статья "Ориентация на личность как парадигма современного образования"
статья по литературе на тему
В данной статье представлена технология личностно ориентированного обучения. В последние годы этот подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_seminar_doc.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Абиева Дилара Яшаровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 3» г. Дербента
Ориентация на личность как
парадигма современного образования.
Аннотация: В данной статье представлена технология личностно ориентированного обучения. В последние годы этот подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать.
Л.Н. Толстой.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемно-диалогического обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Технология личностно ориентированного обучения
- Технология интегрированного обучения
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
В данной статье хотела бы представить технологию личностно ориентированного обучения.
Поставив перед собой вопросы не только чему и как учить, но и как учить результативно, пришла к выводу, что на уроках необходимо создать условия психологического комфорта, когда каждый ученик, независимо от уровня общеучебной подготовки, превращается из объекта обучения в полноправный субъект педагогического процесса, связанного с активизацией овладения знаниями, умениями, способами учебной деятельности.
А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Я поставила перед собой следующие задачи, одной из которых является : содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
Решать данную задачу в полной степени помогает технология личностно ориентированного обучения, так как учитель может развивать урок, не отказываясь от того положительного, что он уже приобрел.
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
В основе моей концепции заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его способностей и права на саморазвитие. Приоритетным направлением я считаю создание условий для саморазвития личности школьника.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что ученик по окончании школы должен владеть умениями коммуникации, межличностного общения; должен понимать и ценить культуры разных народов и эпох, пользоваться словом для понимания, взаимодействия, сотрудничества в процессе общения в социуме.
Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Это достигается, если на уроке следовать определенным принципам. Для себя я определила следующие:
1. Учащимся предоставляется возможность по ходу урока внести изменения в планирование работы на уроке;
2. Задания, в том числе и домашнее, предлагаются учащимся на выбор.
На любом этапе обучения школьник имеет возможность выбирать деятельность, что, однако, не снимает с него ответственности за его выбор и действия. Личностно ориентированное обучение невозможно осуществить без дифференциации обучения. В зависимости от целей и задач урока дифференцированная работа может применяться на различных его этапах.
4.При введении понятия предлагаю ученикам дать свои версии его содержания.
На уроке русского языка при изучении темы «Вводные слова» предлагаю учащимся высказать свои предположения.
5. При изучении новой темы учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, систематизирует; Так при изучении темы “Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми. Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:
– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?
– Чем различаются сказуемые второй группы? Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему?
6. Итоги урока обсуждаются с учащимися: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться;
Для подведения итогов урока я использую упражнение “Плюс – минус – интересно”. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.
Беседа строится на уважительном отношении к мнению учеников. Иногда достаточно на уроке присутствия личностно ориентированной ситуации. Обеспечить такую ситуацию помогают следующие методы:
1. Метод чтения вслух.
Одним из самых важных элементов этого метода является интрига. Интригой может быть одно или несколько предложений, содержащих в себе основную проблему урока, но не раскрывающих ее;
Например, урок русского языка по теме “Морфемика” начинается чтением стихотворения П. Чеснокова:
• Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
• Урок по теме “Самостоятельные и служебные части речи” начинается с того, что на доске записывается известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.. В конце урока ученики должны назвать в предложении самостоятельные части речи.
Перед детьми ставится проблема, но так, чтобы это была их проблема.
2. Метод интроспективного анализа
Известно, что познание другого человека как бы опережает познание самого себя. Этот метод для ученика – своеобразная техника «исследования» себя.
3. Метод развития творческого самочувствия.
В данном случае я использую прием перепутанной логической цепочки. Так, на уроке литературы в 9-м классе, прежде чем начать разговор о жанровой специфике отдельных глав романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени», я предложила учащимся соотнести названия частей романа и жанр:
1) «Бэла» | А) романтическая повесть |
2) «Максим Максимыч» | Б) психологическая повесть |
3) «Тамань» | В) путевые заметки |
4) «Княжна Мери» | Г) философская повесть |
5) «Фаталист» | Д) рассказ |
Инсценировки. « Современный Митрофанушка», «Я Чацкий».
4.Метод творческого самовыражения предполагает, что учащиеся выступают в роли писателей и поэтов.
5. Метод дискуссии
6. Игровые методы
Технология личностно ориентированного обучения – во-первых, радикально меняет взгляд на уже известные технологии, во-вторых, актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения
Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в их развитии. Личностно ориентированное обучение позволяет учить учиться, уменьшить отставание, углубить и расширить знания учащихся, исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Своей педагогической философией считаю слова Р. Эмерсона: «Секрет успешного обучения и воспитания лежит в любви и уважении к ученику».
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание: "Все новое – это хорошо забытое старое".
Список использованной литературы.
- Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001.
- Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2.
- Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. – 2006. – № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования
Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...
Тема:«Формирование ценностно – мировоззренческой компетенции обучающихся– как важный компонент парадигмы современного образования»
Формирование ценностно-мировоззренческой компетентности - это формирование мировоззренческих ценностных принципов и установок, которые должны быть основой гражданской позиции школьни...
Статья «Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования»
В последнее время происходит резкая переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Со...
Самореализация личности в условиях современного образования
Традиционное образование – это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования – ориентация на всест...
Ориентация на личность как парадигма современного образования.
В данной презентация представлена педагогическая концепция учителя русского языка и литературы Абиевой Дилары Яшаровны....
Компетентностный подход в образовании – новая парадигма в образовании
Презентация, посвящённая обзору компетентностного подхода в образовании - сущность, основные принципы, как применятся в образовании. Материал пригодится для учителей-методистов или студентов педа...
Информация об участии в международной научно-практической конференции «Личность в парадигме межкультурной коммуникации: Язык-Культура-Образование-Музей (теоретические и прикладные проблемы). 2018 г.
27 апреля 2018 г. в научной библиотеке Калмыцкого государственного университета им. Б.Б.Городовикова состоялась международная научно-практическая конференция «Личность в парадигме ...