Урок В безжалостном и светлом мире
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока "В безжалостном и светлом мире"
Цели урока: осмыслить значимость творчества Ф.М. Достоевского как писателя-психолога в мировой литературе, углубить понятие о психологизме, закрепить знания о стилистических особенностях произведения, закрепить навыки работы с информацией, сформировать отношение к ПК как к инструментальному средству для работы с информацией.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК по количеству учеников, тест по роману "Преступление и наказание" на электронном носителе, папки с файлами.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Вот и перевёрнута последняя страница романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Думаю, что никто не остался равнодушным ни к судьбам героев, ни к проблемам, затронутым автором. Сегодня мы ещё раз перелистаем эти страницы, встретимся с героями, постараемся понять, как писателю удалось добиться того, что герои стали нашими единомышленниками или идейными противниками, врагами или друзьями, в чём магия художественного слога Ф.М. Достоевского. Достоевский по праву считается одним из самых своеобразных и сложных писателей. Погружаясь в его творчество, мы попытаемся проследить, как автор вовлекает читателя в сопереживание героям, к каким средствам он прибегает, как добивается того, что его герои оживают. В конце урока ответим на вопрос: "Что хотел сказать своим романом писатель?"
Запишем тему урока "В безжалостном и светлом мире".
Обратите внимание на слова Луначарского, поразмышляем над ними в конце урока.
Начнём с "разминки". Я предлагаю вам небольшой тест, который, с одной стороны, поможет мне выяснить, насколько хорошо вы знаете содержание романа, а с другой, вам вспомнить изученное, войти в мир героев Достоевского. Работать вы будете в паре: пока один выполняет тест, другой отвечает на вопрос:
"В чём магия слова Ф.М. Достоевского?" Приступаем к работе.
Тест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Задание 1.
Герой романа "Преступление и наказание" совершает убийство старухи-процентщицы:
1. Ради денег.
2. Ради оправдания своей теории.
3. Ради близких ему людей: матери и сестры.
4. Ради семьи Мармеладовых.
Задание 2.
Укажите, чей путь был отвергнут Раскольниковым:
1. Лужина.
2. Свидригайлова.
3. Сони.
4. Разумихина.
Задание 3.
Определите, кому из героев романа принадлежат высказывания:
1. "Возлюби прежде одного себя, ибо все на личном интересе основано".
2. "Надо жить весело".
3. "Это человек-то вошь!"
а. Свидригайлов.
б. Лужин.
в. Соня.
Задание 4.
С какого момента начинается преступление Раскольникова:
1. После убийства старухи-процентщицы и ее сестры.
2. Во время убийства.
3. До убийства.
4. На каторге.
Задание 5.
С какого момента начинается наказание Раскольникова:
1. До убийства.
2. После убийства.
3. После признания Соне.
4. На каторге.
Задание 6.
Что несет миру теория, созданная Раскольниковым:
1. Индивидуализм и преступную философию вседозволенности.
2. Освобождение от материальной зависимости.
3. Освобождение от социального давления общества.
4. Разрешение социальных противоречий общества.
Задание 7.
Описание чье комнаты приведено ниже:
"Это была крошечная клетушка, шагов в десять длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок".
1. Сони Мармеладовой.
2. Лужина.
3. Разумихина.
4. Раскольникова.
Задание 8.
Какое событие в романе "Преступление и наказание" является кульминационным:
1. Смерть Мармеладова.
2. Сон Раскольникова.
3. Исповедь, признание Раскольникова Соне.
4. Уголовное преступление Раскольникова.
Задание 9.
Теория "целых кафтанов" принадлежит:
1. Раскольникову.
2. Лебезятникову.
3. Лужину.
4. Свидригайлову.
Задание 10.
Определите, портрет какой героини романа "Преступление и наказание" приводится ниже:
"Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица…такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней".
1. Дуня Раскольникова.
2. Девушка на мосту.
3. Соня Мармеладова.
Ответы к тесту:
1 - 2, 2 - 3, 3 - 1-б, 2-а, 3-в, 4 - 3, 5 - 3, 6 - 1, 7 - 4, 8 - 3, 9 - 3,10 - 3.
Самопроверка результатов. В основном, справились с заданием, я довольна. Чтобы увидеть свои ошибки, нажмите кнопку "Е". Закройте тест.
Послушаем, как вы справились с другим заданием (3-4 человека).
Я хочу, чтобы вы ещё раз обратили внимание на язык романа Достоевского. Работать будем в группах.
На рабочем столе найдите и откройте папку "Достоевский", откройте файл №1. Прочитайте текст. Узнали ли вы эпизод? Понаблюдаем над стилем писателя. Обратите внимание на экран. С помощью каких средств создаётся неповторимый стиль писателя?
Словарная работа. Работа над стилем произведения - это прежде всего работа над его лексикой, т.к каждое слово - основа для понимания речи. Мы обратим внимание на эмоциональную и стилистическую окраску слов, изобразительно-выразительные средства (тропы).
Для чего Достоевский использует все эти средства языка? Что ими достигается? (3-4 человека) (предполагаемый ответ - психологизм)
Действительно, все названные вами цели сливаются в одну - создание эмоционального переживания, психологизма произведения.
Словарная работа.
Психологизм - углублённое изображение психических, душевных переживаний.
Послушайте задание: откройте файл №2. Перед вами текст на основе эпизода романа. Прочитайте его.
Узнали ли вы эпизод? (Смерть Свидригайлова)
Чувствуете ли вы эмоциональное напряжение эпизода? (Нет)
Попробуем восстановить текст писателя, расставив все элементы из "Справки" на свои места.
Прочитайте получившийся текст. Что изменилось после вашей работы? Какое настроение создаёт отрывок?
Вывод по уроку. Сегодня мы ещё раз обратились к миру героев Достоевского, глубже постигли их страдания. Проследили, как с помощью средств языка автор добивается того, чтобы герои ожили. Итак, что же хотел сказать Достоевский своим романом? Обратимся к эпиграфу.
"Все его романы - одна огненная река его собственных переживаний… постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру".
Что хотел сказать своим романом писатель? О какой "вере" идёт речь? (О вере в человека, о любви к нему)
Заключительное слово учителя. Гуманистическая идея Достоевского о необходимости любви ко всем: падшим, заблудшим, отступившим от законов морали и нравственности - вот стержень романа, его вечная актуальность. Своим романом Достоевский говорит о надежде на возрождение человека, в нём всё пропитано верой в воскрешение души, мечтой о возвращении из тьмы к свету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
открытый урок на тему "Пасха-светлый праздник"
урок посвящен замечательному событию "Воскресение Христа". Дети знакомятся с традициями нашего народа , обрядами , песнями....
План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."
Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес ...
Презентация урока "Развитие представлений человечества о мире. Картины мира" по экологии 9 класса
Презентация урока экологии для 9 класса...
Презентация к уроку ОРКСЭ "Праздники в религиях мира. Календари мира."
Цель урока - формирование у подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа...
В безжалостном и светлом мире (по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик и Христа на ёлке")
Конспект урока. Презентация...
Духи и живые существа светлого мира в представлении древних чувашей
Презентация показывает - как представляли себе древние чуваши духов и живых существ светлого (земного) мира....