Урок литературы по рассказу Б. Васильева "Экспонат №..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Демина Светлана Владимировна

Урок предназначен для обучающихся 7-го класса с разным уровнем подготовки. Используется технологию смыслового чтения.Основные понятия урока- патриотизм, память, цинизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasilev_eksponat.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: «… письма с фронта».

(По рассказу Б. Васильева «Экспонат №…»)

Тема урока: «Письма с фронта (по рассказу Б. Васильева «Экспонат №…»)»

Ф.И.О. учителя: Демина Светлана Владимировна

Предмет: литература

Класс: 7

Педагогические цели урока:

Образовательная – способствовать освоению нравственно-ценностных категорий;

Развивающая – умение строить коммуникацию с другими участниками группы; закрепление умений работы с текстом художественного произведения

Воспитывающая – учить оценивать себя как личность, учить определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

Задачи урока:

организовать работу по восприятию рассказа и осмыслению философских и нравственных проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся;

формировать понимание художественной идеи рассказа Б. Васильева об уважении к памяти войны, почтительном и тактичном отношении к ветеранам;

развивать речевые и коммуникативные умения;

развивать умения совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива;

способствовать воспитанию нравственных чувств, активной жизненной позиции.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок усвоения нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

выявлять авторскую позицию;

формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев.

Личностные:

развивать способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию;

способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

способствовать формированию и развитию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным и чужим поступкам.

Метапредметные:

Познавательные УУД: развивают умения извлекать информацию из различных источников; представлять информацию в виде синквейна, выявляя сущность нравственного понятия; строить речевые высказывания, развивать мышление путем презентации своего исследования.

Регулятивные УУД: развивают умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Основное содержание темы, понятия и термины: нравственный выбор героев, память о войне, цинизм

Технология: смысловое чтение.

Методы: метод смысловых ассоциаций, эвристического исследования

Форма работы: индивидуальна, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя, толковые словари, текст рассказа Б. Васильева.

Время проведения занятия – 45 минут. 

Виды обучения: поисковое, проблемное

Эпиграфы к уроку:

Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль -

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые.

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня: - Позволь!

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, -

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.

А. Твардовский

Тому, кто живёт ради жизни в веках, смерть не страшна. Вильям Пени

Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит. И. Гете

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. момент. (Самоопределение к деятельности).

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Эмоциональная и психологическая подготовка обучающихся к усвоению нового материала

Вступают в диалог с учителем.

Личностные: самоопределение к деятельности 

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Индукция

Цель: создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников

Создает эмоциональный настрой, включает обучающихся в диалог, основанный на области чувств каждого ученика

Создание личного отношения к обсуждаемой теме. Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Познавательные: анализировать, интерпретировать информацию

Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

Цель: Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия

Направляет диалог обучающихся при постановке целей урока

Формулируют самостоятельно цель урока. Записывают тему в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, определяющие тему. Составляют план урока.

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели

Социализация. Творческое осмысление

Цель: создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, объединение этих элементов в коллективный продукт.

Организует работу в группах, следит за тем, чтобы не происходило подавление идей, поддерживает атмосферу сотрудничества

Рассматривают гипотезы в малых группах, обеспечивают интеграцию идей оформление общего проекта

Познавательные: смысловое чтение,

анализ, логические

рассуждения

Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;

умение выражать свои мысли

Личностные:

оценивание

усваиваемого знания

Социализация. Афиширование

Цель: представление работ участников мастерской

Организует процесс представления результатов познавательной деятельности, обмена мнениями

Представляют результаты исследований. Происходит взаимообмен мнений

Коммуникативные: планирование сотрудничества, умение представлять результаты деятельности

Разрыв

Цель: подбор парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления.

Активизирует обучающихся к творческому поиску ответов

Осознают возникшие познавательные противоречия. 
Работают с источниками информации. 

Закрепляют и применяют полученные знания

Личностные: Пробудить чувство ответственности за поступки

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Рефлексия.

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности.

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние и удовлетворенность от процесса познания их групповой работы.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.    

Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Обращение к эпиграфам:

Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль -

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые.

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня: - Позволь!

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, -

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.

А. Твардовский

Тому, кто живёт ради жизни в веках, смерть не страшна. Вильям Пени

Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит. И. Гете

- Как понимаете эти слова известных людей? Что объединяет эти высказывания?

- Что такое память? (1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Запас хранимых в сознании впечатлений.  

2. Воспоминание о ком-чем-либо) 

- Что помогает сохранять в памяти человека и общества былое? (собирать воспоминания у очевидцев, ходить в экспедиции)

- Как можно сохранить память о былом? (музеи, организация встреч)

- Что такое экспонат?  (Экспонаты – предметы, представленные на выставке)  

- С какой целью создаются музеи, в том числе боевой славы? (Чтобы мы знали о подвиге людей во время войны, чтили их память)

- Несмотря на то, что прошло уже более 70 лет со Дня Победы сбор информации, экспонатов войны остается актуальным. Что необходимо сделать, чтобы обновить старую или создать новую музейную экспозицию? (Надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-либо документы или вещи в музей, письма. Чтобы создать новую или обновить старую экспозицию, надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей.)

Именно с этой целью создаются и существуют Музеи боевой воинской славы. Хорошее вроде бы дело…

- Все ли собранные материалы попадают на музейные стенды? Почему? (Наверно, не все. Потому что для каждого экспоната нужна своя выставка, свое время, а может, они нечестным путем попали в музей.)

2. Целеполагание 

- Рассказ называется «Экспонат №…». О чем может идти речь? (Об одном из предметов, вещи, оставшейся у родственников участника войны, попавшей на экспозицию)

- А почему у экспоната нет номера: у каждой музейной вещи есть свой номер? (не успели, экспозиция временная, и вещи должны вернуться в семью)

- Всегда ли организация музея – хорошее дело? Может ли быть оправдан любой поступок (даже детский), даже противный человечности, ради хорошего дела?

Цели урока:

 - Понять, чем для людей были фронтовые письма, почему ими дорожили: что для них было дорого, в чем заключается ценность военных писем.

- Как необходимо собирать экспонаты, какими принципами надо руководствоваться?

Видеофрагмент «Фронтовые письма». Сергей Войтенко (вариант письма Г. Грищенко. Музей школы №3 г. Ухты)        

О чем писали бойцы с фронта? Чем были для бойцов и их родных эти письма?

Формулировка темы урока.  (проблемное обучение)

«…Письма с фронта»: почему у музейного экспоната из рассказа Б. Васильева нет номера?

3. Усвоение новых знаний

- Одним из музейных экспонатов музея боевой славы являются письма с фронта. Обратимся к произведению Б.Васильева «Экспонат №…»

Работа с текстом. Чтение с остановками.

Остановка 1.

Игорек уходил ранним утром 2 октября 1941 года…

В то раннее утро Игоря провожала мама да женщины их коммуналки. Мама стояла в распахнутых дверях, прижав кулаки ко рту. По щекам ее безостановочно текли слезы, а из-за плеч выглядывали скорбные лица соседок... Игорь вниз по лестнице уходил на войну, и женщины в бессловесной тоске глядели ему вслед. На мальчишеский стриженый затылок, на мальчишескую гибкую спину, на мальчишеские узкие плечи, которым предстояло прикрыть собой город Москву и их коммунальную квартиру на пять комнат и пять семей.

 …Игорь оглянулся в конце первого лестничного марша, но улыбнуться не смог, не до улыбок было в октябре того сорок первого. Но сказал, что все они тогда говорили:

   - Я вернусь, мама.

   Не вернулся.

И письмо Анна Федотовна получила всего одно-единственное: от 17 декабря; остальные – если были они – либо не дошли, либо где-то затерялись. Коротенькое письмо, написанное второпях химическим карандашом на листочке из ученической тетрадки в линейку.
   «Дорогая мамочка!

   Бьем мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят…»

   И об этой великой радости, об этом великом солдатском торжестве – все письмо. Кроме нескольких строчек: «…Да, а как там поживает Римма из соседнего подъезда? Если не эвакуировалась, спроси, может, письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку…»

   И еще, в самом конце: «…Я здоров, все нормально, воюю как все. Как ты-то там одна, мамочка?»

   И последняя фраза – после «до свидания», после «целую крепко, твой сын Игорь»: «…Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!»

   Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо. От сержанта Вадима Переплетчикова: «Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга Игоря! Ваш сын был…»

   Был.
   Был Игорь, Игорек, Игоречек. Был сыном, ребенком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девочкой Риммой, хотел вернуться к маме, хотел дождаться праздника на нашей улице. И еще жить он хотел. Очень хотел жить… А еще через неделю пришла похоронка.

Обсуждение по вопросам.

- Найдите ключевые слова эпизода? Назовите самое важное из них. (был)

- Согласны ли Вы с тем, что Игорек «был»? (Нет, его всегда, только живого, будет помнить его мать, несмотря на то, что пришла похоронка)

- Что явилось экспонатом №? (Письмо Игоря к матери, как и многие другие фронтовые письма его товарищей, могли стать экспонатом для музея)

- Предположите, почему у этого письма в музейном реестре не было номера? (Может, оно было таким же, как и другие. Только у матери оно номер 1.)

Остановка 2

Три дня Анна Федотовна кричала и не верила, и коммуналка плакала и не верила, и сосед Володя, который уже считал дни, что оставались до Медкомиссии, ругался и не верил. А еще через неделю пришла похоронка, и Анна Федотовна перестала кричать и рыдать навсегда… Но существовала и жизнь общая, сосредоточенная в общей кухне и общих газетах, в общей бедности и общих праздниках, в общих печалях, общих воспоминаниях и общих шумах. В эту коммунальную квартиру не вернулся не только Игорь... А после Игоря остались учебники и старый велосипед на трех колесах, тетрадка, куда он переписывал любимые стихи и важные изречения, да альбом с марками. Да еще сама мать осталась: одинокая, почерневшая и разучившаяся рыдать после похоронки. 

Еще шли похоронки, еще не тускнели воспоминания, еще не остыли подушки, и вместительная кухня горько справляла коммунальные поминки… Выпивала Анна Федотовна поминальную за общим столом, шла к себе, стелила постель и, перед тем как уснуть, обязательно перечитывала оба письма и похоронку.

Она знала письма наизусть, а все равно перед каждым сном неторопливо перечитывала их, всматриваясь в каждую букву. От ежевечерних этих чтений письма стали быстро ветшать, истираться, ломаться на сгибах, рваться по краям. Тогда Анна Федотовна сама, одним пальцем перепечатала их у знакомой машинистки… Зато теперь у нее имелись отпечатанные копии, а сами письма хранились в шкатулке, где лежали дорогие пустяки…

Да, все менялось в жизни, менялось, в общем, к лучшему, но одно оставалось неизменным: письма. Письмо Игоря, сохранившее для нее не только его полудетский почерк, но и его голос; и письмо однополчанина и друга, звучавшее теперь как последний рассказ о сыне...  Знала наизусть и слышала наизусть, а все равно внимательно вглядывалась в каждую строчку и ни за что не смогла бы уснуть, если бы по какой-либо причине этот многолетний ритуал оказался бы нарушенным.

   Два перепечатанных письма и похоронка, которую она тоже знала наизусть, но которая тем не менее всегда оставалась безмолвной. В ней не звучало ни единого слова, да и не могло звучать, потому что похоронка всю жизнь воспринималась Анной Федотовной копией могильной плиты ее сына, превращенной в листок казенной бумаги…

А потом все это вместе стало ритуалом, почти священнодействием со своей уже сложившейся последовательностью, ритмом, торжественностью и только ею одной слышимыми голосами.

   Анна Федотовна уходила к себе, укладывалась в постель, доставала письма, и в ее сиротской комнате начинали звучать голоса сорок первого года…

 «…Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник…»

Обсуждение по вопросам

- Как переживает это страшное горе мать?

- Чем заполнилась жизнь Анны Федотовны после прихода второго письма? (Жизнь превратилась в ритуал перечитывания письма сына и его однополчанина. Письма были смыслом жизни старой женщины. Эти письма – воспоминания о сыне Игоре, память о нем. Они были «единственным сокровищем»)

- Что будет далее? Предположите линию развития сюжета рассказа.

Остановка 3

В 1965-м, к юбилею Победы, по телевидению начали передавать множество фильмов о войне – художественных и документальных, смонтированных из военной хроники тех лет. Обычно Анна Федотовна никогда их не смотрела: еще шли титры, а она уже поднималась и уходила к себе. Не могла она заставить свое насквозь изъеденное тоской сердце обжигаться гибелью мальчиков, ровесников ее сына. Для нее это было не столько свидетельством смерти, сколько знаком смерти ее единственного сына.

   Только однажды задержалась она в комнате дольше обычного. Уже шел на экране какой-то фильм о войне – сам по себе, собственно, шел, никто его не смотрел. С приглушенным звуком (дети уже спали) демонстрировался какой-то документальный фильм.

   Анна Федотовна совершенно случайно глянула на экран и увидела уходящую от нее узкую мальчишескую спину в грязной шинели, с винтовкой и тощим вещмешком за плечами.

   - Игорек!.. Игорек, смотрите!..

   Но Игорек (если это был он) снова ушел, как ушел почти четверть века назад – навсегда и без оглядки. Ничего не было известно и ничего невозможно было узнать, и поэтому Анна Федотовна отныне целыми днями сидела у телевизора, придвигаясь почти вплотную к малюсенькому экрану, как только начинались военные передачи. Теперь она смотрела все, что касалось войны, потому что в любой момент могла мелькнуть на экране мальчишеская спина в грязной шинели с винтовкой и вещмешком.

Обсуждение по вопросам

- Пришёл ли праздник в этот дом? Почему? (В дом праздник так и не пришел, потому что сын остался на той войне)

Видеофрагмент «Баллада о матери» (как физкультминутка)

Остановка 4

Уже отметили юбилей Победы, уже телевидение начало резко сокращать количество военных передач, а Анна Федотовна продолжала сидеть перед телеэкраном, все еще надеясь на чудо. Но чудес не существовало, и, может быть, именно поэтому она как-то впервые за много лет запнулась на письме друга. Должна была следовать фраза: «Ваш Игорь, дорогая Анна Федотовна, всегда являлся примером для всего нашего отделения…», а голос этой фразы не произнес. Замолк голос, оборвался, и Анна Федотовна растерялась: ритуал неожиданно дал сбой. Вслушалась, но голос не возникал, и тогда она начала лихорадочно просматривать письмо сержанта, уже не надеясь на его голос и собственную память. Напрягая зрение, она то приближала, то отдаляла от себя затертый листок с машинописным текстом, поправляла лампу, чтобы ярче высветить его, но все было напрасным. Она не видела ни одной буквы, слова сливались в строчки, строчки – в неясные черточки, и Анна Федотовна со странным, зябким спокойствием поняла, что многодневные сидения перед тусклым экраном телевизора не прошли для нее даром.

… Но каким бы Анна Федотовна ни представляла себе сына — беспомощным, ползающим, топающим, убегающим в Испанию или решающим непонятные ей задачи, - в конце концов он непременно вставал перед ней медленно спускающимся с первого лестничного марша. И каждый вечер она видела его узкую мальчишескую спину и слышала одну и ту же фразу:

   - Я вернусь, мама.

Обсуждение по вопросам

- Почему она впервые запнулась на письме друга из заветной шкатулки?

-От чего ослепла героиня? (Анна Федотовна ослепла не только от просмотра телепередач, а от потери сына во второй раз)

Остановка 5

Затем пришел 1985 год. Год сорокалетия великой Победы.

   К празднику готовились, его ждали, им заслуженно гордились. И снова по телевидению – только теперь несравненно больше, чем двадцать и десять лет назад, - пошли фильмы и хроника, песни и стихи, воспоминания и документы войны.

…Дети стояли у дверей, выстроившись в шеренгу; проходя, она легонько коснулась каждого пальцами, определяя, какие же они, ее внезапные гости, обнаружила, что стоявшая первой девочка выше и крепче очень серьезного мальчика, а последняя — маленькая и живая: она все время качалась, шепталась и переминалась с ноги на ногу, поскрипывая туфельками.

мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». А она тогда сказала, что у вас фашисты убили сына Игоря и что он вам писал письма.

   Мальчик выпалил все единым духом и замолчал. Анна Федотовна обождала, но девочки молчали тоже, и тогда она уточнила:

   - Игорь успел написать всего одно письмо. А второе написал после его смерти его товарищ Вадим Переплетчиков.

   Протянула руку, взяла с привычного места – с тумбочки у изголовья – папку и достала оттуда листы. Зачитанные и еще не очень зачитанные. Протянула высокой девочке – Анна Федотовна ясно представляла, где она стоит сейчас, эта самая главная девочка.

   - Здесь еще уведомление о смерти.

   Папку взяли и сразу же сгрудились над ней. Пионеры пошушукались, но недолго, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

   - Это же все ненастоящее!

   - Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, - пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. 

…Опять раздалось шушуканье, потом скрип выдвигаемого ящика.

   Они сгрудились вокруг: она ощутила их дыхание, теплоту их тел и точно знала, кто где разместился. Открыла шкатулку, бережно достала бесценные листочки.

   - Здесь письмо моего сына Игоря, письмо его друга Вадима и… И похоронка. Так называлось тогда официальное уведомление о гибели человека на войне.

   Дети долго разглядывали документы, шептались.

   - Вы должны передать эти документы нам. Пожалуйста.

   - То есть как это? – почти весело удивилась она. – Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам?

   - Потому что у нас в школе организуется музей. Мы взяли торжественное обязательство к сорокалетию великой Победы.

   - Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

   - А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вклинилась вдруг звеньевая, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос десятилетней девочки. Анне Федотовне очень не понравился этот вызывающий, полный непонятной для нее претензии тон. – И, пожалуйста, верните мне все документы.

   - Вот когда помру, тогда и забирайте, - угрюмо сказала Анна Федотовна. 

   - …Мы взяли торжественное обязательство.

...Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

   - Мальчик, поставь эту шкатулку в левый ящик комода. …ее совсем не по-детски, а крепко, по-взрослому прижимали к стене, требуя отдать ее единственное сокровище.

   - Трус несчастный, - вдруг отчетливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – Только пикни у нас.

   - Все равно нельзя. Все равно, - горячо и непонятно зашептал мальчик.

   - Молчи лучше! – громко оборвала звеньевая. – А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.   

Обсуждение по вопросам

- Зачем дети пришли к Анне Федотовне?    (К 40-летию Победы дети создают музей и собирают материалы. Пионеры случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма. Выполняя пионерское задание, ребята хотели взять в качестве экспонатов письма ее сына)

- Дети делали благое дело? Почему у нас противоположное ощущение?

4. Первичная проверка понимания

Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну. …но чем ближе к вечеру скатывался этот день, тем все более явно ощущала она некую безадресную тревогу.

… - Он чего-то не хотел, а они грозились, - невразумительно пробормотала Анна Федотовна, то ли всматриваясь, то ли вслушиваясь в себя.

   — Кто он-то?

   Не очень еще понимая, но и не споря, Римма встала, выдвинула ящик комода, открыла шкатулку. Старуха напряженно ждала, подавшись вперед в судорожном напряжении.

   -Нету, - тихо сказала Римма. - Похоронка на месте, фотографии, значки, а писем нет. Ни Игорька, ни второго, друга его. Только одна похоронка.

   - Только одна похоронка… - прохрипела Анна Федотовна, теряя сознание.

   «Неотложка» приехала быстро, врачи вытащили Анну Федотовну из безвременья, объявили, что функции организма, в общем, не нарушены. Анна Федотовна молчала, ни на что не жаловалась и глядела невидящими глазами не только сквозь врачей. Сквозь всю толщу лет, что отделяли ее сегодняшнюю от собственного сына.

   - Я вернусь, мама.

   Нет, не слышала она больше этих слов. Она ясно помнила, где, как и когда произнес их Игорь, но голос его более не звучал в ее душе.

   Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, затаила дыхание, напряженно прислушалась, но душа ее молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.

Официального клочка бумаги со штампом и печатью, бесстрастно удостоверяющего, что ее единственный сын действительно погиб, что нет более никаких надежд и что последнее, что еще осталось ей, - это память о нем.

   А от всей памяти оставили только похоронку. Разумом Анна Федотовна еще понимала, что память нельзя украсть, но то – разум, а то – действительность, и в этой действительности одновременно с исчезновением писем сына и его друга исчезли и их голоса. Они более не звучали в ней, как ни напрягала она свою память, как ни прислушивалась, как ни умоляла сжалиться над нею и позволить еще хотя бы разочек, один-единственный раз услышать родной голос.

   Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа.

   И вдруг отчетливо и громко зазвучал голос. Не сына, другой: официальный, сухой, без интонаций, тепла и грусти, не говоривший, а докладывающий:

   - …уведомляем, что ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых восемнадцатого декабря одна тысяча девятьсот сорок первого года в бою под деревней Ракитовка Клинского района Московской области.

   И даже когда она умерла и перестала ощущать все живое, голос еще долго, очень долго звучал в ее бездыханном теле, а слезы все медленнее и медленнее текли по щекам. Официальный холодный голос смерти и беспомощные теплые слезы матери.

   А письма оказались в запаснике школьного музея. Пионерам вынесли благодарность за активный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про запас, то есть попросту сунули в долгий ящик.

   Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №…» Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

Практическая работа детей в группах со словарями, текстом; поиск, анализ и обобщение информации.

1 группа. Какие чувства испытывала Анна Федотовна сразу после ухода «делегации» пионеров? Как изменилась ее жизнь после того, как она обнаружила кражу писем? Как изобразительно-выразительных средства помогают особенно почувствовать боль героини?

2 группа. Объяснить понятие «вторичный экспонат». «Вторичны» ли они в этом рассказе? Как можно назвать поступок детей?

3 группа. Объяснить значение слова «лицемерие»? Какие авторские слова, обороты речи, фразы особенно ярко передают поведение детей?

5. Первичное закрепление

Устное выступление каждой группы. Представление материала.

1 группа.

Горечь и непонятная обида скоро оставили Анну Федотовну: «Да что с несмышленышей спрашивать…Что хочется, то и говорится, души-то чистые», «Вскоре позабыла о визите старательных пионеров»…Вечером к А.Ф. приезжала «неотложка» - врачи вытащили женщину из безвременья, но душе ее замолчала, «и голос сына более не звучал в ней»… «Первые слезы»…Такие приемы, как и метафора («душа ослепла и оглохла»)…, ряд однородных членов («он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда») дают возможность не только почувствовать боль героини, но и осознать весь ужас поступка пионеров.

2 группа.

Вторичный – второстепенный, являющийся следствием чего-либо, неважный. Доказательством ненужности писем, того, что они не представляли никакой ценности для собирателей стали последние слова рассказа: «Письма отложили в запасной фонд. Письма лежат в ящике стола с надписью: ВТОРИЧНЫЕ ЭКСПОНАТЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ». А значит, жертва, которая была положена на алтарь выполнения поручения, не нужна. Это человеческая жизнь и Игоря, солдата Великой Отечественной войны, и его матери, которая хранила память о нем как драгоценность и реликвию, но из-за слишком официального отношения к заданию эти жизни остались никому не нужны.

Письма должны были остаться в шкатулке бедной матери. Для нее это не экспонат, а целая жизнь.

3 группа. Лицемерие – бесстыдное поведение и отношение к чему-нибудь, проникнутое пренебрежением к нормам нравственности.

«Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос десятилетней девочки», «разговор сильно обеспокоил ее, удивил, обидел». Девочке безразличны переживания старой женщины. Она одержима только выполнением поручения, средства для достижения цели она не выбирает. Кроме того, вовлекает того, кто младше и интуитивно осознает, что так делать нельзя.

6. Рефлексия

- Мы с вами говорили о том, чем эти письма были для людей того времени, чем они стали для Анны Федотовны. Чем эти письма стали для детей? (Вторичным «экспонатом», это способ проявить себя, возможность выполнить во что бы то ни стало общественное поручение, пионерское задание, «торжественное обещание».)

- Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?

- Почему сердце Анны Федотовны оказалось беззащитным перед этой детской жестокостью? (Душа Анны Федотовны «ослепла и оглохла». «Умирает» женщина, пережившая войну, смерть сына, но не пережившая отношение нашего времени – равнодушие, обман, непонимание. Она привыкла жить по законам человечности, уважения, честности. «Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа».)

- Против чего восстает писатель в этом произведении? Чем возмущен? (Неприятие жестокого поступка детей. Жестокий поступок, даже вроде бы благородного дела, не может быть оправдан)

-Что необходимо учитывать, когда мы действительно хотим совершить благородный поступок? (Мы не должны быть равнодушными к чужому горю, должны уважать чувства других людей, бережно относиться к пожилым людям, к тому, что им дорого. Чужая память должна стать нашей личной памятью. Нам не просто нужна память о войне. Эта память будит нашу совесть. При создании музеев необходимо учитывать значимость материалов для его обладателей)

Задание для самостоятельной работы: составить синквейн

Память (Вариант: Музейный экспонат)

Видеофрагмент «Стихи о победе»

7. Домашнее задание

1. Напишите письмо детям, которые хотят создать в школе музей боевой славы или собирают материалы для музея.

2. Продолжите предложение «Экспонат №…  рассказ о…», постаравшись объяснить смысл названия произведения или предположить, что нам хотел сказать автор?

3. Если в вашей семье сохранились письма с фронта, фотографии родственников, воевавших во время ВОВ, попробуйте составить страничку памяти, разместив на ней информацию о фронтовике (труженике тыла).

4. Письмо в 1941 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс

Методическая разработка метапредметного урока по литературе....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....