Методическая разработка. Конспект урока "Формирование лексического словаря по теме транспорт"
методическая разработка по теме
Урок развития речи в первом дополнительном классе первого варианта обучения по АОП для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема " Формирование лексического словаря по теме транспорт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»
Конспект урока для учащихся первого класса
(II вариант обучения)
Предмет: Развитие речи
Тема: «Транспорт»
Учитель: Якушкина Н.В.
Используемые технологии:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- обучение в сотрудничестве;
- альтернативная коммуникация;
- социальная история.
2016/17 уч. год
Цель:
Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»
Задачи:
- развитие слухового внимания;
- развитие зрительного восприятия;
- ритмизация речи, координация речевой и пальчиковой моторики;
- актуализация словаря по теме «транспорт»;
- формирование обобщающего понятия «транспорт»;
- отработка понятий «часть» и «целое» на лексическом материале «транспорт»;
- формирование умения действовать по очереди;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие фразовой речи;
- формирование навыков альтернативной и дополнительной коммуникации;
- формирование навыков сотрудничества;
- обучение навыку понимания последовательности сюжетных картинок;
- формирование игровых действий;
- закрепление представлений о правилах поведения в транспорте и общественных местах.
Оборудование:
- презентация на компьютере;
- изображения транспорта для фланелеграфа, фланелеграф;
- дидактическая игра «Транспорт – часть и целое»;
- сюжетные картинки.
Артикуляционная гимнастика (ритуал начала урока по развитию речи)
Выполняется в сопровождении компьютерной презентации. Включает такие артикуляционные упражнения, как «окошко», «улыбка-трубочка», «часики», «качели», «грибок», «чашечка», «лошадка».
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Учитель здоровается с каждым из детей. Учащиеся, неспособные произносить слова, используют альтернативную коммуникацию (коммуникативные доски)
- Посмотрите на фланелеграф. Как Вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (дети перечисляют изображения транспорта, расположенные на фланелеграфе)
- Правильно. А теперь называйте виды транспорта по очереди. Каждый называет только один вид транспорта (автобус, метро, трамвай, троллейбус, машина, поезд, самолет, вертолет, корабль)
- Как одним словом можно назвать все эти картинки? (транспорт)
Пальчиковая гинастика
- Давайте разомнем пальчики. И при этом внимательно посмотрите на фланелеграф, считайте транспорт и загибайте пальцы.
Учитель показывает изображение транспорта, которое называется в стихотворении, и группирует названный транспорт отдельно от неназванного.
Раз, два, три, четыре, пять, будет транспорт называть.
Загибание пальцев сначала на одной руке, потом на другой.
По земле нас быстро возят
Хлопки в ладоши.
Машина, автобус и поезд.
Движения руками, изображающие вращение руля.
Самолет идет на взлет.
Руки в стороны, покачивающие движения руками, изображающие полет самолета.
Корабль по морю плывет.
Соединение ладоней, изображающее нос корабля. Покачивающие движения руками, изображающие движение по волнам. Стихотворение проговаривается 2 раза.
- О чем мы говорили в стихотворении? (о машине, поезде, самолете и т.д.)
- О что мы не называли? (метро, трамвай, вертолет и т.д.)
- Вспомните, какое движение Вы делали, когда изображали самолет? (дети показывают)
- Какое движение Вы делали, когда изображали кораблик? (Дети показывают)
- Как Вы изображали поезд, машину, автобус? (дети показывают)
- А как Вы покажите вертолет?
- Покажите лодку?
- Покажите трамвай?
- Покажите троллейбус?
- Отлично! Вы хорошо знаете, что делает разный транспорт, как разные виды транспорта двигаются. А знаете ли Вы из каких частей состоят автобус, машина, кораблик, самолет?
Учитель предлагает детям определить, к какому виду транспорта относится та или иная часть. Педагог показывает части, дети отвечают.
- Это колесо. Колесо есть у …. (дети отвечают)
- Это фара. Фара есть у …
- Это крыло. Крыло есть у …
- Это парус. Парус есть у …
- Это руль. Руль есть у …
- Это кабина. Кабина есть у …
Для подсказки используются изображения транспорта, его частей и коммуникативные доски детей.
Затем учитель просит выбрать себе один из видов транспорта и назвать его части.
- А теперь мы совершим путешествие. Рассмотрите картинки.
Педагог показывает социальную историю, представленную в виде альбома.
Кого Вы видите на картинке? (папа, мама, мальчик, девочка)
- Одним словом их можно назвать – «семья». Семья собирается в путешествие. У папы есть большой рюкзак, у мамы – большая сумка, у мальчика - …. (маленький рюкзак), у девочки - … (маленькая сумка).
- Семья поедет в далекое путешествие на теплое море. Там семья будет отдыхать, загорать. Что еще будут делать мама, папа и дети? Посмотрите на картинку и скажите.
Педагог показывает последнюю страницу социальной истории. Дети отвечают.
- А чтобы добраться до такого замечательного места, семья сначала поедет на машине в аэропорт. Посмотрите, как они едут на машине. Кто сидит за рулем? Как ведут себя дети? Что они делают?
- В аэропорту семья купит билет на самолет. Видите, они стоят в очереди и ждут. Сядут в самолет. Что есть у самолета?
- Самолет … (полетит). Посмотрите на картинки, что дети делают, пока летят в самолете? Как они себя ведут? Что делают папа и мама?
- Когда самолет прилетит в теплую страну, он приземлиться. Все выйдут из самолета и сядут в автобус. Что есть у автобуса?
- На автобусе семья … (поедет) на берег моря. Посмотрите, какого цвета море? А есть на море волны?
- И там сядет на кораблик, на котором … (поплывет) на остров. Что есть у кораблика?
- И вот, наконец, все дружно приехали на остров, где семья будет отдыхать.
- Вспомните, на каком транспорте ехала семья? В какой последовательности, расскажите.
Педагог помогает ученикам построить предложения и рассказ, показывая альбом и обращая внимание на коммуникативные доски.
- У Вас получился замечательный рассказ. Мне очень понравилась Ваша работа на уроке. Спасибо.
- О чем мы говорили на уроке?
- Вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по закреплению лексического материала по теме "das Haus"
Данная разработка содержит примеры упражнений на закрепление лексических единиц. Эти упражнения также могут быть использованы и с другими лексическими темами....
Методическая разработка конспекта занятия ко «Дню матери». Тема занятия: «Изготовление «мышки».
Аннотация Данное занятие проводится перед праздником «День матери». К этому занятию у...
Методическая разработка - конспект урока по информатике по теме "Хранение данных"
Урок применим в 11 классе* при изучении темы "Хранение данных".Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.Цель урока: познакомить школьников со структурой рел...
Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс
Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........
Методическая разработка - Конспект урока английского языка по теме: «My happy family» Учебник: ‘Spotlight 3’
Тема урока: «Моя счастливая семья».Цель: закрепить знания учащихся по теме «Семья», навыки употребления форм глагола “tobe” (am, is, are)в насто...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Транспорт"
Данная публикация является авторской и рассчитана на проведение с учащимися урока по теме "Транспортная система Великобритании". Материал направлен на отработку и закрепление новых лексическ...
Методическая разработка конспекта открытого урока географии на тему: «Природные зоны Африки»
Тип урока: урок «открытия» нового знания по теме «Природные зоны Африки»...