Статья "Воспитай патриота (использование на уроках литературы при изучении рассказа Б.Васильева «Экспонат №…» материалов историко-краеведческого музея гимназии)"
статья по литературе (7 класс) на тему

Статья "Воспитай патриота

(использование на уроках литературы  при изучении рассказа Б.Васильева «Экспонат №…»  материалов историко-краеведческого музея  гимназии)"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитай патриота

(использование на уроках литературы  при изучении рассказа Б.Васильева «Экспонат №…»  материалов историко-краеведческого музея  гимназии)

Белоусова Лидия Александровна, учитель русского

языка и литературы,  МБОУ Гимназия №1,

г. Сухой Лог, Свердловская область

              Великая Отечественная война для  школьников - это далёкая история, но очень важная и значимая. Она с каждым годом отдаляется от нас во времени все больше и больше.  А память сердца, живая и негасимая,  свято хранит подвиги наших воинов, наголову разбивших вероломных захватчиков, спасших мир от фашизма.

        Наши ребята  должны знать, как воевали их родственники, деды и прадеды, как бесстрашно они шли на смерть ради их, сегодня живущих. Они должны знать наше прошлое, чтобы быть готовыми в любую минуту с оружием в руках защитить наше Отечество.        

        Современная литература и, в первую очередь, проза углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни реальных достижений, показывает высокий нравственный потенциал человека.  У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества,  проблемы нравственного выбора и исторической памяти.

         Большой интерес у семиклассников вызывает изучение рассказа Бориса Васильева «Экспонат №…». Раскрывая удивительные человеческие судьбы, воспитываю у обучающихся чувство патриотизма, приобщаю их  к истории культуры и литературы. На  уроке  используется  краеведческий материал  музея гимназии.

        Читаем и анализируем  с ребятами рассказ. С волнением автор повествует о том, как одна из обычных московских коммунальных квартир в 1941 году провожает на фронт своих сыновей. Дошел черед и до Игорька, единственного сына вдовы Анны Федотовны. Игорь оглянулся и сказал, что все они тогда говорили: «Я вернусь, мама», но не вернулся. И письмо Анна Федотовна получила всего одно-единственное. Коротенькое письмо, написанное второпях химическим карандашом на листочке из ученической тетрадки в линейку. «Дорогая мамочка! Бьем мы проклятых фрицев и в хвост, и в гриву, только клочья летят…».

        И об этой великой радости, об этом великом солдатском торжестве - все письмо. Кроме нескольких строчек: «...Да, а как там поживает Римма из соседнего подъезда? Если не эвакуировалась, спроси, может, письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку...» И еще, в самом конце: «...Я здоров, все нормально, воюю как все. Как ты-то там одна, мамочка?» И последняя фраза — после «до свидания», после «целую крепко, твой сын Игорь»: «...Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!»

        Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо. От сержанта Вадима Переплетчикова: «Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга Игоря! Ваш сын был...»

        В ходе беседы ребята отвечают на вопросы: Что значили для Анны Федотовны письма с фронта? Чего она боялась больше всего? Почему?

        Судьба героини рассказа Б.Васильева  типична.  Это подтверждают материалы нашего историко-краеведческого музея. В нем хранятся  два письма от Потапова Флора Евдокимовича, нашего земляка, написанные летом 1942 года. Исследуем с ребятами  на уроке эти письма   и понимаем, что в них - история нашей страны.

        В первых строчках, адресованных матери, мы видим традиционное начало писем того времени: «Шлю сердечный пламенный привет и пожелания наилучшего тебе здоровья». Писал Флор Евдокимович  свое письмо  понятным языком, о том,  что его волновало: «Мама, напиши, где находится Иван, напиши его адрес и Григория адрес тоже напиши, они мне почему-то не пишут…»  

Тон письма с фронта оптимистичный.  Зачем огорчать родных?  «Материально живу хорошо, заботы проявлять ни о чем не приходится…»   А как было страшно и тяжело на самом деле мы можем прочитать между строк. Искренно, заботливо выражает молодой солдат чувства к родственникам:  «Мама, как у вас сейчас жизнь почем продукты, напиши обязательно, по какой цене хлеб».  Писал о родных, о доме и представлял себя частью той, довоенной жизни, с ее простыми человеческими радостями и заботами: «Погода у нас здесь стоит плохая, тепла еще не было, очень много осадков, овощи почему-то не всходят. А как у вас всходит в огороде?». Читаешь эти строки и понимаешь, что сын  любит свою мать и  переживает за нее.

Письма с фронта дают возможность  понять  характер человека, а также вызывают желание узнать о дальнейшей судьбе солдата.

Сержант Потапов Флор Евдокимович 5 июля 1942 года попал в окружение, а 6  июля 1942 года погиб на опушке леса у деревни Сергеевка  Калининской области.  Молодой боец, которому было всего 24 года,  не ждал беды. За пять дней до гибели в письме от 1июля 1942 года он благодарит  мать за письмо, за заботу, передает приветы  близким,  сетует на то, что давно не получал от родных писем.

        Не пришлось  Ольге Григорьевне, как и Анне Федотовне, героине рассказа Б.Васильева «Экспонат №…», встретиться  со своим  сыном. Не думала  Ольга Григорьевна, что будет оплакивать сына.  Эти два письма с передовой и несколько довоенных фотографий – вот и все, что  у нее осталось.

Скупые строчки «похоронки» констатируют факт гибели бойца. Но что они для сердца матери? Как пережить  отчаянье, пустоту, неопределенность? И вот  на просьбу Ольги Григорьевны к сослуживцам Флора рассказать о гибели сына, приходит ответ: «Пишет вам младший лейтенант Гришечкин Семён Филиппович. Был он у нас хорошим телефонов и телеграфов мастером, дисциплинированным, выдержанным. Вечную славную память по себе оставил ваш сын. Хорошо, честно послужил он родине».

Две семьи – две судьбы. Что же их объединяет? Война, горе, подвиг солдата, память…

Великая Отечественная война — это героическая страница истории нашей Родины, и ребята должны ее знать, понимать и гордиться ею. Много еще осталось людей, которые пережили войну и помнят ее. Во многих семьях хранятся письма и похоронки с фронта, фотографии погибших, а может, есть и другие реликвии.

На  урок по повести Б.Васильева «Экспонат №…» ребята принесли  фотографии, документы, ордена и медали - семейные реликвии, увлеченно  рассказывали о своих родных, защищавших нашу страну.

        Таким образом, изучение  материала художественной литературы  и  краеведческого музея  гимназии  формируют у обучающихся  бережное отношение к прошлым заслугам наших земляков, погибших в годы войны, а также  заставляют учащихся  задуматься о таких понятиях, как Родина, долг, патриотизм.

        В.А. Сухомлинский писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч».

Это урок по хорошо знакомому произведению. Это мое видение проблемы Дмитрия Ионыча Старцева и всего рассказа А.П.Чехова "Ионыч". В соответствии с новыми ФГОСами материалы к уроку содержат возможность ...

Дополнительный материал к уроку по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"

Дополнительный материал к уроку по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"...

Урок литературы по рассказу Б. Васильева "Экспонат №..."

Урок предназначен для обучающихся 7-го класса с разным уровнем подготовки. Используется технологию смыслового чтения.Основные понятия урока- патриотизм, память, цинизм...

Методическая разработка по рассказу Б.Васильева "Экспонат №"

Урок построен по технолгии творческой мастерской с применением аршрутного листа...

Урок литературы в 7 классе "Надо просто помнить…" (по рассказу Б.Л.Васильева «Экспонат №»)

Урок проходит в виде беседы-размышления, исследования на заданную тему. В процессе реализуются индивидуальные домашние задания. Урок рассчитан на 2 часа с написанием творческого задания. Основной...