Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
материал по литературе (6 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.doc | 24 КБ |
celi_i_zadachi.doc | 26 КБ |
scenariy_uroka.doc | 51 КБ |
blank_ocenivaniya.doc | 64.5 КБ |
voprosy_dlya_detey.doc | 25.5 КБ |
kriterii_ocenivaniya.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Рябовская СОШ»
Конспект открытого урока по литературе.
Тема : «Что такое счастье?»
(Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)
Подготовила: учитель русского языка
и литературы Головчанова Ю.А.
2009 год
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения.
Класс – 6
Тема: Что такое счастье?(Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)
Цель урока: познакомить учащихся с художественными особенностями двух литературных произведений, написанных писателями разных стран, но посвящённых одной теме, пробудить в детях лучшие человеческие чувства посредством соприкосновения с художественным миром этих произведений.
Задачи:
1.обучающая: дети научатся применять полученные знания на практике, сопоставлять прочитанные произведения, анализировать художественный текст по разным параметрам( тема, идейное содержание, жанровое своеобразие);
2.развивающая: в процессе работы будут развиваться навыки работы в группе, навыки работы с текстом, навыки говорения и письма, целостного устного ответа(каждый учащийся выступит в роли лидера, отвечающего за команду).
3.воспитательная: воспитывать ответственность, объективность; в процессе работы с данными произведениями дети могут понять, что такое сострадание, сочувствие, отзывчивость, доброта и задуматься над самым главным вопросом - почему на земле есть несчастные дети?
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: групповая
Предварительный просмотр:
№ этапа | Этап | Задачи этапа | Содержание | Вре мя выполнения | Примечание |
1 | Психологическая мобилиза ция. | Подготовить учащихся к восприятию материала, создать нужный психологический настрой к началу урока. | После приветствия учитель сообщает учащимся такую информацию: - Ребята, есть такая народная примета: если вам в ладошку упала снежинка, то, пока она не растаяла, вы можете загадать желание, и оно обязательно сбудется. И мне кажется, что самые лучшие желания – это те, которые мы загадываем не для себя, а для тех люде, что находятся рядом с нами, для тех людей, которые нам дороги. Сегодня я приготовила вам небольшой сюрприз – каждому из вас в руки упадёт снежинка, и вы сможете загадать желание для самого дорогого вам человека. Учитель раздаёт снежинки , вырезанные из бумаги. Дети должны написать на снежинках пожелание, без указания лица, к которому они обращаются. Пожелание начинается словами «Желаю тебе....» и дальше дети записывают собственно пожелание. Учитель собирает снежинки в шкатулку, перемешивает и теперь ребята наугад вытаскивают любую снежинку. У каждого теперь в руках снежинка с добрым пожеланием – её можно вложить в дневник или в тетрадь по литературе, чтобы чьи-то пожелания счастья и добра пронести с собой через будущий год. | 3 минуты | Этот элемент позволяет не только создать доброжелательный настрой для работы, но и несёт в себе воспитательный момент. Можно вспомнить библейские заповеди - относись к другим, как к самому себе, не желай зла другим, ведь твои пожелания могут вернуться к тебе. |
2 | Организация внимания | Настроить учащихся на работу | Целевая установка, сообщение целей и задач урока | 1 минута |
3 | Начало работы с произведениями. | Актуализация опорных знаний | 1.Метод «Ассоциация» После сбора ассоциаций делаем вывод – для большинства людей этот праздник связан с чем-то очень радостным, счастливым. Все ждут от нового года подарков, поздравлений от друзей, какого-то волшебства. 2. Беседа. Учитель делает заключение : Новый год – счастливый праздник, от которого все ждут добра и радости, но вы, ребята, дома прочитали 2 произведения, в которых мы видим совсем другую картину. - Какие произведения вы читали дома? ( Дети отвечают, что сказку Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками» и рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» - Понравились вам эти произведения или нет? Что произвело на вас наибольшее впечатление? | 2 минуты 1 минута | По центру доски написано крупно – НОВЫЙ ГОД, дети сообщают свои ассоциации с этим праздником |
4 | Работа над темой урока | Получение знаний и умений учащимися | Работа по вопросам. 1.вопрос: - Кто авторы произведений? Что вы о них знаете? (Годы жизни, страна проживания, факты из биографии, тематика произведений и т.д.) Заполните сходство и различие в специальную диаграмму, которая находится у вас на столе. Командир озвучивает ответ. 2. вопрос: - Кто главные действующие лица? Сопоставьте их по полу, возрасту, общественному и семейному положению. Есть ли у них родители? Другие близкие люди? Данные поместите в диаграмму. 3. вопрос: - Когда происходит действие? Что это за праздники? Чем они похожи и чем различны? Что является самым главным на эти праздники? Заполните диаграмму. 4.вопрос: - Как окружающие относятся к детям? Приведите примеры. Заполните диаграмму. 5. вопрос: - О чём дети мечтают? Что является счастьем для этих детей? Почему они несчастны в этой жизни? Заполните диаграмму. 6.вопрос: - Финал произведений. В чём сходство и в чём различие финалов этих двух произведений? Что случилось с детьми? Как они погибли? Куда они попали после смерти и что они увидели? Стали ли они счастливы? 2. Пятистишие. Ребятам предлагается написать пятистишие на тему СЧАСТЬЕ | Работа над каждым вопросом – 4-5 минут, всего используем 25 минут урока 3 минуты. | Сначала учитель объясняет правила, по которым учащиеся работают в течение урока – порядок выступлений. Обязанности командиров. Урок состоит из 6 ключевых вопросов, ответы на которые должны найти учащиеся, в результате работы заполняется диаграмма Вена – сопоставление двух произведений. В классе 6 учащихся, поэтому каждый сможет ощутить на себе роль главного и ответственного за команду. Командир озвучивает ответ группы и за работу каждому члену группы выставляет баллы в специальный бланк. Количество баллов за каждый ответ вывешено на доске. После заполнения таблицы и озвучивания всех результатов ребятам предлагается написать пятистишие. Заслушиваются все учащиеся, учитель сам выставляет баллы за этот вид деятельности. |
5 | Подведение итогов урока | Выставление оценок, элемент рефлексии | Заключительные вопросы на понимание материала, обобщение материала. - Похожи или не похожи эти два произведения? Какие темы поднимают писатели разных стран? Как вы думаете, почему написанные в разное время, в разных странах произведения имеют столько всего общего? (это проблемы всего человечества, к сожалению, до сих пор дети умирают от голода и холода, а этого не должно происходить) 2. Выставление оценок всем учащимся – максимальное количество баллов за урок – 14б. 3. Рефлексия – «Ёлочка» - В психологии каждый цвет имеет своё значение. Какое настроение у вас к концу урока? Какими шарами вы хотели бы украсить нашу ёлочку? (После того, как дети украсят – объяснить значение цветов | 3 минуты 3 минуты 4 минуты | «5» - 13-14 б. «4» - 10-12б. «3» - 7 - 9 б. «2» - 0 – 6 б. Учителем заранее на оборотной стороне доски приготовлена ёлочка из цветной бумаги. А у детей на столах для каждого подготовлен комплект шаров, тоже из цветной бумаги. Шары я предлагаю взять следующих цветов – черный, фиолетовый, розовый и оранжевый. Можно попросить детей пояснить, почему они выбрали тот или иной шар. Значения цветов: Чёрный – негативные чувства, тревога, депрессия. Фиолетовый – равнодушие, безразличие. Розовый – добро, теплота, положительные эмоции. Оранжевый – прилив сил, радость. |
6 | Задавание на дом. | Написать эссе на тему « Что нужно делать, чтобы дети были счастливы....» | 3минуты. | Пояснить, о чём нужно писать: предложить детям поставить себя на место правительства, на место родителей, на место обычных прохожих – и попробовать смоделировать ситуацию, при которой не было бы подобных трагических случаев. Попробовать найти ответ на вопрос «что делает детей несчастными и как этого можно избежать» |
Предварительный просмотр:
Бланк оценивания
ФИО учащегося__Андреева Юля
№ п/п | Фамилия оценивающего | Баллы |
1 | Терешкин Игорь |
2 | Лякишев Руслан |
3 | Григорьева Маша |
4 | Гребенникова Алина |
5 | Венкова Наташа |
6 | _____________ |
7 | Учитель |
ИТОГ за урок |
Бланк оценивания
ФИО учащегося_Венкова Наташа
№ п/п | Фамилия оценивающего | Баллы |
1 | Терешкин Игорь |
2 | Лякишев Руслан |
3 | Григорьева Маша |
4 | Гребенникова Алина |
5 | ___________________ |
6 | Андреева Юля |
7 | Учитель |
ИТОГ за урок |
Бланк оценивания
ФИО учащегося__Гребенникова Алина
№ п/п | Фамилия оценивающего | Баллы |
1 | Терешкин Игорь |
2 | Лякишев Руслан |
3 | Григорьева Маша |
4 | _________________ |
5 | Венкова Наташа |
6 | Андреева Юля |
7 | Учитель |
ИТОГ за урок |
Бланк оценивания
ФИО учащегося__Григорьева Маша
№ п/п | Фамилия оценивающего | Баллы |
1 | Терешкин Игорь |
2 | Лякишев Руслан |
3 | ________________ |
4 | Гребенникова Алина |
5 | Венкова Наташа |
6 | Андреева Юля |
7 | Учитель |
ИТОГ за урок |
Бланк оценивания
ФИО учащегося__Терешкин Игорь
№ п/п | Фамилия оценивающего | Баллы |
1 | ______________________ |
2 | Лякишев Руслан |
3 | Григорьева Маша |
4 | Гребенникова Алина |
5 | Венкова Наташа |
6 | Андреева Юля |
7 | Учитель |
ИТОГ за урок |
Бланк оценивания
ФИО учащегося__Лякишев Руслан
№ п/п | Фамилия оценивающего | Баллы |
1 | Терешкин Игорь |
2 | ______________ |
3 | Григорьева Маша |
4 | Гребенникова Алина |
5 | Венкова Наташа |
6 | Андреева Юля |
7 | Учитель |
ИТОГ за урок |
Предварительный просмотр:
1.вопрос( командир - Терешкин Игорь):
- Кто авторы произведений? Что вы о них знаете? (Годы жизни, страна проживания, факты из биографии, тематика произведений и т.д.) Заполните сходство и различие в специальную диаграмму, которая находится у вас на столе. Командир озвучивает ответ.
2. вопрос (командир - Лякишев Руслан):
- Кто главные действующие лица? Сопоставьте их по полу, возрасту, общественному и семейному положению. Есть ли у них родители? Другие близкие люди? Данные поместите в диаграмму.
3. вопрос (командир - Григорьева Маша):
- Когда происходит действие? Что это за праздники? Чем они похожи и чем различны? Что является самым главным на эти праздники? Заполните диаграмму.
4.вопрос (командир - Гребенникова Алина):
- Как окружающие относятся к детям? Приведите примеры. Заполните диаграмму.
5. вопрос (командир - Венкова Наташа):
- О чём дети мечтают? Что является счастьем для этих детей? Почему они несчастны в этой жизни? Заполните диаграмму.
6.вопрос (командир - Андреева Юля):
- Финал произведений. В чём сходство и в чём различие финалов этих двух произведений? Что случилось с детьми? Как они погибли? Куда они попали после смерти и что они увидели? Стали ли они счастливы?
Предварительный просмотр:
2 балла – ученик активно участвовал в обсуждении, его высказывания, мысли были очень важны для достижения успеха.
1 балл – ученик участвовал в обсуждении, но был недостаточно активен, не высказывал своих суждений, а лишь соглашался со всеми.
0 баллов – ученик не участвовал в обсуждении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Данный урок построен на том, чтобы побудить одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...
В безжалостном и светлом мире (по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик и Христа на ёлке")
Конспект урока. Презентация...
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...
Урок по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)
Урок по развитию навыков анализа художественного произведения и читательского вкуса....
Тема: «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Цель: Выявить актуальность рассказа Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».А). Личностные результаты:Воспитыватьнеприятие жестокости, проявление милосерд...
"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"
Урок по рассказу Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...