«Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема одиночества в стихотворении «Тучи»»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок литературы в 6 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по теме

«Михаил Юрьевич Лермонтов.  Тема одиночества в  стихотворении «Тучи»»

Цели: вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник.

Учебник:  Полухина В.П.,    Коровин В. Я., Журавлев В.П.,Коровин В.И.   Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для   общеобразовательных  учреждений.   В 2-х ч.-М.:Просвещение, 2013.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Слово учителя о Лермонтове М. Ю. (во время рассказа учителя демонстрируются слайды 1-19).

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и  Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками. В 1827 г.  Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. В 1832 г.  Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней  (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень много работ посвящено Кавказу, Пятигорску,  посмотрите на репродукцию картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают, считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко, метко, за что и поплатился.

 15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" .
В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
 В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.

  1. Введение в тему урока.  
  1. Работа с эпиграфом (слайд 20)

   Д.С.Мережковский сказал: «Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием».  Как вы понимаете эти слова? Почему Мережковский сравнивает двух писателей? (ответы детей) 

  Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе (слайд 22). 28 января 1837 года по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ране смертельно. На другой день Пушкина не стало. И в эти дни распространилось по всей столице стихотворение без подписи «Смерть  поэта». Кто был автором этих строк? (М. Лермонтов)

  1. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
  2.  Слово учителя.  

         Это стихотворение написал М. Ю. Лермонтов, преемник А. С. Пушкина, поэт с такой же трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящий у трона всесильного монарха, принимающего несправедливые решения, наказывая своих подданных, не имеющих права его ослушаться.  За это стихотворение поэта был вынужден расстаться с «милым севером», с теми краями России, где он провёл юность, которые были для него родиной. Он покидал не столицу Российской империи, а город, где ещё недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого были видны и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ним.

      Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный внимание к себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение! « …Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанные строки. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочёл его».

 Мы познакомились с историей написания этого стихотворения и вы уже поняли, что тема урока, связана именно с ним.

Сформулируйте тему урока и запишите. (Тема одиночество в стихотворении «Тучи»)

  1. Анализ стихотворения.

Чтение учителем  стихотворения «Тучи» (текст попутно демонстрируется на слайде 22)

Беседа по вопросам:

  • Как вы понимаете слова «степью лазурною»? В прямом или переносном значении употреблено слово?

Посмотрим в словарь: лазурь – светло-синий цвет, синева (слайд 22).

Значит, «степь лазурная» - простор неба.

В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи).

Как называются такие выражения? Запишите определение в тетрадь.

Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.   (слайд 22)

  • Есть ли ещё примеры метафоры?  ( «…цепью жемчужною» - представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу)

Прочтите первую строфу, какая картина перед вами предстаёт? (почти идеальная) (работают с текстом учебника) (слайд 24)

  • А что нарушает эту идиллию?  Какое слово? (изгнанники)
  • С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой? (с судьбой тучек)
  • А каких туч?  Прочтите эпитет  (вечных странников)

Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.

Ещё раз вернёмся к тексту, прочтите вторую строфу. (работают с текстом в учебнике) (попутно демонстрируется слайд 25)

  • В чём особенность второй строфы? Какие предложения преобладают К кому обращается поэт?  (Она состоит из вопросительных предложений.  Поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе)
  • Как называются такие вопросы? (риторические, то есть, не требующие ответа).
  • Для чего нужны риторические вопросы? (для заострения темы, для привлечения внимания).(слайд 26)
  • Какой образ второй строфы привлекает внимание? Какие слова выделяются? («друзей клевета ядовитая..»). Поразмышляйте над этими строчками, какие выводы можете сделать?
  • А теперь обратимся к третьей строфе (слайд 27 ).
  • Как разрешается стихотворение? Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные..» (это прямое отрицание), «чужды вам страсти и чужды страдания». О чём нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинакова?
  • Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?

Вспомните первое сравнение «будто, как я же,  изгнанники». И второе сравнение третьей строфы « Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». ( Прямое отрицание , тучи никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они – «вечно холодные».

Итоги урока (слайд 28)

Выводы учителя и детей: В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.

  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, составить синквейн по теме урока(слайд 29).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество

Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....

Пятигорск и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Презентация была составлена в целях ознакомления детей с Лермонтовскими местами на Кавказе. Перед совместной поездкой в Пятигорск необходимо было провести виртуальное путешествие и знакомство с поэтом...

Михаил Юрьевич Лермонтов

Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы - необыкновенно развитое самосознание, цельность и глубина нра...

Методическая разработка урока. "Михаил Юрьевич Лермонтов". Урок литературы. 8 класс

Цель урока: Обучающая:Øпрививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова;Øнацелить детей на понимание основных тем творчества по...

Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"

Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...