Три чуда из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Данный урок проводился в 7 классе с учащимися коррекционной школы 8 вида. К нему имеется презентация, если кому она понадобится пишите valya99@mail.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_chuda.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Три чуда из сказки «О царе Салтане» А.С. Пушкина».
Цель:
- Совершенствовать знания детей о возможности восприятия литературных произведений с трёх сторон: литературы, музыки, изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей читать бегло и выразительно, отрывки стихотворения читать наизусть.
- Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре.
- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при прослушивании музыки разного характера.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.
- Развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание посредством прослушивания музыкальной оперы Римского-Корсакого «Три чуда», бесед по картинам Врубеля и Билибина.
- Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
Воспитательные:
- Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.
- Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
- Воспитывать добрые черты характера, любовь к поэзии А.С. Пушкина.
Форма организации интегрированного урока: контрастная.
Оборудование: книга для чтения, мультимедийная установка, презентация, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, карточки для самостоятельной работы.
Предварительная работа: Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане". Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Подготовка наглядного и раздаточного материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Подготовка шаблонов для рисования картин по произведения А.С. Пушкина. Заучивание детьми небольших и отдельных фрагментов: "Белка", "Тридцать три богатыря" и "Царевна-лебедь".
Ход урока
- Оргмомент.
- Здравствуйте дети! Сегодня у нас непростой урок. Наш урок сочетает в себе такие предметы, как чтение и развитие речи, музыку и изобразительное искусство.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне гостям
И садитесь по местам.
- Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков по произведениям А.С. Пушкина.
- Что вам было задано на дом? Вспомнить все сказки А.С. Пушкина и нарисовать рисунки для выставки.
- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
- Внимательно послушайте, что мы вам прочитаем и попробуйте вспомнить названия сказок.
«Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать. (Сказка о золотом петушке).
« Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о спящей красавице и семи богатырях).
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (Сказка о рыбаке и рыбке).
« За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит». (Сказка о царе Салтане).
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами вместе рассмотрим чудеса, которые описывает А.С. Пушкин в своей « Сказке о царе Салтане». Но сначала вспомним с чего всё началось.
4. Работа по теме урока.
1. - А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.
- У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна, - простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт свой вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…
А кто он ей?
Не сын, не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши.
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью.
И не к нему ль во всяку ночь
Арина шла со сказкой складной?
Весьма до сказок был охоч
Её питомец ненаглядный.
- Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.
- А вы хотите попасть в сказку? Ну что же слушайте сказку и помогайте её рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три сестрицы.
Три сестрица под окном,
Пряли поздно вечером.
Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила б богатыря.
- Что же было дальше?
- Да приавильно. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой позавидовали сестре и решили её погубить. Царевна тем временем родила чудного мальчика и послала гонца с известием к царю-батюшке. Но сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо.
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Родила царица в ночь
Не-то сына, не то дочь
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверюшку.
Узнав такое известие, царь опечалился, и с тем же гонцом отправляет письмо. Где говорит, что приедет и сам всё решит. Во второй раз меняют письмо сёстры-завистницы.
«Царь велит своим боярам
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
Запись фрагмента «шум моря». Закройте глаза. Вслушайтесь в мерное движение волн, и представьте себе ночное небо, и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море воны хлещут;
Туча по небу идёт
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в нём царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Ты волна моя волна,
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли –
Не губи ты наши души:
Выплесни ты нас на сушу.
И послушалась волна,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко.
Как бы здесь во двор окошко
Нам проделать? Молвил он.
Вышиб дно и вышел вон.
- Лопнули железные обручи бочки. Вышли на землю мать с сыном. И вот перед ними город белокаменный, а в том городе чудеса.
- Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?
- Какие это чудеса?
- Да, вы правы в « Сказке о царе Салтане» три чуда. Давайте рассмотрим эти чудеса с трёх сторон, со стороны литературы, музыки и искусства. Эту сказку можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками. Великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной, русскими сказками и песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.
- В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем отрывок, а вы определите, к какому чуду он относится? (Иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. (Звучит фрагмент "Белка").
- Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок "Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой "нарисовал" образ белочки.
- Что композитор использовал для этого? (музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку, композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»).
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра - чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
- Сейчас мы прослушает ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? (отрывок 33 богатыря)
Правильно, композитор своей музыкой "нарисовал" тридцать трёх богатырей. Что мы слышим в этом отрывке?
- В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные, радостные, яркие.
- А вот как описывает это автор сказки.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
- А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины И.Я. Билибина. (Портрет). Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите на картину 33 богатыря.
-Какие цвета использует автор в этой картине?
- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
5. Физкультминутка.
- Давайте попробуем своими движениями передать поступь 33 богатырей.
- А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. (Царевна Лебедь).
- Выберите картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно.
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
- Великий русский художник М.А.Врубель специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь
- Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых?
- Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Картина навеяна поэзией Пушкина, музыкой Римского-Корсакова и сказаниями русского народа.
- Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.
- Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно - розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем.
- А чем же заканчивается сказка? Найдите в тексте и прочитайте эти слова.
6. Викторина по сказке.
- Кто автор сказки о царе Салтане?
- Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
- Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
- Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
Три сестрица под окном,
Пряли поздно ………...
Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный …….
Приготовила б я пир.
Топишь берег ты ………,
Помаешь корабли –
Не губи ты наши ………...:
Выплесни ты нас на сушу.
А орешки не простые
Все скорлупки ………
Ядра - чистый изумруд
Слуги ………… стерегут.
Все красавцы удалые,
Великаны ………...
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька ………….
А сама-то величава
Выступает, будто ……..
А как речь-то говорит
Словно ……….. журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
- Кто автор сказки о царе Салтане?
- Кто из композиторов написал оперу «Три чуда» к сказке о царе Салтане?
- Кто из художников написал картину «Царевна-Лебедь»?
- Сколько чудес в сказке о царе Салтане?
7. Итог урока
- Вам понравилась эта художественно-музыкальная сказка?
- А нам было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней, и с картинами знаменитых художников Врубеля и Билибина.
- А что запомнилось вам больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
разработка урока...
"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН
Данный урок проводится либо в конце первой четверти, либо после изучения темы "Карты", "Горные породы", "Координаты"....
"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН
Данный урок включает обобщение по теме :"Карта, полезные ископаемые, путешественники....
Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».
Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...
Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".
Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...