Тема: «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
методическая разработка по литературе (6 класс)
Цель: Выявить актуальность рассказа Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».
А). Личностные результаты:
Воспитывать
- неприятие жестокости,
- проявление милосердия,
- уважительное отношение к образу Иисуса Христа
Б). Метапредметные результаты:
- грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её
- взаимодействовать в группах
В). Учебные результаты:
- Познакомиться с рассказом.
- Создать эмоциональную ситуацию путём анализа цитат из текста
- Обобщить полученные представления учащихся о жестокости и милосердии.
- Оценить актуальность рассказа и значимость полученных представлений для жизни.
Аннотация
Обучающиеся поработают с иллюстрациями к рассказу, чтобы вспомнить содержание произведения "Ф.М.Достоевского". В группах исследуют текст рассказа и ответят на вопросы, поговорят об актуальности этого произведения. Дети познакомятся с жанром Рождественского рассказа, поговорят о самом празднике. В качестве домашнего задания дети придумают другое продолжение рассказа "Мальчик у Христа на ёлке"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеклассного мероприятия
для обучающихся 6 класса
в рамках «Недели православной книги»
Ларионова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия» города Старая Русса
Тема: «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского
«Мальчик у Христа на ёлке»
Цель: Выявить актуальность рассказа Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».
А). Личностные результаты:
Воспитывать
- неприятие жестокости,
- проявление милосердия,
- уважительное отношение к образу Иисуса Христа
Б). Метапредметные результаты:
- грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её
- взаимодействовать в группах
В). Учебные результаты:
- Познакомиться с рассказом.
- Создать эмоциональную ситуацию путём анализа цитат из текста
- Обобщить полученные представления учащихся о жестокости и милосердии.
- Оценить актуальность рассказа и значимость полученных представлений для жизни.
Средства (оборудование):
Проектор, компьютер, презентация
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты | |
1. | Мотивирование к деятельности | - Добрый день, дети. Наше сегодняшнее занятие проходит в рамках Недели православной книги. -Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, у вас счастливое детство? А почему? Я очень рада, что у вас всё хорошо | Дети внимательно слушают и настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя | Личностные: воспитание доброжелательности, доброты, любви. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. | Формулировка темы занятия | Дети, как вы думаете: о чём мы будем сегодня беседовать? (О детстве) | Дети формулируют тему занятия, высказывают свои мысли и предположения | Коммуникативные: слушать и слышать, друг друга Регулятивные: формулировать тему занятия. |
3. | Актуализация знаний | Слайды 1-9 А сейчас давайте вспомним рассказ Ф.М.Достоевского, который мы с вами читали дома. Я открываю вам слайд презентации с рисунком к произведению, а вы мне рассказываете эпизод. - Молодцы, вы очень внимательно читали. А как вы думаете, можно ли назвать счастливым детство мальчика? (нет) | Учащиеся пересказывают произведение по иллюстрациям, внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы | Познавательные: знакомство с рассказом Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» Коммуникативные: согласовывать усилия по решению учебной задачи Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
4. | Реализация проекта А) осуществление деятельности По решению проблемы Б) оформление результатов В) презентация проекта | Дети, давайте поработаем с текстом и проанализируем цитаты Фёдора Михайловича о детстве мальчика. Подумаем: почему мальчик несчастлив? (Приложение 1) (Каждая группа будет исследовать свой эпизод текста. Учитель заранее подготавливает таблицу: в первой графе расположены цитаты, а во второй графе дети пишут свои комментарии) 1 – в подвале 2 - на улице 3 - на ёлке у Христа Каждая группа представляет свою работу. Дети читают цитаты, комментирует их - Дети, вы прослушали выступление всех групп. Как вы думаете, когда мальчик почувствовал себя счастливым? (У Христа на ёлке) | Ученики распределяют роли в группе. Каждый ребёнок выполняет свою работу. Работают с эпизодами текста Ф.М.Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке». Каждая группа озвучивает результат совместной работы. Дети высказывают своё мнение. Ребята внимательно слушают и запоминают. | Познавательные: формирование умения работать с текстом, выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Коммуникативные: развитие умений работать в группах, распределять роли Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей |
6. | Закрепление с проговариванием во внешней речи. | Ребята, как вы думаете, есть ли в сегодняшнем мире дети, которые бедствуют? Слайды 10- 12 А что должны сделать люди, чтобы дети не испытывали страданий? | Ученики отвечают на вопросы, рассуждают. | Коммуникативные: формировать умение строить грамотные ответы на вопросы Познавательные: выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. |
7 | Включение в систему знаний и повторение | Слайд 13. Дети, этот рассказ относится к Рождественским рассказам. Как вы думаете, почему? (о Рождестве, об Иисусе Христе) Слайд 14 Замечательно написал о Рождестве А.А.Фет. Давайте прочитаем стихотворение. Слайд 15. Дети, а что вы знаете о Рождестве? Как этот праздник проходит в вашей семье? | Ученики отвечают на вопросы учителя, выразительно читают стихотворение | Коммуникативные: формирование умения общаться, объединяться для совместного действия. |
8 | Домашнее задание | Дети, как вы думаете, а мог бы быть другой финал у рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»? Я предлагаю вам дома подумать и написать, что могло произойти с мальчиком, если бы …… | Ученики записывают домашнее задание | Регулятивные: формирование умения организовывать свою деятельность |
9 | Использованная литература | https://www.liveinternet.ru/users/5876790/post465003118/ 2.https://www.litmir.me/br/?b=49897&p=1 3.https://mp3rax.com/download/sFj-UlMjNLR_akvarium-rozhdestvenskaya-nochy-single-mir-vsem/ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рождественский рассказ — это небольшое произведение о чуде, которое случается в рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Сочельник — последний день рождественского поста. В этот день христиане смиренны, совершают добрые дела, раздают милостыню. В финальной части рождественского рассказа добро обязательно побеждает зло, проблемы решаются, а герои получают необычные подарки
Рождество Христово
НОЧЬ ТИХА. ПО ТВЕРДИ ЗЫБКОЙ Афанасий Фет Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, — Вот пропели петухи — И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник, — И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран: С ней несут цари Востока Злато, смирну и ладан
Домашнее задание Я предлагаю вам дома подумать и написать, что могло произойти с мальчиком, если бы ……
Использованная литература 1. https://www.liveinternet.ru/users/5876790/post465003118/ 2.https://www.litmir.me/br/?b=49897&p=1 3.https://mp3rax.com/download/sFj-UlMjNLR_akvarium-rozhdestvenskaya-nochy-single-mir-vsem/
Предварительный просмотр:
Приложение к занятию «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского
«Мальчик у Христа на ёлке»
Ф.М. Достоевский
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
1 группа
Цитата | Комментарий |
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. | |
Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале | |
Одет он был в какой-то халатик и дрожал. | |
Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает | |
. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. | |
Но ему очень хотелось кушать Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел | |
Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей |
2 группа
Цитата | Комментарий |
Господи, кабы покушать! | |
Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика. | |
А у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, | |
. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. | |
Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. | |
Стало ему вдруг так одиноко и жутко, | |
Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок | |
Большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда |
.
3 группа
Цитата | Комментарий |
— Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, | |
Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно. | |
У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… — | |
все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… | |
А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка
На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и В. Левановым, становятся ...
В безжалостном и светлом мире (по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик и Христа на ёлке")
Конспект урока. Презентация...
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...
"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"
Урок по рассказу Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...