Тема:«Формирование ценностно – мировоззренческой компетенции обучающихся– как важный компонент парадигмы современного образования»
презентация по истории на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozova_l.a._mbou_ooshno1.g._polyarnyy.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д. А. Медведев: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности».
Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностно-мировоззренческой ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане - ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности через компетентностный подход.
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Основой для формирования компетенций является личный опыт учащихся. Человек становится компетентным, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.
С позиций компетентностного подхода оценивание эффективности достижений учащихся включает в себя следующие компоненты: знания и умения, проявленные в овладении основными понятиями и процедурами по данному предмету, теме; ситуационное поведение, адекватное той или иной ситуации, умение предпринимать корректные действия, проявлять свою мировоззренческую позицию; осмысление и нравственная оценка фактов, событий, репрезентация себя как возможного участника ситуаций (рефлексивная составляющая познавательной деятельности).
Ценностно-мировоззренческая компетентность – представления о разных системах социальных норм и ценностей, в том числе в истории российского общества; - умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, наиболее значимым проблемам российской истории и современности.
• Формирование ценностно-мировоззренческой компетентности - это формирование мировоззренческих ценностных принципов и установок, которые должны быть основой гражданской позиции школьника. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Целью учителя истории относительно программы является реализация ее предметного содержания. В условиях формирования ценностно-мировоззренческой компетенции относительно ученика - создание условий его самореализации.
Тема урока: « Смута – трагедия, очищение и возрождение России» Цели: Развивающие: формировать элементы информационной, коммуникативной, ценностно-мировоззренческой компетенций – умение работать с большим объемом учебного материала, находить, систематизировать, преобразовывать информацию в заданной знаковой системе и проводить ее презентацию. Воспитывающие: способствовать принятию учащимися ценностно- мировоззренческих установок российского общества, воспитывать гражданственность и патриотизм.
Самое существенное в этом уроке - поворот всего учебно-воспитательного процесса к развитию творческой активности, коммуникативности, нравственной ответственности человека. Образование должно не только вооружать знаниями, но и развивать и совершенствовать личность. Иначе говоря, формировать ценностно – мировоззренческую компетенцию.
Очень важным моментом является создание положительной личностной мотивации на изучение каждой темы! Построить начало урока необходимо таким образом, чтобы ученик осознал – мне это важно! Мне это интересно!
Образование должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия личности человека, а предметы истории и обществознания помогают человеку найти собственную позицию в обществе, определить свое место в жизни, сформулировать свое собственное отношение к таким понятиям как «толерантность», «общечеловеческие ценности» через ценностно – мировоззренческую компетентность.
Правила для учителя: Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. . Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Правила для учителя: Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Правила для учителя: Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это, то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования.
Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования....
статья "Ориентация на личность как парадигма современного образования"
В данной статье представлена технология личностно ориентированного обучения. В последние годы этот подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации,...
Ориентация на личность как парадигма современного образования.
В данной презентация представлена педагогическая концепция учителя русского языка и литературы Абиевой Дилары Яшаровны....
Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДДЕРЖКЕ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В данном материале я рассказываю о специфике преподавания и работы в целом в школе, где обучается контингент ребят, имеющих низкий уровень интеллектуального развития, детей из семей соцриска, которые ...
Тезисы ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Тезисы ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ...
«Психосоциальное здоровье обучающихся как важнейший компонент профилактики деструктивного поведения (профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде)»
laquo;Психосоциальное здоровье обучающихся как важнейший компонент профилактики деструктивного поведения (профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде)»...