Занятие математического кружка по теме Симметрия. Красота и гармония.
план-конспект занятия по алгебре (6 класс) по теме

 «Мир полон удивительной красоты и благородства, которые вы должны открывать прежде всего сами. Нужно учиться видеть и слышать, готовиться к встрече с чудом».

                                                                                                                             А.Н.Колмогоров

 

Цели:

· познакомить учащихся с понятием зеркальной (осевой)симметрии;

· развивать геометрическую интуицию, наблюдательность;

· воспитывать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_matematicheskogo_kruzhka_simmetriya.doc687 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие математического кружка «Думаем, мыслим, решаем»

Тема занятия «Симметрия .Красота и гармония»

Девиз занятия:

 «Мир полон удивительной красоты и благородства, которые вы должны открывать прежде всего сами. Нужно учиться видеть и слышать, готовиться к встрече с чудом».

                                                                                                                             А.Н.Колмогоров

Цели:

· познакомить учащихся с понятием зеркальной (осевой)симметрии;

· развивать геометрическую интуицию, наблюдательность;

· воспитывать интерес к предмету.

показать, что симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир, какой глубокий смысл заложен в этом понятии;  показать, что симметрия – это одно из слагаемых красоты в архитектуре;

   воспитывать любовь к прекрасному;

Чтобы узнать тему занятия, решите ребус

О=И     100см          

        ,

              ,

                             

(симметрия).

Графический диктант.

2кл.влево вверх по диагонали, 3кл влево, 2кл вниз, 1кл вправо вниз по диагонали, 2кл вправо, 1кл влево вниз по диагонали, 1кл влево, 1кл. влево вниз по диагонали, , 2кл. вниз, 1кл вправо вниз по диагонали, 1кл. вправо, 2кл. вправо вверх по диагонали, 2кл. вверх, 2кл.вправо, 2кл вниз, 2кл. вправо вниз по диагонали, 1кл. вправо, 1кл. вправо вверх по диагонали, 2кл вверх, 1кл влево вверх по диагонали , 1кл. влево, 1кл влево вверх по диагонали, 2кл вправо, 1кл вправо вверх по диагонали, 2кл вверх, 3кл влево, 2кл.влево вниз по диагонали.

- На что похожа получившаяся фигура?  (на бабочку)

- Что особенного? (можно разделить на две равные части)

Мы живем в очень красивом и гармоничном мире. Нас окружают предметы, которые радуют глаз. Например, бабочка, кленовый лист, снежинка. Посмотрите, как они прекрасны. Вы обращали на них внимание? Сегодня мы с вами прикоснемся к этому прекрасному математическому явлению – симметрии. Познакомимся с понятием осевой и центральной симметрий.  Вы увидите как использовали это явление в архитектуре.

     На доске портрет немецкого ученого Германа Вейля. Он говорил : «Симметрия…есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».

На слайде представлены три схематичных изображения лица. Какое из этих изображений красиво? Изображение под а) под б) или в)

А вот почему оно красиво?

Потому что это изображение обладает осевой симметрией

Так что же такое симметрия?

«Симметрия»-слово греческого происхождения.

«сим» - с, «метрон» - мера,

буквально – «соразмерность», а значит красота, гармония

Симметрия! Мы гимн тебе поём

Ты – в Эйфелевой башне, в малой мошке,

Ты – в ёлочке, что у лесной дорожки

Её подробно изучают дети,

Она у ромба и квадрата есть

Но всех фигур с симметрией на свете

Нам всё равно не перечесть

Посмотрим, как можно построить симметричные фигуры.

У всех на столах лежат чистые листы бумаги. На одну половинку капните чернила. Сверните, прогладьте. Разверните. Получили симметричную картинку. Линия сгиба - ось симметрии. Такой прием используют в своем творчестве современные художники. Если удачно «накапать» краской, то можно получить довольно красивые картинки.

Творческое задание :дома попытайтесь создать картину в стиле «симметризма».

Принцип симметрии играет важную роль и в архитектуре. “Архитектура – по словам Н.В. Гоголя – это летопись мира”. Она несет в себе уникальную информацию о жизни людей в давно прошедшие исторические эпохи. А научиться чувствовать и понимать величие замечательных творений зодчих – значит, научиться читать страницы летописи мира, своей страны – великой России. Я предлагаю вашему вниманию совершить виртуальную  экскурсию   в прошлое нашей страны и  увидеть симметрию в великих творениях зодчих.

Петровские преобразования начала 18 века

способствовали приближению русской культуры к западной. Россия, вступив на путь имперского величия, требовала

подтверждения, облеченного в архитектурную форму. На смену монголо-татарской системе строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская -строить города по плану. На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко.

Выступления обучающихся : Гении барокко. Великие творения. (презентация).

Расцвет классицизма в зодчестве. Гении классицизма.  (презентация).

Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как красота.

А во всём ли в жизни, ребята, должна быть симметрия? Как вы считаете и почему? (ответы обучающихся)

  Сведение гармонии и красоты только к симметрии ограничивало богатство её внутреннего содержания. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему асимметрия стала завоёвывать себе место в жизни. Симметрия воспринимается нами, как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.

 Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор на Красной площади  в Москве. Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своём ассиметричном беспорядочном танце вокруг его центрального шатра. Без своей удивительной асимметрии Храм Василия Блаженного просто немыслим!

Итак, сфера влияния симметрии, а значит и её антипода асимметрии поистине безгранична. Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства

Подведение итогов.

- С каким новым понятием познакомились сегодня?

- В чем особенность симметричных фигур?

-Что нравится вам в этих фигурах?

-Отличается архитектурный стиль 18в. – 19в. от современного строительства?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие математического кружка в 5 классе по теме "Площадь"

Презентация к занятию математического кружка в 5 классе по теме "Площадь"...

Сценарий занятия математического кружка по теме "Пределы".

Приводится подробное описание (сценарий) занятия математического кружка в 10-11 классах по теме "Пределы". Занятие посвящено 165-летию со дня рождения С.В. Ковалевской....

Презентация к занятию математического кружка в 5 классе. Тема занятия "Волшебный мир иллюзий".

Презентация создана с учетом возрастных особенностей и содержит познавательный материал, развивающий интерес к математике учащихся 5 классов....

Занятие математического кружка для учащихся 6 - 8 классов по теме "Математические софизмы"

Математические софизмы могут быть очень полезны. Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению обучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критиче...

Презентация на тему "Разрушение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы""

Презентация может быть использована при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Три пальмы" в 6 классе....