Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
план-конспект урока (9 класс) на тему
Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_po_rassk._dostoevskogo.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование: Библейская история и притча, рассказанная Ф.М.Достоевским.
Цель урока:
- выявить библейские мотивы в рассказе и его жанровые особенности;
- откроем наше сердце навстречу безграничной Любви Христа и поможем Его возлюбленным малым чадам встретиться с Ним (через рассказ ли Достоевского или другим образом). Посещения эти обернутся когда-нибудь в юных сердцах святым воспоминанием, а в жизни – якорем спасения.
Средства обучения: слайдовая презентация: икона «Умиление», икона Рождества Христова XV века, икона «Богоматерь Владимирская», музыкальное оформление: Рождественские песнопения, текст рождественского рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке», открытки.
Методы и приемы обучения: сообщения учеников, групповая работа, беседа по тексту с комментированием и иллюстрированием, исследовательская работа.
Ход урока.
Слайд № 1.
Тема нашего урока: Библейские мотивы в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Слайд №2.
Цели нашего урока:
1.Раскрыть христианские идеи милосердия, доброты и всепрощения.
2. Познакомиться с жанровыми особенностями святочного рассказа.
Слайд №3.
Комментарии. По свидетельству жены Ф.М. Достоевского, А.Г. Достоевской, "Мальчик у Христа на Елке" принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил. Этот рассказ был опубликован в январском выпуске журнала "Дневник писателя" в 1876 г.
Слайд №4.
Эпиграф: Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс
Часть 1. Вступление.
Слайд №5.
Ученик: Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время “милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами”.
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.
Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник.
Учитель: - Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
Слайд № 6.
В XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский святочный рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.
Часть 2. Анализ произведения.
Учитель: - Обратимся к тексту.
Слайд № 7.
- Начнем наше исследование с образа мальчика. Найдем описание в текстах рассказов «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа…» (задание по группам):
1 группа: - В первом фрагменте рассказывается о встрече автора с мальчиком «никак не более как лет семи" и о множестве других мальчишек: «их высылают с «ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои».
- О чем говорит указание автора на возраст мальчика – 7 лет?
2 группа:
«…был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее …» (отчетливое указание на то, что перед нами младенец, еще не отрок)
…одет "был в какой-то халатик и дрожал...»
Учитель: - Сопоставим с описанием Младенца-Христа на иконе «Умиление» - С какой целью автор помещает в начале рассказ «Мальчик с ручкой»?
Что объединяет эти два рассказа? Каковы основные мотивы этих рассказов и какие проблемы поднимает автор?
1 вывод (фиксируется в тетрадях):
Автора всегда волновала проблема детской незащищенности и обездоленности.
В произведении образ детства скорбный - "дите плачет". Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. В рассказе "Мальчик с ручкой", сопряженном с рассказом "Мальчик у Христа на елке" писатель заострил внимание на проблеме будущего таких детей.
Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных.
Их ждет «голод, холод, побои, побег от халатников, чтобы бродяжить уже от себя». В жизни этих обездоленных существ, «мальчиков с ручкой», нет никакой радости, нет к ним никакого сочувствия, нет у них никакого праздника и надежды на лучшее будущее.
Ребенок, просящий милостыню, дабы прокормиться, быстро взрослеет, но становится преступником и бродягой.
Во второй части исследуются причины перерождения «мальчиков с ручкой». Подвал, голод, холод, привыкание к смерти близких приводят к одиночеству героя.
Учитель: - «Мальчик лет шести или даже менее, одетый в какой-то халатик». Комментарии учителя: - Достоевский заставляет своего мальчика странствовать по улицам огромного города в этом халатике в канун Рождества, чтобы образ почти мозолил глаза.
- Так кто этот мальчик? (воплощение Христа-младенца) задумаемся, для чего же он пришел в этот мир?
2. - Выделите в первой части рассказа ключевые слова и выражения, характеризующие мир, в котором живет мальчик? Какой же образ создает Достоевский в начале своего рождественского рассказа?
Слайд №8.
Ключевые слова открываются на слайде в первом столбике:
- Халатники, один халатник мертво пьяный…
- Умирающая старушонка, бывшая нянька… постоянно ворчит на мальчика
- Больная мать его… на тонкой, как блин, подстилке…. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города
- Сырой, холодный подвал…
Какие ассоциации вызывает у вас описание подвала? – Могила, склеп., вокруг мертвые или умирающие люди.
Слайд №9.
Найдем и выделим черты и приметы художественного времени и пространства в рассказе (по группам):
1 гр.: прошлое.
…по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями…
…все затворяются по домам
… завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь…
…там было зато так тепло и ему давали кушать…
Пространство замкнуто, сужено. Вокруг – черный мрак.
Время - теплое и сытое прошлое, ночь.
Слайд №10.
2 гр.: настоящее. Мир большого города. Как Ф.М.Достоевский рисует улицы города, на которые попадает мальчик? Выделите и зачитайте слова, образы, характеризующие мир большого города.
…Улица - ох какая широкая!
…И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз!
…стало ему вдруг так одиноко и жутко…
Пространство открытое, бесконечное, огромный непонятный мир. Свет, стук, гром – преобладают назывные предложения, передающие мировосприятие маленького мальчика. Поражающее несоответствие – ночь и свет.
Время бежит – люди торопятся, бегут мимо, не замечая бесприютного дитя.
Мир, в котором жил мальчик Мир большого города
Халатники, один халатник мертво пьяный… Умирающая старушонка Умершая мать Сырой, холодный подвал… …нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает... У него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные… Никогда он не видал таких куколок… | Огромный город улица-ох, какая широкая! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их… Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! …на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков… …дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то… … на столах пироги, всякие -миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни… |
Слайд №11.
- Вспомните, как в Библии описывается Рождество Христово.
Икона Рождества Христова XV века:
Пещера, в одном из нижних углов иконы традиционно помещался Иосиф, в другом – призванная им повитуха (здесь – "нянька"), готовящаяся омыть Младенца. Иногда повитух было две.
Вертеп – кукольная пещера, делаемая на Рождественские праздники и представляющая собой сцену Рождества Христова.
- Но из этого разоренного вертепа все разбрелись, остались только мертвые, умирающие или мертво пьяные. Создается образ разоренного вертепа.
3. Каково же отношение окружающего мира к ребенку?
I группа: - Найдите и выделите слова, выражающие отношение окружающих к ребенку в подвале.
Вопросы к I группе:
- Почему он убегает оттуда? (для всех, празднующих Рождество Того, Кто так наглядно воображается в мальчике, он, мальчик – лишний и мешающий празднику)
- Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки, сидящей на границе двух миров (мира подвала и мира большого города)?
Слайд № 12.
- Через что наблюдает мальчик жизнь людей большого города?
II группа: - Зачитайте отрывки, характеризующие отношение окружающих к ребенку на улицах большого города?
– Отчего он замерзает?
Слайд № 13.
«Мимо прошел блюститель порядка /здесь остановка учителя при чтении рассказа, чтобы дать возможность предложить читателю свой вариант/ - и отвернулся, чтоб не заметить мальчика»
«Одна барыня подошла поскорее /остановка/ и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу»
«Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик /остановка/ : большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам поддал ему ножкой»
И тут же сразу четвертый раз: «Покатился мальчик наземь, тут закричали /остановка/, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, – и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно»
Вывод: - Мужчина, женщина, ребенок – и в конце безличное "закричали" – все, людская совокупность, человечество. Здесь в рождественском рассказе Достоевского спрессовалось время от Рождества до Голгофы, где тоже звучал крик единодушной травли всеми оставленного.
- Кто же протянул к нему свои руки?
И только Господь склонялся к нему – и там, и здесь: "Пойдем ко Мне на елку, мальчик".
- Становятся ли люди милосерднее, добрее накануне Рождества? Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе?
- Что такое вера, милосердие, сострадание?
Слайд №14.
- Найдите описание витрины с куклами.
Слайд №15.
- Почему так подробно описывается витрина магазина с куклами? Что чувствует мальчик, наблюдая за куклами? Почему у автора куколки – «живые»? (они противопоставлены людям с их мертвой душой).
- Какую ассоциацию вызывает это описание?
(…за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, -- только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки…)
- Какими словами и образами автор создает перед нами скорбную картину детства?
Слайд №16.
«…Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…»
«на него закричали и замахали», «заплакал и побежал дальше» (Дитя плачет!)
«забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор…»
«маленьких деточек, у которых там нет своей елки...»
«замерзли еще в своих корзинах», «другие задохлись у чухонок, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду…»
- Кто протянул к нему свои руки и понес с собой? Христос забрал его у нас.
- Какую картину видит мальчик на елке у Христа?
- Сон это или явь?
- Какие языковые средства использует автор для описания ёлки у Христа? Выделим ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника.
- Зачем автор вводит эпизод “Мальчик у Христа на ёлке”?
- Что испытывает каждый из вас?
Слайд № 17.
4. - Проследите, как через весь рассказ проходит мотив голода (1 группа):
…ему очень хотелось кушать…
…корочки нигде не нашел…
…господи, кабы покушать!
…хоть бы кусочек какой-нибудь…
…бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то…
…на столах пироги, всякие - миндальные, красные, желтые…
…умерли у иссохшей груди своих матерей…
Мотив одиночества (2 группа):
…раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему…
…Вот здесь так раздавят наверно…
…вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше…
…стало ему вдруг так одиноко и жутко …
…вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор…
Слайд № 18.
- Задумаемся над концовкой рассказа. Находите ли вы в ней двойственность?
Мальчик и все умершие в результате нашего безразличия – оказываются со Христом.
Жизнь и счастье мальчика у Христа не снимает с нас ответственности за его бесприютность и гибель здесь. Земля – не чужбина для нас, словно говорит Достоевский, это сад, который заповедано нам возделывать, каждый из нас – хозяин этого сада, каждый из нас – хозяин того дома, где во дворе – маленький замерзший трупик, потому что мы не умели быть гостеприимными и радушными хозяевами на этой земле.
А то, что осталось нам, - «маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика». Очевидно, до следующей попытки…
Слайд №19.
Выводы: В чем повторился евангельский сюжет две тысячи лет спустя?
Достоевский наглядно нам показывает - ничто не прошло, мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, эта история длится и длится в веках, а мы оказываемся так же жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны, как большинство ее первоначальных участников. Господь постоянно надеется на нас - и мы столь же постоянно обманываем Его надежды .
По мысли писателя, дети живут как "некое указание нам", они - посланники Божии на земле.
Д/з: написать эссе «В чем смысл евангельских строк: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф 25, 42-43)
Обоснование выбранной темы.
Данный урок был необходим мне как человеку и учителю для того, чтобы дети прочувствовали необходимость сострадания, милосердия по отношению ко всем людям без исключения, стремились найти пути решения проблемы нищеты, обездоленности.
Цели урока: познакомиться с жанром рождественского рассказа; проследить, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумать, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.
Размышляя вместе с учащимися над страницами серьезных книг, воспитывая вдумчивого читателя, мы, учителя литературы, должны помочь детям стать прекрасными людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Данный урок построен на том, чтобы побудить одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...
Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка
На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и В. Левановым, становятся ...
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...
УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»
Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....
урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"....
Урок по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)
Урок по развитию навыков анализа художественного произведения и читательского вкуса....
«Твори добро» (по святочным рассказам Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и Б. Екимова «За тёплым хлебом»).
Цель урока: Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа...