«Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема одиночества в стихотворении «Тучи»»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse_po_tvorchestvu_lermontova_tuchi.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по теме
«Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема одиночества в стихотворении «Тучи»»
Цели: вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник.
Учебник: Полухина В.П., Коровин В. Я., Журавлев В.П.,Коровин В.И. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.-М.:Просвещение, 2013.
Ход урока
- Орг. момент
- Слово учителя о Лермонтове М. Ю. (во время рассказа учителя демонстрируются слайды 1-19).
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень много работ посвящено Кавказу, Пятигорску, посмотрите на репродукцию картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают, считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко, метко, за что и поплатился.
15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" .
В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.
- Введение в тему урока.
- Работа с эпиграфом (слайд 20)
Д.С.Мережковский сказал: «Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием». Как вы понимаете эти слова? Почему Мережковский сравнивает двух писателей? (ответы детей)
Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе (слайд 22). 28 января 1837 года по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ране смертельно. На другой день Пушкина не стало. И в эти дни распространилось по всей столице стихотворение без подписи «Смерть поэта». Кто был автором этих строк? (М. Лермонтов)
- Чтение стихотворения подготовленным учеником.
- Слово учителя.
Это стихотворение написал М. Ю. Лермонтов, преемник А. С. Пушкина, поэт с такой же трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящий у трона всесильного монарха, принимающего несправедливые решения, наказывая своих подданных, не имеющих права его ослушаться. За это стихотворение поэта был вынужден расстаться с «милым севером», с теми краями России, где он провёл юность, которые были для него родиной. Он покидал не столицу Российской империи, а город, где ещё недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого были видны и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ним.
Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный внимание к себе и непритворной любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение! « …Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанные строки. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочёл его».
Мы познакомились с историей написания этого стихотворения и вы уже поняли, что тема урока, связана именно с ним.
Сформулируйте тему урока и запишите. (Тема одиночество в стихотворении «Тучи»)
- Анализ стихотворения.
Чтение учителем стихотворения «Тучи» (текст попутно демонстрируется на слайде 22)
Беседа по вопросам:
- Как вы понимаете слова «степью лазурною»? В прямом или переносном значении употреблено слово?
Посмотрим в словарь: лазурь – светло-синий цвет, синева (слайд 22).
Значит, «степь лазурная» - простор неба.
В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи).
Как называются такие выражения? Запишите определение в тетрадь.
Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. (слайд 22)
- Есть ли ещё примеры метафоры? ( «…цепью жемчужною» - представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу)
Прочтите первую строфу, какая картина перед вами предстаёт? (почти идеальная) (работают с текстом учебника) (слайд 24)
- А что нарушает эту идиллию? Какое слово? (изгнанники)
- С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой? (с судьбой тучек)
- А каких туч? Прочтите эпитет (вечных странников)
Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.
Ещё раз вернёмся к тексту, прочтите вторую строфу. (работают с текстом в учебнике) (попутно демонстрируется слайд 25)
- В чём особенность второй строфы? Какие предложения преобладают К кому обращается поэт? (Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе)
- Как называются такие вопросы? (риторические, то есть, не требующие ответа).
- Для чего нужны риторические вопросы? (для заострения темы, для привлечения внимания).(слайд 26)
- Какой образ второй строфы привлекает внимание? Какие слова выделяются? («друзей клевета ядовитая..»). Поразмышляйте над этими строчками, какие выводы можете сделать?
- А теперь обратимся к третьей строфе (слайд 27 ).
- Как разрешается стихотворение? Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные..» (это прямое отрицание), «чужды вам страсти и чужды страдания». О чём нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинакова?
- Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?
Вспомните первое сравнение «будто, как я же, изгнанники». И второе сравнение третьей строфы « Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». ( Прямое отрицание , тучи никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они – «вечно холодные».
Итоги урока (слайд 28)
Выводы учителя и детей: В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.
- Рефлексия.
- Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, составить синквейн по теме урока(слайд 29).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество
Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....
Михаил Юрьевич Лермонотов "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Урок литературы в 7 классе....
Пятигорск и Михаил Юрьевич Лермонтов.
Презентация была составлена в целях ознакомления детей с Лермонтовскими местами на Кавказе. Перед совместной поездкой в Пятигорск необходимо было провести виртуальное путешествие и знакомство с поэтом...
Михаил Юрьевич Лермонтов
Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы - необыкновенно развитое самосознание, цельность и глубина нра...
Методическая разработка урока. "Михаил Юрьевич Лермонтов". Урок литературы. 8 класс
Цель урока: Обучающая:Øпрививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова;Øнацелить детей на понимание основных тем творчества по...
Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"
Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...
М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике поэта. Стихотворение «Парус».
Открытый урок по литературе в 6 классе...