Открытый урок литературы в 6 классе на тему: «Эхо прошедшей войны» (по рассказу Б.Л.Васильева «Экспонат №»)
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
г. Реутов Московской области
Открытый урок литературы в 6 классе на тему:
«Эхо прошедшей войны»
(по рассказу Б.Л.Васильева «Экспонат №»)
Подготовила: Е.А.Куролан,
учитель литературы
Наставник: Э.И.Гончарова
учитель русского языка и литературы,
руководитель ШМО гуманитарного цикла
Реутов, Московская область
2023г.
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 6 «А»
Дата проведения: 03.04.2024
Тема урока: «Эхо прошедшей войны»
Количество часов, предусмотренных для проведения урока: 1 час
Тип урока: комбинированный
Место урока в системе уроков по данному разделу: третий, завершающий урок в теме о Великой Отечественной войне
Цели урока:
Воспитывающие:
- воспитание чувства патриотизма, уважения к памяти погибших воинов;
- развитие нравственного поведения и ответственности за свои поступки;
- пробуждение интереса к литературе у обучающихся;
- воспитание традиционных семейных ценностей;
- формирование художественного, музыкального вкуса, интереса к творчеству Б.Л.Васильева и чтению в целом;
Обучающие:
- повторение и закрепление знаний о биографии Б.Л.Васильева, его места в литературе XXв;
- развитие связной речи, навыков выразительного вдумчивого чтения, памяти, произвольного внимания;
- изучение рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат номер».
Развивающие:
- развитие внимания, речи, логического мышления, наблюдательности;
- развитие умения вырабатывать и формулировать собственное мнение;
- развитие умения выразительно читать и понимать автора;
- развивать коммуникативные умения;
- способствовать развитию творческого мышления.
Планируемые результаты:
Предметные: повторение понятий «эпитет, антитеза, повтор как средство художественной выразительности», понятия многозначности слова, композиционных элементов рассказа, знание аспектов биографии Б.Л.Васильева; развитие памяти, связной речи, навыков выразительного вдумчивого чтения, понимания, анализа и интерпретации текста рассказа «Экспонат №»
Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументированно высказывать свое мнение; умение видеть причинно-следственные связи в поведении героев и реакции на него окружающих, что может пригодиться в повседневной жизни; владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, развитие коммуникативных умений, которые будут полезны на межпредметном уровне.
Личностные: развитие литературного и музыкального вкуса, способность вырабатывать собственного мнения, умение анализировать высказанные мнения; осознание себя как одного из потомков участников войны, формирование нравственного поведения, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам (базовые ценности).
Межпредметные связи: литература, русский язык, история, окружающий мир, музыка.
Ресурсы:
Основные: «Экспонат №» Б.Л.Васильев, стихотворения Р.И.Рождественского «Я сегодня до зари встану», «Эхо любви», А.Д.Дементьев «Баллада о матери»
Дополнительные: мультимедийное обеспечение (видео), компьютер, интерактивная доска
Подготовка к уроку: распечатывание отрывков из текста «Экспонат №»
Этапы урока:
- Организационно-мотивационный этап (3,5 мин.)
- Определение темы и постановка целей урока (1,5 мин.)
- Повторение биографии писателя (4 мин.)
- Обсуждение услышанного материала (2 мин.)
- Словарная работа (3 мин.)
- Анализ рассказа Васильева «Экспонат №»
- Чтение стихотворения А.Д.Дементьева «Баллада о матери» наизусть
- Выделение основной мысли рассказа, записывание вывода в тетрадь. (3 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
- Выставление оценок
- Выдача домашнего задания. (2 мин.)
Ход урока
№ п/п | Этап и цель урока | Наглядный материал | Действия учителя | Действия учеников |
1 | Организационно-мотивационный этап (эмоциональный настрой на урок, актуализация темы, развитие музыкального вкуса, уважения, трепетного отношения к прошлому нашего народа) | Видео (1,07 мин) | Приветствие: «Здравствуйте, дети, садитесь, пожалуйста! У нас сегодня завершающий урок по рассказу Б.Васильева «Экспонат №». Послушаем песню Муслима Магомаева на стихи Роберта Рождественского «Я сегодня до зари встану». О чем эта песня? | Ученики садятся за парты. Дети слушают музыку и смотрят видео. Ученики отвечают: «Песня посвящена войне и павшим на ней солдатам» |
2. | Определение темы и постановка целей урока (познавательная) | Презентация Слайд 1 Презентация Слайд 2 | «Что такое эхо?» (спрашиваю одного из учеников) «Верно, а как вы думаете, это слово имеет одно значение или оно является многозначным? Обратите внимание на доску. Пере вами отрывок из еще одного стихотворения Рождественского: «Покроется небо пылинками звезд, И выгнуться ветви упруго. Тебя я услышу за тысячу верст: Мы – эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга» Какое эхо имел в виду поэт? Учитель выключает экран. «Верно, это то, что оставляет след в душе человека», «Продолжите ряд словосочетаний: эхо любви, «Исторические события могут оставить эхо в душе человека? Какие и почему?» «Верно, как думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Запишите тему: «Эхо прошедшей войны» Цели урока (посмотрите на доску): 1.Повторить ранее изученный материал о биографии писателя, его творчестве 2.Проанализировать стиль Б.Л.Васильева на примере отрывка из рассказа «Экспонат №», выделить элементы компаозиции 3. Узнать новую информацию об истории создания произведения, проведение параллели со стихотворением А.Дементьева «Баллада о матери» 4.Обощение нравственных уроков, заключенных в тексте рассказа «Экспонат №», формулировка выводов | Ученик отвечает: «Эхо – это природное явление, заключающееся в отражении звуковой волны от любой поверхности Отраженный звук» Ученик отвечает: «Многозначным.» Ученик отвечает: «Отзвук, отголосок, отклик на чувства, отношение другого человека» Эхо дружбы, милосердия, эхо памяти «Да, война, потому что она затрагивает каждого человека.» «Эхо войны» Дети записывают тему в тетрадь |
3. | Повторение ранее изученного материала (биография Васильева, его творчество) (выявить пробелы в знаниях, заполнить их) | Презентация Слайд 2: фото Б.Л.Васильева | «Мы с вами познакомились уже с биографией Бориса Львовича Васильева, давайте вспомним отдельные факты о его жизни. Почему так много произведений Бориса Васильева посвящено Великой Отечественной войне? Какое произведение сделало писателя знаменитым? Что отличает его книги? Какие еще произведения Васильева вы знаете? Сколько фильмов было снято по произведениям писателя? | Потому что он сам принимал участие в военных действиях, уйдя на фронт добровольцем в 17 лет и знал не понаслышке о том, что такое война. Повесть «А зори здесь тихие» Душевность, лиричность, отказ от пафоса и героики, неприхотливый, но содержательный стиль. А еще он говорил правду о войне, не стараясь ничего приукрасить Повесть «В списках не значился», «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей» Около 20. И многие, такие как «Офицеры», «Аты-баты, шли солдаты» вошли в золотой фонд отечественного кино. |
4. | Работа с текстом произведения Васильева «Экспонат номер». Получение новой информации о стиле Васильева. (повторение, что такое эпитеты, антитеза, повторы как средство художественной выразительности, экспозиция и завязка сюжета.) | Мы с вами внимательно прочитали рассказ Б.Л.Васильева «Экспонат №», давайте теперь сосредоточимся на анализе стиля писателя и композиции произведения. Обратимся к тексту. Стр 1 Читаю самое начало рассказа: «Игорек уходил ранним утром 2 октября 1941 года» «Ребята, как называется элемент композиции, в котором дается информация о героях, месте и времени действия? Отлично! Что является завязкой сюжета? Да, именно от этого моменты начинает развиваться все действие рассказа. Кто провожает Игоря? Давайте зачитаем текст со слов «Этот разговор происходил накануне» Какие средства художественной выразительности вы здесь видите? Что такое эпитет? Перечислите эпитеты Какие это эпитеты? Как мы можем их охарактеризовать? Это нейтральная, часто встречающаяся лексика? Что передают эти эпитеты? Найдите, пожалуйста, повтор в этом отрывке. Как вы думаете, зачем Васильев много раз повторяет одно и то же слово? Отлично, плечи узенькие, а Москва какая? Что перед нами? Зачем автор использует антитезу? Борис Львович Васильев очень умело использует антитезу, лаконично и точно противопоставляя желаемое и действительность. Что сказал Игорь маме на прощание? Следующее предложение какое? Чуть дальше в тексте найдите, пожалуйста, последнюю фразу из единственного письма сына матери Да, верно, а в ответ? Обратите внимание на единственную строчку из письма друга Игоря Вадима Переплетчикова. Зачитайте ее А дальше слово «был» вынесено в отдельный абзац. А затем снова «был Игорь, Игорек, Игоречек…… Какое средство выразительности перед нами? Какая часть речи перед нами? В какой форме? Зачем повторяется это простой короткий глагол в прошедшем времени? Что он передает? Ребята, сделаем вывод о языке Бориса Львовича Васильева. Запишем вывод: язык Васильева ярок, точен, эмоционален, образен | Ученики отвечают «Экспозиция» Игорь уходит на фронт. Мама и женщины коммунальной квартиры Ученик читает. Эпитеты Красочное определение Скорбные (лица соседок), бессловесная (тоска), сумрачно, слабенькая лампочка, потерянно (стояла), отчаянно (прижимала кулаки к лицу), безмолвное, перекошенное (лицо) судорожно сведенные (плечи), страшные провальные (глаза) Нет, это очень образные, точные слова, создающие яркий образ. Трагедию расставания матери с сыном, предвещают смерть На мальчишеский стриженый затылок, на мальчишескую гибкую спину, на мальчишеские узкие плечи, которыми предстояло прикрыть собой город Москву… Для того, чтобы показать, как это несовместимо: юный мальчик и война, узкие плечи и огромная Москва Большая Антитеза На контрасте можно создать яркий художественный образ Я вернусь, мама. Не вернулся. Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник Праздник был нескоро. Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга Игоря! Ваш сын был…» Повтор Глагол Прошедшего времени Страшную трагедию смерти молодого, самого близкого родного человека. Невозможность ничего изменить. Яркость, краткость, точность, лаконичность, необыкновенная эмоциональность, образность языка. | |
5. | Получение новой информации (познавательная) с элементами повторения композиции | Действие рассказа развивается неспешно, заканчивается война, расселяется постепенно коммунальная квартира, а главная героиня по-прежнему читает каждый вечер письма и похоронку с фронта, словно разговаривая с сыном все эти годы. Но однажды происходит событие, меняющее ее размеренную жизнь. Событие, которое можно назвать одним из кульминационных моментов рассказа. Какое? Да, верно, после войны стало известно о нескольких мамах, которые узнали своего погибших на войне сыновей в документальных хрониках. Была такая женщина в Грузии, в Рязанской области. И сюжет этот встречается не только у Васильева, но и в стихотворении А.Д.Дементьева «Баллада о матери» Послушайте его: Читаю стихотворение | Героиня видит по телевизору в документальной военной хронике спину своего сына и с тех пор начинает смотреть все передачи о войне. | |
6. | Обсуждение полученной информации, обращение к чувствам, выражение эмоционального отклика на стихотворный текст (тренировка памяти и внимания, умения воспринимать стихотворный текст, сочувствовать чужому горю, актуализация темы памяти» | Что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?
Верно, самая страшное горе в жизни – это когда мама теряет своего ребенка. | Дети отвечают: горе матери, трагедию ее жизни, печаль, одиночество, невозможность что-либо изменить
| |
7. | Анализ финала рассказа, определение основной мысли, нравственного урока произведения, заключенного в произведении Васильева «Экспонат №» | Что позволило Анне Федотовне не сойти с ума от горя и пережить сына почти на 50 лет? Действительно, ребята, каждому человеку в непростой жизненной ситуации необходима помощь и поддержка. Как относятся, по сути, чужие люди к этой старенькой ослепшей женщине? Аргументируйте текстом Сделайте вывод, как относились домашние к героине? Почему Анна Федотовна умерла? От старости? Она была счастлива в своем прошлом и могла бы жить еще долго. Зачем им понадобились они? Прочитайте, пожалуйста, что ответили ребята на предложение Анны Федотовны отдать для музея копии писем Что почувствовала старушка, когда поняла, что ее сокровища, писем, больше нет в заветной шкатулке? Как поступили пионеры с женщиной? Сделайте, пожалуйста, вывод о том, как мы должны относится к другим людям, особенно людям, пережившим горе в своей жизни. | Поддержка соседей по коммунальной квартире, а потом семья Володи и Риммы, которая стала для нее практический родной. Как к близкому человеку Римма, например, потихоньку перемывает всю посуду, которую слепая женщина моет плохо и пытается спасти безнадежно пересоленный суп. На юбилей Анны Федотовны Римма каждому гостю рассказал об Игоре и дала понять, о чем говорить, а о чем не стоит, чтобы старушка чувствовала себя хорошо. Бережно, чутко, тактично, по-доброму Пришли пионеры и украли у нее письма. У них было задание от школы собрать для музея военные письма. Ребята читают Он потеряла смысл жизни, голоса сына и его друга навсегда замолчали в ней, один неумолимый официальный голос похоронки сообщал о том, что ее сын умер. Подло, бесчеловечно, бессердечно, жестоко По-доброму, нежно, мягко, | |
7. | Углубление понимания литературного произведения через прослушивание песни Юрия Лореса «Если люди не любят друг друга» | Аудиозапись песни Юрия Лореса «Если люди не любят друг друга» | Не нам выбирать, сколько мы будем жить, каждый день случаются трагедии в жизни разных людей, но что мы в силах решить для себя? Какая память о войне должна быть в нас? Какое эхо? Холодное? Официальное? Что помогает нам сохранить эту память? Люди уходят Верно, сила слова безгранична. В нем заключается возможность передачи следующим поколениям вечного эха войны. | Ученик отвечает: «какими людьми мы будем, как мы будем относится к другим Нет, живое, теплое чувство уважения, благодарности и желания, чтобы это никогда не повторилось Литература! |
8. | Рефлексия (получение обратной связи) | Презентация Слайд 2 | Возвратимся к целям урока, все ли у нас получилось? | да |
9. | Выдача домашнего задания. (закрепление материала) Выставление оценок | «Дома напишите, пожалуйста, мини-сочинение на тему Если люди не любят друг друга, невозможно страну защитить» «Благодарю вас за работу на уроке. До свидания» | Ученики записывают задание |
Этапы урока:
- Организационно-мотивационный этап ( мин.)
Магомаев, Рождественский
- Определение темы и постановка целей урока ( мин.) Что такое эхо, понятие многозначности
Запишите тему: «Эхо прошедшей войны»
- Повторение изученного материала о биографии Васильева
Вопрос-ответ
- Работа с текстом (стиль писателя)
- Новый материал чтение стихотворение)
- Анализ финала рассказа, нравственные уроки.
Вывод: Васильев учит нас быть добрыми, чуткими людьми, любящими и заботящимися о ближних, уважающих старших. Это произведение о войне без войны, о горе, которое можно пережить только сообща, и о смерти, которую несут те, кто холодно и бездушно относится к людям.
- Углубление понимания литературного произведения (песня Юрия Лореса)
- Рефлексия ( мин.)
9. Выдача домашнего задания. ( мин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"
Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронно...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"
Проект урока. Итоги и уроки войны.Вялкова Галина ИвановнаОтдельная дисциплина история, обществознание и география Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) Цель ур...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
открытый урок в 11 классе по теме "Русско-японская война"
Открытый урок- диспут в 11 классе....
Урок литературы 8 класс по теме: ««За добро плати добром, не будь пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)
Урок-размышление о значение родителей в жизни человека....
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...