Лермонтов М.Ю. Стихотворения "Листок" и "Утёс". Темы одиночества и странничества, красоты и гармонии. 6 кл.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
Рабочие материалы к уроку литературы в 6 кл.: конспект урока и презентация для интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 26.79 КБ |
Презентация к уроку. | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утёс». Тема одиночества и странничества, красоты и гармонии.
Цели:
- ознакомить уч-ся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова;
- выявить мотивы стихотворений, раскрыть их художественные особенности;
- продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учётом его смысла и чувств, а также навыкам анализа поэтического текста;
- воспитывать умение наслаждаться поэзией, развивать творческие способности уч-ся.
Оборудование:
портрет М.Ю. Лермонтова, дубовый листок;
репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…»;
презентация для интерактивной доски.
Тип урока: комбинированный.
Теория литературы: антитеза.
Ход урока.
- Оргмомент: проверка готовности к уроку; приветствие; отсутствующие.
- Проверка д/з: (слайд 2)
- Письменный анализ стихотворения «Три пальмы» - проверка и обсуждение;
- 2-3 учащихся рассказывают отрывок «Три пальмы» наизусть.
- Удалось ли вашим одноклассникам передать интонацией чувства и переживания поэта?
- Кому это удалось в большей степени? За счёт чего?
- Актуализация опорных знаний (слайд 2)
-Кто автор прозвучавшего стихотворения?
-Что вы о нём знаете?
- Мотивация учебной деятельности (слайд 3)
Сегодня мы принесли на урок дубовый листок.
-Что вы можете о нём сказать? Какой он?
-Можно ли посвятить этому листку стихотворение?
- О чём бы вы в нём написали?
- Постановка целей и задач урока.
- Работа по теме урока (слайд 1)
Учитель: Поэзия М.Ю. Лермонтова многих пленяет своей красотой и человечностью. Сегодня нам предстоит знакомство с новыми произведениями поэта. У каждого своя история, свой голос, свои мысли и своя интонация.
- Выразительное чтение учащимися стихотворения «Листок» молча (слайд 4)
- Анализ стихотворения (слайд 4)
- О чём это стихотворение?
-Что хотел рассказать нам Лермонтов? Какую историю?
Словарная работа (слайд 5)
Чинара - дерево, восточный платан.
-Обладают ли характерами дубовый листок и чинара в стихотворении? Какими? (Листок замёрзший, убитый горем, потому что он далеко от родины; чинара - высокомерна, молода, избалована).
-Откуда дубовый листок? (С севера.)
-А где растёт чинара? (На юге.)
- Теория литературы (слайд 6)
-Что такое антитеза?
-Найдём эти противопоставления в стихотворении. (Север-юг, две стихии - небо и земля.)
-Что подчёркивается при помощи антитезы? (Невозможность их соединения, мотив одиночества.)
-Всегда ли красота внешняя гарантирует внутреннюю, духовную красоту?
-На чьей стороне симпатии читателя? (На стороне пыльного листка, тоскующего по родине.)
- Выразительное чтение стихотворения «Листок» по ролям (4 уч-ся: автор, дубовый листок, чинара).
Продумайте интонацию стихотворения.
- «Творческая лаборатория» (слайд 3)
- Нарисуйте дубовый листок.
- На его изгибах напишите название чувств и эмоций, которые, по вашему мнению, испытывал поэт, когда писал это стихотворение.
- Поменяйтесь тетрадями.
- Правильно ли вы почувствовали настроение автора?
- «Картинная галерея» (слайд 7)
- Рассмотрите картину И. Шишкина «На севере диком…». Какое чувство оно у вас вызывает?
- Какие краски использовал художник? Почему, для чего?
- Как вы думаете, почему художник так назвал картину?
(слайд 8)
-Какие мотивы звучат в этом стихотворении? (Одиночества и странничества.)
-Почему стихотворение называется «Листок»? (Автор подчеркнул тему одиночества и мотив странничества.)
-О чём рассказал автор вам - о ЛИСТКЕ, о ЛЮДЯХ, о ПОКОЛЕНИИ?
-Есть ли будущее у листка? Подтвердите строчками самого стихотворения.
Вывод:
В стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?
- Выразительное чтение стихотворения «Утёс» (слайд 9)
- Фонохрестоматия.
- Беседа. Анализ стихотворения «Утёс».
-Что объединяет стихотворения «Утёс» и «Листок»? (Мотив одиночества, который сопряжён со страданием, горем, задумчивостью и предопределённостью судьбы.)
-Какие образы создал автор в этом стихотворении? (Образ золотой тучки и утёса - великана.)
-Можно ли что-то сказать о характерах этих образов? Какие они? -Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение? (Тучка - весёлая, маленькая (молодая): тучка, а не ТУЧА, играет; умчалась; лёгкая, беззаботная, беспечная. Утёс - великан, старый (в морщине), грустный (плачет), одинокий.)
-Почему плачет утёс? О чём он задумался?
-Можно ли помочь старому утёсу? Что можно предложить, чтобы он не грустил?
- Устное словесное рисование утёса и тучки.
- «Это интересно».
Советский писатель А. Приставкин первую строчку стихотворения «Утёс» взял в качестве названия своего прозаического произведения, рассказывающего о страшных годах взросления детей – сирот и их одиночестве.
- Рефлексия (слайд 10)
-Какое стихотворение понравилось вам больше и почему?
Какие бы вы создали образы, если бы писали на тему одиночества?
-К каким выводам мы приходим, читая и анализируя произведения, где главной темой проходит тема одиночества? (1. Плохо, когда одиноко, надо иметь друзей. 2. Помоги тому, кому одиноко.)
- Д/з (слайд 11)
- Выучить одно из стихотворений (по желанию) наизусть.
- Анализ стихотворения по схеме.
- Наличие тетради для творческих работ на следующем уроке.
Использованная литература:
И.Л. Челнышева. Литература. 6 класс. Планы - конспекты уроков. – Р.-на-Дону, 2015.
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.: М., ВАКО, 2014.
Фонохрестоматия: http://muzofon.com/search
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка д/з Анализ стихотворения «Три пальмы». Кто автор стихотворения? Что вы о нём знаете? Отрывок наизусть.
Что можно сказать об этом листке? Какой он?
Чтение и анализ стихотворения «Листок» О чём это стихотворение? Что хотел рассказать нам Лермонтов? Какую историю?
Словарная работа Чинара - восточный платан, высокое листопадное дерево с густой широкой кроной. Ствол до 50 метров в высоту и до окружность до 18 метров .
Теория литературы Антитеза - противопоставление . Найдём эти противопоставления в стихотворении. Что подчёркивается при помощи противопоставления? На чьей стороне ваши симпатии?
«Картинная галерея» Какие чувства вызывает у вас картина Шишкина? Какие краски использовал художник: тёплые или холодные? Почему? Для чего? Почему картина так называется? И . Шишкин «На севере диком…»
Выводы О чём рассказал автор- о листке, о людях или о поколении? Есть ли будущее у листка? Закройте глаза и представьте себя на месте сосны или пальмы… Помечтайте. Какой образ вы выбрали? Почему? О чём мечтали в этом образе?
«Утёс» Что объединяет стихотворение «Утёс» и «Листок»? Какие образы создал автор? Почему плачет утёс? О чём он задумался? Можно ли помочь старому утёсу?
Итоги урока Какое стихотворение вам понравилось больше и почему? Какие бы вы создали образы, если бы писали на тему одиночества? К каким выводам мы приходим, читая и анализируя произведения, где главной темой проходит тема одиночества?
Домашнее задание Одно из стихотворений выучить наизусть. Анализ стихотворения по схеме. Наличие тетради для творческих работ по литературе.
Использованная литература: И.Л. Челнышева . Литература. 6 класс. Планы- конспекты уроков. – Р.-на-Дону, 2015. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .: М., ВАКО, 2014. Фонохрестоматия: http ://muzofon.com/search
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие математического кружка по теме Симметрия. Красота и гармония.
«Мир полон удивительной красоты и благородства, которые вы должны открывать прежде всего сами. Нужно учиться видеть и слышать, готовиться к встрече с чудом»....
М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике поэта. Стихотворение «Парус».
Открытый урок по литературе в 6 классе...
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
М.Ю. Лермонтов...
Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...
«Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема одиночества в стихотворении «Тучи»»
Урок литературы в 6 классе...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, по...
Презентация на тему "Разрушение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы""
Презентация может быть использована при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Три пальмы" в 6 классе....