Конспект урока на тему "Толковый словарь В.И.Даля – кладезь для путешественника по "неведомым дорожкам"" (по изучению пролога к поэме "Руслан и Людмила" А.С.Пушкина). 5-й класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
http://nsportal.ru/suhovey-olga-vladimirovna
Тема урока: "Толковый словарь В.И.Даля – кладезь для путешественника по "неведомым дорожкам"" (по изучению пролога к поэме "Руслан и Людмила" А.С.Пушкина).
Цель деятельности учителя: ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- ознакомиться с биографией В.И.Даля;
- узнать о структуре его словаря;
- узнать лексические значения слов-архаизмов из пролога поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” по словарю В.Даля;
- расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас.
Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности; желание осваивать новые виды деятельности, формирование навыков самоанализа и самоконтроля; знание и освоение национальных ценностей, традиций, культуры.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: адекватно понимать информацию, воспринятую на слух; уметь синтезировать полученную информацию для получения ответа; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, словарей или Интернета, применение умения учащимися работать с книгами и словарями.
- Регулятивные УУД: планирование своих действий, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществление самоконтроля, внесение необходимых корректив в действие после его завершения и оценки; постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
- Коммуникативные УУД: умение приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Форма урока: урок-путешествие.
Технологии: интерактивные, технологии критического мышления, здоровьесберегающие.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, эвристический, диалогический, исследовательский, проблемно-поисковый.
Приёмы и формы обучения: «Пресс», «Незаконченные предложения» или «Микрофон», беседа, диалог, чтение, работа в парах.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация урока, учебник-хрестоматия, путеводитель урока, выставка сказок А.С.Пушкина, Толковый словарь В.И.Даля, выставка рисунков учащихся к прологу поэмы «Руслан и Людмила».
Учебник: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.
Межпредметные связи: русский язык, культурология.
Ресурсы сети Интернет:1. http://eto-interesno.ucoz.com/index/dal_vladimir_ivanovich/0-83
2. НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ О ВЛАДИМИРЕ ДАЛЕ (HTTP://WWW.LIVEINTERNET.RU/USERS/4257562/POST315154671/)
Технологическая карта урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «Существительные общего рода» по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс
Урок изучения морфологических признаков имени существительного как части речи....
конспект урока по теме "Словари русского языка"
методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...
конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"
конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....
Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса
Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...
Методическая разработка. Конспект урока "Формирование лексического словаря по теме транспорт"
Урок развития речи в первом дополнительном классе первого варианта обучения по АОП для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема " Формирование лексического словаря по теме транспорт"....
«Развитие речи учащихся в поликультурном пространстве. Урок русского языка» (урок – знакомство со словарем В.И. Даля в 6 классе)
Аннотация: Предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка, составленного по методике В.Д. Шадрикова (методике оценки уровня квалификации педагогических работников). ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»Цель: Формирование знаний учащихся о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники»....