Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Мальнова Елена Юрьевна

Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_po_rassk._dostoevskogo.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование:   Библейская история и притча, рассказанная Ф.М.Достоевским. 

Цель урока:

  • выявить  библейские мотивы в рассказе  и  его жанровые особенности;
  • откроем наше сердце навстречу  безграничной Любви  Христа  и поможем Его возлюбленным малым  чадам встретиться с Ним (через рассказ ли Достоевского или  другим образом). Посещения эти обернутся когда-нибудь в юных сердцах святым воспоминанием, а в жизни – якорем спасения.

Средства обучения: слайдовая презентация: икона «Умиление», икона Рождества Христова XV века,  икона «Богоматерь Владимирская», музыкальное оформление: Рождественские песнопения, текст рождественского рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке», открытки.

Методы и приемы обучения: сообщения учеников, групповая работа, беседа по тексту с комментированием и иллюстрированием, исследовательская работа.

Ход урока.

Слайд № 1.

Тема нашего урока: Библейские мотивы в рассказе  Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». 

Слайд  №2.

Цели нашего урока:

1.Раскрыть христианские идеи милосердия, доброты и всепрощения.

2. Познакомиться с жанровыми особенностями святочного рассказа.

Слайд №3.

Комментарии. По свидетельству жены Ф.М. Достоевского, А.Г. Достоевской, "Мальчик у Христа на Елке" принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил. Этот рассказ был опубликован в январском выпуске журнала "Дневник писателя" в 1876 г.

Слайд №4.

  Эпиграф:     Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это                  единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.                                                                                                                                      Чарльз Диккенс

Часть 1. Вступление.

Слайд №5.

Ученик: Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время “милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами”.

                В рождественские праздники люди стремятся быть лучше;  это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.

                  Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник.

Учитель:           - Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

                                     Слайд № 6.

          В XIX  веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский святочный рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

                     Часть 2. Анализ произведения.

   Учитель:  - Обратимся к тексту.

                                      Слайд № 7.

  1. Начнем наше исследование с образа  мальчика. Найдем описание в текстах  рассказов «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа…» (задание по группам):

1 группа: - В первом фрагменте рассказывается о встрече автора с мальчиком «никак не более как лет семи" и о множестве других мальчишек: «их высылают с «ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои».

- О чем говорит  указание автора на возраст мальчика – 7 лет?

 2 группа:

«…был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее …»        (отчетливое указание на то, что перед нами младенец, еще не отрок)

…одет "был в какой-то халатик  и дрожал...»

Учитель: - Сопоставим с описанием  Младенца-Христа на   иконе «Умиление» - С какой целью автор помещает в начале рассказ «Мальчик с ручкой»?

Что объединяет эти два рассказа? Каковы основные мотивы этих рассказов и какие проблемы поднимает автор?

1 вывод (фиксируется в тетрадях):

Автора всегда волновала  проблема детской незащищенности и обездоленности.

В произведении образ детства скорбный - "дите плачет". Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. В рассказе "Мальчик с ручкой", сопряженном с рассказом "Мальчик у Христа на елке" писатель заострил внимание на проблеме будущего таких детей.

Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных.

Их ждет «голод, холод, побои, побег от халатников, чтобы бродяжить уже от себя». В  жизни этих обездоленных существ, «мальчиков с ручкой», нет никакой радости, нет к ним никакого сочувствия, нет у них никакого праздника и надежды на лучшее будущее.

Ребенок, просящий милостыню, дабы прокормиться, быстро взрослеет, но становится преступником и бродягой.

Во второй части исследуются причины перерождения «мальчиков с ручкой». Подвал, голод, холод, привыкание к смерти близких приводят к одиночеству героя.

 Учитель: - «Мальчик лет шести или даже менее, одетый в какой-то халатик».  Комментарии учителя: - Достоевский заставляет своего мальчика странствовать по улицам огромного города в этом халатике в канун Рождества, чтобы образ почти мозолил глаза.

- Так кто этот мальчик? (воплощение Христа-младенца) задумаемся, для чего же он пришел в этот мир?

2.   - Выделите  в первой части рассказа ключевые  слова и выражения, характеризующие   мир, в котором живет мальчик? Какой же образ создает Достоевский в начале своего рождественского рассказа?

Слайд №8.

 Ключевые слова открываются на слайде в первом столбике:

  • Халатники, один халатник  мертво пьяный…
  • Умирающая старушонка, бывшая нянька… постоянно ворчит на мальчика
  • Больная мать его… на тонкой, как блин, подстилке…. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города
  • Сырой, холодный подвал

Какие ассоциации вызывает у вас  описание подвала? – Могила, склеп., вокруг мертвые или  умирающие люди.

Слайд №9.

Найдем и выделим черты и приметы художественного времени и пространства в рассказе (по группам):

1 гр.: прошлое.

…по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями…

…все затворяются по домам 

 завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь…

…там было зато так тепло и ему давали кушать… 

Пространство замкнуто, сужено. Вокруг – черный мрак.

Время  - теплое и сытое прошлое, ночь.

Слайд №10.

2 гр.: настоящее. Мир большого города. Как Ф.М.Достоевский рисует улицы города, на которые попадает мальчик? Выделите и зачитайте  слова, образы, характеризующие мир большого города.

…Улица - ох какая широкая!

…И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! 

 …стало ему вдруг так одиноко и жутко… 

Пространство  открытое, бесконечное, огромный непонятный мир. Свет, стук, гром – преобладают назывные предложения, передающие мировосприятие маленького мальчика. Поражающее несоответствие – ночь и свет.

Время бежит – люди торопятся, бегут мимо, не замечая бесприютного дитя.

Мир, в котором жил мальчик      Мир большого города

Халатники, один халатник  мертво пьяный…

Умирающая старушонка

Умершая мать

Сырой, холодный подвал…

…нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает...

У него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные…

Никогда он не видал таких куколок…

Огромный город

улица-ох, какая широкая! 

И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их…

Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!

…на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков…

…дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то…

… на столах пироги, всякие -миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни…

Слайд №11.

- Вспомните, как в Библии описывается Рождество Христово.

 Икона Рождества Христова XV века:

Пещера,  в одном из нижних углов иконы традиционно помещался Иосиф, в другом – призванная им повитуха (здесь – "нянька"), готовящаяся омыть Младенца. Иногда повитух было две.

 Вертеп – кукольная пещера, делаемая на Рождественские праздники и представляющая собой сцену Рождества Христова.

- Но из этого разоренного вертепа все разбрелись, остались только мертвые, умирающие или мертво пьяные. Создается образ разоренного вертепа.

3.  Каково же  отношение окружающего мира к ребенку?

I группа:   - Найдите и выделите  слова, выражающие отношение окружающих к ребенку  в подвале.

Вопросы к  I группе:

  • Почему он убегает оттуда? (для всех, празднующих Рождество Того, Кто так наглядно воображается в мальчике, он, мальчик – лишний и мешающий празднику)
  • Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки, сидящей на границе двух миров (мира подвала и мира большого города)?

Слайд № 12.

- Через что наблюдает мальчик жизнь людей большого города?

II группа: - Зачитайте отрывки, характеризующие отношение окружающих к  ребенку на улицах большого города?

 – Отчего он замерзает?

Слайд № 13.

«Мимо прошел блюститель порядка     /здесь остановка учителя при чтении рассказа, чтобы дать возможность предложить читателю свой вариант/        -  и отвернулся, чтоб не заметить мальчика»

  «Одна барыня подошла поскорее        /остановка/         и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу»

 «Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик        /остановка/    : большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам поддал ему ножкой»

 И тут же сразу четвертый раз:   «Покатился мальчик наземь, тут закричали                 /остановка/, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, – и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно»

Вывод: -  Мужчина, женщина, ребенок – и в конце безличное "закричали" – все, людская совокупность, человечество. Здесь в рождественском рассказе Достоевского спрессовалось время от Рождества до Голгофы, где тоже звучал крик единодушной травли всеми оставленного.

- Кто же протянул к нему свои руки?

 И только Господь склонялся к нему – и там, и здесь: "Пойдем ко Мне на елку, мальчик".

- Становятся ли люди милосерднее, добрее накануне Рождества? Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе?

- Что такое вера, милосердие, сострадание?

Слайд №14.

- Найдите  описание  витрины с куклами.

Слайд №15.

- Почему так подробно описывается витрина магазина с куклами? Что чувствует мальчик, наблюдая за куклами? Почему у автора куколки – «живые»?    (они противопоставлены людям с их мертвой душой).

- Какую ассоциацию вызывает это описание?

(…за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, -- только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки…)

-  Какими словами и образами автор  создает перед нами скорбную картину  детства?  

Слайд №16.

«…Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…» 

«на него закричали и замахали», «заплакал и побежал дальше»                                    (Дитя плачет!)

«забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор…»

 «маленьких деточек, у которых там нет своей елки...»

«замерзли еще в своих корзинах», «другие задохлись у чухонок,  третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду…»

- Кто протянул к нему свои руки и понес с собой? Христос забрал его у нас.

- Какую картину видит мальчик на елке у Христа?

- Сон это или явь?

- Какие языковые средства использует автор для описания ёлки у Христа? Выделим ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника.

- Зачем автор вводит эпизод “Мальчик у Христа на ёлке”?

- Что испытывает каждый из вас?

Слайд № 17.

4. - Проследите, как через весь рассказ проходит мотив голода  (1 группа):

…ему очень хотелось кушать…

…корочки нигде не нашел…

…господи, кабы покушать!

…хоть бы кусочек какой-нибудь…

…бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то…

…на столах пироги, всякие - миндальные, красные, желтые…

…умерли у иссохшей груди своих матерей…

Мотив одиночества (2 группа):

…раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему…

…Вот здесь так раздавят наверно…

…вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше…

…стало ему вдруг так одиноко и жутко …

…вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор…

                                      Слайд №  18.

- Задумаемся над концовкой рассказа. Находите ли вы в ней двойственность?

Мальчик и все умершие в результате нашего безразличия – оказываются со Христом.

Жизнь и счастье мальчика у Христа не снимает с нас ответственности за его бесприютность и гибель здесь. Земля – не чужбина для нас, словно говорит Достоевский, это сад, который заповедано нам возделывать, каждый из нас – хозяин этого сада, каждый из нас – хозяин того дома, где во дворе – маленький замерзший трупик, потому что мы не умели быть гостеприимными и радушными хозяевами на этой земле.

А то, что осталось нам, - «маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика». Очевидно, до следующей попытки…

Слайд №19.

Выводы:  В чем повторился евангельский сюжет две тысячи лет спустя?

Достоевский наглядно нам показывает - ничто не прошло, мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, эта история длится и длится в веках, а мы оказываемся так же жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны, как большинство ее первоначальных участников. Господь постоянно надеется на нас - и мы столь же постоянно обманываем Его надежды .

По мысли писателя, дети живут как "некое указание нам", они - посланники Божии на земле.

Д/з: написать эссе «В чем смысл   евангельских строк: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф 25, 42-43)

Обоснование выбранной темы.

Данный урок был необходим мне как человеку и учителю для того, чтобы дети прочувствовали необходимость сострадания, милосердия по отношению ко всем людям без исключения, стремились найти пути решения проблемы нищеты, обездоленности. 

Цели урока: познакомиться с жанром рождественского рассказа; проследить, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумать, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

Размышляя вместе с учащимися над страницами серьезных книг, воспитывая вдумчивого читателя, мы, учителя литературы, должны помочь детям стать прекрасными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"....

Урок по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)

Урок по развитию навыков  анализа  художественного произведения и читательского вкуса....