Рабочая программа. 7 кл. Литература. Для коррекционных школ
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа. 7 кл. Литература. Для коррекционных школ | 106.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе
УМК: Программы общеобразовательных учреждений. «Литература» 5-11классы.
Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збаровский, В. П. Полухина, В. И. Коровин.
Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. «Просвещение». 2015.
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы:В. Я.Коровина ,В.П. Журавлёва, В. И.Коровин. «Литература.7 класс». Москва. «Просвещение». 2015.
Учитель: Лягоскина Н.П.
Класс: 7б
Количество часов в неделю: 3 часа
№ ур. | Тема урока | Содержание урока | Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий | Планируемые результаты | Контроль | Домашнее задание | Дата |
I четверть. Всего часов: 27 | |||||||
Введение (1 час) | |||||||
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса | Чтение статьи учебника «Читайте не торопясь», ответы на вопросы, рассказы о прочитанном летом, о писателе, заинтересовавшем учащихся; выразительное чтение. | Предметные: научатся определять цели, задачи обучения литературы, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам. Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию. Метапредметные: осознают качество и уровень усвоения, научатся корректировать свою работу. Личностные: овладеют знаниями основных принципов и правил отношения к человеку. | Составить план статьи, с.3-5, ответить на вопросы, творческое задание, с.6. | 01.09. | ||
Устное народное творчество (6 часов) | |||||||
Предания как поэтическая автобиография народа. Воцарение Ивана Грозного. Сороки-ведьмы. Пётр и плотник. | Предание как жанр фольклора. Поэтическая биография народа. Устный рассказ. | Чтение статьи учебника, прослушивание преданий, ответы на вопросы, выразительное чтение понравившегося предания. | Предметные: научатся извлекать необходимую информацию, познакомятся с теоретическим материалом по теме. Метапредметные: научатся вносить коррективы и дополнения в составленные планы. Личностные: установят рабочие отношения, научатся эффективно сотрудничать. | С.7-10. Пересказ любого предания близкого к тексту. | 03.09. | ||
Былины. Исторические и художественные основы былины. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович -эпический герой. | Произведения устного народного творчества о русских богатырях и народных героях. Понятие о былине. Собирание былин. | Чтение статьи учебника «Былины», запись основных понятий о собирании, исполнении, значении былин. Ответы на вопросы. | Предметные: научатся извлекать необходимую информацию, познакомятся с теоретическим материалом по теме. Метапредметные: научатся вносить коррективы и дополнения в составленные тексты. Личностные: научатся уважать историю и культуру своего народа. | Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович». Подготовить пересказ. | 07.09. | ||
Былина «Садко». | Тема былины. К какому циклу относится. История жизни главного героя. | Прослушивание фонохрестоматии, проверка домашнего задания, иллюстрирование былины. | Предметные: научатся выразительно читать, передавать содержание интонационно, отвечать на поставленные вопросы. Метапредметные: осознают важность полученных знаний. Личностные: овладеют основными понятиями литературных терминов. Испытают гордость за полученные знания. | Прочитать и пересказать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 08.09. | ||
Карело-финский эпос «Калевала». | Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. | Чтение поэмы, ответы на вопросы, выборочный пересказ, устное словесное рисование; комментирование художественного текста | Предметные: научиться характеризовать героев (руно-певца, знаменитого кузнеца Ильмаринена, молодого удалого бойца), оценивать отраженные в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы. Метапредметные: осознают важность полученных знаний. Личностные: овладеют основными понятиями литературных терминов. Испытают гордость за полученные знания. | Рассказать о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». | 09.09. | ||
Вн.чт. Былины «Илья Муромец и Святогор», «Святогор и тяга земная», «Добрыня и змей». | Урок внеклассного чтения. | Выставка произведений, картины известных художников к былинам, фонохрестоматия. Экскурсия по картинам. Рассказы учащихся о прочитанных былинах. Выразительное чтение отрывков. | Предметные: научатся выбирать произведение для самостоятельной работы с заданием, высказывать свою точку зрения. Метапредметные: осознают качество и уровень усвоения, научатся корректировать свою работу. Личностные: овладеют знаниями основных литературных понятий. | Сочинение. | Написать сочинение - отзыв о понравившейся былине. | 14.09. | |
Пословицы и поговорки - малый жанр устного народного творчества. | Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики. Народная мудрость. Богатство русского фольклора. Выражение в них народного духа | Чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок, ответы на вопросы, разъяснение пословиц. | Предметные: научатся отличать пословицы от поговорок, давать им толкование, приводить примеры. Метапредметные: осознают величие и красоту произведений устного народного творчества. Личностные: овладеют знаниями основных литературных понятий. Испытают гордость за богатство русского фольклора. | Составить устный рассказ по пословице. | 15.09. | ||
Древнерусская литература. (4 часа) | |||||||
«Повесть временных лет, «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси | Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». | Проверка домашнего задания. Чтение и анализ эпизода «Повести…», посвящённого Ярославу Мудрому, обсуждение прочитанного, ответы на вопросы. | Предметные: узнают особенности поучения как жанра литературы; поймут смысл поучения Владимира Мономаха. Научатся выразительно читать текст, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Метапредметные: осознают качество и уровень усвоения, научатся корректировать свою работу. Личностные: уважение к истории, культурным и историческим памятникам. | С. 69-73. Составить поучение однокласснику. | 16.09. | ||
Нравственные заветы Древней Руси в «Повести временных лет». | Нравственность. Заветы. Совесть. | Проверка домашнего задания, прослушивание фонохрестоматии « О пользе книг», ответы на вопросы, словарная работа. | Прочитать «Повесть о Петре и Февронии». | 21.09. | |||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности. | Особенности жанра древнерусской повести, близость повести к фольклорным произведениям. | Проверка домашнего задания, устное словесное рисование, чтение по ролям, словарная работа, ответы на вопросы учебника. | Предметные: знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои. Научатся воспринимать и анализировать древнерусский текст. Метапредметные: научатся учитывать особую стилистику произведений, отмечать красоту и силу главных героев. Личностные: уважение к истории, культурным и историческим памятникам. | Выборочный пересказ «История Февронии» от лица одного из героев повести. | 22.09. | ||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности. | Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. | Проверка домашнего задания, комментированное чтение повести, работа в группах. | Пересказ эпизодов: выборочный, краткий, от одного из действующих лиц. | 23.09. | |||
Произведения русских писателей XVIII века. (4 часа). | |||||||
М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М. В. Ломоносова | Слово о поэте. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, призыв к миру. Понятие об оде. | Проверка домашнего задания. Беседа о значении М.В. Ломоносова как учёного, поэта. Чтение статьи учебника о поэте, словарная работа. Чтение надписи «К статуи Петра Великого». Ответ на вопрос «За что славит царя поэт?». | Предметные: знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды. Метапредметные: научатся работать со стихотворными текстами, анализировать их. Личностные: научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | Подготовить рассказ о поэте, отрывок из «Оды на день восшествия…» выучить наизусть. | 28.09. | ||
М.В. Ломоносов «Ночною темнотою…» | Урок чтения и обсуждения. Разнообразие тем стихотворений М.В. Ломоносова. | Проверка домашнего задания. Чтение стихотворений Ломоносова, определение их жанра. Лексика, тематика стихотворений. | Предметные: научатся выразительно читать стихотворения М.В. Ломоносова, определять жанр, тематику. Метапредметные: научатся работать со стихотворными текстами, анализировать их. Личностные: научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | Прочитать статью учебника о Г.Р. Державине, составить таблицу основных событий его жизни. | 29.09. | ||
Г.Р. Державин -поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р. Державина | Новаторство в стихотворческой деятельности. Красота стихотворения «Признание». | Проверка домашнего задания. Анализ эпиграфа к разделу. Чтение стихотворения «Признание», ответы на вопросы. | Предметные: знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений; понимать философский и иносказательный смысл стихотворений. Метапредметные: научатся определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова. Личностные: уважение личности и ее достоинства; гражданский патриотизм. | Выразительное чтение стихотворения. | 30.09. | ||
Г.Р. Державин. Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества. «На птичку», «Река времени…». | В чем «забавный русский слог» Г.Р. Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина? | Выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование. Ответы на вопросы. Тест по литературе XVIII века. | Подготовить рассказ об А.С..Пушкине. | 05.10. | |||
Из русской литературы XIX века. (51 час) | |||||||
История в произведениях А.С. Пушкина. | Интерес к истории России. Прославление мужества и храбрости русского народа. | Проверка домашнего задания. Работа с репродукциями портретов поэта, чтение по памяти стихотворений А.С. Пушкина, чтение и анализ статьи учебника о поэте, ответы на вопросы учебника. | Предметные: научатся работать с тематическими тестами, внимательно читать и выполнять задания, знать основные факты биографии А.С. Пушкина, особенности его творчества. Научатся извлекать необходимую информацию из предложенных теоретических материалов. Метапредметные: научатся самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; научатся представлять конкретное содержание в устной форме Личностные: уважение личности и ее достоинства; гражданский патриотизм. | Тест по литературе VIII века. | Подготовить рассказ на тему «Что я знаю об А.С. Пушкине». | 06.10. | |
Поэма «Полтава». Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. | Историческое событие. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям. | Проверка домашнего задания, вступительное слово учителя, комментированное чтение отрывков из поэмы «Полтава», определение жанра, ответы на вопросы. | Задания из рубрики «Учимся читать выразительно». | 07.10. | |||
А.С. Пушкин Поэма «Медный всадник». | Вступление «На берегу пустынных волн…». Восхищение великим городом, мастерство описания. | Беседа об истории создания Петербурга, рассматривание исторических мест города с использованием интернет ресурсов. Чтение вступления к поэме, ответы на вопросы. Какова интонация вступления? | Предметные: научатся применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; продемонстрируют знания о родном городе, познакомятся с историческими местами, архитектурой города. Метапредметные: научатся описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Личностные: испытают любовь к родному городу, гордость за него. | Выучить вступление наизусть. Стр.98, 99.. | 12.10. | ||
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | Летописный источник. Особенности композиции. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. | Чтение летописного предания об Олеге, рассматривание иллюстрации, словарная работа с устаревшими словами, прослушивание актёрского чтения, ответы на вопросы. | Предметные: знать содержание песни, понимать тему и идею произведения. Метапредметные: освоят элементы анализа текста, научатся описывать произведения изобразительного искусства. Личностные: позитивная моральная самооценка; оптимизм в восприятии мира; чувство гордости при следовании моральным нормам. | Выучить отрывок наизусть. | 13.10. | ||
А.С. Пушкин. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. | Пушкин драматург. Драма как жанр литературы. | Проверка домашнего задания. Слово учителя о трагедии «Борис Годунов», комментированное чтение, оценка поступков героев, словарная работа. | Прочитать статью «Пушкин драматург», повесть «Станционный смотритель». | 14.10. | |||
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». | Болдинская осень. Повести Белкина. История Самсона Вырина и его дочери. | Обмен мнениями о повести, слово учителя о произведении, беседа о проблеме автора и рассказчика. | Предметные: знать содержание повести, понимать тему и идею произведения, понятие об образе «маленького человека». Метапредметные: освоят элементы анализа текста, научатся описывать произведения изобразительного искусства. Личностные: уважение ценностей семьи; позитивная моральная самооценка; оптимизм в восприятии мира; чувство гордости при следовании моральным нормам. | Подготовить рассказ «История Самсона Вырина». | 19.10. | ||
Образ «маленького человека» в русской литературе. | Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. | Пересказ глав, осмысление сюжета, поведения героев, их характеров, словарная работа. | Подготовиться к сочинению на литературную тему. | 20.10. | |||
Сочинение на литературную тему. | Сочинение по повести «Станционный смотритель». | Написание сочинения «О чем заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? | Сочинение. | Прочитать повесть «Метель». | 21.10. | ||
Вн.чт. Повесть «Метель». | Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. | Обмен мнением о прочитанном. Просмотр к/ф «Метель». | Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, используя интернет ресурсы. | 26.10. | |||
М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни. | Жизненный и творческий путь поэта. | Сообщения учащихся о поэте, чтение стихотворений наизусть. Слово учителя о жизни поэта, чтение и обсуждение материалов о М.Ю. Лермонтове. Портреты и памятники поэту. | Предметные: знать биографию поэта. Научатся понимать тему и идею произведения, выразительно читать, передавать мысли и чувства поэта. Метапредметные: освоят элементы анализа текста, научатся описывать произведения изобразительного искусства. Личностные: уважение личности и ее достоинства; гражданский патриотизм. | Прочитать поэму «Песня про купца Калашни-кова…». | 27.10. | ||
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров. | Беседа об эпохе Ивана Грозного, анализ заглавия поэмы, чтение зачина, ответ на вопрос «Как уже по заглавию можно определить тему произведения?». Чтение I части поэмы. Устное словесное рисование пира Ивана Грозного. | Предметные: знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание. Метапредметные: научатся понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе. Личностные: уважение личности и ее достоинства; гражданский патриотизм. | Проанализировать эпизод пира Ивана Грозного. | 28.10. |
№ ур. | Тема урока | Содержание урока | Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий | Планируемые результаты | Контроль | Домашнее задание | Дата |
II четверть Всего часов: 21 | |||||||
Нравственный поединок героев поэмы | Нравственность. Честь. Достоинство. Верность. Рассказ о семейной драме Калашникова. | Выразительное чтение кулачного боя, рассказ о семейной драме Калашникова; поиск ответов на проблемные вопросы, комментированное чтение текста; | Предметные: научатся выделять и формулировать проблему, строить логические цепи рассуждений. Метапредметные: научатся вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; осознают качество и уровень усвоения. Личностные: уважение личности и ее достоинства; стремление устанавливать доверительные отношения. | Составить вопросы по теме урока. | 09.11. | ||
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | Противопоставление героев, отношение автора к героям. Стихотворение «Бородино». | Аналитическое чтение ч. II и III, ответы на вопросы, сопоставление выходов из боя Калашникова и Кирибеевича: чем отличается поведение каждого из них. | Предметные: научатся аналитическому чтению, формулировать проблему, строить логические цепи рассуждений. Метапредметные: научатся вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; осознают качество и уровень усвоения. Личностные: уважение личности и ее достоинства; стремление устанавливать доверительные отношения. | Ответы на вопросы раздела «Размышляем о прочитанном». | 10.11. | ||
Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. | Сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы | Проверка домашнего задания. Перечитывание поведения героев, оценка поступков. Подбор и анализ тем к сочинению. Авторское отношение к изображаемому. | Предметные: научатся выделять и формулировать проблему, строить логические цепи рассуждений. Метапредметные: осознают качество и уровень усвоения. Личностные: уважение личности и ее достоинства; стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | Перечитать «Песню…», подготовиться к тесту по произведению. | 11.10. | ||
Тест по произведению «Песня про купца Калашникова» | Тест по произведению. | Ответы на вопросы теста. | Предметные: продемонстрируют знание изученного произведения. Метапредметные: осознают качество и уровень своих знаний. Личностные: стремление успешнее работать. | Тест. | Стихотворение поэта наизусть. | 16.11. | |
М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. | Урок поэзии. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. | Выразительное чтение стихотворений; ответы на вопросы; устное словесное рисование (пейзаж), выразительное чтение; комментирование стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива». | Предметные: узнают историю появления стихотворений, определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «инверсия», «лексический повтор». Метапредметные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Личностные: Уважение личности и ее достоинства. | Выразительное чтение стихотворений. | 17.11. | ||
Н.В. Гоголь. Очерк жизни. | Жизнь и творчество писателя. | Проверка домашнего задания. Рассматривание портретов писателя. Знакомство с творчеством с использованием интернет ресурсов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы. | Предметные: узнают факты биографии, литературной деятельности. Научатся выделять главное в творческой судьбе писателя.. Метапредметные: научатся определять основную и второстепенную информацию, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Личностные: любовь к Родине, к русской литературе. | Прочитать I главу повести «Тарас Бульба». | 18.11. | ||
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | Замысел автора. История создания повести. Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. | Чтение статьи учебника «Как работал Гоголь», слово учителя, перечитывание и анализ эпизода встречи отца с сыновьями. ответы на вопросы. | Предметные: научатся слушать и анализировать эпизоды, отвечать на поставленные вопросы. Научатся выделять главное. Метапредметные: научатся определять основную и второстепенную информацию, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Личностные: любовь к Родине, к русской литературе. | Подготовить сжатый пересказ «Нравы и обычаи Запорожской Сечи». | 23.11. | ||
Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Нравы и обычаи. | Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Нравы и обычаи Запорожской Сечи. | Сжатый пересказ «Нравы и обычаи Запорожской Сечи». Учёба Остапа и Андрия. Составление сравнительной таблицы. Чтение эпизода описания степи. Художественное мастерство писателя. | Предметные: научатся составлять сравнительную характеристику героям, понимать авторское отношение к ним, связно рассказывать о характерах, поступках, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их. Метапредметные: научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, заполнять таблицу, готовить устный ответ, опираясь на записи в тетради, осуществлять поиск и выделение необходимой информации Личностные: любовь к природе, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Рассказ об Остапе и Андрии. Перечитать гл.V-VI. | 24.11. | ||
Бой под Дубно. Предательство Андрия. | Сила товарищества, , спаянность казаков, их твёрдость и единство. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Остап и Андрий в бою. | Чтение и анализ битвы под Дубно. Выделение основных эпизодов повести, анализ, ответы на вопросы, запись сравнительной характеристики Остапа и Андрия в бою. | Предметные: научатся выделять главное, выражать своё отношение, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их. Метапредметные: научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Личностные: научатся вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Перечитать гл.VII-XI. Выразительное чтение речи Тараса о товариществе. | 25.11. | ||
Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества. | Чтение эпизода смерти Андрия. Комментарий учащихся. Пересказ с изменением лица об одном из казаков; выразительное чтение отрывка («Речь о товариществе»), составление плана к характеристике Тараса. | Предметные: научатся выделять главное, выражать своё отношение, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их. Метапредметные: научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Личностные: поймут значение слова «товарищество», научатся понимать и уважать друг друга. | Перечитать гл. X - XI. | 30.11. | ||
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей- запорожцев в борьбе за родную землю. | Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества. | Комментарий эпизода «Казнь Остапа». Перечитывание эпизода гибели Тараса. Ответы на вопросы. Смысл заглавия повести. | Предметные: научатся выделять главное, выражать своё отношение, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их. Метапредметные: научатся строить логические цепи рассуждений, осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Личностные: научатся понимать и уважать друг друга. | Подготовиться к сочинению на тему «Мой любимый герой в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | 01.12. | ||
Сочинение на тему «Мой любимый герой в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | Сочинение на тему «Мой любимый герой в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | Написание сочинения. | Предметные: научатся писать сочинения на литературную тему, высказывать свою позицию. Метапредметные: научатся вносить коррективы в способ своих действий; осознают качество и уровень усвоения. Личностные: осознают важность человеческих отношений. | Сочинение. | Подготовить рассказ об И.С, Тургеневе с использованием интернет ресурсов. Прочитать рассказ «Бирюк». | 02.12. | |
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. | Рассматривание портрета писателя. Рассказ о творчестве с использованием интернет ресурсов, чтение статьи учебника, сообщение об истории создания сборника «Записки охотника», художественный рассказ (описание избы Бирюка, инсценированное чтение), составление плана рассказа | Предметные: узнают содержание рассказа «Бирюк», научатся понимать авторское отношение к героям, научатся связно рассказывать о героях, характерах. Метапредметные: научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, готовить устный ответ. Личностные: осознают важность человеческих отношений. | Ответы на задания в разделе «Совершенст-вуем свою речь» (1, 2). | 07.12. | ||
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. | Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; выразительное чтение, комментированное чтение; анализ текста. | Предметные: узнают стихотворения в прозе, научатся понимать авторское отношение к волнующей его теме, связно рассказывать о героях, характерах. Метапредметные: научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, готовить устный ответ. Личностные: осознают важность родного языка. | Выучить стихотворение «Русский язык» наизусть. | 08.12. | ||
Н.А. Некрасов. Жизнь творчество поэта. | Основные факты из жизни поэта, особенности творчества. | Слово о Н.А. Некрасове с использованием интернет ресурсов. Портреты поэта. Чтение стихотворения, составление тезисного плана статьи о Н.А. Некрасове. | Предметные: научатся использовать интернет ресурсы, излагать факты биографии, литературной деятельности. Научатся связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами, определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль эпиграфа в стихотворении. Метапредметные: научатся осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, определять основную и второстепенную информацию, подбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов. Личностные: уважение к русскому народу как к творцу и созидателю. Доброжелательное отношение к окружающим. Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Рассказ о поэте на основе тезисного плана. | 09.12. | ||
Н. А. Некрасов Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины | Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | Проверка домашнего задания. Чтение статьи о поэме «Русские женщины». Историческая справка, Чтение первой части поэмы, беседа о декабристском восстании, ответы на вопросы. | Прочитать поэму до конца, ответить на вопросы раздела «Размышляем о прочитанном». Ответить письменно на вопрос, с.272. | 14.12. | |||
Стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…». «Размышления у парадного подъезда». | Урок чтения и обсуждения. История написания стихотворения. Муза. Тема, идея стихотворения. | Проверка домашнего задания. История написания стихотворения, чтение статьи А.Я. Панаевой, выразительное чтение и обсуждение стихотворения. | Предметные: научатся воссоздавать портрет главного героя, определять приемы повествования, определять их роль в произведении. Метапредметные: научатся анализировать стихотворный текст, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений. Личностные: чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Выразительное чтение стихотворения. | 15.12. | ||
Боль поэта за судьбу народа. | Проблема. Покорность. Ирония. Эпитет. Метафора. | Проверка домашнего задания. Выразительное чтение, работа с иллюстрацией, словарная работа. | Отрывок наизусть на выбор. | 16.12. | |||
А.К. Толстой. Жизнь и творчество. | Основные факты из жизни поэта, особенности творчества. | Проверка домашнего задания. Слово о писателе с использованием интернет ресурсов, наблюдение над портретом писателя, чтение статьи учебника, беседа о писателе, ответы на вопросы. | Предметные: знание основных фактов биографии и литературной деятельности писателя. Научатся определять жанр, идею произведения, принципы построения баллады. Метапредметные: научатся анализировать текст, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений. Личностные: чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Рассказ о писателе. | 21.12. | ||
Баллада «Василий Шибанов». | Особенность жанра исторической баллады. Идея произведения. | Проверка домашнего задания. История написания баллады, выразительное чтение и обсуждение стихотворения. Определение жанра, беседа, ответы на вопросы. Словарная работа. | Письменная характеристика героя. | 22.12. | |||
Баллада «Князь Михайло Репнин». | Тема. Идея произведения. Историческая основа. | Проверка домашнего задания. Историческая основа баллады, выразительное чтение и обсуждение стихотворения. Определение жанра, беседа, ответы на вопросы. Словарная работа. | Предметные: научатся выделять главное, выражать своё отношение, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их. Метапредметные: научатся строить логические цепи рассуждений, осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Личностные: научатся понимать и гордиться историей своей страны. | Прочитать статью о М.Е. С.- Щедрине. | 23.12. |
№ ур. | Тема урока | Содержание урока | Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий | Планируемые результаты | Контроль | Домашнее задание | Дата |
III четверть. Всего часов: 26 | |||||||
М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни. | Основные факты из жизни писателя, особенности его творчества. Сатира на социальные и нравственные пороки общества. | Проверка домашнего задания. Слово о писателе с использованием интернет ресурсов, выставка произведений, наблюдение над портретом писателя, беседа о писателе, ответы на вопросы. | Предметные: знание основных фактов биографии и литературной деятельности писателя. Научатся определять жанр, тему, идею произведения, чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Прочитать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 11.01. | ||
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. | Чтение раздела о сатире и юморе, уточнение терминов «эзопов язык», «иносказание», «ирония», «сарказм», «гипербола», «гротеск», словарная работа, обмен мнениями о сказке, определение особенностей жанра сказки, чтение по ролям. | Предметные: научатся отличать виды сказок, вспомнят определение «литературная сказка», определять жанр, идею произведения, принципы построения литературной сказки. Метапредметные: научатся анализировать текст, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений. Личностные: чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Прочитать сказку «Дикий помещик». | 12.01. | ||
Сказка «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | Своеобразие сказки М.Е. С.- Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке | Проверка домашнего задания, обмен мнениями, рассматривание иллюстрации. Ответ на вопрос «Что осуждает автор? Над чем зло смеётся?». Собственная иллюстрация сказки. | Предметные: знать содержание сказки «Дикий помещик»; понимать: идейно-тематическое содержание сказки; находить в сказке черты сатирического произведения. Метапредметные: научатся строить логические цепи рассуждений, осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Личностные: уважение к русскому народу как к творцу и созидателю. | Подготовиться к уроку вн.чт. по сказкам С.- Щедрина. «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь» и др. на выбор. | 13.01. | ||
Л.Н. Толстой. Очерк жизни. Повесть «Детство» (главы). | Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. Автобиография как жанр литературы. | Сообщения о писателе: Толстой и Ясная Поляна; Толстой и дети; чтение статьи учебника о писателе, чтение и комментирование глав: «Маман». «Что за человек был мой отец», обмен мнениями, ответы на вопросы. | Предметные: знание основных фактов биографии и литературной деятельности писателя. Научатся передавать информацию, используя современные технологии. Метапредметные: научатся анализировать текст, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений. Личностные: чувство гордости при следовании моральным нормам. | Ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном». | 18.01. | ||
Нравственный смысл поступков в повести Л.Н. Толстого «Детство». Глава «Наталья Савишна». | Привязанность. Самопожертвование Сочувствие. Согласие. Благодарность. Преданность. | Проверка домашнего задания, чтение главы, обмен мнениями, комментированное чтение, обсуждение прочитанного, словарная работа. | Предметные: знать нравственную проблематику повести; уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя. Метапредметные: научатся выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений Личностные: Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Написать об одном из эпизодов своего детства, которое оставило след в душе. | 19.01. | ||
А.П. Чехов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Хамелеон». | Развитие понятий о юморе и сатире Комическое в рассказе. | Проверка домашнего задания. Слово о писателе с использованием интернет ресурсов, наблюдение над портретом писателя, чтение статьи учебника о писателе, ответы на вопросы. | Предметные: расширят знания об авторе, фактах его биографии и литературной деятельности, научатся воссоздавать портрет главного героя, определять особенности рассказов Чехова («мастера короткого рассказа»), принципы построения рассказа. Научатся отличать рассказ от повести, пересказывать сюжет. Метапредметные: научатся анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений Личностные: чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Чувство гордости за свою страну. Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Пересказ биографии писателя. | 20.01. | ||
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе. | Проверка домашнего задания, выразительное чтение рассказа, чтение по ролям, характеристика главных действующих лиц по плану; ответ на вопрос: «Над чем смеется автор в рассказе «Злоумышленник» и что его огорчает?» Работа с иллюстрацией. | Выразительное чтение по ролям. | 25.01. | |||
Стихотворения о родной природе. «Край ты мой, родимый край…». | Аудиозаписи произведений П.И. Чайковского «Времена года», репродукции картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Н,Н. ГЕ, А.И. Куинджи, портреты поэтов. | Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край. Прослушивание «Времён года» П.И. Чайковского, связь стихотворений с картинами художников. Рассматривание картин. Обмен мнениями. | Предметные: научатся анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм речи. Метапредметные: научатся выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка. Личностные: испытают любовь к русской поэзии, музыке, искусству. | Стихотворение наизусть. | 26.01. | ||
Стихотворения о родной природе. «Край ты мой, родимый край…» | Аудиозаписи произведений П.И. Чайковского «Времена года», репродукции картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Н,Н. ГЕ, А.И. Куинджи, портреты поэтов. | Выразительное чтение стихотворений наизусть. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»? Чтение стихотворения И.А. Бунина «Родина».-Ответы на вопросы учебника. | Предметные: научатся анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм речи. Метапредметные: научатся выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка. Личностные: испытают любовь к русской поэзии, музыке, искусству. | Написать своё стихотворение. Нарисовать рисунок к одному из стихотворений. | 27.01. | ||
И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя». | Судьба и творчество писателя. | Проверка домашнего задания. Слово о писателе с использованием интернет ресурсов. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. | Предметные: узнают факты из биографии писателя. Познакомятся с литературной деятельностью. Научатся определять основную мысль произведения, чувствовать настроение автора. Метапредметные: научатся анализировать произведения, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений Личностные: испытают любовь к русской литературе. | Прочитать рассказ «Цифры». | 01.02. | ||
Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. | Беседа о впечатлениях после чтения рассказа, наблюдение над композицией, от чьего лица ведётся рассказ. Комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение. | Предметные: знать идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев. Метапредметные: научатся рассуждать на нравственно этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания. Личностные: испытают любовь к русской литературе. | Прочитать рассказ «Лапти». | 02.02. | ||
Вн.чт. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. | Устное словесное рисование, рассказ «о страшной ночи»: «предметная» насыщенность, описание, антитеза «мрак -свет», анализ эпизода «...было большое торе» (1 абзац), обсуждение эпизода, чтение концовки рассказа. | Предметные: знать идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев. Метапредметные: научатся рассуждать на нравственно этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери). Личностные: испытают любовь к русской литературе. | Написать продолжение рассказа «Лапти». Подготовиться к уроку вн.чт. Прочитать рассказ «В деревне». | 03.02. | ||
Из русской литературы XX века. | |||||||
М. Горький. Очерк жизни. Повесть «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Особенности художественной автобиографии. Тяжелые картины детства. Тёмная жизнь неуёмного племени. | Проверка домашнего задания. Беседа о писателе. Работа с книгой - чтение статьи учебника. Ответы на вопросы.-Комментированное чтение I главы повести «Детство». | Предметные: узнают автора, факты его биографии и творческой деятельности, узнают историю создания произведения. Метапредметные: научатся создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Научатся заменять термины определениями. Личностные: испытают оптимизм в восприятии мира. | Перечитать главы II-III. Подготовить пересказ. | 08.02. | ||
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. | Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | Пересказ заданного на дом. Чтение эпизода «Разговор с дедом после порки»: почему Алёша простил деда? Как это его характеризует? Обмен мнениями. Словарная работа. | Предметные: знать идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев. Метапредметные: научатся рассуждать на нравственно этические темы, обосновывать свои высказывания. Личностные: испытают гордость за свои и чужие успехи. | Перечитать главы IV - VII. Подготовить пересказ. | 09.02. | ||
Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. | Характеристика бабушки, Цыганка, Хорошего Дела. | Перечитывание глав II, III, IV о бабушке. Основная черта её характера. Устное словесное рисование Цыганка (характер, поведение). Перчитывание главы VIII. Чем привлекал Алёшу Хорошее Дело? | Предметные: знать идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев. Метапредметные: научатся рассуждать на нравственно этические темы, обосновывать свои высказывания. Личностные: испытают гордость за свои и чужие успехи. | Перечитать главы VIII - XIII. Подготовить рассказ об одном из персонажей. | 10.02. | ||
Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». | Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя. | Перечитывание эпизода «Пожар». Анализ (с сопоставлением поведения героев во время бедствия). Обмен мнениями. | Предметные: научиться определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции. Метапредметные: научиться давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное). Личностные: испытают гордость за свои и чужие успехи. | Прочитать «Легенду о Данко». | 15.02. | ||
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола). | Чтение легенды; ответы на вопросы; устное словесное рисование; определение сходства сюжета библейской истории о Моисее и легенды о Данко, анализ текста. | Предметные: знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения; уметь: оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд. Метапредметные: научатся оценивать поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою. Личностные: испытают оптимизм в восприятии мира. | Ответить на вопросы раздела «Проверьте себя», с.89. | 16.02. | ||
Л.Н. Андреев. Рассказ о писателе. | Слово о писателе с использованием интернет ресурсов. | Знакомство с творчеством писателя, рассматривание портрета, самостоятельное чтение статьи учебника о писателе, ответы на вопросы, использование интернет ресурсов. | Предметные: узнают автора, факты его биографии и творческой деятельности, узнают содержание рассказа, историю создания произведения. Метапредметные: научатся создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Научатся заменять термины определениями. Личностные: испытают оптимизм в восприятии мира. | Прочитать рассказ «Кусака». | 17.02. | ||
Л.Н. Андреев. рассказ «Кусака». Нравственные проблемы рассказа | Рассказ, тема, идея, композиция | Выборочное чтение рассказа; ответы на вопросы по осмыслению сюжета, идейному содержанию, выборочный пересказ на тему «История Кусаки»; обмен впечатлениями. | Проверочная работа. | Пересказ статьи учебника о В.В. Маяковском. | 20.02. | ||
В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества | Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворения; устное словесное рисование сюжетной картины стихотворения (как выглядят Поэт и Солнце во время чаепития?); сопоставление содержания с рисунками, ответы на вопросы. | Предметные: знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; понимать: роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе; уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения. Метапредметные: научатся создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Научатся заменять термины определениями. Личностные: испытают оптимизм в восприятии мира. | Выразительное чтение стихотворения. | 24.02. | ||
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов | Выучить наизусть любой фрагмент стихотворения. | 29.02. | ||||
А.П. Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку | Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека | Проверка домашнего задания. Самостоятельное чтение статьи учебника о писателе. Комментированное чтение рассказа «Юшка», ответы на вопросы. рассуждение «Ситуации в моей жизни, вызывающие сострадание». | Предметные: знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно тематическое содержание; уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев Метапредметные: научатся оценивать поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, увеличению словарного запаса. | Близкий к тексту пересказ «Дети и Юшка». Прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире». | 01.03. | ||
А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова. | Выборочное чтение (портрет старого машиниста, рассказ помощника машиниста о наблюдательности Мальцева, характеристика героя, ответы на вопросы. | Подготовиться к сочинению - рассуждению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 02.03. | |||
Подготовка и написание сочинения «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?». | Подготовка к сочинению, развитие творческих способностей. | Работа по теме сочинения, обсуждение темы, ответы на вопросы, словарная работа, подбор материала, составление плана сочинения, написание сочинения. | Предметные: научатся передавать содержание прочитанных произведений; определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение. Метапредметные: уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, увеличению словарного запаса. | Сочинение. | Дописать сочинение - - рассуждение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 09.03. | |
Б.Л. Пастернак. «Никого не будет дома…», «Июль». | Любовь к природе, музыке, искусству. | Проверка домашнего задания. Слово о писателе с использованием интернет ресурсов. Чтение статьи учебника о поэте. Составление плана статьи, актёрское чтение стихотворений. | Предметные: узнают факты биографии и литературной деятельности поэтов, узнают содержание произведений, научатся понимать авторское отношение к поднятой проблеме. передавать авторское восхищение природой. Научатся понимать лирику, слышать музыку стихотворения, ритм. Метапредметные: научатся отмечать художественные особенности стихотворений. Личностные: научатся понимать красоту родной природы. Любовь к Родине. | Выучить стихотворение наизусть (на выбор). | 14.03. | ||
А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета», «На дне моей жизни». | Радостные воспоминания о детстве, размышления о родных. Любовь к родной земле. | Слово о писателе с использованием интернет ресурсов. Самостоятельное чтение статьи учебника о поэте. Актёрское чтение стихотворений. Обмен впечатлениями. Беседа о тематике стихотворений. | Прочитать интервью с участником Великой Отечественной войны, с.155. Подготовить чтение наизусть стихотворения о войне. | 15.03. | |||
Урок поэзии. | Урок поэзии. | Чтение любимых стихотворений, причина выбора. Чтение собственных стихотворений, иллюстрации к ним. | Предметные: узнают содержание произведений, научатся понимать авторское отношение к поднятой проблеме, передавать авторское восхищение природой. Научатся понимать лирику, слышать музыку стихотворения, ритм. Метапредметные: научатся отмечать художественные особенности стихотворений. Личностные: научатся понимать красоту родной природы. Любовь к Родине. | 16.03. | |||
IV четверть. Всего часов: 24 часов. | |||||||
Вн.чт. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне. | Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др. Тема памяти. | Чтение учащимися стихотворений о войне, беседа об интервью, песни военных лет. Рассказ о ленинградских поэтах (О. Берггольц, А. Ахматовой, М. Дудина). | Предметные: знать особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью; уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности. Метапредметные: научатся выделять и формулировать проблему, строить логические цепи. Личностные: испытают чувство патриотизма, гордость за Родину. | Прочитать статью учебника о Ф.А. Абрамове и рассказ «О чём плачут лошади». | 28.03. | ||
Ф.А. Абрамов. Особенности творчества. | Особенности творчества. Любовь автора ко всему живому. Сказочный элемент: говорящая лошадь, | Рассказ о жизни и творчестве Ф.А, Абрамове. Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Чтение рассказа «О чём плачут лошади». по осмыслению идейно-тематического содержания рассказа. пересказ рассказа от лица Рыжухи; комментированное чтение концовки рассказа. Обмен мнениями. | Предметные: знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции. Метапредметные: научатся анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения. Личностные: научатся интересоваться чужим мнением и высказывать свое, любовь к природе |
| Подготовить пересказ рассказ от лица Рыжухи. | 29.03. | |
Ф.А. Абрамов. Эстетические и нравственные проблемы рассказа «О чём плачут лошади». | Сказочный элемент: говорящая лошадь, | Проверка домашнего задания - пересказ рассказа от лица Рыжухи; комментированное чтение концовки рассказа. Обмен мнениями. | Предметные: знать содержание рассказа, сюжет и проблематику, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции. Метапредметные: научатся анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения. Личностные: научатся интересоваться чужим мнением, высказывать свое, отстаивать свою точку зрения. | Прочитать статью учебника о Е.И. Носове и рассказ «Кукла». | 30.03. | ||
Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. | Рассказ учащихся о писателе, выборочный пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям, составление характеристики героя; сравнение рассказа Е. Носова «Кукла» со стихотворением К. Случевского «Кукла». | Предметные: знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения; уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя. Метапредметные: научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель. Личностные: научатся интересоваться чужим мнением и высказывать свое. | Прочитать рассказ «Живое пламя». | 04.04. | ||
Е.И. Носов. «Не дать погаснуть живому огню...» (по рассказу «Живое пламя» ). | Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе «Живое пламя». | Чтение и восприятие текста рассказа; ответы на вопросы; устное словесное рисование (описание маков); анализ текста, обмен впечатлениями. | Предметные: знать содержание рассказа. Научатся анализировать текст художественного произведения, определять тему, основную идею, изобразительно- выразительные средства языка, которые использует автор для описания короткой, но яркой жизни маков, объяснять, как автор показывает связь человека и природы, как в этих взаимоотношениях проявляется личность человека. Метапредметные: научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель Личностные: научатся интересоваться чужим мнением и высказывать свое, любовь к природе. | Прочитать материалы о Ю.П. Казакове (с.186, 187) и рассказ «Тихое утро». | 05.04. | ||
Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро | Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. | Проверка домашнего задания - рассказ о писателе с использованием интернет ресурсов. Обмен мнениями о рассказе, перечитывание отдельных эпизодов рассказа. Составление вопросов к прочитанным эпизодам. | Предметные: узнают автора, факты его жизни и литературной деятельности, узнают содержание рассказа, научатся понимать авторское отношение к героям, научатся выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы. Метапредметные: научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель. Личностные: научатся интересоваться чужим мнением и высказывать свое, любовь к природе. | Задание рубрики «Совершенствуем свою речь». | 06.04. | ||
Ю.П. Казаков. Герои рассказа «Тихое утро» и их поступки. | Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. | Проверка домашнего задания, пересказсобытий рассказа от лица героев (Володи и Яшки), словесное рисование (описание утра), чтение диалога по ролям, анализ диалогов мальчиков и пейзажа в рассказе. | Предметные: научатся понимать авторское отношение к героям, выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы. Метапредметные: научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель. Личностные: научатся высказывать свое мнение, считаться с чужим. | Подготовить пересказ любого эпизода близко к тексту. | 11.04. | ||
Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи | Публицистика, мемуары как жанр литературы. | Слово об учёном. Чтение статьи учебника, составление плана, пересказ. Работа по главам (составление тезисов), выразительное чтение глав «Молодость - это вся жизнь», «Учиться говорить и писать»; комментирование художественного текста. | Предметные: научатся понимать авторское отношение к родной земле, рассказывать о любви автора, переживании, отвечать на проблемные вопросы. Метапредметные: научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель. Личностные: научатся высказывать свое мнение, считаться с чужим. | Ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя». Подготовить рассказ о родном крае. | 12.04. | ||
Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»). | Смешное и грустное в рассказе «Беда». Нравственные проблемы в рассказе. | Проверка домашнего задания. Слово о писателе, чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Чтение рассказа по ролям. Обсуждение вопросов рубрики «Размышляем о прочитанном». | Предметные: узнают факты биографии и литературной деятельности писателя, узнают содержание произведения, научатся понимать авторское отношение к поднятой проблеме. Метапредметные: научатся определять основную и второстепенную информацию. Научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос. Личностные: научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | Вопросы и задания рубрики «Учимся читать выразительно». | 13.04. | ||
Вн.чт. Стихотворения о родной природе «Тихая моя Родина…» Единство человека и природы. | Стихотворения В.Я. Брюсова «Первый снег», Ф. Сологуба «Забелелся туман над рекой», С. Есенина «Топи да болта». Н.Рубцов, Н.Заболоцкий. | Рассказ учащихся о поэтах, выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, иллюстрация стихотворения на выбор. | Предметные: узнают факты биографии и литературной деятельности поэтов, узнают содержание произведений, научатся понимать авторское отношение к поднятой проблеме. Метапредметные: научатся определять основную и второстепенную информацию. Научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос. Личностные: научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | Прочитать раздел «Песни на стихотворения русских поэтов XX века». | 18.04. | ||
Песни на стихотворения русских поэтов XX века. | Творчество И.А. Гофф, Б. Окуджавы. | Проверка домашнего задания, выразительное чтение или пение песен в исполнении учащимися, ответы на вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия». | Предметные: научатся владеть элементами анализа поэтического текста, умение выразительно читать. Понимать особенности музыкальной интерпретации произведений. Метапредметные: научатся отмечать художественные особенности стихотворений. Личностные: научатся понимать красоту русской поэзии. Гордость за полученные знания. | Выучить наизусть песню на выбор. | 19.04. | ||
Песни на стихотворения русских поэтов XX века. | Творчество А.Н. Вертинского. Расул Гамзатов. | Пересказ раздела «Из литературы народов России», с.238 - 240, ответы на вопросы рубрики «Проверьте себя | 20.04. | ||||
Зарубежная литература. (11 часов) | |||||||
Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | Своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения. | Чтение статьи учебника о Р.Бернсе, портрет поэта, пересказ статьи по составленному плану; выразительное чтение произведения; подбор пословиц, отражающих идею каждого куплета, музыкальные паузы, анализ стихотворения, словарная работа. | Предметные: узнают факты биографии и литературной деятельности поэта, особенности его творчества, слушать музыку в процессе урока. Метапредметные: научатся определять основную и второстепенную информацию. Личностные: научатся выразительно читать, анализировать текст. | Подготовить сообщение на тему: «Джорж Гордон Байрон». | 25.04. | ||
Дж. Г. Байрон -«властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта | Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | Слово о поэте, выразительное чтение стихотворения; анализ текста стихотворения, сопоставление лирического героя Байрона с героями русской литературы, которые будут жить «в песнях родины святой». | Предметные: узнают факты биографии и литературной деятельности поэта, Научатся анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, видеть особенности поэтических интонаций. Метапредметные: научатся формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. Личностные: научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | Подготовить выразительное чтение стихотворения Д.Г. Байрона, | 26.04. | ||
Японские трёхстишия (хокку). | Японская лирическая поэзия. Особенности и своеобразие. | Выразительное чтение стихотворения Байрона. Чтение и обсуждение нескольких хокку. Сопоставление стихотворений. Словарная работа. | Предметные: познакомятся с японской поэзией, научатся понимать и анализировать хокку. Метапредметные: научатся формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. Личностные: научатся формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. | Подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся хокку. | 27.04. | ||
Проверка техники чтения. | Проверка техники чтения. | Проверка техники чтения. | Предметные: продемонстрируют навык чтения: скорость, выразительность, правильность чтения, пересказ текста. | Прочитать статью об О’Генри. | 04.05. | ||
О’Генри «Дары волхвов». | Нравственные проблемы в рассказе. Смешное и возвышенное в рассказе. | Проверка домашнего задания, выразительное чтение хокку. Слово о писателе, чтение рассказа, словарная работа. Обмен мнениями, обсуждение проблемы. Ответы на вопросы. | Предметные: знать автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения. Метапредметные: научатся видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя. Личностные: испытают радость за общение с писателем. Пополнят словарный запас. | Ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя». | 10.05. | ||
Преданность и жертвенность во имя любви. | Поэтический гимн благородству и любви. | Проверка домашнего задания, анализ названия рассказа, комментированное чтение рассказа, беседа по вопросам. | Предметные: научатся воссоздавать портрет главного героя, определять особенности рассказов, пересказывать сюжет. Метапредметные: научатся анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений. Личностные: научиться высказывать свою точку зрения, отстаивать её, передавать смешное. | Прочитать раздел «Рей Брэдбери» и рассказ «Каникулы». | 11.05. | ||
Р.Д. Брэдбери «Каникулы». | Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. | Слово о писателе, чтение статьи писателя, ответы на вопросы учебника, устное словесное рисование картины мира, из которого ушли люди «Мир без людей», «Тридцатилетние каникулы». | Предметные: узнают автора, факты его биографии и литературной деятельности, научатся воссоздавать портрет главного героя, определять особенности рассказов, пересказывать сюжет. Метапредметные: научатся анализировать поступки героев, выделяя существенные и несущественные, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений. Личностные: научиться высказывать свою точку зрения, отстаивать её. | Ответить на вопросы раздела: «Проверьте себя». | 16.05. | ||
Мечта о чудесной победе добра. | О чём рассказ, почему так называется, кому он предназначен. | Проверка домашнего задания, комментированное чтение рассказа, обмен впечатлениями, беседа по вопросам. Подготовка к сочинению - рассуждению. | Сочинение. | Подготовиться к сочинению - рассуждению на тему: «Мир без людей. Какой он?». | 17.05. | ||
Сочинение - рассуждение на тему: «Мир без людей. Какой он?». | Написание сочинения - рассуждения на тему: «Мир без людей. Какой он?». | Написание сочинения - рассуждения на тему: «Мир без людей. Какой он?». | Предметные: научатся излагать свои мысли, рассуждать, подбирая аргументы, обосновывать выбор. Метапредметные: научатся вычленить материал, приводить примеры. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, увеличению словарного запаса. | Сочинение. | 18.05. | ||
Анализ сочинения - рассуждения. Работа над ошибками. | Анализ сочинения - рассуждения. | Работа над ошибками. | Предметные: научатся работать над ошибками, подбирать проверочные слова, приводить свои примеры, правильно строить предложения. Метапредметные: научатся вносить коррективы в способ своих действий; осознают качество и уровень усвоения. Личностные: осознают важность грамотного письма. | Подготовиться к литературной викторине по всему курсу литературы. | 23.05. | ||
Детективная литература. | Жанровая разновидность. Приключенческая литература. | Чтение стать и учебника, запись определения, работа с разделом «Проверьте себя». Обмен мнениями. | Предметные: узнают новую жанровую разновидность, научатся распознавать детективные произведения, определять особенности детективов, пересказывать сюжет. Метапредметные: научатся анализировать детективные произведения, выделяя существенные и несущественные, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений. Личностные: научиться высказывать свою точку зрения, отстаивать её. | Пересказ статьи учебника. | 24.05. | ||
Литературная викторина. | Литературная викторина. | Выполнение заданий | Предметные: продемонстрируют уровень знаний, оценят свои способности. | Список литературы для чтения летом. | 25.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Рабочая программа по математике для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по математике для 5-9 классов разработана в соответствии с программами:- программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-вида 5-9 классов,...
Рабочие программы по предметам в коррекционной школе 8 вида
Рабочие программы для коррекционных школ-интернатов 8 вида для 4 классов по предметам: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительной искусство, развитие устной речи на ос...
Рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида
Данный материал представляет собой рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида по письму, чтению, математике, развитию речи, игротерапии....
Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида
Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....
Рабочие программы 7 класс Специальная Коррекционная школа 8 вида; письмо, чтение и развитие речи
Данные рабочие учебные программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для учащихся 7 класса составлены на основе программы специальных (коррекционных) образовательных уч...
Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс
Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс...