Рабочие программы по предметам в коррекционной школе 8 вида
рабочая программа по теме
Рабочие программы для коррекционных школ-интернатов 8 вида для 4 классов по предметам: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительной искусство, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, коррекционные занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_4_klass.doc | 529 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. Белогорск
Рабочие программы
на 2012-2013 учебный год
по предметам:
- чтение и развитие речи;
- письмо и развитие речи;
- математика;
- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности;
- изобразительное искусство;
- коррекционные занятия.
4 класс
Автор-составитель: учитель
Калугина Д.В.
Белогорск 2012
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………
Содержание программы………………………………………………………
Учебно-тематический план……………………………………………………
Приложение (календарно-тематическое планирование) …………………
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией ВВ. Воронковой, М.: Просвещение, 2004.
Учебники: Чтение, 4 класс Книга для чтения, 4 класс
Авторы-составители: В.В. Воронкова З.Н. Смирнова
З.Д. Будаева и др. Г.М. Гусева
Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
- формировать навыки правильного, беглого, выразительного чтения при соблюдении интонационных пауз;
- работать с иллюстративным материалом как эффективным средством познавательной деятельности;
- корректировать устную речь учащихся в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений;
- учить усваивать содержание читаемого в процессе анализа и пересказа произведения;
- воспитание любви к родному слову через художественные произведения литературы.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- развитие умения с помощью учителя анализировать содержание прочитанного;
- развитие навыков устной речи посредством подробного анализа текста;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие нравственных качеств учащихся;
- развитие читательской самостоятельности.
Учащиеся должны прочитать следующие базовые темы:
- С чего начинается Родина?
- Ученье- главное богатство
- Уж небо осенью дышало
- Без хлеба не прожить
- Народные сказки
- Идёт волшебница зима
- Где правда, там счастье. Где ум, там и толк
- Что такое хорошо
- На страже Родины
- Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна!
- В стране чудес
- Люби всё живое
- О доброте и дружбе, о мире и труде
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- выделять главную мысль прочитанного текста;
- придумывать заглавия к основным частям текста;
- сравнивать прочитанный материал с ранее прочитанным, а также с собственным жизненным опытом;
- выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
Программа рассчитана на 135 часа, по 4 часа в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
33 | 30 | 40 | 32 | 135 |
Количество часов по четвертям
Таблица основных тем по четвертям
№ п\п | Тема | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | День знаний | 1 | 1 | |||
2 | С чего начинается Родина? | 5 | 5 | |||
Ученье – главное богатство | 8 | 8 | ||||
3 | Уж небо осенью дышало | 16 | 16 | |||
4 | Без хлеба не прожить | 3 | 5 | 8 | ||
5 | Народные сказки | 10 | 10 | |||
6 | Идет волшебница зима | 15 | 3 | 18 | ||
7 | Где правда, там счастье. Где ум, там и толк | 9 | 9 | |||
8 | Что такое хорошо | 11 | 11 | |||
9 | На страже Родины | 6 | 6 | |||
10 | Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! | 11 | 5 | 16 | ||
11 | В стране чудес | 6 | 6 | |||
12 | Люби всё живое | 10 | 10 | |||
13 | О доброте и дружбе, о мире и труде | 11 | 11 | |||
14 | Всего: | 33 | 30 | 40 | 32 | 135 |
Темы внеклассного чтения
1 четверть
- Рассказы об осени, загадки, приметы.
2 четверть
- Рассказы о хлебе и его значении для человека.
- Сказка ложь, да в ней намек. Чтение сказок.
- Чтение рассказов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о зиме.
3 четверть
- Рассказы о Российской армии, о подвигах солдат ВОВ.
- Сказки, стихотворения, загадки о весне.
4 четверть
- Стихотворения, рассказы, сказки, басни, поговорки, пословицы о животных.
- Чтение рассказов о лете.
Содержание программы
- Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей, включенных в темы: «Народные сказки», «Без хлеба не прожить». Внеклассное чтение сказок, пословиц, поговорок, загадок, басен о временах года, животных.
- Чтение рассказов и стихотворений о героизме народа во время ВОВ: «На страже Родины», «О доброте и дружбе, о мире», о Родине и труде
- Чтение рассказов об общественно-полезных делах взрослых и школьников: «Что такое хорошо», «Без хлеба не прожить», «Где правда, там счастье. Где ум, там и толк», «Ученье – главное богатство», «В стране чудес».
- Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года: «Уж небо осенью дышало», «Идет волшебница зима», «Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна!», «Люби всё живое».
Учебно-тематический план
Кол-во уроков | Тема | Кол-во часов |
1 | День знаний | 1 |
1-5 | С чего начинается Родина? | 5 |
1-8 | Ученье – главное богатство | 8 |
1-16 | Уж небо осенью дышало | 16 |
1-8 | Без хлеба не прожить | 8 |
1-9 | Народные сказки | 9 |
1-18 | Идет волшебница зима | 18 |
1-9 | Где правда, там счастье. Где ум, там и толк | 9 |
1-11 | Что такое хорошо | 11 |
1-6 | На страже Родины | 6 |
1-16 | Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! | 16 |
1-6 | В стране чудес | 6 |
1-10 | Люби всё живое | 10 |
1-11 | О доброте и дружбе, о мире и труде | 11 |
Календарно-тематическое планирование
Чтение и развитие речи (138ч)
1 четверть (33ч) | |||
1 |
С чего начинается Родина? (5ч)
| 1 1 1 1 1 1 | |
2 | Ученье - главное богатство (8 ч) 1 По Ю. Яковлеву «Слова-сорняки» 2 Л.Н. Толстой «Филипок» 3 Л.Н. Толстой «Филипок» 4 А.П. Гайдар «Совесть» 5 По Е. Шварцу «Сказка о потерянном времени» 6 По Е. Шварцу «Сказка о потерянном времени» 7 По Е. Шварцу «Сказка о потерянном времени» 8 Обобщающий урок | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
3 | Уж небо осенью дышало! (16ч)
кладовой»
кладовой»
Приметы осени. 10 В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Загадки об осени. 11 О. Высотская «Осеннее утро» 12 А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 13 И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
4 | Без хлеба не прожить (3ч) 1 По Ю. Яковлеву «Хлеб» 2 Ю. Ждановская «Нива» 3 Э. Шим «Жатва» | 1 1 1 | |
2 четверть (30ч) | |||
Без хлеба не прожить (5ч) 1 «Колосок» (укр. сказка) 2 «Легкий хлеб» (белор. сказка) 3 Н. Рубцов «Хлеб» 4 Н. Рубцов «Хлеб»-выучить наизусть Внеклассное чтение 5 Обобщающий урок о хлебе, об осени. | 1 1 1 1 1 | ||
5 | Народные сказки (9ч) 1 «Гуси-лебеди» 2 «Гуси-лебеди» 3 «Чудесный клад» 4 «Росомаха и лисица» 5 «Отчего у зайца длинные уши?» 6 «Лиса и волк» 7 «Айога» 8 «Айога»-пересказ Внеклассное чтение. Чтение сказок 9 Обобщающий урок | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
6 | Идет волшебница зима (15ч) 1 И. Никитин «Встреча зимы» 2 По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу» 3 И. Апонов «Сад друзей» 4 И. Суриков «Детство» 5 Н.Некрасов «Мужичок с ноготок» 6 Ю.Дмитриев «Для чего нужен снег» 7 Ю.Дмитриев «Для чего нужен снег»-выразительное чтение Внеклассное чтение. Стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки о зиме. 8 Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором» 9 А.Гайдар «Ёлка в тайге» 10 По Пляцковскому «Какая бывает зима» 11 Сладков «Всему своё время» 12 Е.Трутнева «Времена года» 13 Е.Трутнева «Времена года»пересказ Внеклассное чтение. Конкурс чтецов стихотворений о зиме 13 Обобщающий урок 14 Итоговый урок. Проверка техники чтения | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
3 четверть (40ч) | |||
7 | Идет волшебница зима (3ч) 1 В. Голявкин «Как я встречал новый год» 2 В. Голявкин «Как я встречал новый год» 3 В. Голявкин «Рождество» | 1 1 1 | |
8 | Где правда, там счастье. Где ум, там и толк. (9 ч) 1 В. Осеева «Почему?» 2 В. Осеева «Почему?» 3 А. Кушнир «Кто разбил вазу?» 4 Д. Драгунский «Тайное становится явным» 5 Д. Драгунский «Тайное становится явным» 6 П. Дудочкин «Рубль» 7 Сказка «Лев, щука и человек» 8 В. Безбородое «Кошки-мышки» 9 Обобщающий урок | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
9 | Что такое хорошо (11ч) 1 Э. Шим «Брат и сестра» 2 А. Седугин «Молоток» 3 Е. Пермяк «Пичугин мост» 4 В. Голявасин «Был не крайний случай» 5 По И. Дину «Счастливая ручка» 6 По Л. Давыдычеву «Виктор Мокроусов» 7 По Л. Давыдычеву «Виктор Мокроусов» 8 С.Маршак «Лодыри и кот» 9 В.Осеева «Печенье» 10 А.Гайдар «Совесть» 11 Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
10 | На страже Родины (6ч)
6 Внеклассное чтение. Рассказы о Российской армии, о подвигах солдат в ВОВ. | 1 1 1 1 1 1 | |
11 | Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! (12ч) 1 Ф.И. Тютчев «Народные приметы» 2 В. Ситников «Утро» 3 По Л.Толстому «Весна» 4 Никитин «Полюбуйся весна наступает». К.Паустовский «Однажды утром» 5 И. Соколов-Микитов «Весна» Е.Бокова «8 марта» 6 Н. Саконская «Разговор о маме» Л. Квитко «Бабушкины руки» 7 По А. Платонову «Ещё мама» 8 По А. Платонову «Ещё мама» 9 По Е. Каноненко «Резеда» 10 Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 11 А. Барков «Яшка». Проверка техники чтения 12 Внеклассное чтение. Сказки, стихи, загадки о весне. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
4 четверть (32ч) | |||
12 | Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! (5ч) 1Ф. Тютчев «Весенняя гроза». В.Орлов «Лесной цветок» 2 Н. Сладков «Медведь и солнце» 3 В. Бианки «Заяц, косач, медведь и весна» 4 «Снегурочка» (рус. нар. сказка) 5 Обобщающий урок. | 1 1 1 1 1 | |
13 | В стране чудес (6ч)
| 1 1 1 1 1 1 | |
14 | Люби всё живое (11 ч)
10 Обобщающий урок | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
15 | О доброте и дружбе, о мире и труде (12ч) 1 Е. Бокова «О труде». В. Осеева «Сыновья» 2 Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» 3 С. Баруздин «Когда люди радуются»
Ю. Яковлев «Багульник»
11 Свободное чтение | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М.: Просвещение, 2004.
Учебник: Русский язык, 4 класс. М.: Просвещение, 2005.
Авторы-составители: Н.Г. Галунчикова, А.К. Аксёнова
Цель: овладение элементарными знаниями, умениями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи.
Задачи:
- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
- дать понятия грамматических умений в области фонетики и синтаксиса;
- работать над формированием умения высказываться в устной и письменной форме;
- корректировать фонематическое произношение, передающее основные звуки;
- воспитывать интерес к родному языку.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка
- совершенствование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи
- формировать умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал
- развитие познавательной деятельности
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- звуки и буквы
- слово
- предложение
- связная речь
- графические навыки письма
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Программа рассчитана на 175 часов, по 5 часов в неделю.
Количество часов по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
40ч | 39ч | 52ч | 44ч | 175ч |
Таблица основных тем по четвертям
№ п\п | Тема | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | Повторение | 10 | 6 | 4 | 10 | 30 |
2 | Алфавит. Звуки и буквы | 7 22 | 33 | 63 | ||
3 | Слова-предметы | 7 | 7 | |||
4 | Слова-действия | 9 | 9 | |||
5 | Слова-признаки | 10 | 10 | |||
6 | Имена собственные | 5 | 5 | |||
7 | Предлог | 6 | 6 | |||
8 | Родственные слова | 9 | 9 | |||
9 | Предложение | 16 | 16 | |||
10 | Главные члены предложения | 6 | 6 | |||
11 | Второстепенные члены предложения | 6 | 6 | |||
12 | Всего: | 40 | 39 | 52 | 44 | 175 |
Таблица контрольных работ по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
3 | 5 | 4 | 5 | 17 |
Темы контрольных работ
1 четверть
1. Проверочный диктант «Повторение»
2. Диктант «Смягчающий и разделительный Ь»
3. Контрольный диктант за 1 четверть
2 четверть
1. Проверочная работа «Повторение»
2. Контрольный диктант «Написание парных звонких и глухих согласных»
3. Самостоятельная работа
4. Контрольный диктант за 2 четверть
5. Словарный диктант
3 четверть
1. Самостоятельная работа
2. Контрольный диктант «Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки»
3. Самостоятельная работа
4. Контрольный диктант за 3 четверть
4 четверть
1. Проверочный диктант «Предложение»
2.Самостоятельная работа
3. Словарный диктант
4. Контрольный диктант за 4 четверть
5. Контрольный диктант за год
Содержание программы
Повторение
Предложение. Начало и конец предложения. Восстановление нарушенного порядка в предложении.
Алфавит
Звуки и буквы. Мягкий знак в середине и в конце слова, разделительный.
Сочетания гласных с шипящими: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Ударение. Ударные и безударные гласные.
Слово
Различие основных категорий слов (предметов, действий, признаков). Имена собственные: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах. Раздельное написание предлогов. Разделительный ъ. Общая часть родственных слов – корень. Словарные слова.
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Членение речи на предложения. Упражнения в составлении предложений. Установление связи между словами в предложении по вопросам. Составление и запись рассказа по серии или сюжетной картинке под руководством учителя и самостоятельно. Изложение небольшого текста (20-30 слов) по вопросам. Восстановление деформированного текста по вопросам. Написание небольшого письма родным под руководством учителя.
Учебно-тематический план
Кол-во уроков | Тема | Кол-во часов |
1-30 | Повторение | 30 |
1-63 | Алфавит. Звуки и буквы | 63 |
1-44 | Слово | 44 |
1-30 | Предложение | 30 |
Календарно-тематическое планирование
Письмо и развитие речи (171ч)
1 четверть (40ч) | |||
1 | Повторение (10 ч)
10 Работа над ошибками. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
2 | Алфавит. Звуки и буквы (32)
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
2 четверть (39ч) | |||
3 | Повторение. Звуки и буквы (37 ч)
21 Правила проверки безударной гласной 22 Проверка безударных гласных 23 Правописание безударных гласных 24 Самостоятельная работа 25 Составление рассказа по вопросам 26 Дифференциация изученных правил 27 Составление рассказа по вопросам 28 Непроверяемые безударные гласные 29 Закрепление пройденных орфограмм 30 Закрепление пройденных орфограмм 31 Контрольный диктант за 2 четверть 32 Работа над ошибками 33 Деловое письмо 34 Словарный диктант 35 Работа над ошибками 36 Закрепление пройденного 37 Итоговый урок | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
3 четверть (52ч) | |||
4 | Повторение. Звуки и буквы (4 ч) 1 Повторение правописания безударных гласных
| 1 1 1 1 | |
5 | Слова-предметы (7ч) 1 Слова-предметы 2 Дифференциация вопросов Кто? Что? 3 Изменение слов по вопросам 4 Изменение предметов по вопросам 5 выделение предметов в предложении 6 Постановка вопросов к предметам 7 Самостоятельная работа | 1 1 1 1 1 1 1 | |
6 | Слова-действия (9ч) 1 Название слов-действий 2 слова, обозначающие действия 3 Постановка вопросов к словам-действиям 4 Связь предметов с действием 5 Изменение действий по вопросам 6 Связь предметов со словами-действиями 7 Контрольный диктант 8 Работа над ошибками 9 Творческая работа: «Моя квартира» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
7 | Слова-признаки (11ч) 1 Слова-признаки 2 Постановка вопросов к словам-признакам 3 Постановка вопросов к словам-признакам 4 Связь предметов со словами-признаками 5 Связь предметов со словами-признаками 6 Изменение признака по вопросам 7 Изменение признака по вопросам
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
8 | Имена собственные (5 ч) 1 Имена собственные
| 1 1 1 1 1 | |
9 | Понятие о предлоге ( 6 ч) 1 Понятие о предлоге
| 1 1 1 1 1 1 | |
Понятие о родственных словах (9ч)
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
4 четверть (44ч) | |||
10 | Повторение (9ч) 1 Повторение пройденного 2 Подбор родственных слов 3 Слова-предметы, действия, признаки
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
11 | Понятие о предложении (18 ч)
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
12 | Главные члены предложения (6 ч)
| 1 1 1 1 1 1 | |
13 | Второстепенные члены предложения (6ч) 1 Второстепенные члены предложения
| 1 1 1 1 1 1 | |
14 | Повторение (2ч) 1 Повторение пройденного 2 Повторение пройденного | 1 1 |
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М. «Просвещение» 2004 г.
Учебник: Математика. 4 класс. Под редакцией М.Н. Перовой. М.: Просвещение, 2002.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Цель: использование математических знаний в нестандартных ситуациях.
Задачи:
- формировать понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными;
- пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин, при использовании дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций;
- формировать и развивать речь учащихся;
- учить детей повторять речь учителя, которая является образцом для учащихся;
- вводить хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие и обогащение речи учащихся;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Учащиеся должны знать:
- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;
- названия компонентов умножения, деления;
• меры длины, массы и их соотношения;
• меры времени и их соотношения;
- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- названия элементов четырёх угольников.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
- практически пользоваться переместительным свойством умножения;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертёжного треугольника на нелинованной бумаге.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного.
- Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.
- Определение времени по часам хотя бы одним способом.
- Решение составных задач с помощью учителя.
- Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.
Программа рассчитана на 204 часа по 6 часов в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
49ч | 46ч | 60ч | 49ч | 204ч |
Количество часов по четвертям
Таблица основных тем по четвертям
№ п\п | Тема | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | Сотня. Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через 10. Повторение. | 30 | 30 | |||
2 | Сложение и вычи-тание с переходом через разряд | 21 | 3 | 24 | ||
3 | Табличное умножение и деление | 41 | 30 | 71 | ||
4 | Цена, количество, стоимость | 2 | 2 | |||
5 | Внетабличные случаи умножения и деления с числами: 0,1, 10. | 11 | 8 | 19 | ||
6 | Меры времени, длины, стоимости | 17 | 17 | |||
7 | Задачи на увеличение, уменьшение в несколько раз | 14 | 14 | |||
8 | Сравнение выражений | 12 | 12 | |||
9 | Деление с остатком | 9 | 9 | |||
10 | Повторение | 6 | 6 | |||
11 | Всего: | 49 | 46 | 60 | 49 | 204 |
Таблица контрольных работ по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
2 | 2 | 3 | 3 | 10 |
Темы контрольных работ
1 четверть
1. Контрольная работа «Умножение и деление в пределах 20»
2. Контрольная работа за 1 четверть
2 четверть
1. Контрольная работа «Табличное умножение и деление до числа 6»
2. Контрольная работа за 2 четверть
3 четверть
1. Контрольная работа «Умножение и деление на 6,7»
2. Контрольная работа «Умножение и деление до 10»
3. Контрольная работа за 3 четверть
4 четверть
1. Контрольная работа «Задачи и примеры в пределах 100»
2. Контрольная работа за 4 четверть
3. Итоговая контрольная работа за год
Учебно-тематический план
Кол-во уроков | Тема | Кол-во часов |
1-30 | Сотня. Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через 10. Повторение. | 30 |
1-24 | Сложение и вычитание с переходом через разряд | 24 |
1-71 | Табличное умножение и деление | 71 |
1-2 | Цена, количество, стоимость | 2 |
1-19 | Внетабличные случаи умножения и деления с числами: 0,1, 10. | 19 |
1-19 | Меры времени, стоимости | 19 |
1-14 | Задачи на увеличение, уменьшение в несколько раз | 14 |
1-12 | Сравнение выражений | 12 |
1-9 | Деление с остатком | 9 |
1-6 | Повторение | 6 |
Календарно-тематическое планирование
Математика (204ч)
1 четверть (49ч) | |||
1 | Сотня. Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. (30 ч) 1 День знаний 2 Повторение. Знакомство с учебником. 3 Нумерация 1-100 4 Круглые десятки 5 Дополнение до круглых десятков 6 Решение примеров 7 Таблица разрядов 8 Четные и нечетные числа 9 Меры стоимости 10 Решение примеров со скобками 11 Решение примеров и задач. Повторить: квадр., прям. 12 Самостоятельная работа 13 Мера длины: метр 14 Мера длины: дециметр 15 Мера длины: миллиметр 16 Решение примеров и задач 17 Присчитывание равными долями 18 Умножение и деление на 2,3 19 Умножение и деление на 4,5 20 Умножение и деление в пределах 20 21 Решение примеров и задач 22 Контрольная работа «Умножение и деление в пределах 20» 23 Работа над ошибками 24 Мера измерения массы: центнер 25 Решение задач в два действия 26 Решение примеров на порядок действия 27 Примеры на порядок действия 28 Решение задач в 2-3 действия 29 Примеры и задачи в 2-3 действия 30 Построение окружности и круга | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
2 | Сложение и вычитание с переходом через разряд (21 ч) 1 Сложение с переходом через разряд 2 Сложение с переходом через разряд 3 Компоненты сложения 4 Письменное сложение 5 Сложение двузначных чисел 6 Самостоятельная работа 7 Вычитание с переходом через разряд 8 Вычитание с переходом через разряд 9 Компоненты вычитания 10 Письменное вычитание 11 Вычитание с переходом через разряд 12 Примеры и задачи на увеличение на несколько единиц 13 Примеры и задачи на уменьшение на несколько единиц 14 Решение примеров и задач 15 Задачи и примеры в пределах 100 16 Решение примеров и задач 17 Задачи и примеры в пределах 100. Геометрический материал по изученным темам. 18 Контрольная работа за 1 четверть 19 Работа над ошибками 20 Задачи и примеры в пределах 100 21 Повторение пройденного материала | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
2 четверть (46ч) | |||
3 | Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд (3ч) 1 Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд 2 Увеличение и уменьшение на несколько единиц 3 Повторение пройденного. Построение прямоугольника | 1 1 1 | |
4 | Табличное умножение и деление (41 ч) 1 Умножение числа 2 2 Умножение и деление на 2. Решение задач. 3 Умножение числа 3. 4 Умножение на 2,3 5 Закрепление таблицы на 3 6 Деление на 3 равные части 7 Умножение и деление на 3 равные части 8 Проверочная работа 9 Умножение числа 4 10 Решение примеров и задач 11 Деление на 4 равные части 12 Примеры и задачи на табличное умножение 13 Табличное умножение и деление. Луч. 14 Решение примеров и задач. Ломаная линия. 15 Решение примеров на порядок действия 16 Замкнутая и незамкнутая кривая 17 Контрольная работа 18 Работа над ошибками. 19 Умножение числа 5. Окружность. 20 Решение примеров и задач. 21 Задачи и примеры на умножение 22 Деление на 5 равных частей 23 Примеры на все действия 24 Решение примеров и задач 25 Увеличение числа в несколько раз 26 Задачи на уменьшение в несколько раз 27 Уменьшение числа в несколько раз 28 Решение задач на уменьшение в несколько раз 29 Замкнутые и незамкнутые ломаные линии 30 Контрольная работа за 2 четверть «Арифметические действия в пределах 100» 31 Работа над ошибками 32 Решение примеров и задач 33 Задачи и примеры на умножение 34 Умножение числа 6 35 Умножение числа 6 36 Решение примеров и задач 37 Деление на 6 равных частей 38 Умножение и деление на 6 равных частей 39 Самостоятельная работа 40 Закрепление табличных случаев 41 Повторение. Закрепление. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
3 четверть (60ч) | |||
5 | Повторение пройденного (8 ч) 1 Повторение пройденного 2 Задачи и примеры на все действия 3 Замкнутые и незамкнутые ломаные линии 4 Решение примеров и задач 5 Деление на 6 равных частей 7 Повторение и закрепление 8 Самостоятельная работа | 1 1 1 1 1 1 1 | |
6 | Цена, количество, стоимость (2 ч) 1 Цена, количество, стоимость. 2 Решение задач | 1 1 | |
7 | Табличное умножение и деление (22 ч) 1 Умножение числа 7 2 Закрепление таблицы умножения 3 Решение примеров и задач 4 Построение ломаной линии по данной длине отрезков 5 Задачи на умножение и деление 6 Деление на число 7 7 Задачи и примеры на деление 8 Решение примеров и задач 9 Повторение табличного умножения и деления 10 Контрольная работа «Умножение и деление на 6,7» 11 Работа над ошибками 12 Умножение числа 8 13 Закрепление таблицы умножения. Прямая, отрезок. 14 Примеры и задачи на умножение 15 Деление на 8 равных частей 16 Деление на 8 равных частей 17 Примеры и задачи на умножение и деление 18 Умножение числа 9 19 Примеры и задачи на умножение 20 Деление на 9 равных частей 21 Повторение пройденного 22 Самостоятельная работа | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
8 | Внетабличное умножение и деление с числами: 0, 1, 10 (11ч) 1 Умножение числа 1 и на 1 2 Деление на 1 3 Умножение на 0 4 Деление на 0 5 Взаимное положение окружности, прямой, отрезка на плоскости 6 Решение примеров и задач 7 Умножение числа 10 8 Деление на 10 9 Решение примеров и задач 10 Контрольная работа «Умножение и деление до 10» 11 Работа над ошибками | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
9 | Меры времени (5 ч) 1 Меры времени 2 Задачи с мерами стоимости 3 Повторение случаев умножения и деления 4 Решение примеров и задач 5 Задачи с мерами времени | 1 1 1 1 1 | |
10 | Меры стоимости (3 ч) 1 Меры стоимости 2 Задачи с мерами стоимости 3 Задачи с мерами стоимости. Размен. | 1 1 1 | |
11 | Меры длины (3 ч) 1 Меры длины 2 Преобразование мер длины 3 Решение примеров и задач. Построение отрезков | 1 1 1 | |
12 | Меры времени - секунда (8 ч) 1 Меры времени - секунда 2 Определение времени по часам 3 Решение задач с временными мерами 4 Контрольная работа за 3 четверть «Арифметические действия в пределах 100» 5 Анализ и работа над ошибками 6 Повторение и закрепление 7 Повторение и закрепление 8 Повторение | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
4 четверть (49ч) | |||
10 | Повторение пройденного (8 ч) 1 Повторение пройденного 2 Задачи и примеры в пределах 100 3 Деление и умножение на 0 4 Умножение и деление на 10 5 Прямая. Отрезок. 6 Цена, количество, стоимость 7 Меры времени 8 Повторение пройденного | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
11 | Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз (14ч) 1 Задачи на увеличение в несколько раз 2 Задачи на уменьшение в несколько раз 3 Проверочная работа 4 Именованные числа, выраженные мерами длины 5 Числа, полученные при измерении стоимости 6 Числа, полученные при измерении времени 7 Решение примеров и задач 8 Взаимное расположение геометрических фигур 9 Решение примеров и задач 10 Задачи и примеры в пределах 100 11 Контрольная работа «Задачи и примеры в пределах 100» 12 Работа над ошибками 13 Задачи на увеличение в несколько раз 14 Решение задач на уменьшение в несколько раз | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
12 | Сравнение выражений (12 ч) 1 Сравнение выражений 2 Примеры с имен, числами в два действия 3 Решение примеров и задач 4 Составление задач по краткой записи 5 Задачи и примеры в пределах 100 6 Нахождение неизвестных слагаемых 7 Нахождение неизвестного уменьшаемого 8 Закрепление нахождения неизвестных 9 Нахождение неизвестного вычитаемого 10 Решение примеров и задач 11 Контрольная работа за четверть «Примеры и задачи в пределах 100» 12 Анализ и работа над ошибками | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
13 | Деление с остатком (9 ч) 1 Деление с остатком
7 Анализ и работа над ошибками
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
14 | Повторение пройденного (6 ч)
| 1 1 1 1 1 1 |
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Просвещение, 2004.
Цель: развитие речи, уточнение и обогащение знаний и представлений детей о предметах ближайшего окружения.
Задачи:
- Развитие наблюдательности у школьников за погодой, сезонными изменениями; деятельностью людей в течение каждого сезона; изменениями в жизни растений и животных;
- Формировать грамматический строй речи, словарную работу;
- Развивать связную устную речь, используя слова (синонимы, антонимы), словосочетания, предложения в связном высказывании
- Развивать мыслительные операции путем упражнений в анализе, синтезе и установлении логических связей.
Основные направления коррекционной работы:
- Совершенствование знаний о месяцах, сезонах, характерных признаках времен года;
- Активизация словарного запаса путем подбора слов, обозначающих действия, использования упражнений в образовании приставочных глаголов и уточнении смысловых оттенков словосочетаний;
- Развитие осмысленных навыков описания предметов, явлений;
- Воспитание эмоциональной адекватности поведения;
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- Уметь осмысленно, с помощью учителя, уяснить процесс описания, умение раскрыть признаки и качество описываемого предмета;
- Сформировать уровень коммуникативных навыков и умений;
- Скорректировать логическое мышление на основе упражнений в анализе-синтезе и установлении логических связей;
- Систематизировать знания об основных правилах движения; правил поведения в экстремальных условиях;
- Уметь обобщать и систематизировать признаки времён года, явлений;
- Расширить представления о животных (домашних, диких), растениях;
- Расширить и уточнить представления о назначении квартиры, зон комнат, мебели, о видах посуды;
- Уточнить и расширить представления об органах чувств человека, здоровье, питании, режиме.
Программа рассчитана на 69 часов по 2 часа в неделю.
Количество часов по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
16ч | 16ч | 21ч | 16ч | 69ч |
Таблица основных тем по четвертям
№ п\п | Тема | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | Лето. Осень. | 16 | 5 | 21 | ||
2 | Жизнь и быт школьника. Сезон-ные изменения в природе. | 11 | 3 | 13 | ||
3 | Зима – начало года | 18 | 2 | 20 | ||
4 | Весна. | 14 | 14 | |||
5 | Всего: | 16 | 16 | 21 | 16 | 69 |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Таблица тестов
Содержание программы
Времена года: зима, весна, лето, осень. Сезонные изменения. Сбор урожая.
Овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи. Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс.
Город. Село. Деревня. ППД.
Деревья, кустарники, травы.
Квартира. Комната. Мебель. Посуда.
Охрана здоровья. Быт школьника. Питание.
Хвойные растения. Дикие и домашние животные. Земноводные. Насекомые.
Общение. Окружающий мир.
Учебно-тематический план
Кол-во уроков | Тема | Кол-во часов |
1-16 1-3 | Лето. Осень. | 21 |
1-11 1-2 | Жизнь и быт школьника. Сезонные изменения в природе. | 13 |
1-18 1-2 | Зима – начало года | 20 |
1-14 | Весна. | 14 |
Календарно-тематическое планирование
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (68ч)
1 четверть (16ч) | |||
1 |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
2 четверть (16ч) | |||
2 |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
3 четверть (21ч) | |||
3 |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
4 четверть (16ч) | |||
4 |
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Цель: развитие интеллектуальной и моторной сферы, формирование личности ребенка с отклонениями в развитии, воспитывать у него положительные навыки и привычки.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- развивать - у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Учащиеся должны усвоить следующие представления о:
- декоративном рисовании;
- рисовании с натуры;
- рисовании на темы;
- беседах об изобразительном искусстве.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Количество часов по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
8ч | 8ч | 10ч | 8ч | 34ч |
Таблица основных тем по четвертям
№ п\п | Тема | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | Декоративное рисование | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
2 | Рисование с натуры | 6 | 4 | 7 | 5 | 22 |
3 | Рисование на темы | 1 | - | 2 | 1 | 4 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
5 | Всего: | 9 | 7 | 11 | 8 | 35 |
Учебно-тематический план
Кол-во уроков | Тема | Кол-во часов |
1-1 1-2 1-1 1-1 | Декоративное рисование | 5 |
1-6 1-4 1-7 1-5 | Рисование с натуры | 22 |
1-1 - 1-2 1-1 | Рисование на темы | 4 |
1-1 1-1 1-1 1-1 | Беседы об изобразительном искусстве | 4 |
Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство (34ч)
1 четверть (8ч) | |||
1 | 1 Рисование овощей и фруктов с натуры 2 Рисование листа дерева 3 Рисование ветки рябины 4 Рисование узора в квадрате из растительных форм 5 Беседа «Декоративно-прикладное искусство» 6 Рисование орнамента в квадрате 7 Рисование сказочного домика 8 Свободное рисование | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
2 четверть (8ч) | |||
2 | 1 Беседа «Золотая хохлома» (посуда) 2 «Моя любимая игрушка» тематический рисунок 3 Рисование с натуры –автобус 4 Рисование орнамента в квадрате 5 Рисование расписной тарелки 6 Рисование новогодних игрушек
| 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
3 четверть (10ч) | |||
3 | 1 Рисование на тему: «Зимние забавы» 2 Декоративное рисование «Снежинка» 3 Рисование -вымпел с изображением ракеты 4 Рисование пирамиды 5 Рисование с натуры – стакан 6 Рисование поздравительной открытки к 23 февраля 7 Рисование открытки к 8 марта 8 Рисование скворечника 9 Рисование кормушки 10 Рисование на тему: «Пришла весна» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
4 четверть (8ч) | |||
4 | 1 Тематич. рисование «Космические корабли в полёте» 2 Рисование узора в круге 3 Рисование предмета конструктивной формы - часы 4 Рисование ножовки 5 Узор в квадрате: цветы и бабочки 6 Рисование настольной лампы 7 Свободное рисование 8 Итоговый урок | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Литература
I. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (окружающий мир).
1. Клепинина А. Природоведение: учебник для 4 класса общеобр. учр. – М.: Просвещение, 1989.
2. Ананьев В.А. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. – Томское книжное издательство, 1994.
3. Дмитриева Н.Я. Естествознание: Учебник для 4 класса общеобр. учр., - М.: Просвещение, 1995.
4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – М.: Просвещение, 2004.
5. Ковальчук Г.В. Книга для чтения по природоведению – М.: Просвещение, 1986.
6. Журналы начальной школы.
II. Изобразительное искусство.
1. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. - М.: Просвещение, 1992.
2. Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня: Пособие для учителя.- М.: Академия педнаук, 1961.
3. Волкова О.В. Опыт работы учителей рисования.- Л.: Просвещение, 1961.
4. Журналы начальной школы.
III. Письмо и развитие речи и Чтение и развитие речи.
1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра.- Ярославль: Академия развития, 1997.
2. Карпова Е.В. Дидактические игры.- Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Климанова Л.Ф. Читалочка: книга для чтения в 4 классе.- М.: Просвещение, 1994.
4. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1998.
5. Журналы начальной школы.
IY. Математика.
1.Волина В. Учимся играя. Веселая математика. Занимательная математика. Загадки числа. Праздник числа.
2. Колесникова Е. Математика для дошкольников.
4. Моро М.М. Вагнер И.Ф. Карточки с математическими заданиями.
5. Сборник задач и примеров по математике для начальной школы.
7. Волкова В.В. Столярова Н.Н. Рабочая тетрадь с математическими заданиями.
8. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения – Ярославль: Академия развития, 1997.
9. Колесникова Е. Математика для школьников.- М.: Просвещение, 1998.
10. Журналы начальной школы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Пояснительная записка
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида – это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционно-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок. Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.
Цель: развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Задачи:
- Создавать условия для развития и коррекции сохранных функций и личностных особенностей;
- Осуществлять сенсорное, психомоторное развитие в процессе освоения содержательных видов деятельности;
- Развивать психические функции внимания, памяти, восприятия, воображения;
- Формировать умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
- Формировать механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- Развивать работоспособности, умения сосредотачиваться на заданном действии;
- Формирование положительной мотивации к обучению;
- Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Программа рассчитана на 69 часов по 2 часа в неделю.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Методика и задания | Оборудование | Межпредметные связи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа). | ||||||
1-2 | Обследование детей | 1 | Корректурная проба, графический диктант, нахождение закономерностей. | Цветные карандаши. Рабочие тетради. Линейки. | Математика. ИЗО. | |
Раздел 2. Развитие восприятия, воображения (8 часов). | ||||||
1 | Повторение и обобщение пройденного в 3 классе. | 1 | Игры: «Угадай фигуру», «Магический квадрат». | Цветные карандаши. Рабочие тетради. Линейки. | Математика. ИЗО. | |
2 | Форма. Величина предмета. | 1 | Игры: «Волшебный мешочек», «Что лишнее?». | Кроссворд. Мешочек из ткани. Пуговицы. Карточки с изображением предмета. | Развитие речи. | |
3. | Пространственные представления. | 1 | Упражнения: «Кто быстрее пройдет свой лабиринт», «Разложи по порядку». | Лабиринты. Рабочие тетради. Ручки. Карандаши. | Математика, развитие речи, ИЗО. | |
4. | Пространственное воображение | 1 | Упражнения: «Кто назовет большее количество фигур?», «Что изменилось?». | Счетные палочки. Рабочие тетради. Ручки. Карандаши. | Развитие речи, математика. | |
5. | Развитие творческого воображения | 1 | Игры: «Готовимся к поиску», «Отгадай название», «Повторяем друг за другом». | Лабиринты. Игра «Сложи узор». Рабочие тетради, ручки, карандаши. | ИЗО, математика, развитие речи. | |
6. | Нахождение недостающей фигуры. | 1 | Упражнения: «Отгадай последнее слово», «Составь», «Найди недостающую фигуру». | Рабочие тетради, ручки, карандаши, предметные картинки с изображением рыб. | Чтение, русский язык, математика. | |
7. | Развитие творческого воображения. Заполни пустые клетки. | 1 | Задания: «Заполни пустые клетки», «Реши ребус». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. Игра «Сложи узор», «Логические таблицы». | Чтение, математика. | |
8. | Закончи рисунок. | 1 | Упражнения: «Свяжи слова», «Найди лишний», «закончи рисунок». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | ИЗО, русский язык, чтение. | |
Раздел 3. Развитие внимания (6 часов). | ||||||
1. | Развитие распределения внимания. Вычеркивай буквы и слушай. | 1 | Упражнения: «Вычеркивай буквы и слушай», «Посмотри вокруг», «Где находится». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Развитие речи, чтение. | |
2. | Развитие устойчивостми внимания. | 1 | Игры: «Стенографы», «Расположи слова». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Развитие речи, чтение, русский язык. | |
3. | Развитие устойчивости внимания. Внутренний план действий. | 1 | Игры: «Совмести фигуры», «Поезд», «Пишущая машинка». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Развитие речи, чтение, русский язык. | |
4. | Развитие произвольности, помехоустойчивости внимания. | 1 | Упражнения: «Отыщи числа», «Найди смысл». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Развитие речи, чтение, русский язык, математика. | |
5. | Произвольность движений. | 1 | Игры: «Поезд», «Невидящие и не слышащие». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи, ИЗО. | |
6. | Подбери следующее. | 1 | Игры: «Подбери следующее», «Стенографы», «Зеваки». | Карточки со словами, рабочие тетради, ручки, карандаши. | Развитие речи, чтение, русский язык, математика. | |
Раздел 4. Развитие памяти (6 часов). | ||||||
1. | Память непосредственная, Запомни и нарисуй, | 1 | Упражнения: «Пословицы», «Лишний кубик», «Запомни и нарисуй». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Русский язык, чтение, математика, ИЗО. | |
2. | Память непосредственная. Запомни сочетания фигур. | 1 | Упражнения:»Запомни сочетание фигур», «Подбери пословицу», «Раскрась». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Руский язык, чтение, математика, ИЗО. | |
3. | Память опосредованная. Запомни фигуры. | 1 | Упражнения: «Подбери общее понятие», «Запомни фигуры». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Русский язык, чтение, математика. | |
4. | Память опосредованная. Письмо другу на Марс. | 1 | Игры: «Письмо», «Отрицание». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Русский язык, чтение, математика. | |
5. | Развитие памяти. Вордбол. | 1 | Игры: «Какого цвета», «Вордбол», «Найди одинаковые». | Плакат с изображением птиц. Рабочие тетради, ручки, карандаши. | ИЗО, русскийязык. | |
6. | Запомни и воспроизведи. | 1 | Упражнения: «Вырезай точно», «запомни и воспроизведи». | Рабочие тетради, ручки, карандаши, ножницы, трафареты. | Ручной труд, чтение. | |
Раздел 5. Развитие аналитико-синтетической деятельности (40 часов). | ||||||
1. | Задачи на раскрашивание | 1 | Упражнения: «Цветные мячи», «Собери грибы», «Найди закономерность и построй орнамент». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | ИЗО, развитие речи. | |
2. | Решение задач на раскрашивание. | 1 | Упражнение: «Рассуждай и раскрашивай». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | ИЗО, развитие речи. | |
3. | Логический ряд чисел. | 1 | Упражнения: «Логический ряд чисел», «Найди закономерность и заполни ряд». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Математика, развитие речи. | |
4. | Нахождение закономерностей в ряду чисел. | 1 | Упражнения: «Задание для товарища», Найди закономерность», «Найди отличия». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Математика, развитие речи. | |
5. | Нетрадиционные задачи. | 1 | «Сколько маршрутов», «Построй башню». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Математика, развитие речи, ИЗО. | |
6. | Решение нетрадиционных задач. | 1 | Упражнения: «Дорисуй узор», «Какая картинка лишняя?». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Математика, развитие речи, ИЗО. | |
7. | Логические задачи. | 1 | Упражнения: «Сколько башен?», «Кто старше?», «Сколько вариантов меню?», «Продолжи и раскрась». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Математика, развитие речи, ИЗО, чтение. | |
8. | Решение задач с использованием рисунка. | 1 | Упражнения: «Кто последний по росту?», «Какого цвета платье?». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи, ИЗО, чтение. | |
9. | Игры со словами. | 1 | Задания: «Отгадайте слово», «Объясните значение слова». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Развитие речи, русский язык, чтение. | |
10. | Расшифруй предложение. | 1 | Задания: «Расставь гласные так,чтобы получились слова», «Расшифруй предложение». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Развитие речи, русский язык, чтение. | |
11. | Самостоятельная работа. | 1 | Упражнения: «Найди закономерность», «Вставь пропущенные числа», «Заполни пустые клеточки». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи, ИЗО, чтение. | |
12. | Загадки палочек. | 1 | Игры с палочками. Задание: «Построй самостоятельно». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Развитие речи, ручной труд. | |
13. | Занимательный диктант. | 1 | Графический диктант. | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи, ИЗО. | |
14. | Графический диктант. | 1 | Графический диктант. | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи, ИЗО, чтение. | |
15. | Город четырехугольников. | 1 | Задания: «Составь поезд», «Начерти такой же». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи, ИЗО. | |
16. | Вычеркивание четырехугольников. | 1 | Упражнения: « Сколько изображено фигур», «Начерти», «Сложи из палочек». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи, ИЗО. | |
17. | Магический квадрат. | 1 | Задание «Реши и отгадай». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи. | |
18. | Магический треугольник. | 1 | Задание «Подсчитай, сколько». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Математика, развитие речи. | |
19. | Решение магических треугольников. | 1 | Задания: «вычисли сумму», «Сделай вывод». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Математика, развитие речи. | |
20. | Магические цепорчки. | 1 | Задания: «Найди закономерность», «Реши». | Рабочие тетради, ручки, карандаши. | Математика, развитие речи. | |
21. | Решение магических цепочек. | 1 | Задание: «Проследи за цифрами». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи. | |
22. | Знакомство с понятиями «окружность», «радиус». | 1 | Игры: «Поездка в город Кругов», «Начерти». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи. | |
23. | Город кругов и окружностей. | 1 | Задания: «Рассмотри чертеж», «Начерти». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи. | |
24. | Повторение пройденного. | 1 | Задания: «Найди закономерность», «Реши задачу», «Чем отличаются и чем похожи?». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи. | |
25. | Проверочная работа. | 1 | Упражнения: «Сварим варенье», «Найди закономерность», «Графический диктант». | Карточки-задания. | ИЗО, математика. | |
26. | Полезные наблюдения. | 1 | Задания: «Вспомни названия месяцев в году», «наблюдаем за числами», «В чем сходство и в чем различие». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Развитие речи, математика, чтение. | |
27. | Пропущенные цифры. | 1 | Упражнения: «Пропущенные цифры», «Разминка». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи. | |
28. | Игры со словами. Шифровка. | 1 | Игры: «скажи наоборот», «Зашифруй». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Русский язык, чтение. | |
29. | Игры со словами. Ребусы. | 1 | Упражнения: «Кто это и какого цвета?», «Правило ребуса». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Русский язык, ИЗО. | |
30. | Разгадывание ребусов. | 1 | Задание «Реши ребус». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Русский язык, чтение, развитие речи. | |
31. | Нахождение закономерностей. | 1 | Задания: «Найди место числам», «Объясни, как рассуждал». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи. | |
32. | Комбинаторные задачи. | 1 | Упражнение: «Составь комбинацию цифр». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи | |
33. | Составление комбинаций. | 1 | Задание: «Составь цветовую комбинацию». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи,ИЗО. | |
34. | Использование математических знаний, умений в конкретных жизненных ситуациях. | 1 | Упражнения: «Найди три лишние фигуры», «Пркатимся на велосипеде». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи,ИЗО. | |
35. | Логические задачи. | 1 | Упражнения: «Продолжи ряд», «Внимание». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи,ИЗО. | |
36. | Решение логических задач. | 1 | Упражнения: «Внимание», «Прочитай написанные слоги», «Найди общее начало для этих слов». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Русский язык, чтение, развитие речи. | |
37. | Развитие логического мышления. | 1 | Задание: «Ответь на вопроссы». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи, русский язык. | |
38. | Поиск закономерностей. | 1 | Задание: «Найди закономерность». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи, ИЗО. | |
39. | Проверочная работа. | 1 | Задания: «Дополни ряд», «Выбери недостающую фигуру». | Рабочие тетради, ручки, карандаши | Математика, развитие речи. | |
40. | Работа над ошибками. | 1 | Рабочие тетради, ручки, карандаши | |||
Раздел 6. Развитие личностно-мотивационной сферы ( 4 часа). | ||||||
1. | Знакомство с понятием «успех». Составляющие успеха. | 1 | Задания: «Прочитай текст», «Соедини две половинки». | Рассказ «Контрольная работа», плакат «Звезда удачи». | Развитие речи. | |
2. | Что такое цель и зачем она нужна. | 1 | Задание «Определи цель действаия». Игра «Цепочка целей». | Тетрадь, ручка, цветные карточки. | Развитие речи. | |
3. | Как достичь цели. | 1 | Игра «Посторим план». | Плакат с алгоритмом решения. | Развитие речи. | |
4. | Учимся планировать. | 1 | Игра «Перепутанный сюжет». | Тетрадь, ручка, карандаши. | Развитие речи. | |
Раздел 7. Итоговое занятие (2 часа). | ||||||
1. | Комплексное занятие | 1 | Игры, упражнения, тесты. | Карточки-задания, карандаши, ручки. | Развитие речи, ИЗО. | |
2. | Проверочная работап. | 1 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Рабочая программа по математике для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по математике для 5-9 классов разработана в соответствии с программами:- программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-вида 5-9 классов,...
Рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида
Данный материал представляет собой рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида по письму, чтению, математике, развитию речи, игротерапии....
Рабочая программа по предмету "Рисование" Коррекционная школа 1 вариант
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Рисование»для учащихся 5 «а» класса (вариант 1) на 2022 – 2023 учебный годОсновная цель прог...
Анатация к рабочей программе по предмету "Рисование" Коррекционная школа (1 вариант)
Анатация к рабочей программе Рисование 5 класс...