В безжалостном и светлом мире (по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик и Христа на ёлке")
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» Ф.М.Достоевский .
«Рождество - это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.» Ч. Диккенс.
Милосердие, совесть, карьера, Родина, мама, богатство, доброта, путешествия, любовь, подарки, вера, сострадание.
Сделайте некоторые выводы с помощью подсказок: Читая, я испытывал… Я порадовался тому, что… Я забеспокоился, когда… Я недоумевал… Меня особенно поразило… Никогда не забуду, как …
Рисунок Ю. Данилова.
Я , желаю Вам счастливого Рождества и пусть всё задуманное исполнится .
Предварительный просмотр:
План- конспект урока.
Цель:
1. Познакомить учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского посредством изучения его рассказа.
3. Содержанием урока способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся.
2. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.
Задачи:
- формировать вдумчивого и внимательного читателя.
- уметь определять тему, идею рассказа;
- уметь давать характеристику персонажей;
- развивать связную монологическую речь обучающихся;
- развивать память, мышление;
- развивать навыки выразительного чтения
- воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к окружающим
ОБОРУДОВАНИЕ: рождественская елка, записанные слова: милосердие, совесть, карьера, Родина, мама, богатство, доброта , путешествия, любовь, подарки, вера, сострадание.
Ход урока:
1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова - русской классики.
Слайд №1 (портрет Ф.М. Достоевского с цитатой:
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Ф.М. Достоевский)
Наше путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его рассказу "Мальчик у Христа на елке".
Ф.М.Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных.
УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который прочитали на прошлом уроке и разделили на эпизоды, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА …и слайды (картинки о рождении Христа)
В небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: слайд «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).
Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.
Ученик:
...И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
Все яблоки, все золотые шары.
УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который прочитали на прошлом уроке и разделили на эпизоды, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни.
Слайд.№3 Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.Чарльз Диккенс
2.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
В Рождество всем хочется верить в добрые чудеса.Верно?
У Вас на столе карточка с перечисленными словами:
милосердие, совесть, карьера, Родина, мама, богатство, доброта, путешествия, любовь,подарки, вера, сострадание.
Что бы Вы пожелали на новый год себе, своим близким и всем людям?
3.РАБОТА С ТЕКСТОМ
УЧИТЕЛЬ: Обратимся к сюжету рассказа.
Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.
а) Работа с 1 эпизодом рассказа.
Найдите описание главного героя - подчеркните красным карандашом
( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).
Синим – условия жизни.
УЧИТЕЛЬ:Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.
Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?
Примерный ответ: этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен.
Слайд.№4 (остаётся на протяжении урока)
Сделайте некоторые выводы с помощью подсказок:
- Читая, я испытывал…
- Я порадовался тому, что …
- Я забеспокоился, когда …
- Я недоумевал…
- Меня особенно поразило…
- Никогда не забуду, как…
б) Работа с 2 эпизодом рассказа.
Подчеркните красным карандашом отдельные слова, словосочетания, а можно и предложения, характеризующие город.
– Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского?
Примерный ответ: Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.
– Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? Примерный ответ: Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.
в) Работа с 3 эпизодом рассказа.
Подчеркните красным карандашом отдельные слова, словосочетания, а можно и предложения, характеризующие чувства мальчика.
Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?
Ответ: чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет.)
УЧИТЕЛЬ: Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".
Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?
( "Вспомнил, заплакал, побежал".)
УЧИТЕЛЬ: Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.
Выводы с помощью подсказок. (слайд№4)
- Читая, я испытывал…
- Я порадовался тому, что …
- Я забеспокоился, когда …
- Я недоумевал…
- Меня особенно поразило…
- Никогда не забуду, как…
УЧИТЕЛЬ: Не всем детям в мире живётся хорошо и радостно, много детей страдает, и у них в жизни очень много печали.
У вас на столах лежат новогодние игрушки. Напишите пожелания , которые Вы хотели бы передать, в защиту, а может и в помощь детям, всем людям нашей планеты . Теперь украсьте ими ёлку.
4.Физкультминутка (около ёлочки)
Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем корпус вперёд, поворачиваем корпус
вправо и влево)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два- (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
г) Работа с 4 эпизодом рассказа.
Вспомните, во что был одет мальчик?
(В халатик.)
УЧИТЕЛЬ: Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно.
Далее, когда Мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".
Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?
Примерный ответ: Мне кажется, Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. А я думаю, что эта копеечка ему была не нужна.
УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.
Выводы с помощью подсказок. (слайд№4)
- Читая, я испытывал…
- Я порадовался тому, что …
- Я забеспокоился, когда …
- Я недоумевал…
- Меня особенно поразило…
- Никогда не забуду, как…
д) Работа с 5 эпизодом рассказа.
Чтение эпизода!
Как вы считаете, зачем после описания детского праздника автор изображает кукол?
Примерный ответ: Они противопоставлены мертвым душой людям.
5.Переход к кульминации
– Где в рассказе “перелом”? Какой момент можно назвать кульминационным?
Ответ: Автор описывает сказочную елку у Христа.
Найдите этот эпизод. Зачитайте.(?)
Слайд.
Работа с иллюстрацией (рисунок Ю. Данилова).
Учитель: Какой момент рассказа изображён на иллюстрации? Какие цвета преобладают?
- Что бы вы нарисовали, изображая ёлку у Христа?
Какие краски вы бы использовали?
– Хорошо ли мальчику на ёлке у Христа? Почему?
Ответ: На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят.
– Кто встречает мальчика на елке у Христа?
– Что мы знаем о них?
Ответ: у каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью история смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)
– Происходит ли чудо в рассказе?
Ответ: Светлое загробное будущее ребенка.
УЧИТЕЛЬ: Обычно, у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.
А вы как считаете?
е) Зачитайте последний абзац.
УЧЕНИК: "Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".
УЧИТЕЛЬ: Это Достоевский предлагает Вам , читателям, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.
6.Домашнее задание.
– Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив?
Учитель: Вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более весёлым, ведь сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чуда. Попробуйте придумать и написать счастливый конец к рассказу “Мальчик у Христа на ёлке”.
7.Итог урока.
Зачем писатель создает этот рассказ?
Ответ: Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.
Учитель: А как вы считаете, сейчас нам нужно читать рассказ об “испорченной картине” детства? Почему? Ответ: Со времён Достоевского она исказилась еще более.
8.Рефле́ксия
Вспомните о пожеланиях, которые Вы выделили, как необходимые Вам, Вашим близким и всем людям. Изменили ли Вы теперь своё мнение? Почему?
Я, желаю Вам счастливого Рождества и пусть всё задуманное исполнится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
Урок В безжалостном и светлом мире
педагогический опыт...
Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка
На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и В. Левановым, становятся ...
Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"...
Тема: «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Цель: Выявить актуальность рассказа Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».А). Личностные результаты:Воспитыватьнеприятие жестокости, проявление милосерд...
"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"
Урок по рассказу Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...