Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
материал по литературе (6 класс) на тему

Юлия Анатольевна Головчанова

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc24 КБ
Microsoft Office document icon celi_i_zadachi.doc26 КБ
Microsoft Office document icon scenariy_uroka.doc51 КБ
Microsoft Office document icon blank_ocenivaniya.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon voprosy_dlya_detey.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon kriterii_ocenivaniya.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Рябовская СОШ»

Конспект открытого урока по литературе.

Тема : «Что такое счастье?»

(Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)

Подготовила: учитель русского языка

                                                            и литературы Головчанова Ю.А.

2009 год



Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

Класс – 6

Тема: Что такое счастье?(Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)

Цель урока: познакомить учащихся с  художественными особенностями двух литературных произведений, написанных писателями разных стран, но посвящённых одной теме, пробудить в детях лучшие человеческие чувства посредством соприкосновения с художественным миром этих произведений.

Задачи:

1.обучающая: дети научатся применять полученные знания на практике, сопоставлять прочитанные произведения, анализировать художественный текст  по разным параметрам( тема, идейное содержание, жанровое своеобразие);

2.развивающая: в процессе работы будут развиваться навыки работы в группе, навыки работы с текстом, навыки говорения и письма, целостного устного ответа(каждый учащийся выступит в роли лидера, отвечающего за команду).

3.воспитательная: воспитывать ответственность, объективность;     в процессе работы с данными произведениями дети могут понять, что такое сострадание, сочувствие, отзывчивость, доброта и задуматься над самым главным вопросом  - почему на земле есть несчастные дети?

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: групповая



Предварительный просмотр:

№ этапа

Этап

Задачи этапа

Содержание

Вре

мя выполнения

Примечание

1

Психологическая мобилиза

ция.

Подготовить учащихся к восприятию материала, создать нужный психологический настрой к началу урока.

После приветствия учитель сообщает учащимся такую информацию:

- Ребята, есть такая народная примета: если вам в ладошку упала снежинка, то, пока она не растаяла, вы можете загадать желание, и оно обязательно сбудется. И мне кажется, что самые лучшие желания – это те, которые мы загадываем не для себя, а для тех люде, что находятся рядом с нами, для тех людей, которые нам дороги. Сегодня я приготовила вам небольшой сюрприз – каждому из вас в руки упадёт снежинка, и вы сможете загадать желание для самого дорогого вам человека.

Учитель раздаёт снежинки , вырезанные из бумаги. Дети должны написать на снежинках пожелание, без указания лица, к которому они обращаются. Пожелание начинается словами «Желаю тебе....» и дальше дети записывают собственно пожелание.

Учитель собирает снежинки в шкатулку, перемешивает и теперь ребята наугад вытаскивают любую снежинку. У каждого теперь в руках снежинка с добрым пожеланием – её можно вложить в дневник или в тетрадь по литературе, чтобы чьи-то пожелания счастья и добра пронести с собой через будущий год.



3 минуты

Этот элемент позволяет не только создать доброжелательный настрой для работы, но и несёт в себе воспитательный момент. Можно вспомнить библейские заповеди  - относись к другим, как к самому себе, не желай зла другим, ведь твои пожелания могут вернуться к тебе.

2

Организация внимания

Настроить учащихся на работу

Целевая установка, сообщение целей и задач урока

1 минута

3

Начало работы с произведениями.

Актуализация опорных знаний

1.Метод «Ассоциация»

После сбора ассоциаций делаем вывод – для большинства людей этот праздник связан с чем-то очень радостным, счастливым. Все ждут от нового года подарков, поздравлений от друзей, какого-то волшебства.

2. Беседа. Учитель делает заключение : Новый год – счастливый праздник, от которого все ждут добра и радости, но вы, ребята, дома прочитали 2 произведения, в которых мы видим совсем другую картину.

- Какие произведения вы читали дома? ( Дети отвечают, что сказку Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками» и рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

- Понравились вам эти произведения или нет? Что произвело на вас наибольшее впечатление?

2 минуты











1 минута

По центру доски написано крупно – НОВЫЙ ГОД, дети сообщают свои ассоциации с этим праздником

4

Работа над темой урока

Получение знаний и умений учащимися

Работа по вопросам.

1.вопрос:

- Кто авторы произведений? Что вы о них знаете? (Годы жизни, страна проживания, факты из биографии, тематика произведений и т.д.) Заполните сходство и различие в специальную диаграмму, которая находится у вас на столе. Командир озвучивает ответ.

2. вопрос:

- Кто главные действующие лица? Сопоставьте их по полу, возрасту, общественному и семейному положению. Есть ли у них родители? Другие близкие люди? Данные поместите в диаграмму.

3. вопрос:

- Когда происходит действие? Что это за праздники? Чем они похожи и чем различны? Что является самым главным на эти праздники? Заполните диаграмму.

4.вопрос:

- Как окружающие относятся к детям? Приведите примеры.  Заполните диаграмму.

5. вопрос:

- О чём дети мечтают? Что является счастьем для этих детей? Почему они несчастны в этой жизни? Заполните диаграмму.

6.вопрос:

- Финал произведений. В чём сходство и в чём различие финалов этих двух произведений? Что случилось с детьми? Как они погибли? Куда они попали после смерти и что они увидели? Стали ли они счастливы?

2. Пятистишие.

Ребятам предлагается написать пятистишие на тему

 СЧАСТЬЕ

Работа над каждым вопросом – 4-5 минут, всего используем 25 минут урока































3 минуты.

Сначала учитель объясняет правила, по которым учащиеся работают в течение урока – порядок выступлений. Обязанности командиров.

Урок состоит из 6 ключевых вопросов, ответы на которые должны найти учащиеся, в результате работы заполняется диаграмма Вена – сопоставление двух произведений.

В классе 6 учащихся, поэтому каждый сможет ощутить на себе роль главного и ответственного за команду.

Командир озвучивает ответ группы и за работу каждому члену группы выставляет баллы в специальный бланк. Количество баллов за каждый ответ вывешено на доске.

После заполнения таблицы и озвучивания всех результатов ребятам предлагается написать пятистишие.

Заслушиваются все учащиеся, учитель сам выставляет баллы за этот вид деятельности.

5

Подведение итогов урока

Выставление оценок, элемент рефлексии

Заключительные вопросы на понимание материала, обобщение материала.

- Похожи или не похожи эти два произведения? Какие темы поднимают писатели разных стран? Как вы думаете, почему написанные в разное время, в разных странах произведения имеют столько всего общего? (это проблемы всего человечества, к сожалению, до сих пор дети умирают от голода и холода, а этого не должно происходить)

2. Выставление оценок всем учащимся – максимальное количество баллов за урок – 14б.

3.  Рефлексия – «Ёлочка»

- В психологии каждый цвет имеет своё значение. Какое настроение у вас к концу урока? Какими шарами вы хотели бы украсить нашу ёлочку? (После того, как дети украсят – объяснить значение цветов

3 минуты













3 минуты


4 минуты
















«5» - 13-14 б.

«4» - 10-12б.

      «3» - 7 - 9 б.

      «2» - 0 – 6 б.


Учителем заранее на оборотной стороне доски приготовлена ёлочка из цветной бумаги. А у детей на столах для каждого подготовлен комплект шаров, тоже из цветной бумаги. Шары я предлагаю взять следующих цветов – черный, фиолетовый, розовый и оранжевый. Можно попросить детей пояснить, почему они выбрали тот или иной шар.

Значения цветов:

Чёрный – негативные чувства, тревога, депрессия.

Фиолетовый – равнодушие, безразличие.

Розовый – добро, теплота, положительные эмоции.

Оранжевый – прилив сил, радость.

6

Задавание на дом.

Написать эссе на тему « Что нужно делать, чтобы дети были счастливы....»

3минуты.

Пояснить, о чём нужно писать: предложить детям поставить себя на место правительства, на место родителей, на место обычных прохожих – и попробовать смоделировать ситуацию, при которой не было бы подобных трагических случаев. Попробовать найти ответ на вопрос «что делает детей несчастными и как этого можно избежать»



Предварительный просмотр:

Бланк оценивания

ФИО учащегося__Андреева Юля

№ п/п

Фамилия оценивающего

Баллы

1

Терешкин Игорь

2

Лякишев Руслан

3

Григорьева Маша

4

Гребенникова Алина

5

Венкова Наташа

6

_____________

7

Учитель

ИТОГ за урок

Бланк оценивания

ФИО учащегося_Венкова Наташа

№ п/п

Фамилия оценивающего

      Баллы                      

1

Терешкин Игорь

2

Лякишев Руслан

3

Григорьева Маша

4

Гребенникова Алина

5

___________________

6

Андреева Юля

7

Учитель

ИТОГ за урок

Бланк оценивания

ФИО учащегося__Гребенникова Алина

№ п/п

Фамилия оценивающего

Баллы

1

Терешкин Игорь

2

Лякишев Руслан

3

Григорьева Маша

4

_________________

5

Венкова Наташа

6

Андреева Юля

7

Учитель

ИТОГ за урок

Бланк оценивания

ФИО учащегося__Григорьева Маша

№ п/п

Фамилия оценивающего

Баллы

1

Терешкин Игорь

2

Лякишев Руслан

3

________________

4

Гребенникова Алина

5

Венкова Наташа

6

Андреева Юля

7

Учитель

ИТОГ за урок

Бланк оценивания

ФИО учащегося__Терешкин Игорь

№ п/п

Фамилия оценивающего

Баллы

1

______________________

2

Лякишев Руслан

3

Григорьева Маша

4

Гребенникова Алина

5

Венкова Наташа

6

Андреева Юля

7

Учитель

ИТОГ за урок

 

Бланк оценивания

ФИО учащегося__Лякишев Руслан

№ п/п

Фамилия оценивающего

 Баллы

1

Терешкин Игорь

2

______________

3

Григорьева Маша

4

Гребенникова Алина

5

Венкова Наташа

6

Андреева Юля

7

Учитель

ИТОГ за урок



Предварительный просмотр:

1.вопрос( командир - Терешкин Игорь):

- Кто авторы произведений? Что вы о них знаете? (Годы жизни, страна проживания, факты из биографии, тематика произведений и т.д.) Заполните сходство и различие в специальную диаграмму, которая находится у вас на столе. Командир озвучивает ответ.

2. вопрос (командир - Лякишев Руслан):

- Кто главные действующие лица? Сопоставьте их по полу, возрасту, общественному и семейному положению. Есть ли у них родители? Другие близкие люди? Данные поместите в диаграмму.

3. вопрос (командир -  Григорьева Маша):

- Когда происходит действие? Что это за праздники? Чем они похожи и чем различны? Что является самым главным на эти праздники? Заполните диаграмму.

4.вопрос (командир - Гребенникова Алина):

- Как окружающие относятся к детям? Приведите примеры.  Заполните диаграмму.

5. вопрос (командир - Венкова Наташа):

- О чём дети мечтают? Что является счастьем для этих детей? Почему они несчастны в этой жизни? Заполните диаграмму.

6.вопрос (командир - Андреева Юля):

- Финал произведений. В чём сходство и в чём различие финалов этих двух произведений? Что случилось с детьми? Как они погибли? Куда они попали после смерти и что они увидели? Стали ли они счастливы?



Предварительный просмотр:

2 балла – ученик активно участвовал в обсуждении, его высказывания, мысли были очень важны для достижения успеха.

1 балл – ученик участвовал в обсуждении, но был недостаточно активен, не высказывал своих суждений, а лишь соглашался со всеми.

0 баллов – ученик не участвовал в обсуждении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

Урок по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)

Урок по развитию навыков  анализа  художественного произведения и читательского вкуса....

Тема: «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Цель:  Выявить актуальность  рассказа  Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».А). Личностные  результаты:Воспитыватьнеприятие жестокости, проявление милосерд...

"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"

Урок по рассказу  Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как  важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...