Урок литературы в 7 классе "Надо просто помнить…" (по рассказу Б.Л.Васильева «Экспонат №»)
учебно-методический материал по литературе (7 класс)
Урок проходит в виде беседы-размышления, исследования на заданную тему. В процессе реализуются индивидуальные домашние задания. Урок рассчитан на 2 часа с написанием творческого задания. Основной вид деятельности - исследование. Форма обучения - групповая, общеклассная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nado_prosto_pomnit.po_rasskazu_b.l.vasileva_eksponat_no.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Надо просто помнить…» (по рассказу Б.Л.Васильева «Экспонат №»)
Цель: познакомить учащихся с творчеством Б. Л. Васильева, помочь задуматься над смыслом данного произведения, развивать умения наблюдать за языком произведения, формировать умение характеризовать героев на основании их поступков и соотносить их с реальной жизни.
Планируемые результаты:
предметные: ввести в лабораторию писателя Б. Л. Васильева, организовать работу по восприятию рассказа и осмыслению философских и нравственных проблем произведения; создать условия для развития читательского интереса обучающихся;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к старшему поколению; использование для решения познавательных задач различных источников информации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, выставка книг писателя.
Краткое описание урока: рассказ прочитан учащимися дома. Урок проходит в виде беседы-размышления, исследования на заданную тему. В процессе реализуются индивидуальные домашние задания. Урок рассчитан на 2 часа с написанием творческого задания. Основной вид деятельности - исследование. Форма обучения - групповая, общеклассная.
1.Объявление темы урока и эпиграфа.
2. Вступительное слово учителя.
История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Поле Куликово, Курская дуга… русская земля, политая кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли, и в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года. Да, со времени окончания Великой отечественной войны прошло 68 лет. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней? Василь Быков: «Потому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах». Война-событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. И поэтому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной.
Никто не забыт, ничто не забыто. Так ли это?
Да, мы привыкли к парадным передачам с Красной Площади в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного солдата. К 50-летию Победы возведен мемориал на Поклонной горе, и всех, кто приходит сюда встречает колокольный звон и призыв: «Поклонимся великим тем годам…» Да имы свами каждый год приходим в наш поселковый сквер к обелиску в честь и отдаем дань тем, кто погиб в Отечественной войне.
Значит, мы можем сказать, что да, действительно, «никто не забыт, ничто не з забыто»? Или дело стоит иначе?
Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти. Что значит помнить? Как надо помнить?
Обратимся к эпиграфу. Это слова Р.Рождественского из его поэмы «Реквием»:
«Это нужно не мертвым!
Это нужно живым!»
Надо ли нам, живущим через 74 года после Великой Победы, помнить о тех годах? А поможет нам в этом разобраться наш современник писатель Борис Васильев. Его произведение, рассказ «Экспонат №…» посвящен теме памяти; мы будем говорить о том, как сильна материнская любовь, как страшно встретиться с жестокостью и равнодушием.
3.Сообщение о жизни и творчестве Б. Васильева (презентация).
(На экран проецируется портрет писателя, его биография).
4. Итак, ребята, обратимся к произведению.
БЕСЕДА:
- Как начинается рассказ? (Рассказ начинается со сцены прощания и ухода Игорька на фронт)
- Что такое коммуналка?
-Почему Анна Федотовна переехала вместе с маленьким Игорьком в коммуналку?
- Как жили люди в коммуналках?
-Что вы можете сказать о матери солдата. Нарисуйте словесно ее портрет.
-Что вы можете рассказать об Игорьке? Как создает автор образ героя?
(В процессе беседы и работы с текстом создается таблица «Судьбы героев»).
Жизнь Анны Федотовны | Жизнь Силантьева Игоря |
1. Рождение сына Игоря. | 1. Детство. |
2. Переезд в коммунальную квартиру. | 2. Первый вопрос об отце. |
3. Воспитание сына. | 3. Школа. Неудавшееся путешествие в Испанию. |
4. Проводы на фронт. | 4. 2 октября 1941года. Ушел на фронт. |
5. Письмо от сына. | 5. Письмо от 17 октября 1941 года.
|
6. Второе письмо от друга Игоря. | 6. Пал смертью храбрых. |
7. Похоронка. | 7. Похоронка. |
- ЧТО ОБЪЕДИНЯЛО МАТЬ С СЫНОМ?
5.ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА.
- Что значили для матери письма с фронта?
(Письма для Анны Федотовны стали той нитью, которая связывала ее с сыном. Два письма и похоронка. Она бережно их хранила и перечитывала перед сном. Это стало для нее особенным ритуалом, перед ней стали звучать голоса. Голос войны, голос родного Игорька, сержанта Переплетчикова. Письма для Анны Федотовны стали смыслом жизни.
-Как к этой странности относились ее домашние, близкие люди?
-Чем отличаются письма от похоронки? (Чтение эпизода «Письмо от сына»).
-Пришел ли праздник в этот дом? Почему?
В рассказе есть такая деталь: «Уже отметили юбилей Победы, уже телевидение начало
сокращать количество военных передач, а Анна Федотовна продолжала сидеть перед экраном телевизора, все еще надеясь на чудо».
- На какое чудо надеялась мать?
Знаменитый российский поэт А.Дементьев написал очень трогательное стихотворение «Баллада о матери».
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронесся материнский крик.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок.
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась - вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить,
Просит мать о сыне повторить.
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок
Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино,
Все ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны.
- В чем это стихотворение созвучнос рассказом?
(В исполнении ученика звучит стихотворение А.Дементьева «Баллада о матери»).
Вывод: и в рассказе, и в стихотворении звучит тема материнского страдания, боли за родного сына, который ушел защищать свою родину, свой город, свою улицу, свою мать).
Большое количество стихотворений о войне превратились в песни.
Прослушивание песни
Учитель: вернемся к нашему произведению.
И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма и думает: «А вдруг и ее Игорек жив? И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга. Почему?
6. Пересказ эпизода («Она ослепла»)Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.
- Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?
- Как вы думаете, от чего ослепла Анна Федотовна?
Учитель: Да, она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившееся в память строки «…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых». И только письма были той тонюсенькой ниточкой, связывавшей мать и сына на протяжении долгих лет.
Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь.
Проходила и дошла до сорокалетия Победы.
Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне гости - две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик». Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма.
7. Работа в группах. Ученики предварительно разбиты на группы, получают карточки с заданием: Прочитать и озаглавить эпизод.
БЕСЕДА:
- Никого не оставил равнодушным эпизод «Школьники в гостях у Анны Федотовны».
- Как вели себя дети по отношению к старушке?
- Какой смысл вложил автор в название рассказа?
- Что такое экспонат? (работа со словарем).
Экспонат-экспонируемый предмет. Экспонат выставки.
- А что такое вторичные материалы?
Вторичные материалы-второстепенные, побочный, являющийся
следствием чего-либо.
Таким образом, жизнь анны Федотовны смысл ее существования оказались вторичным материалом, который лежит в ящике школьного музея.
Какое средство худ.выразительности вы увидели в предложении: «Официальный холодный голос смерти и беспомощные теплые слезы матери»7 (антитеза).
8.Выразительное чтение эпизода.(«Душа Анны Федотовны ослепла и оглохла»).
Умирает старая женщина, пережившая войну, смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени - непонимание, недоброту, равнодушие.
9.Чтение последнего эпизода рассказа «Послесловие».
То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то «вторичным экспонатом».
- «Вторичны ли они в этом рассказе»?
10.Инсценирование эпизода «Детская жестокость».
- Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне.
Проверка дом индивидуального задания - исследовательская работа: при помощи каких художественных средств Б. Васильеву удается передать чувства и переживания Анны Федотовны и грубость школьников?
- Как изменилась жизнь после кражи писем?
(Вечером к Анне Федотовне приезжала «неотложка»- врачи вытащили Анну Федотовну из безвременья, но душа ее замолчала. Сын для нее «угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда»).
-Как вы понимаете смысл этих слов?
11.В рассказе есть один из значимых образов, образ времени.
- Как изображено время в рассказе?
(Ученик получил индивидуальное задание: по тексту выписать фразы, связанные со словами время).
Ученик: Фраз о времени не так много, но они осень значимые.
1. ВРЕМЯ ШЛО.
2. А ВРЕМЯ ШЛО СЕБЕ И ШЛО.
3. ВРЕМЯ КОСНУЛОСЬ И ПИСЕМ, НО ТОЛЬКО НЕ ТЛЕНОМ, А КАК БЫ ПРЕРВАТИВ СЛОВА В ЗВУКИ.
4. БЕЗВРЕМЕНЬЕ.
Вывод: В результате небольшого исследования мы пришли к выводу, что время изображено в движении, но последнее слов «безвременье» - по словарю – время общественного и культурного застоя, доказывает, что вся ее жизнь с момента гибели и была безвременьем - тяжелым периодом ее жизни.
-А может место писем и должно быть в музее?
- Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?
- Как бы вы потупили на месте ребят
- Как хорошее дело организация музея превратилось в плохое?
- Почему сердце Анны Федоровны оказалось беззащитным перед детской жестокостью?
Вывод: Анна Федоровна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатство. Она и привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвалась жестокость и обман, она не выдержала.
Давайте вернемся к началу урока.
-Что значит помнить? Хранить в своих душах? Надо ли нам, живущим через 74 лет после Великой Победы, помнить о тех далеких годах?
Учитель.
Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память- это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Именно память будит нашу совесть, не дает нам покоя.
Слайд «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, в какой-то мере неспособный на добрые бескорыстные поступки.
Бойтесь быть беспамятными в этой жизни, бойтесь быть равнодушными к чужому горю. Чужая память должна стать вашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире.
Солдатским матерям посвящено много произведений, воспевающих их преданность, мужество, силу духа. Одно из таких «Песня о солдатской матери» в исполнении Л. Гурченко.
Итоги. Вывод по уроку.
Сегодня мы с вами хорошо поработали мы размышляли, беседовали и провели некоторое исследование. Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали отех тяжелых временах, которые выпали на долю нашего народа.
Чему учит повесть Б. Васильева? Как надо помнить?
Таким образом, мы убедились, что с проблемой памяти о войне не все так просто. И если мы назвали факты, свидетельствующие о том, что наш народ чтит ветеранов, помнит о них, что сейчас попробуем перечислить негативные моменты в нашем отношении к ним.
(новорылы раскапывают рвы, где погребены расстрелянные; в местностях, оккупированных во врем войны, до сих пор много незахороненных останков наших воинов; на Троицкой свалке под Москвой найдено полковое знамя; боевые ордена и медали стали предметом купли-продажи на барахолках; некоторые юнцы прикуривают от Вечного огня… .Да и о ветеранах мы вспоминаем лишь в праздники.
Можно ли не думать об этом? Не озаботиться этим? Главной проблемой нашего общества является не экономическая, не общественно-политическая, не экологическая проблемы, а проблема нравственная. Духовная нищета, сердце, глухое к чужой боли - вот причина многих наших бед.
Тема памяти в литературе очень многогранна. Она затрагивает многие нравственные проблемы. Это проблема забвения корней своих предков, проблема потери доброты, сердечности, совести… Вот почему вновь и вновь поднимаются эту проблему современные писатели на страницах своих произведений.
Домашнее задание.
Напишите сочинение по выбору:
1. Что бы я хотел сказать тем ребятам…
2. Письмо анне Федоровне.
3. Эпизод, который произвел на меня сильное впечатление.
4. Хочу сказать спасибо Игорю Силантьеву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
План-конспект урока по литературе на тему: "Заветные письма из шкатулки". (По Б. Васильеву "Экспонат №...")
Тип урока: комбинированный урок.Вид урока: урок-исследование.Цель урока: создание проблемной ситуации сцелью раскрытия темы текста, определения авторской позиции; формирование умения характеризовать г...
Методическая разработка урока литературы "Пока сердца стучатся, помните!" (по рассказу Ю.Яковлева "Девочки с Васильевского острова")
Данная разработка содействует воспитанию чувства патриотизма, гордости за наш народ....