Методическая разработка. Конспект урока "Формирование лексического словаря по теме транспорт"
методическая разработка по теме

Урок развития речи в первом дополнительном классе первого варианта обучения по АОП для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема " Формирование лексического словаря по теме транспорт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»

Конспект урока для учащихся первого класса

(II вариант  обучения)

Предмет: Развитие речи

Тема: «Транспорт»

Учитель: Якушкина Н.В.

Используемые технологии:

 - игровые;

- здоровьесберегающие;

- обучение в сотрудничестве;

- альтернативная коммуникация;

- социальная история.

2016/17 уч. год

Цель:

Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»

Задачи:

- развитие слухового внимания;

- развитие зрительного восприятия;

- ритмизация речи, координация речевой  и пальчиковой моторики;

- актуализация словаря по теме «транспорт»;

- формирование обобщающего понятия «транспорт»;

- отработка понятий «часть» и «целое» на лексическом материале «транспорт»;

- формирование умения действовать по очереди;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие фразовой речи;

- формирование навыков альтернативной и дополнительной коммуникации;

- формирование навыков сотрудничества;

- обучение навыку понимания последовательности сюжетных картинок;

- формирование игровых действий;

- закрепление представлений о правилах поведения в транспорте и общественных местах.

Оборудование:

- презентация на компьютере;

- изображения транспорта для фланелеграфа, фланелеграф;

- дидактическая игра «Транспорт – часть и целое»;

- сюжетные картинки.

Артикуляционная гимнастика (ритуал начала урока по развитию речи)

Выполняется в сопровождении компьютерной презентации. Включает такие артикуляционные упражнения, как «окошко», «улыбка-трубочка», «часики», «качели», «грибок», «чашечка», «лошадка».

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Учитель здоровается с каждым из детей. Учащиеся, неспособные произносить слова, используют альтернативную коммуникацию (коммуникативные доски)

- Посмотрите на фланелеграф. Как Вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (дети перечисляют изображения транспорта, расположенные на фланелеграфе)

- Правильно. А теперь называйте виды транспорта по очереди. Каждый называет только один вид транспорта (автобус, метро, трамвай, троллейбус, машина, поезд, самолет, вертолет, корабль)

- Как одним словом можно назвать все эти картинки? (транспорт)

Пальчиковая гинастика

- Давайте разомнем пальчики. И при этом внимательно посмотрите на фланелеграф, считайте транспорт и загибайте пальцы.

Учитель показывает изображение транспорта, которое называется в стихотворении, и группирует названный транспорт отдельно от неназванного.

Раз, два, три, четыре, пять, будет транспорт называть.

Загибание пальцев сначала на одной руке, потом на другой.

По земле нас быстро возят

Хлопки в ладоши.

Машина, автобус и поезд.

Движения руками, изображающие вращение руля.

Самолет идет на взлет.

Руки в стороны, покачивающие движения руками, изображающие полет самолета.

Корабль по морю плывет.

Соединение ладоней, изображающее нос корабля. Покачивающие движения руками, изображающие движение по волнам. Стихотворение проговаривается 2 раза.

- О чем мы говорили в стихотворении? (о машине, поезде, самолете и т.д.)

- О что мы не называли? (метро, трамвай, вертолет и т.д.)

- Вспомните, какое движение Вы делали, когда изображали самолет? (дети показывают)

- Какое движение Вы делали, когда изображали кораблик?  (Дети показывают)

- Как Вы изображали поезд, машину, автобус? (дети показывают)

- А как Вы покажите вертолет?

- Покажите лодку?

- Покажите трамвай?

- Покажите троллейбус?

- Отлично! Вы хорошо знаете, что делает разный транспорт, как  разные виды транспорта двигаются. А знаете ли Вы из каких частей состоят автобус, машина, кораблик, самолет?

Учитель предлагает детям определить, к какому виду транспорта относится та или иная часть. Педагог показывает части, дети отвечают.

- Это колесо. Колесо есть у …. (дети отвечают)

- Это фара. Фара есть у …

- Это крыло. Крыло есть у …

- Это парус. Парус есть  у …

- Это руль. Руль есть у …

- Это кабина. Кабина есть у …

Для подсказки используются изображения транспорта, его частей и коммуникативные доски детей.

Затем учитель просит выбрать себе один из видов транспорта и назвать его части.

- А теперь мы совершим путешествие. Рассмотрите картинки.

Педагог показывает социальную историю, представленную в виде альбома.

Кого Вы видите на картинке? (папа, мама, мальчик, девочка)

- Одним словом их можно назвать – «семья». Семья собирается в путешествие.  У папы есть большой рюкзак, у мамы – большая сумка, у мальчика - …. (маленький рюкзак), у девочки - … (маленькая сумка).

- Семья поедет в далекое путешествие на теплое море. Там семья будет отдыхать, загорать. Что еще будут делать мама, папа и дети? Посмотрите на картинку и скажите.

Педагог показывает последнюю страницу социальной истории. Дети отвечают.

- А чтобы добраться до такого замечательного места, семья сначала поедет на машине в аэропорт. Посмотрите, как они едут на машине. Кто сидит за рулем? Как ведут себя дети? Что они делают?

- В аэропорту семья купит билет на самолет. Видите, они стоят в очереди и ждут. Сядут в самолет. Что есть у самолета?

- Самолет … (полетит). Посмотрите на картинки, что дети делают, пока летят в самолете? Как они себя ведут? Что делают папа и мама?

- Когда самолет прилетит в теплую страну, он приземлиться. Все выйдут из самолета и сядут в автобус. Что есть у автобуса?

 - На автобусе семья … (поедет) на берег моря. Посмотрите, какого цвета море? А есть на море волны?

- И там сядет на кораблик, на котором … (поплывет) на остров. Что есть у кораблика?

- И вот, наконец, все дружно приехали на остров, где семья будет отдыхать.

- Вспомните, на каком транспорте ехала семья? В какой последовательности, расскажите.

Педагог помогает ученикам построить предложения и рассказ, показывая альбом и обращая внимание на коммуникативные доски.

- У Вас получился замечательный рассказ. Мне очень понравилась Ваша работа на уроке. Спасибо.

- О чем мы говорили на уроке?

- Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по закреплению лексического материала по теме "das Haus"

Данная разработка содержит примеры упражнений на закрепление лексических единиц. Эти упражнения также могут быть использованы и с другими лексическими темами....

Методическая разработка конспекта занятия ко «Дню матери». Тема занятия: «Изготовление «мышки».

Аннотация                Данное занятие проводится перед праздником «День матери». К этому занятию у...

Методическая разработка - конспект урока по информатике по теме "Хранение данных"

Урок применим в 11 классе* при изучении темы "Хранение данных".Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.Цель урока: познакомить школьников со структурой рел...

Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........

Методическая разработка - Конспект урока английского языка по теме: «My happy family» Учебник: ‘Spotlight 3’

Тема урока: «Моя счастливая семья».Цель: закрепить знания учащихся по теме «Семья», навыки употребления форм глагола “tobe” (am, is, are)в насто...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Транспорт"

Данная публикация является авторской и рассчитана на проведение с учащимися урока по теме "Транспортная система Великобритании". Материал направлен на отработку и закрепление новых лексическ...

Методическая разработка конспекта открытого урока географии на тему: «Природные зоны Африки»

Тип урока: урок «открытия» нового знания по теме «Природные зоны Африки»...