Методическая разработка по рассказу Б.Васильева "Экспонат №"
методическая разработка по литературе (9 класс)
Урок построен по технолгии творческой мастерской с применением аршрутного листа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 680.5 КБ |
маршрутный лист к уроку | 12.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мы этой памяти верны!»
(Тема памяти в произведении Бориса Васильева «Экспонат №»)
Автор: Бирюкова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 им.А.П.Иванова города Бежецка Тверской области
Технология: творческая мастерская с элементами кейс-технологии
Цель:
Познакомиться с рассказом Б.Васильева «Экспонат №», проанализировать, дать оценку событиям.
Задачи:
-обратится к теме исторической «памяти» и на примере произведения Бориса Васильева «Экспонат №» показать важность исторического прошлого для формирования нравственности;
- Проанализировать утрату человеческих ценностей и «памяти» как негативного явления советского общества;
-Познакомить с судьбой главной героини, выяснить, что стало для нее главным смыслом жизни, почему память о сыне –это святая материнская память?!
- Воспитывать бережное отношение к реликвиям, связанным с историей страны;
-Формировать гражданскую ответственность и патриотическое самосознание;
-Развивать речевые навыки и читательскую компетентность.
-Знакомить с понятием эпистолярного жанра и обучать составлять письма.
Оборудование: ноутбук, презентация, маршрутные листы, книги Бориса Васильева, видеофрагменты.
Ход урока:
1.Оргмомент
«Помнить –значит знать». С этих слов я хочу начать урок! Память, как она несовершенна, как она бывает размыта, как с годами уходят в никуда знакомые образы, теплые воспоминания! Почему? Почему что-то мы помним хорошо и ясно, а что-то теряется в нашем сознании? Почему так бывает? Дня Попробуем сегодня на уроке обратиться к теме памяти в разных значениях и на примере произведения Бориса Васильева «Экспонат №» посмотреть, что человек помнит отчетливо, а что уходит в небытие.
2. Лейтмотив
КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС УРОКА: ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?
Словарь Ожегова:
ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ , -и, жен.
1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в п. (хорошо запомниться). Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чём-н. отдалённом: он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая п. у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-н.; неод.).
2. То же, что воспоминание о ком-чём-н. Хранить п. о событии. Прежний начальник оставил по себе плохую п.
3. То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему). Посвятить книгу памяти учителя. Верна памяти мужа. Вечная п. кому-н. (пожелание, чтобы долго, вечно помнили кого-н. умершего).
А теперь посмотрим видеоклип «Память о войне» и ответим на вопрос: именно какое значение слова мы будем обсуждать в ходе урока ? /второе и третье/.
-Что мы должны помнить, исходя из видеоролика?
/Варианты ответов: гордость о подвиге народа, воспоминания о ветеранах, о фронтовиках, память исторического прошлого, память подвига советского народа/
-Заполните кластер
3. Формулирование темы и целей урока
Сегодня мы поговорим о памяти исторической, о памяти Великой Отечественной войны. «Мы этой памяти верны» /творческая мастерская по рассказу Бориса Васильева «Экспонат №»/ , - так звучит название темы.
-Как вы думаете, какие цели и задачи мы будем решать в ходе урока?
/говорить о памяти, обратимся к событиям войны и посмотрим, как они ломали человеческие судьбы. Говорить будем о том, как память живет в сердцах близких людей и не может стереться, как понятие памяти может быть перечеркнуто/.
Вывод: Цель урока- обратиться к творчеству писателя–фронтовика Бориса Васильева, на примере рассказа «Экспонат №» увидеть события войны и послевоенных лет, то, как люди теряли мужей, сыновей, близких людей, то горе, которое несла война. Ключевым словом –будет «ПАМЯТЬ». Как воплощается эта тема в рассказе и как люди относятся к исторической памяти? И, конечно, мы будем формировать наши читательские и коммуникативные компетенции, гражданскую ответственность и патриотическое самосознание.
4. Работа творческой мастерской
1) Работа с ассоциациями
ПАМЯТЬ
-воспоминания
-наше сознание
-прошлое
-запоминание
-
2) Углубление в ассоциации
Работа со статьей Д.С.Лихачева Письмо сороковое «Память»
Задание: Прочитайте статью Д.С.Лихачева «Память» и дополните ассоциативный ряд фразами из текста.
-одно из важнейших свойств бытия;
-«генетической памяти»
-Это важнейший творческий процесс
-путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция
-Память противостоит уничтожающей силе времени.
-Память – преодоление времени, преодоление смерти
-Без памяти нет совести
-памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.
-историческая память народа
-Память о прошлом, прежде всего, «светла
-Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но эта память по преимуществу.
-Память – основа совести и нравственности
-Память – наше богатство.
Вопрос к классу: какой можно сделать вывод после прочтения статьи Д.С.Лихачёва?
Учитель: Мы должны сохранять историю, бережно относится к семейной летописи, сохранять исторические факты, так как без прошлого не может быть будущего. Память –это наша совесть и нравственность.
3) Разрыв
Метапредметные компетенции
Учитель: а в ваших семьях хранится память о прошлом, о ваших предках?
Рассказы учеников о прадедах- фронтовиках
Рассказ учителя о своем прадеде и истории изучения семейной летописи.
Элемент кейс- технологии
Каждая группа получает конверт с заданием: по представленным образам составьте рассказ и обратитесь к теме памяти
А)
Набор слов: разрушение храмов, послереволюционный период, установление власти Советов, атеизм.
Б)
Набор слов: космос, полет , 1961 г, Юрий Гагарин, первооткрыватели, научные достижения, ракеты.
В)
Набор слов: русская избы, традиции, печь, ткацкий станок, вышивка, русская культура, русская деревня.
Г)
Набор слов: музеи, культурные ценности, сокровища культуры, хранители старины, культурное наследие, история
Д)
Набор слов: война, разруха, смерть, страх, гибель, подвиг, должны помнить
Социализация
Каждая группа представляет свой текст, который непременно приводит нас к теме памяти
А) Помним разрушение исторических памятников – не должно повторится!
Б) Помним первый полет человека в космос –гордость за достижения науки!
В) Помним историю жизни народа- это наша культура!
Г) Помним и храним историю страны в фондах музеев и архивов!
Д) Помним события Великой Отечественной войны, самой страшной и кровопролитной войны XX века, чтобы это зло не повторилось!
4) Осмысление
1) Переход к новому материалу.
Учитель : Мы помним события нашей истории: жизнь русской деревни, традиции русского народа, фольклорные особенности,; бережно храним память о заслугах и победах русского народа, о достижениях науки техники, гордимся нашей культурной и искусством, помним подвиг народа в годы Великой Отечественной войны, который стал примером для всего мира. Война – это урок, который выдержал стойко русский народ. 1400 дней и ночей длилась эта мука, эта народная трагедия, которую нельзя забывать, это нужно помнить. Чтобы помнить – надо знать. Все меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, но остаются книги, исторические источники, которые могут нам рассказать, как все было.
Писатели –фронтовики: А.Твардовский, К.Симонов, М.Шолохов, Б.Васильев.
Давайте посмотрим видеоролик о писателе-фронтовике, человеке высокой нравственности и совести Борисе Львовиче Васильеве. В маршрутных листах сделаете записи: смысл жизни по Васильеву.
2) Беседа о творчестве Бориса Васильева
-Какие книги написал Борис Васильев?
-Какое произведение, на ваш взгляд, самое известное? / «А зори здесь тихие»/
Просмотр отрывка из фильма «А зори здесь тихие»
- Какие события показаны в этом произведении? (война, ценой своей жизни пять девушек задерживают фашистских диверсантов)
Учитель: есть в творчестве Бориса Васильева небольшое произведение, которое тоже о войне, хотя там нет боев, сражений, но там есть память о тех, кто погиб, кто не вернулся в отчий дом.
«Экспонат №»
- О чем говорит название?
-Что такое экспонат? И где мы сталкиваемся с таким словом?/ в музеях/
-Какова главная тема рассказа?/тема памяти/
-Кто главная героиня рассказа ?/Анна Федотовна/
-Опишите эту женщину? Где работала? Как выглядела? Имела ли семью? Черты характера? Отношение к людям?
/Анна Федотовна - добрая женщина. Автор показывает довоенную жизнь ее в коммунальной квартире, воспитание сына Игорька, вера в будущее/
-С какого эпизода начинается повествование ?/уход Игорька на фронт/
Учитель: уход на фронт – это завязка событий, лейтмотив всего повествования.
-Обратимся к тексту произведения . Прочитайте фрагмент: Игорек уходит на фронт. Найдите в этом описании ключевые слова.
«Игорек уходил ранним утром 2 октября 1941 года.В повестке значилось, что он «должен явиться к семи ноль-ноль, имея при себе…»
— Ложку да кружку, больше ничего не бери, — сказал сосед Володя. — Все равно либо потеряешь, либо сопрут, либо сам бросишь.
Володя был всего на два года старше, но уже успел повоевать, получить тяжелое ранение и после госпиталя долечивался дома у отца с матерью. А у Игоря отца не было, только мама, и поэтому мужские советы давал бывалый сосед:
— Ложку, главное, не забудь.
Этот разговор происходил накануне, вечером, а в то раннее утро Игоря провожала мама да женщины их коммуналки. Мама стояла в распахнутых дверях, прижав кулаки ко рту. По щекам ее безостановочно текли слезы, а из-за плеч выглядывали скорбные лица соседок. Неделей раньше ушел в ополчение отец Володи; сам Володя, чтобы не смущать, уже спустился, уже ждал в подъезде, а Игорь вниз по лестнице уходил на войну, и женщины в бессловесной тоске глядели ему вслед. На мальчишеский стриженый затылок, на мальчишескую гибкую спину, на мальчишеские узкие плечи, которым предстояло прикрыть собой город Москву и их коммунальную квартиру на пять комнат и пять семей.
— Холодно, — гулко сказал снизу Володя. — Главное, не дрейфь, Игорек. Но пасаран.
Было сумрачно, синий свет слабенькой лампочки в подъезде странно освещал маму, которая так хотела проводить его до военкомата, но не могла оставить работу, потому что сменщиц уже не было, а работа еще была. И она потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвному перекошенному рту, а из-за ее судорожно сведенных плеч страшными провальными глазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом. Игорь оглянулся в конце первого лестничного марша, но улыбнуться не смог, не до улыбок было в октябре того сорок первого. Но сказал, что все они тогда говорили:
— Я вернусь, мама.
Не вернулся.»
-О чем говорят ключевые слова? /Игорек уходил на фронт, как миллионы советских людей –защитников Отечества, людей, многим из которых не суждено было вернуться в свой родной дом. Как не вернулся и Игоре –защитник Москвы./
Межпредметная связь
-Что вы знаете о битве за Москву?
-Подберите 10 ассоциаций и запишите в маршрутный лист.
1941 год
Волоколамское шоссе
Панфиловцы
Биться насмерть
Стойкость
Мужество
«Ни шагу назад»
Патриотизм
Командующие: Конев, Жуков, Тимошенко
Москва –сердце нашей Родины.
Зима. Суровые морозы
-Составьте мини-сообщение «Битва за Москву»
-Просмотрим видеосюжет «Битва за Москву». Дополните записи в маршрутных листах новой информацией.
Рассказ учащегося о героях-панфиловцах /предварительное задание/
Учитель: сколько погибших молодых солдат, которые отстояли независимость нашей Родины. Игоре –герой рассказа, тоже ушел в вечность.
-Что осталось у матери Игорька Анны Федотовны? /два письма. Одно от Игорька, другое от его друга и похоронка/
-Почему эти вещи стали реликвией для пожилой женщины? /память о сыне, память о войне/
-Обратимся к тексту. Как Анна Федотовна относилась к этим реликвиям?
И письмо Анна Федотовна получила всего одно-единственное: от 17 декабря; остальные — если были они — либо не дошли, либо где-то затерялись. Коротенькое письмо, написанное второпях химическим карандашом на листочке из ученической тетрадки в линейку.
«Дорогая мамочка!
Бьем мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят…»
И об этой великой радости, об этом великом солдатском торжестве — все письмо. Кроме нескольких строчек:
«…Да, а как там поживает Римма из соседнего подъезда? Если не эвакуировалась, спроси, может, письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку…»
И еще, в самом конце:
«…Я здоров, все нормально, воюю как все. Как ты-то там одна, мамочка?»
И последняя фраза — после «до свидания», после «целую крепко, твой сын Игорь»:
«…Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!»
Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо. От сержанта Вадима Переплетчикова:
«Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга Игоря! Ваш сын был…»
Учитель: слово «был» вошло в жизнь анны Федотовны. Игорек был. Может ли мать смириться с таким горем? /Материнское горе -самое страшное, когда теряет мать своих детей. Горе вошло в жизнь женщины навсегда, поселилось в ее душе, сердце, стало повседневной ее жизнью./
- Как Анна Федотовна жила после того , как узнала о гибели сына?
Три дня Анна Федотовна кричала и не верила, и коммуналка плакала и не верила, и сосед Володя, который уже считал дни, что оставались до Медкомиссии, ругался и не верил. А еще через неделю пришла похоронка, и Анна Федотовна перестала кричать и рыдать навсегда.
-Почему Анна Федотовна перестала плакать навсегда?
- Как жила Анна Федотовна после гибели сына? Почему она замкнулась?
/Гибель сына – это страшная потеря. Анна Федотовна продолжала работать, жила день за днем, она осталась одна со своим горем. Горе приходило и в другие семьи их коммунальной квартиры, но сын – эта родная часть Анны Федотовны, не вернется уже никогда./
-Что стало смыслом жизни для Анны Федотовны? /ежедневно перечитывать письма/
-Почему этот ритуал женщина делала ежедневно?
-Обратимся к тексту. Найдем ключевые слова? Сделаем вывод – чем стали письма для пожилой женщины? /Память/
Время шло. Анна Федотовна по-прежнему утром уходила на работу, а вечером читала письма. Сначала это было мучительно болезненной потребностью, позже — скорбной обязанностью, потом — привычной печалью, без которой ей было бы невозможно уснуть, а затем — ежевечерним непременнейшим и чрезвычайно важным разговором с сыном. С Игорьком, так и оставшимся мальчишкой навсегда.
Она знала письма наизусть, а все равно перед каждым сном неторопливо перечитывала их, всматриваясь в каждую букву.
Учитель: Письма -это память о погибшем сыне, это о связующее звено, ниточка, которая связывала ее жизнь и жизнь сына, еще живого, настоящего.
Война принесла много горя в коммунальную квартиру.
Но существовала и жизнь общая, сосредоточенная в общей кухне и общих газетах, в общей бедности и общих праздниках, в общих печалях, общих воспоминаниях и общих шумах. В эту коммунальную квартиру не вернулся не только Игорь: не вернулись отцы и мужья, но они были не просто старше ее сына — они оказались жизненнее его, успев дать поросль, и эта поросль сейчас шумела, кричала, смеялась и плакала в общей квартире.
-Какое слово становится главным в этом отрывке? /ОБЩЕЕ/
-Почему ? /война – это общее горе всего советского народа, общее для всех/
-Почему Анна Федотовна все-равно чувствовало одиночество? Автор говорит – одинокая Анна Федотовна?
Учитель: ведь рядом были люди, Володя, Римма, соседи. Почему Анна Федотовна была одинока, почему она не могла воскреснуть к новой послевоенной жизни? /Память о сыне не давала ей сил жить весело и радостно, она помнила Игорька, вспоминал его маленьким, вспоминала его школьную жизнь, представляла, что было бы, если бы Игорек не погиб/
Учитель: Но остается если БЫ. Игорек погиб. Володя, Римма -стали ее семьей, ее жизнью. Но забыть сына Анна Федотовна не сможет никогда. Это ее память, святая материнская память.
-Как складывалась послевоенная жизнь Анны Федотовны? /Римма и Володя , друг Игорька, стали настоящей семьей для Анны Федотовны, их дети стали внуками для пожилой женщины, они стали частью ее жизни/
А время шло себе и шло. Росли дети — уже не просто названые, уже самые что ни на есть родные внуки Анны Федотовны, Андрюша и Валечка; взрослели их родители Владимир Иванович и Римма Андреевна; старела, темнела, таяла на глазах и сама Анна Федотовна.
-Что оставалось в жизни Анны Федотовны неизменным? /ритуал – чтение писем сына и его фронтового друга /
Да, все менялось в жизни, менялось, в общем, к лучшему, но одно оставалось неизменным: письма. Письмо Игоря, сохранившее для нее не только его полудетский почерк, но и его голос; и письмо однополчанина и друга, звучавшее теперь как последний рассказ о сыне. Время коснулось и писем, но не только тленом, а как бы превратив слова в звуки: теперь она все чаще и чаще совершенно ясно слышала то, что аккуратно перечитывала перед сном. Знала наизусть и слышала наизусть, а все равно внимательно вглядывалась в каждую строчку и ни за что не смогла бы уснуть, если бы по какой-либо причине этот многолетний ритуал оказался бы нарушенным.
Учитель: Письма – это память о сыне, о погибших солдатах, которую бережно хранила пожилая женщина в своем сердце. Они звучали настоящим голосом сына, они сохранили полудетский почерк ее мальчика. Память – это святая составляющая жизни людей. Если мы будем помнить людей, их подвиги, передавать для последующих поколений, то эта память сохранит
Два перепечатанных письма и похоронка, которую она тоже знала наизусть, но которая тем не менее всегда оставалась безмолвной. В ней не звучало ни единого слова, да и не могло звучать, потому что похоронка всю жизнь воспринималась Анной Федотовной копией могильной плиты ее сына, превращенной в листок казенной бумаги, но сохранившей при этом всю свою безмолвную гробовую тяжесть. И, читая ее каждый вечер, осиротевшая мать слышала только холодное безмолвие могилы.
- Похоронки приходили в дома, приносили страшные вести, горе врывалось в сердца матерей, жен, детей…
Отрывок из кинофильм «Тени исчезают в полдень» /эпизод: во время Великой Отечественной войны в сибирскую деревню тоже приходили письма с фронта, приходили и другие вести- похоронки./
-Как жители деревни встречали почтальона? Что их объединяло?
Учитель: даже после войны Анна Федотовна ненавидела этот мертвый листок, который сообщал о гибели ее сына.
-Прочитайте эпизод, где Анна Федотовна смотрела фильм о войне. Какое чувство состояние закралось в душе пожилой женщины? /надежда/
Физпауза
А теперь отдохнем и послушаем песню, которая перекликалась с сюжетом книги.
Песня «Алешенька. Сынок!»
-Чем перекликаются слова песни с сюжетом книги?
Учитель: самое дорогое, что было когда –то в жизни Анны Федотовны – это ее сын, который погиб. Прошли годы, но мать помнит его, своего Игорька. Надежда живет в материнском сердце. Письма -эта та нить, которая связывает настоящее и прошлое.
- Кто отрезал прошлое Анны Федотовны? И каким образом? /школьники, которые собирали экспонаты для музея. Именно они выкрали письма/
-Как оценит их поступок? /безнравственно/
-Осознавали ли они, что поступают плохо? /понимали, что поступают плохо. Но не понимали, на сколько серьезно обернется их поступок/
ЗАДАНИЕ
До войны | война | после войны | |
события | |||
Состояние героини |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Учитель: Анна Федотовна умерла. Умерла тихо…..Вместе с ней умерла память о сыне, о ее Игорьке, который так и остался молодым пареньком…
А в музее остался экспонат…. В запаснике. Это письмо Игорька……
5) ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП
Поразмышляйте, что есть человеческая память?
ПАМЯТЬ - …..
Афиширование результатов
Рефлексия
- Что сегодня вы узнали нового на уроке?
-Какие выводы мы делаем для себя?
-Что понравилось? Что запомнилось с урока?
Домашнее задание
Напишите сочинение по прочитанному произведению на тему : «Память»
Итог урока:
Чтобы знать- надо помнить. Давайте помнить историю нашей страны, историю Великой Отечественной войны. Помнить героев –фронтовиков, помнить о своих родственниках, отдавших жизни во имя Победы.
Стих « Помните» /видеозапись/
https://www.youtube.com/watch?time_continue=18&v=PqocFGXsZdg&feature=emb_logo
Библиографический список
- Васильев Б.Л. Экспонат № /рассказы и повести/
- Бирюкова Н.Н. Творческая мастерская на уроках литературы. /сборник материалов «Русский язык. Новые подходы к преподаванию. Н.М.Лебедев/, 2016 г
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист к уроку по рассказу Б.Васильева «Экспонат №»
Что есть память?
Прочитайте статью Д.С.Лихачева о памяти. Выпишите ключевые слова – что такое память, по мнению академика? | |
Найдите описание сцены –прощание с Игорьком. Выпишите ключевые слова. Дайте характеристику Анны Федотовны | |
Перечитайте письмо, полученное от Игорька с фронта. Что в нем сообщалось? | |
Письмо от друга Игорька и похоронка. Как эти реалии повлияли на судьбу Анны Федотовны? | |
Почему письмо сына и его фронтового друга стали реликвией для Анны Федотовны? Какой ритуал стал для женщины ежедневным? Почему? | |
Как складывалась жизнь Анны Федотовны после гибели сына? Почему она была одинока? | |
Почему семья друга детства Игорька не смогла заменить ей родного сына? Как к А.Ф, относилась Римма , Володя их дети? | |
Почему А.Ф. продолжала ежедневно перечитывать письмо сына? Ведь война прошла, а почему не зажили раны на сердце А.Ф,? | |
Что случилось с письмом сына? Почему Анна Федотовна сказала фразу : «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда» Как понять эти слова? | |
Как расценить поступок школьников? | |
А.Ф. умерла . Что стало причиной ее смерти? Перечитайте фрагмент и выпишите ключевые слова? | |
Почему память об Игорьке стала экспонатом № в школьном музее? Разве это память? Перечитайте последнюю фразу рассказа? Почему автор ставит многоточие? | |
Напишите эссе –Что есть человеческая память, опираясь на рассказ Бориса Васильева «Экспонат №» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»
Урок по рассказу А.Куприна. Мы познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и ...
Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")
Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....
Методическая разработка урока «Рассказы И.А.Бунина о любви («Солнечный удар»)»
Методическая разработка предназначена для подготовки преподавателей к учебному занятию. На уроке используется одна из современных образовательных технологий – технология развития критическо...
Методическая разработка по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"
Комплексная дидактическая цель: формирование представления о роли человека в нашей жизни.Тип урока: комбинированный...
Методическая разработка урока по литературе по теме: " А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества в рассказе" 9 класс
Объяснение нового материала...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")
Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Ор...