. Поэт способен выразить в слове неуловимые, мимолетные впечатления.
- С представителями какого направления в искусстве роднит Бальмонта эта способность выразить в слове неуловимые, мимолетные впечатления?
Ученик подготовил сообщение о творчестве импрессионистов. Обращаемся к репродукциям картин импрессионистов.
Работая на открытом воздухе (пленэре), художники-импрессионисты передавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. У художников был обостренный интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира.
Любой миг, любые впечатления повседневности стали темами живописи импрессионистов. Импрессионизм – светлая сказка. Социальные проблемы остались в стороне.
Ренуар: «В мире и так много зла, не стоит его умножать при помощи полотен.»
Коровин: «Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста. Это Я, это мое пение за жизнь, за радость.»
- В чем импрессионизм творчества Бальмонта?
(философия мига, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего мгновения, лежащего в основе импрессионизма, сформировала творческую манеру Бальмонта. Важен не предмет изображения, а ощущения. В живописи предмет часто растворяется в свето-воздушной среде. В поэзии видимый мир тонет в дымке нежно-золотой. Бальмонт в символической поэзии видел прежде всего поиски «новых сочетаний мыслей, красок, звуков».)
Еще одна сторона его поэзии: Бальмонт видел в символической поэзии «оглашение» говора стихий Вселенной, которая представляет собой гармонию четырех стихий: Огонь, Вода, Земля и воздух – «…четыре царственных стихии, с которыми неизменно живет душа моя». У этого признания есть поэтическое воплощение. Сборник «Будем как Солнце» (подзаголовок «Книга символов»).
- Послушайте и поразмышляйте, что значит они для поэта в стихотворении «Завет Бытия»?
- Назовите образы этих стихий. Что значат они для поэта?
Образ ветра (стихия воздуха) - символ вечного движения
Образ моря ( стихия Воды) – символ никем не скованной цельности, свободы
Образ солнца (стихия огня) – символ творчества
Гимн солнцу
Я тебя воспеваю, о яркое, жаркое солнце,
Но хоть знаю, что я и красиво, и нежно пою,
И хоть струны поэта звончей золотого червонца,
Я не в силах исчерпать всю властность, всю чару твою….
Почему в своем духовном поиске поэт обращается к образу солнца? Что оно символизирует?
Символ рождения новой жизни | Жизнь = творчество + красота | |
Солнце | Символ гармонии в мире | |
Символ источника красоты, первооснова жизни |
III.Обобщение
Работа по заполненной по ходу урока таблице. Составление синквейна (на выбор).
В чем своеобразие лирики поэта-символиста Бальмонта:
1) его поэзия говорит своим особым языком;
2) язык богат интонациями;
3) подобно музыке и живописи возбуждает в душе сложное настроение;
4) трогает наши слуховые и зрительные впечатления.
Таблица. Признаки символической поэзии Бальмонта.
Записи прочитываются, дополняются.
Подводится итог урока.
Синквейн:
Я Бальмонт | Символист |
Изысканный магический | Непостижимый, скрытый, |
Рождаться выхватить заключать | Мечтать, постичь, передать |
Поэзия замечательных мгновений | Поток образов меняется |
Звук-образ | Миг-символ |
Слово-образ
бесконечный, мимолетный
устремляется, возвышается, воспринимает
устремленность ввысь к солнцу
многозначность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 7-м классе по теме: "Поющие поэты"
Данная методическая разработка является одним из трёх уроков по теме «Поющие поэты» и является вводным уроком, знакомящим школьников с истоками авторской песни и основоположниками бардовск...
Разработка урока по географии 9 класс по теме "Место России в мире"
Урок разработан в технологии деятельностного метода и по программе под редакцией В. П. Максакова, В. Я. Рома, В.П. Дронова, И.В. Душиной "География 6-9 классы", МОсква , "Просвещение", 2005 год. НА ур...
Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»
Данная разработка является завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...
Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).
На уроке - семинаре курса "Новой истории" обучающиеся 8-х классов узнают новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов...
Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".
Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, ...
разработка урока обществознания в 7 классе по теме "Реклама в современном мире"
Урок открытия нового знания в технологии деятельностного метода по системе "Школа 2000..." Апробация урока прошла в феврале 2015 года....
Методическая разработка урок-виторина для 8 класса по теме "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Урок рассчитан на сильный подготовленый класс. Проведение занятия планируется на этапе повторения и обобщения пройденного материала. Вопросы викторины относятся как к программе средней школы, так и к ...