Самореализация личности в условиях современного образования
методическая разработка на тему
Традиционное образование – это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования – ориентация на всестороннее развитие личности и гуманизация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorealizatsiya_lichnosti_v_usloviyakh_sovremennogo_obrazovaniya.docx | 43.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Самореализация личности в условиях современного образования
Выступление на педагогическом совете
Федосеева Сергея Владимировича
I. Введение
Познание – основа развития личности.
Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке?
Свободное удовлетворение всемогущей жажды познания – основа развития личности.
Путь к новой школе лежит через любовь. Философия образования старой школы опиралась на принцип классового подхода. Теперь задача доплниетльного – отречься от идеологии ненависти и утвердить любовь как идеологию. Учить наших детей – учить их жизни без насилия, без страха строить отношения по законам гуманизма, бережного отношения к человеку и человеческой жизни как высшей ценности.
Помочь понять детям, что без любви к человеку и к жизни не будет ни здоровых отношений, ни здорового общества, ни общественного прогресса, ни нравственной ориентации в познании добра и зла. Любовь – залог от деградации человечества.
И школа начинается с любви. Опыт школ Толстого, Сухомлинского, Монтессори тому подтверждение. Лучше этих школ – школ воспитания на любви и без насилия. Настоящая педагогика – это и есть наука о любви. “Если мы научим ребенка любить, мы научим его всему” (Ю.Азаров).
Ещё один путь к новой школе лежит через утверждение правды – правды во всем: в содержании образования, особенно истории и литературы, в отношениях между учителем и учениками, между родителями и детьми, во всех проявлениях школьной жизни. Избавиться от фальши, показухи, двойной морали, от расхождения между словом и делом. Вопрос правды – это вопрос нравственного выбора между правдой и кривдой, добром и злом, честью и бесчестием. Новая школа – школа правды, чести и совести. Главный смысл в свободе, в любви и правде.
В свете новой философии образования мы рассматриваем: не “лепить”, а развитие творческого потенциала, оберегая в ребенке индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу.
II. Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности
Традиционное образование – это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования – ориентация на всестороннее развитие личности и гуманизация. Именно высоко-духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.
Нельзя отрицать того факта, что “старая” школа в нашей стране давала прочные знания и умения, и имела стабильную и результативную систему обучения. Кроме того, школа успешно решала задачу равного образования для всех. Однако не стоит забывать, что становлению личности в системе традиционного образования препятствовали жесткая идеология и абсолютный регламент основного ядра знаний, подлежащего усвоению. Мешал авторитарный дух системы.
Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания нетрадиционной личностного развития и самосовершенствования.
Для того, чтобы достичь самореализации каждого члена общества необходимо расширить сеть взаимодействий как внутри семьи, между семьями, районами, селами, группами сел, то есть насытить потребности в общении. Для этого необходимо расширить доступ населения к информационным ресурсам, поскольку сравнение себя с другими, проникновение в широкий мир заставляет человека познавать самого себя, повышает интерес человека к своим истокам.
Цели и задачи
Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Главные задачи:
научить мыслить (развитие интеллекта);
воспитание чувств (формирование нравственных отношений);
здоровье (физическая закалка).
Научить мыслить:
развитие мыслительных способностей обучающихся;
формирование познавательных интересов;
раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Воспитание чувств:
научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям;
формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;
индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;
развивать коммуникативные качества личности.
Здоровье:
физическая закалка детского организма;
систематическое занятие физкультурой и спортом;
квалифицированная диспансеризация детей;
постоянный медико-психологический контроль.
Бесконечное возникновение и образование нового характеризует непрерывный процесс самодвижения личности. Это активный, саморегулирующийся процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности.
Развитие – это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные.
Термин “развитие” применим к нравственности человека. Нравственное развитие – сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности.
потребности как первичное в развитии, возвышении интересов, мотивов, чувств;
нравственные представления ребенка, возникающие в ходе его взаимодействия с миром, на основе которых формируются нравственные убеждения;
эмоционально-волевая сфера ребенка как основа его нравственных качеств. Чувства и воля являются интегрирующим началом, увязывающим в единую целостность все компоненты нравственной сфере.
Нравственное развитие – это не выработка отдельных качеств личности (честности, ответственности, совестливости), а развитие целостного качества, базирующегося на эмоционально-волевой сфере личности. Нравственное развитие как процесс внутренний находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. Характер отношений проявляется в эмоциональных переживаниях, адекватном поведении, в соответствии сознания и поведения.
Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуума и поэтому глубоко индивидуален.
Фактором нравственного развития являются эмоционально-ценностные отношения, в которые включена личность. Субъективность среды есть потенциал для дальнейшего нравственного развития личности.
Мы принимаем давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаемся той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.
Целевые ориентации.
Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей:
цели государственной образовательной политики;
региональные социально-воспитательные цели;
цели развития данного учреждения дополнительного образования;
цели, как планируемые результаты развития личности обучающегося.
Цели высшего уровня – это цели государственной образовательной политики.
- Они определены во многих документах (Закон РФ “Об образовании”, “Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 гг.”, проект “Национальная доктрина образования Российской Федерации”, “Концепция структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)”):
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
- формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
- разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.
Третий уровень целей касается средств и способов воспитания их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:
включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;
формирование доминанты саморазвития и самосовершенствование личности;
развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культурно-творческого процесса;
приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;
включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);
организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.
Цели воспитания как планируемые результаты развития личности воспитанника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО “В новое тысячелетие” они сформулированы так:
научить учиться;
научить жить;
научить жить вместе;
научить работать и зарабатывать.
2. Становление личности - центр образования.
Этап становления новой образовательной парадигмы, в основе которой личностно-ориентированное обучение, гуманизация образования и целостное представление о естественнонаучном и гуманитарном понимании мира. Большое значение придается образовательным технологиям.
Образование не является делом лишь учебных заведений. Оно – функция жизни.
Становление личности сегодня является центром образования. Идет напряженный поиск ориентиров в сфере образования. Какого типа деятельности человека мы должны воспитывать, коллективного или индивидуального? Значимы не только коллективная творческая деятельность в первую очередь, акцентируется индивидуальная. Наилучшим воспитателем выступают три основные вида деятельности:
значимая деятельность, которая способна повлиять на “вхождение в собственный внутренний мир”, деятельность по совершенствованию себя;
общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности, где акцент делается на глубинное общение, вызревание “коммуникативного ядра”;
деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.
Цели воспитания ориентируются на формирование социальности личности субъекта, а не приучение к нормативному поведению, в пространстве саморазвития, в пространстве “взросления”, идет очеловечивание человека, где ценностью является сам человек и логика его развития. Личность должна создавать собственную историю в констекте жизни. Творить свою биографию, одновременно проявляя себя субъектом. Сначала неумело и нерешительно, в силу недостаточно развитого опыта субъектности. Затем этот опыт обогащается и осознанно реализуется в субъектной позиции: субъект сначала собственной учебной деятельности, а затем и своей становящейся жизни, тем самым ориентирует человека на развитие его возможностей как личности – на активный личностный рост. Таким образом, деятельностный аспект, как одна из подсистем индивидуальной культуры, должен быть направлен на изменение предметности человека, изменение его отношения к собственной деятельности. Данные подсистемы индивидуальной культуры личности – субъекта могут быть реализованы в условиях гуманизации образовательного пространства. Как вызревание образа “Я”, образа мира, образа мыслей, образа действий, образа жизни и дают ответ на вопрос: какова моя социальная роль. Чувство моего переживания, внутреннее мое состояние, в какой я позиции, каков уровень моего самосознания,когда содержание образования прикасается к личности всей своей полнотой, как культура, которая определяет более высокий уровень социализации личности.
3. Формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания.
Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания. Обновление советского общества привело к тому, что многие традиционные для нас запреты оказались сегодня устаревшими. Есть ценности, которые определяются законом, средой, обычаями, всеобщим одобрением. Есть ценности, которые “дают” семья, социум, средства массовой информации, сама жизнь и само учреждение.
На основании этих актуальных проблем выделены четыре приоритетные ценности: ценность собственного достоинства, ценность мышления и деятельности, ценность паритетности отношений, ценность общения. Таким образом, факты индивидуальной культуры личности соотносятся с принятой системой ценностей и, обладая этими ценностями, ученик должен получить желаемое образование, высокую культуру, сознательное отношение к профессиональной деятельности.
Этапы развития, где само развитие рассматривается как социализация и инкультурация человека, воспитание индивидуальной культуры личности субъекта, приспособление к культуре, адаптация и защита собственного “Я”.
III. Работа с детьми путь проб, ошибок, счастливых открытий
Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.Э. Кант
Цели:
Создать и поддерживать у учащегося доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личности самой себя.
Помощь в самоопределении, саморазвитию, т.е. должна создать условия для развития учащегося как личности.
Развивать познавательные интересы через соответствующую организацию внеклассной работы.
Задачи:
Помочь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание школьного обучения.
Ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического роста.
Работа с детьми путь проб, ошибок, счастливых открытий.
Воспитание успешно, если оно системно. С одной стороны, это – система психолого-педагогическая, и влияет она на учащихся не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы). Но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках школы).
Главный критерий эффективности системного воспитания личности – развитие личности учащегося.
Родители доверяют нам самое ценное детей, свою надежду, своё будущее.
Мы воспитываем из детей завтрашних людей и в силу этого обязаны проектировать качества наших воспитанников, прививать им лучшие черты личности, взгляды и привычки, нормы и навыки поведения.
В Центр внешкольной работы приходят дети в значительной степени сформировавшимися как личности – в той степени, в какой это обеспечено воспитанием.
Разумеется, этот “материал” ещё достаточно пластичен и податлив для последующей “лепки” в положительную или отрицательную сторону. Важно не упустить их, помочь им развиваться, не допустить нежелательные качества.
Воспитание направляется на творческое развитие и обогащение интеллекта, но и на формирование благородных моральных и эстетических качеств – готовности отдавать свои знания людям, трудолюбия, чувства красоты в природе и в общественной жизни.
Для всестороннего развития человека особенно важно единство труда и интеллектуальной жизни. Атмосфера творчества, исследования – важная черта коллектива. Формирование воспитания влияния коллектива на личность зависит от того, чем и как живет коллектив.
От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось к каждому слову. Учитель – благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.
Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.
Самовоспитание по системе “Сделай себя”.
Достигнутые условия для выделения ребенком качеств своей личности из единства с поступками, для их осознания как причин своих достижений или неудач, для самовоспитания создаются лишь в подростковом возрасте.
Поэтому в объединении работали по системе “Сделай себя”, т.е. самовоспитание.
Достигнутый уровень позволяет обучающемуся посредством качеств характеристики собственных поступков оценить свои возросшие умственные и физические силы. Это касается прежде всего взаимоотношений с друзьями, девочками и мальчиками, занятий в свободное время, стремления к самостоятельности.
И с этой целью были подобраны темы воспитательных мероприятий, коллективно творческих дел и темы родительских собраний.
И в конце года были обнаружены положительные изменения в поведении, они стали добросовестно выполнять свои обязанности, улучшили успеваемость, активнее стали участвовать в общественной работе.
Все, без исключения были ответственны за ту или иную деятельность в классе, и с этими работами справлялись. Были такие например, ответственные за библиотечным делом, за интеллектуальные игры, за информационную работу и т.д. Каждый в течение года отчитывался перед коллективом за свою работу.
Стали за год более активны не только в объединении, но и в ЦВР, более инициативнее, сплоченнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».
«Настоящее искусств...
Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"
Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"Доклад был представлен на Всероссийской конференции по русскому языку «Речевое развитие обучающихся – основа р...
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ
В современном общественном сознании происходит изменение взглядов, касающихся роли личности в обществе. В условиях, когда общество и государство не способны в достаточной мере защитить своих граждан, ...
Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"
Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...
Успешная социализация личности в условиях современной общеобразовательной школы на уроках русского языка и литературы
В век компьютерных технологий перед учителем русского языка и литературы стоят нелегкие задачи: привить интерес к своему предмету, воспитать вкус к слову. А самое главное – чтобы учен...
Формирование билингвальной языковой личности в условиях современного образовательного учреждения.
В данной работе показаны приемы и методы формирования билингвальной языковой личности на базе двух иностранных языков: английского и французского. Мы хотим представить вам несколько фрагментов уроков ...
Школьная бизнес-компания как инструмент для самореализации личности гимназиста в современной жизни
Статья о роли школьной бизнес компании в старших классах...