Конспект урока на тему "Толковый словарь В.И.Даля – кладезь для путешественника по "неведомым дорожкам"" (по изучению пролога к поэме "Руслан и Людмила" А.С.Пушкина). 5-й класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Суховей Ольга Владимировна

Всероссийский словарный урок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_dalyu.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/suhovey-olga-vladimirovna

Тема урока:   "Толковый словарь В.И.Даля – кладезь для путешественника по "неведомым дорожкам"" (по изучению пролога к поэме "Руслан и Людмила" А.С.Пушкина). 

Цель деятельности учителя: ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • ознакомиться с биографией В.И.Даля;
  • узнать о структуре  его словаря;
  • узнать лексические значения слов-архаизмов  из пролога поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” по словарю В.Даля;
  • расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности; желание осваивать новые виды деятельности, формирование навыков самоанализа и самоконтроля; знание и освоение  национальных ценностей, традиций, культуры.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: адекватно понимать информацию, воспринятую на слух; уметь синтезировать полученную информацию для получения ответа; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, словарей или Интернета, применение умения учащимися работать с книгами и словарями.
  • Регулятивные УУД: планирование своих действий, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществление самоконтроля, внесение необходимых корректив в действие после его завершения и оценки; постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено  и того, что ещё неизвестно.
  • Коммуникативные УУД: умение приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Форма урока: урок-путешествие.

Технологии: интерактивные, технологии критического мышления,  здоровьесберегающие.

Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, эвристический, диалогический, исследовательский, проблемно-поисковый.

Приёмы и формы обучения: «Пресс», «Незаконченные предложения» или «Микрофон», беседа, диалог, чтение, работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация урока, учебник-хрестоматия, путеводитель урока, выставка сказок А.С.Пушкина, Толковый словарь В.И.Даля, выставка рисунков учащихся к прологу поэмы «Руслан и Людмила».

Учебник: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.

Межпредметные связи: русский язык, культурология.

Ресурсы сети Интернет:1. http://eto-interesno.ucoz.com/index/dal_vladimir_ivanovich/0-83 

                     2. НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ О ВЛАДИМИРЕ ДАЛЕ (HTTP://WWW.LIVEINTERNET.RU/USERS/4257562/POST315154671/)

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационная часть урока.

Цель этапа:  упражнение проводится  с целью формирования в учащихся оптимистического настроения и  оптимистического отношения к уроку.  

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

1. Релаксационное  упражнение «Прикоснись к звездам». (СЛАЙД 1)

    Звучит медленная музика. Учитель обращается к детям.

    Станьте удобнее, закройте глаза. Представьте себе, что перед  вами

ночное небо, на котором много звёзд. Каждый выберете себе самую яркую

звёздочку. Представьте, что она – ваша  хорошая оценка, которую вы бы

хотели получить, ваш удачный ответ, это ваша самая заветная мечта.

Теперь протяните руки к небу, чтобы дотронуться к своей звезде. Снимите

её с неба, положите её перед  собой, раскройте глаза. Посмотрите на свою

звёздочку. Пусть она подарит вам вдохновение, удачу и согреет своим

теплом.

Приветствуют учителя, друг друга,

проверяют готовность к уроку,

психологически настраиваются на урок.

Самооценка готовности к уроку, учащиеся включаются в  учебную деятельность, внимание, уважение к сверстникам (Л);

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К);

мобилизация сил и энергии (Р).

II.Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания, эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Ребята, садитесь. Посмотрите внимательно на экран.

     1.Вопросы школьникам: (СЛАЙД 2)

  • эти персонажи – герои фольклорных или литературных сказок?;
  • что объединяет этих героев? (СЛАЙД 3)

(Сказочные герои из пролога Пушкина).

Слушают и смотрят.

Отвечают на вопросы учителя.

Поиск и выделение  необходимой информации (П).

III. Формулировка учащимися темы, целей и проблемного вопроса урока.

Цель этапа: обеспечение самоопределения и смыслоообразования.

  • Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие? (СЛАЙД 4) (Появляется тема урока). (СЛАЙД 5)

       Мы отправимся сегодня в лукоморье, которое создал А.С.Пушкин. Ознакомьтесь с темой урока в ваших путеводителях.

  • Сформулируйте цель нашего урока-путешествия. (СЛАЙД 6)
  • Мы не случайно в начале урока начали говорить о фольклоре и о словаре В.И.Даля. Подумайте, какой проблемный вопрос урока можно сформулировать? (СЛАЙД 7)

(Можно ли словарь Даля энциклопедией  русского сказочного фольклора?)

Формулируют цели урока.

Формулируют проблемный вопрос урока.

Побуждение к деятельности (Л). Выдвижение гипотез и их обоснование (К).

Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

IV.«Открытие нового знания»

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.

       (Музыка из «В гостях у сказки»). (СЛАЙД 8)

       Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверь  в мир волшебства и добра.

        Обратите внимание на это ветвистое дерево. Это легендарный дуб Лукоморья. Давайте начнём сказочное путешествие от этого дерева и кое-что вспомним.

Кто подарил Пушкину встречу со сказками? (СЛАЙД 9)

         «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. (Заканчивается музыка из «В гостях у сказки»).

  • Кто такая Арина Родионовна?

Какую роль она сыграла в том, что Пушкин полюбил сказки?

           Няня привила Пушкину любовь к сказкам с самого раннего детства.

           Ребята, мы незаметно прибыли на станцию чтецов. Давайте окунёмся в сказочный мир Лукоморья. Маленькими отрывочками выразительно расскажите пролог, предавая таинственный мир сказки. (Декламация  сопровождается презентацией). (СЛАЙД 10-20)

  • Все ли слова из стихотворения употребляются в современном русском языке?
  • Как называются устаревшие слова? (Архаизмы).
  • Ребята, а знаете ли вы, как называется  профессия людей, которые составляют словари? (Лексикографы – специалисты по лексикографии – составлении словарей).
  • Ребята, давайте ознакомимся с рассказом об одном известном лексикографе и авторе «Толкового словаря живого великорусского языка».

     По серому насту сани идут легко, словно парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.  

     Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

      –   Замолаживает…

  • То есть как «замолаживает»? – мичман смотрит недоумённо.
  • Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

      – «Замолаживать» - иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

      Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана.  На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка».

  • Ребята, как вы думаете, кем был этот  мичман, который посвятил жизнь составлению словаря?  (Владимир Иванович Даль). (СЛАЙД 21)
  • Какую цель поставил перед собой В.И.Даль – известный лексикограф и врач? (Собрать и записать все русские слова).

(СЛАЙД 22) В военном походе, в госпитале, в служебной поездке  записывал он не только слова, но и пословицы, поговорки и  загадки. Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». Более 40 лет без помощников, в одиночку собирал Владимир Иванович свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык. 

  • А почему Александр Сергеевич использует в прологе  устаревшие слова? (Для создания колорита ушедшей эпохи).

     Ребята, чтобы убедиться, какие устаревшие слова использует Пушкин заглянем на станцию «Юные исследователи». Дома вы узнавали значения устаревших слов по словарю В.И.Даля. (СЛАЙД 23-36)

Архаизмы из пролога

Значение слов по толкованию В.И.Даля

Лукоморье

Песнь

Неведомых (дорожках)

Невиданных (зверей)

Дол

Видения

Брег

Витязь

Чредой

Пленяет

Темница

Бредёт

Над златом чахнет

    Ребята, лично вы любите путешествия? Что путешествия дают человеку? (Расширяют кругозор, дают информацию про что-то новое и неизвестное). (СЛАЙД 37)

    Во время путешествия можно не только узнавать про что-то новое, но и отдыхать. Встаньте, представьте, что вы попали на брег моря. Выполним упражнения и немного отдохнём.  Садитесь. Путешествуем дальше?

  • В чём заключается уникальность и особенность словаря В.И.Даля?
  • Все слова расположены в алфавитном порядке, гнездовым способом.

     Это значит – от одного главного слова, (оно выделено жирным шрифтом) выходят другие, близкие по значению и по смыслу - родственные слова.

  • Толкуя то или иное слово, В. И. Даль включает

множество синонимов, антонимов, пословиц, поговорок, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и  выразительности,  показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка.

     Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары будет индивидуальное задание, но в конце урока, надеюсь, мы придём к общему выводу и ответим на проблемные вопросы.

Группы I ряда:  витязь, Баба-яга, Кощей, Русалка, Леший. (СЛАЙД 38-42)

Группы II ряда: (СЛАЙД 43)

Сказочные персонажи

Пословицы и поговорки из словаря В.И.Даля

Витязь

Коварство предпочитает зло добру. (Коварность).

Баба-яга

Подал ручку, да подставил ножку. (Подлость).

Кощей Бессмерный

Доброму гостю хозяин рад. (Гостеприимность).

Русалка

Царица да без товарищей (Одиночество).

Леший

Кто смел, тот и на коня сел.  (Храбрость, смелость).

Кот

Скупой богач беднее нищего. (Скупость).

Группы III ряда: определяют черты характера каждого сказочного персонажа: витязя, Бабы-яги, Кощея, Русалки, Лешего, приводя примеры из стихотворения. (СЛАЙД 43)

Презентация работы групп.

Отвечают.

Отвечают.

Выразительно декламируют  пролог «цепочкой».

Отвечают на вопросы.

Выразительно читают  рассказ про В.Даля.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Работают с таблицей. Словарная работа.

Выполняют физ. упражнения.

Отвечают на вопросы.

Работа в парах.

Работают со словарями Даля, дают литературоведческие комментарии.

Соедининяют стрелками пословицы и поговорки, соответствующие характеру сказочных персонажей.

Работают с прологом.

Выступление  пар.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • Можно ли словарь Даля энциклопедией  русского сказочного фольклора? (СЛАЙД 44)
  • Я  считаю…
  • Потому  что…
  • Например…
  • Поэтому…

  • Сегодня  на  уроке  я …(СЛАЙД 45)
  • Я  понял(-а) …
  • Больше всего запомнилось …
  • Мне  понравилось …

Отвечают на проблемный вопрос урока. Метод «Пресс».

Отвечают на вопросы. Метод «Незаконченные предложения» или «Микрофон».

внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности,  адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л);

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

формулирование и аргументация своего мнения (К).

VI. Домашнее задание (дифференцированное). (СЛАЙД 46)

Выписать 5-6 пословиц (поговорок)  из словаря Даля о добре и заботе  ИЛИ  написать сочинение на тему «Уникальность словаря Даля», начиная с таких слов: «Я открываю словарь В.И.Даля и …».

Ребята сами определяют, что им интересно, что по силам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Словари русского языка"

методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...

конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"

конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....

Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса

Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...

Методическая разработка. Конспект урока "Формирование лексического словаря по теме транспорт"

Урок развития речи в первом дополнительном классе первого варианта обучения по АОП для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема " Формирование лексического словаря по теме транспорт"....

«Развитие речи учащихся в поликультурном пространстве. Урок русского языка» (урок – знакомство со словарем В.И. Даля в 6 классе)

Аннотация: Предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка, составленного по методике В.Д. Шадрикова (методике оценки уровня квалификации педагогических работников). ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»Цель: Формирование знаний учащихся о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники»....