Дополнительный материал к уроку по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
Дополнительный материал к уроку по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».
Происхождение термина
Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.
Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале ХIХ века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э. В. Померанцева, «само слово „быличка“ было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их легкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминам „предание“, „легенда“, „бывальщина“».
Специфика жанра
В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.
Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.
В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, — о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвященных) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин — полноправных членов племени.
Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.
Классификация быличек
Традиционно былички классифицируются по содержанию, в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по сановным мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о черте, змее, проклятых и т. д.
Функционирование в литературе
Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е. М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки».
Зачастую былички становятся основой сюжета художественного произведения (Н. В. Гоголь «Вий») или включаются в текст (И. С. Тургенев включил быличку в рассказ «Бежин луг»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
План-конспект урока...
План-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
Это урок по хорошо знакомому произведению. Это мое видение проблемы Дмитрия Ионыча Старцева и всего рассказа А.П.Чехова "Ионыч". В соответствии с новыми ФГОСами материалы к уроку содержат возможность ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-490444-1412183367.jpg)
ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ». (Исследование текста как дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе)
Исследование; дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185448-1358880222.jpg)
Дополнительный материал для обучающихся при изучении темы "Компьютерные вирусы. Разновидности. Особенности"
Данный материал можно использовать для углубленного изучения темы "Компьютерные вирусы" или как материал для дополнительного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185448-1358880222.jpg)
Дополнительный материал для обучающихся при изучении темы "Файл и файловая система"
Данный материал можно использовать для изучения темы "Файл и файловая система"....
Материал к уроку по изучению масштаба карты
Данные задания можно использовать на уроке закрепления для отработки навыков работы с маштабом...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/02/picture-1339272-1625223561.jpg)
Дидактический материал к уроку по изучению романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского (опорная схема)
Дидактический материал к уроку по изучению романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского (опорная схема)...